Конспект основной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Простые и полезные растения »
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Усманова Рамзия Камиловна

Данный конспект поможет обобщить и систематизировать представления детей о лекарственных растениях; вызвать желание узнавать новые факты о них,  воспитывать экологическую культуру, формировать уважительное отношение к лекарственным травам; навыки совместной деятельности, умение делиться впечатлениями друг с другом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Простые и полезные растения »28.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект основной образовательной деятельности

по познавательному развитию в старшей группе

«Простые и полезные растения »

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Цель: расширять представления детей о лекарственных растениях, какую пользу они приносят, можно ли вырастить их самим.

Задачи:
Образовательные: обобщить и систематизировать представления детей о лекарственных растениях; вызвать желание узнавать новые факты о них. 
Развивающие: развивать познавательный интерес; речь, расширять словарь за счет новой информации (ромашка аптечная, подорожник – путешественник, травники, шалфей, зверобой, душица, ноготки, соцветия). Формировать навыки совместной деятельности, умение делиться впечатлениями друг с другом, умение устанавливать причинно – следственные связи; внимание, память. Повышать остроту зрения, развивать зрительное восприятие через художественно – продуктивную деятельность; мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
Воспитательные: воспитывать экологическую культуру, формировать уважительное отношение к лекарственным травам; навыки совместной деятельности, умение делиться впечатлениями друг с другом. 

Предварительная работа: 
1. Работа с познавательной литературой. Оформление «Полочки умных книг» (справочники, энциклопедии, раскраски).
3. Чтение сказок, рассказов, стихов по теме; рассматривание иллюстраций к ним, беседы.
4. Опытно – исследовательская деятельность: выращивание рассады, высадка и уход за ними на участке д/сада
5. Наблюдение за подорожником, ромашкой, зверобоем, душицей, календулой, одуванчиками. 
6.Слушание детских песен.

Материал и оборудование: мольберт, иллюстрации по теме «Лекарственные растения», DVD, разрезные картинки для игры «Собери целое из частей», прищепки разных цветов, шапочки – подорожник, одуванчик, ромашка.

Ход деятельности:

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, у нас на участке растут очень много растений.  

- Какая самая главная польза от всех растений?

- Правильно, самая главная польза от растений – кислород, который они выделяют, и которым мы дышим. Без растений не могли бы существовать ни рыбы, ни птицы, ни насекомые, ни мы с вами.

Растений на Земле много, среди них есть лекарственные растения. Все лекарственные растения – дикорастущие, их собирают в лесу, на лугах и используют как лекарства от различных болезней. У различных растений используют различные части: это могут быть листья, цветы, стебли, плоды. Их можно купить в аптеке, а можно собрать в лесу и высушить. Мы решили выращивать их прямо у нас, в детском саду.

У нас  аптека находится практически под ногами.

Посмотрите, это - подорожник, календула, крапива, душица, зверобой, мята, мелисса, шалфей (предложить детям рассмотреть каждое растение).    

     Воспитатель:

      Много трав растёт полезных

      На земле страны родной.

      Могут справиться с болезнью

      Мята, пижма, зверобой.

      И ромашка, и крапива,

      Подорожник молодой.

- Как вы думаете, почему они называются лекарственными растениями? Как люди используют эти растения? 

Дети: (их используют для лечения различных заболеваний).

Дидактическая игра «Экологическое лукошко»

Цель: формировать представления детей о лекарственных растениях и их использовании человеком, учить применять; упражнять в их распознавании на иллюстрациях.

Материал: плоскостное лукошко с красно-зеленым крестиком на одной из его сторон, набор иллюстраций лекарственных растений (подорожник, зверобой, ромашка, крапива и др.).

Организация и методика проведения

Воспитатель загадывает детям загадки о лекарственных растениях. Ребенок находит в лукошке отгадку, называет растение и объясняет, почему его называют «Зеленым доктором».

Загадка:

  1. Лекарь вырос у дороги – он больные лечит ноги.

Воспитатель:

- Ребята, это растение, как вы уже знаете, называется подорожник. Назвали это растение так за то, что селится по разным дорогам. (дети рассказывают о лекарственных растениях стихами)    

1)Шагаешь берегом реки

Или лесной дорожкой,

Всегда встречаешь ты в пути

Растенье подорожник.

2) Если ты порезал ногу

Не рыдай и не реви

Подорожник на подмогу

Ты скорей к себе зови.

