Конспект основной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Простые и полезные растения »
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Данный конспект поможет обобщить и систематизировать представления детей о лекарственных растениях; вызвать желание узнавать новые факты о них, воспитывать экологическую культуру, формировать уважительное отношение к лекарственным травам; навыки совместной деятельности, умение делиться впечатлениями друг с другом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Простые и полезные растения » | 28.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект основной образовательной деятельности
по познавательному развитию в старшей группе
«Простые и полезные растения »
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Цель: расширять представления детей о лекарственных растениях, какую пользу они приносят, можно ли вырастить их самим.
Задачи:
Образовательные: обобщить и систематизировать представления детей о лекарственных растениях; вызвать желание узнавать новые факты о них.
Развивающие: развивать познавательный интерес; речь, расширять словарь за счет новой информации (ромашка аптечная, подорожник – путешественник, травники, шалфей, зверобой, душица, ноготки, соцветия). Формировать навыки совместной деятельности, умение делиться впечатлениями друг с другом, умение устанавливать причинно – следственные связи; внимание, память. Повышать остроту зрения, развивать зрительное восприятие через художественно – продуктивную деятельность; мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
Воспитательные: воспитывать экологическую культуру, формировать уважительное отношение к лекарственным травам; навыки совместной деятельности, умение делиться впечатлениями друг с другом.
Предварительная работа:
1. Работа с познавательной литературой. Оформление «Полочки умных книг» (справочники, энциклопедии, раскраски).
3. Чтение сказок, рассказов, стихов по теме; рассматривание иллюстраций к ним, беседы.
4. Опытно – исследовательская деятельность: выращивание рассады, высадка и уход за ними на участке д/сада
5. Наблюдение за подорожником, ромашкой, зверобоем, душицей, календулой, одуванчиками.
6.Слушание детских песен.
Материал и оборудование: мольберт, иллюстрации по теме «Лекарственные растения», DVD, разрезные картинки для игры «Собери целое из частей», прищепки разных цветов, шапочки – подорожник, одуванчик, ромашка.
Ход деятельности:
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, у нас на участке растут очень много растений.
- Какая самая главная польза от всех растений?
- Правильно, самая главная польза от растений – кислород, который они выделяют, и которым мы дышим. Без растений не могли бы существовать ни рыбы, ни птицы, ни насекомые, ни мы с вами.
Растений на Земле много, среди них есть лекарственные растения. Все лекарственные растения – дикорастущие, их собирают в лесу, на лугах и используют как лекарства от различных болезней. У различных растений используют различные части: это могут быть листья, цветы, стебли, плоды. Их можно купить в аптеке, а можно собрать в лесу и высушить. Мы решили выращивать их прямо у нас, в детском саду.
У нас аптека находится практически под ногами.
Посмотрите, это - подорожник, календула, крапива, душица, зверобой, мята, мелисса, шалфей (предложить детям рассмотреть каждое растение).
Воспитатель:
Много трав растёт полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.
И ромашка, и крапива,
Подорожник молодой.
- Как вы думаете, почему они называются лекарственными растениями? Как люди используют эти растения?
Дети: (их используют для лечения различных заболеваний).
Дидактическая игра «Экологическое лукошко»
Цель: формировать представления детей о лекарственных растениях и их использовании человеком, учить применять; упражнять в их распознавании на иллюстрациях.
Материал: плоскостное лукошко с красно-зеленым крестиком на одной из его сторон, набор иллюстраций лекарственных растений (подорожник, зверобой, ромашка, крапива и др.).
Организация и методика проведения
Воспитатель загадывает детям загадки о лекарственных растениях. Ребенок находит в лукошке отгадку, называет растение и объясняет, почему его называют «Зеленым доктором».
Загадка:
- Лекарь вырос у дороги – он больные лечит ноги.
Воспитатель:
- Ребята, это растение, как вы уже знаете, называется подорожник. Назвали это растение так за то, что селится по разным дорогам. (дети рассказывают о лекарственных растениях стихами)
1)Шагаешь берегом реки
Или лесной дорожкой,
Всегда встречаешь ты в пути
Растенье подорожник.
2) Если ты порезал ногу
Не рыдай и не реви
Подорожник на подмогу
Ты скорей к себе зови.