Подорожник - многолетнее растение, высотой 40 см. Лист подорожника большой, продолговатый с толстыми прожилками. В начале лета над листьями подорожника поднимаются стрелочки-стебельки, на верхушке каждой такой стрелочки мелкие цветочки, собранные в узкий колосок, цветочки эти совсем неприметны, затем в колосках созревают семена.

Листья подорожника используют в виде примочек для заживления ран. Препараты из листьев подорожника оказывают противовоспалительное, болеутоляющее действие. Так же используют для лечения органов дыхания в качестве отхаркивающего средства.

2.Злая, как волчица,

Жжется, как горчица!

Что ж это за диво?

Это же ... (Крапива)

Воспитатель: - Правильно. Крапива распространена повсеместно как сорное растение. Листья и стебли покрыты множеством жгучих волосков. Для медицинских целей используют листья крапивы. Крапиву используют как кровоостанавливающее средство, для лечения желудочных заболеваний; из неё приготавливают витаминный чай, витаминные борщи и салаты.

 «Одна крапива заменит семерых врачей», - говорит народная мудрость. Применяют её как ранозаживляющее, при застарелом кашле рекомендуют отвар корней крапивы в сахарном сиропе.
Настой из листьев крапивы используют для полоскания горла при ангине, а так же для укрепления волос.

Крапива

Крапива – лекарство

Им голову мой,

Чтоб перхоти не было

И волос был густой.

3)  Семена, как коготки,

Жёлто-красные цветки,

От горла помогают

Кто же их не знает?  (календула)

Воспитатель:- Ребята, да это лекарственное растение называется календула, ещё его называют ноготками. Рассмотрите внимательно цветки календулы – они ярко оранжевого цвета с жёлтой серединкой, лепестки мелкие и собраны в чашечку, слегка опушены. Целебными свойствами обладают именно цветки этого растения, которые используют как противовоспалительное, ранозаживляющее, бактерицидное средство.

Вот КАЛЕНДУЛЫ цветки,

В народе просто - «НОГОТКИ»,

Если их в стакан сложить,

Кипятком простым залить,

И немного настоять-

Можно горло полоскать.

Ноготки должны помочь-

Уходи ангина прочь!!!

 4. Стоят в лугах сестрички:

Золотой у них глазок,

Белые реснички. (Ромашки)

На травинке солнца глаз

Светит каждому из нас.

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи. (Ромашка)

Ромашка - это такой маленький цветочек на тоненьком стебельке.

  Стебелёчек зеленого цвета и на нем много маленьких ромашек. Лепесточки цветка белого цвета, а серединка желтая. Ромашка растет и в поле, и в саду.

Каждый день я люблю любоваться и собирать ромашку. Ромашка напоминает мне небольшие солнышки, такие же теплые, яркие и солнечные.

Ромашка – это целебный и полезный цветок. Из цветов ромашки заваривают чай, он помогает при простудных заболеваниях. Сначала цветочки собирают, затем сушат.

Мы нарвём ромашек много,

По полям и по дорогам.

Всех цветов они полезней, —

Лечат разные болезни.

Очень вкусно пахнет в чашке,

Чай душистый из ромашки.

5. Облако на ножке

У меня в ладошке.

Мне не стерпелось.

Дунул-разлетелось.  (одуванчик)

Это растение знакомо всем с детства. Кто не любит собирать желтые одуванчики, плести из них венки? Это многолетнее растение семейства сложноцветных. Когда цветут одуванчики, кажется, что дети солнышка спустились на землю и покрыли ее красивым ковром. Одуванчик очень похож на солнышко.

Его используют в лечебных целях и называют «элексиром жизни» не зря: все части растения полезны. И корни, листья, цветы.

Из цветов одуванчика делают варенье, похожее на мед. Из листьев можно готовить весной полезные салаты.

6. Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? — Запах…( мяты)

- Добавляют ее в чай. В мяте много полезных свойств. Приятный аромат, охлаждающий вкус. Настойки из мяты успокаивают.

7. Если что-то заболит,

Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой?

С чудо-травкой… (Зверобой)

Это невысокое многолетнее растение с прямым тонким стеблем. На листьях светлые точки, похожие на дырочки. Растение так и называется зверобой продырявленный.

Эти клеточки хранят эфирные масла.