Подорожник - многолетнее растение, высотой 40 см. Лист подорожника большой, продолговатый с толстыми прожилками. В начале лета над листьями подорожника поднимаются стрелочки-стебельки, на верхушке каждой такой стрелочки мелкие цветочки, собранные в узкий колосок, цветочки эти совсем неприметны, затем в колосках созревают семена.
Листья подорожника используют в виде примочек для заживления ран. Препараты из листьев подорожника оказывают противовоспалительное, болеутоляющее действие. Так же используют для лечения органов дыхания в качестве отхаркивающего средства.
2.Злая, как волчица,
Жжется, как горчица!
Что ж это за диво?
Это же ... (Крапива)
Воспитатель: - Правильно. Крапива распространена повсеместно как сорное растение. Листья и стебли покрыты множеством жгучих волосков. Для медицинских целей используют листья крапивы. Крапиву используют как кровоостанавливающее средство, для лечения желудочных заболеваний; из неё приготавливают витаминный чай, витаминные борщи и салаты.
«Одна крапива заменит семерых врачей», - говорит народная мудрость. Применяют её как ранозаживляющее, при застарелом кашле рекомендуют отвар корней крапивы в сахарном сиропе.
Настой из листьев крапивы используют для полоскания горла при ангине, а так же для укрепления волос.
Крапива
Крапива – лекарство
Им голову мой,
Чтоб перхоти не было
И волос был густой.
3) Семена, как коготки,
Жёлто-красные цветки,
От горла помогают
Кто же их не знает? (календула)
Воспитатель:- Ребята, да это лекарственное растение называется календула, ещё его называют ноготками. Рассмотрите внимательно цветки календулы – они ярко оранжевого цвета с жёлтой серединкой, лепестки мелкие и собраны в чашечку, слегка опушены. Целебными свойствами обладают именно цветки этого растения, которые используют как противовоспалительное, ранозаживляющее, бактерицидное средство.
Вот КАЛЕНДУЛЫ цветки,
В народе просто - «НОГОТКИ»,
Если их в стакан сложить,
Кипятком простым залить,
И немного настоять-
Можно горло полоскать.
Ноготки должны помочь-
Уходи ангина прочь!!!
4. Стоят в лугах сестрички:
Золотой у них глазок,
Белые реснички. (Ромашки)
На травинке солнца глаз
Светит каждому из нас.
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи. (Ромашка)
Ромашка - это такой маленький цветочек на тоненьком стебельке.
Стебелёчек зеленого цвета и на нем много маленьких ромашек. Лепесточки цветка белого цвета, а серединка желтая. Ромашка растет и в поле, и в саду.
Каждый день я люблю любоваться и собирать ромашку. Ромашка напоминает мне небольшие солнышки, такие же теплые, яркие и солнечные.
Ромашка – это целебный и полезный цветок. Из цветов ромашки заваривают чай, он помогает при простудных заболеваниях. Сначала цветочки собирают, затем сушат.
Мы нарвём ромашек много,
По полям и по дорогам.
Всех цветов они полезней, —
Лечат разные болезни.
Очень вкусно пахнет в чашке,
Чай душистый из ромашки.
5. Облако на ножке
У меня в ладошке.
Мне не стерпелось.
Дунул-разлетелось. (одуванчик)
Это растение знакомо всем с детства. Кто не любит собирать желтые одуванчики, плести из них венки? Это многолетнее растение семейства сложноцветных. Когда цветут одуванчики, кажется, что дети солнышка спустились на землю и покрыли ее красивым ковром. Одуванчик очень похож на солнышко.
Его используют в лечебных целях и называют «элексиром жизни» не зря: все части растения полезны. И корни, листья, цветы.
Из цветов одуванчика делают варенье, похожее на мед. Из листьев можно готовить весной полезные салаты.
6. Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? — Запах…( мяты)
- Добавляют ее в чай. В мяте много полезных свойств. Приятный аромат, охлаждающий вкус. Настойки из мяты успокаивают.
7. Если что-то заболит,
Даже зверь не устоит.
С какой же травкой пить настой?
С чудо-травкой… (Зверобой)
Это невысокое многолетнее растение с прямым тонким стеблем. На листьях светлые точки, похожие на дырочки. Растение так и называется зверобой продырявленный.
Эти клеточки хранят эфирные масла.
На веточках — соцветия желтых цветов с бальзамическим запахом. Цветет зверобой с июня по август. Растет на лугах, полях, по склонам берегов.