На веточках — соцветия желтых цветов с бальзамическим запахом. Цветет зверобой с июня по август. Растет на лугах, полях, по склонам берегов.

Содержит каротин и витамин С. Полезное для человека растение.

Еще его называют «божья трава», лечит от 99 недугов. Почему не 100? Зверобой нельзя применять больным с опухолями.

Настой травы применяют при заболеваниях желудка, для полоскания горла, пьют как чай.

Физминутка

На лугу весною выросли цветочки

(дети сидят на корточках в кругу, медленно встают)

К солнцу потянулись, солнцу улыбнулись

(тянутся на носочках, руки вверх, в стороны)

Солнышку цветочки открыли лепесточки

(ладони вверх, вниз)

На лужайке по утру, цветы затеяли игру

(берутся за руки, идут по кругу)

1, 2, 3, 4 раздвигайте круг по шире

(остановились, отходят назад).

Как правильно собирать лекарственные травы?

  • Ни в коем случае нельзя собирать травы возле дорог, т.к. они впитывают в себя вредные выхлопные газы и пользы от них не будет, только вред.
  • Лекарственные растения нужно собирать только в ясную и сухую погоду.
  • Нельзя пробовать растения на вкус.
  • Каждый вид растений собирают отдельно.
  • После сбора растений вымыть руки с мылом.
  • Не рвать растения без надобности.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Воспитатель:

Ребята, я буду называть вам растения, а вы будете выбирать, какое из этих растений лишнее:

Подорожник, гладиолус, календула.

Крапива, подорожник, берёза.

Календула, сирень, акация…

Подвижная игра «Найди своё лекарственное растение»

Учить детей различать лекарственные растения, действовать по сигналу; упражнять в беге; развивать наблюдательность.

На земле разложить изображения лекарственных растений, предложить детям встать вокруг них. Как только зазвучит бубен, дети начинают двигаться по участку, по сигналу воспитателя (удар в бубен три раза и произнесение слов: «Раз, два, три!»), дети должны занять место, где они стояли изначально.

 

Трудовая деятельность:

Воспитатель:

- Ребята, а как вы думаете, надо ли ухаживать за лекарственными растениями? Ребята, я предлагаю вам полить растения, взрыхлить вокруг них почву, удалить сорняки.

Подвижно-дидактическая игра

«Кто быстрее найдёт растение по названию»

Цель: упражнять детей в быстром нахождении лекарственного растения по названию.

Правила игры: действовать по сигналу, быстро находить лекарственное растение по      названию.

Организация и методика проведения: игра организуется как подвижная. Воспитатель объясняет, что после того, как он назовёт лекарственное растение и скажет: «Раз, два, три к …  беги», ребятам необходимо быстро найти растение на участке и стать возле него.

Воспитатель:

Любите и берегите природу!
Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Летать в одном полёте...
Давайте сохраним 
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке,
И клюквы на болоте.

Ребенок:

В каждой травке, в каждой ветке -

И микстура, и таблетки.

Ну, а чем и как лечить

Родители и воспитатели нас могут научить.

Итог:

Воспитатель:

- О чем сегодня мы с вами говорили? Чай, с какими лекарственными растениями вы пьете дома всей семьей и для чего?

Столик, столик отзовись,

Что там прячешь, покажи! (открываю салфетку, там кружки с чаем)

Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, парного

Самоварного чайку.- Приглашаем всех, отведать ароматный чай из: мяты, мелиссы, листьев смородины.

Используемая литература:

1. Горбатенко О.Ф. «Система экологического воспитания в ДОУ» Издательство «Учитель»

2.  О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» Часть 2.

3. С.Н. Николаева «Юный Эколог».

4. Л. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект основной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Путешествие на воздушном шаре».

Закрепить: счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке, развивать слуховое внимание и координацию движений; логическое мышление детей; совершенствовать знания о геометрических фигурах и ориентировк...

Конспект основной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Путешествие в лес».

Конспект основной образовательной деятельности  по познавательному развитию в подготовительной группена тему: «Путешествие в лес»....

Конспект основной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Путешествие в лес».

Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия.Программные задачи: Образовательные :развивать  познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, п...

Конспект основной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе, с применением технологии ТРИЗ на тему: «Помощь Муравью».

Использовала технологии проблемного обучения, которые обеспечивали высокую самостоятельность, формирование познавательного интереса, развитие мыслительных способностей. Даёт возможность размышлять, со...