Содержит каротин и витамин С. Полезное для человека растение.
Еще его называют «божья трава», лечит от 99 недугов. Почему не 100? Зверобой нельзя применять больным с опухолями.
Настой травы применяют при заболеваниях желудка, для полоскания горла, пьют как чай.
Физминутка
На лугу весною выросли цветочки
(дети сидят на корточках в кругу, медленно встают)
К солнцу потянулись, солнцу улыбнулись
(тянутся на носочках, руки вверх, в стороны)
Солнышку цветочки открыли лепесточки
(ладони вверх, вниз)
На лужайке по утру, цветы затеяли игру
(берутся за руки, идут по кругу)
1, 2, 3, 4 раздвигайте круг по шире
(остановились, отходят назад).
Как правильно собирать лекарственные травы?
- Ни в коем случае нельзя собирать травы возле дорог, т.к. они впитывают в себя вредные выхлопные газы и пользы от них не будет, только вред.
- Лекарственные растения нужно собирать только в ясную и сухую погоду.
- Нельзя пробовать растения на вкус.
- Каждый вид растений собирают отдельно.
- После сбора растений вымыть руки с мылом.
- Не рвать растения без надобности.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Воспитатель:
Ребята, я буду называть вам растения, а вы будете выбирать, какое из этих растений лишнее:
Подорожник, гладиолус, календула.
Крапива, подорожник, берёза.
Календула, сирень, акация…
Подвижная игра «Найди своё лекарственное растение»
Учить детей различать лекарственные растения, действовать по сигналу; упражнять в беге; развивать наблюдательность.
На земле разложить изображения лекарственных растений, предложить детям встать вокруг них. Как только зазвучит бубен, дети начинают двигаться по участку, по сигналу воспитателя (удар в бубен три раза и произнесение слов: «Раз, два, три!»), дети должны занять место, где они стояли изначально.
Трудовая деятельность:
Воспитатель:
- Ребята, а как вы думаете, надо ли ухаживать за лекарственными растениями? Ребята, я предлагаю вам полить растения, взрыхлить вокруг них почву, удалить сорняки.
Подвижно-дидактическая игра
«Кто быстрее найдёт растение по названию»
Цель: упражнять детей в быстром нахождении лекарственного растения по названию.
Правила игры: действовать по сигналу, быстро находить лекарственное растение по названию.
Организация и методика проведения: игра организуется как подвижная. Воспитатель объясняет, что после того, как он назовёт лекарственное растение и скажет: «Раз, два, три к … беги», ребятам необходимо быстро найти растение на участке и стать возле него.
Воспитатель:
Любите и берегите природу!
Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Летать в одном полёте...
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке,
И клюквы на болоте.
Ребенок:
В каждой травке, в каждой ветке -
И микстура, и таблетки.
Ну, а чем и как лечить
Родители и воспитатели нас могут научить.
Итог:
Воспитатель:
- О чем сегодня мы с вами говорили? Чай, с какими лекарственными растениями вы пьете дома всей семьей и для чего?
Столик, столик отзовись,
Что там прячешь, покажи! (открываю салфетку, там кружки с чаем)
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, парного
Самоварного чайку.- Приглашаем всех, отведать ароматный чай из: мяты, мелиссы, листьев смородины.
Используемая литература:
1. Горбатенко О.Ф. «Система экологического воспитания в ДОУ» Издательство «Учитель»
2. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» Часть 2.
3. С.Н. Николаева «Юный Эколог».
4. Л. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Растение – живое существо»
конспект НОД...
Конспект основной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Путешествие на воздушном шаре».
Закрепить: счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке, развивать слуховое внимание и координацию движений; логическое мышление детей; совершенствовать знания о геометрических фигурах и ориентировк...
Конспект основной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Путешествие в лес».
Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия....
Конспект основной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Путешествие в лес».
Конспект основной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группена тему: «Путешествие в лес»....
Конспект основной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования Тема: «Синяя вода»
Экспериментирование...
Конспект основной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Путешествие в лес».
Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия.Программные задачи: Образовательные :развивать познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, п...
Конспект основной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе, с применением технологии ТРИЗ на тему: «Помощь Муравью».
Использовала технологии проблемного обучения, которые обеспечивали высокую самостоятельность, формирование познавательного интереса, развитие мыслительных способностей. Даёт возможность размышлять, со...