"Планета Земля - наш общий дом"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Программное содержание:
– Учить знать и называть планеты Солнечной Системы, подвести к пониманию того, что планета Земля – это огромный шар, на котором есть жизнь; учить конструировать березу из бумаги.
– Закрепить представления о планете Земля, расширять представления детей о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ, что мы – люди – являемся частью природы, что для роста и развития живых объектов необходимы – вода, свет, воздух. Закрепить знания детей о животном мире нашей планеты Земля; о том, в какой части суши живут разнообразные животные; развивать гуманное отношение к животным, чувство ответственности за охрану животного мира на всей Земле; развивать речь.
-Развивать зрительно – моторную координацию, мелкую моторику пальцев рук; творческие способности детей.
– Воспитывать чувство гордости за свою планету, не сорить, не разрушать и не загрязнять ее, беречь природу.
Материал: Проектор, слайды, мяч, символы (человека, животных, рыб, птиц, насекомых, растений), карта Земли, глобус, стихи, символы (солнце, воздух, вода), карточки «Береги живое». Схемы, вырезанные фигурки животных.
Предварительная работа: знакомство детей с глобусом и картой, рассматривание тематических иллюстраций, чтение сказок народов мира; подготовка материалов и оборудования; рассматривание картин о животных, чтение рассказов, стихов из книг Шорыгиной Т.А. «Птицы. Какие они?», «Какие звери в лесу?», «Насекомые. Какие они?».
Словарная работа: глобус, планета Земля, суша, живая – неживая природа, материки, океаны, полюса.
Ход занятия
Слайд 1 «Планета Земля наш общий дом»
В: - Давайте улыбнемся и поприветствуем наших гостей!
В: - Сегодня я предлагаю вам отправиться в полет вокруг Земли. Вы согласны?
В: - Как называется профессия тех людей, которые покоряют космос? (космонавт)
В: - А, кто был первым космонавтом? (Ю.Гагарин) Слайд 2- « Ю.А. Гагарин»
В: - На чем можно отправиться в полет в космос? (на ракете)
В: - Как называется то место, откуда взлетают ракеты? (космодром)
В: - Молодцы! И так, нам пора отправляться! Представим, что мы на космодроме. Слайд 3 «Взлет космического корабля»
Музыкальная физкультминутка «Я - ракета» (повторить 2 раза)
Я ракета,
Я-я ракета!
Полетела в космос! – 2р.
Раз - стыковка,
Два – стыковка!
А вокруг планеты: солнце и луна!-2р.
Дети присели на стулья.
Слайд 4 «Планета»
Слайд 5: «Вид Земли из космоса»
В: - Какая удивительная планета – Земля! На ее поверхности плещутся моря и океаны, текут реки и ручьи, расстилаются широкие равнины, шумят зеленые леса, поднимаются высокие горы.
Земля – это огромный шар. Она вращается вокруг Солнца – самой близкой к нам звезды Слайд 6 – видео «Земля вращается вокруг Солнца».
Оборот вокруг солнца она делает за 365 дней, т.е. за год. За этот промежуток времени происходит смена времен года.
- Какие времена года вы знаете?
В: - И одновременно, Земля вращается вокруг своей оси Слайд 7«Вращение Земли вокруг своей оси», и делает она это за 24 часа, т.е. сутки. Какие вы знаете части суток?
В: -Если мы с вами посмотрим на Солнечную систему (Слайд 8- «Солнечная система»), то увидим, что все планеты вращаются вокруг Солнца, как и Земля. Но только планета Земля имеет свой спутник, который постоянно вращается вокруг нее. Кто скажет, как называется спутник Земли? (Луна)
В: -Мы с вами многое увидели из космоса а, теперь нам пора возвращаться.
Слайд 9 «Возвращение на Землю»
Физкультминутка «Возвращение» с музыкой
К возвращению на Землю приготовиться!
Есть приготовиться! (выставляют большой палец)
Надеть скафандры!
Есть надеть скафандры! (делают вид, что надевают на голову шлем)
Пристегнуть ремни!
Есть пристегнуть ремни! (хлопают в ладоши)
Включить контакт!
Есть контакт! (прикасаются указательным пальцем левой руки к указательному пальцу правой)
Ключ на старт!
Есть ключ на старт! (правую руку вверх)
Включить моторы!
Есть включить моторы! (вращательные движения руками перед грудью)
Р-р-р-р-р-р-р-р!
Начать отсчет времени! (все вместе считают 5-4-3-2-1)
Пуск!
У-у-у-у-у-у-у!
- Ну, вот мы с вами и дома на планете Земля! Слайд 10 «Природа»
Слайд 11 «Появление Лунтика на экране»
- «Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Меня зовут Лунтик. Не удивляйтесь, я украдкой прилетел с вами из космоса. Я невольно подслушал ваш разговор, и мне так сильно захотелось побывать на вашей прекрасной планете Земля и узнать о ней больше. Расскажите?»
В: -Ну, что, ребята, расскажем Лунтику про нашу планету?
1 ребенок:
Ты можешь удивиться, узнав,
Земля - наш общий дом!
Живут в нем звери, птицы,
И мы с тобой живем.
2 ребенок:
Земля - наш дом огромный
В нем много этажей
Для жителей подводных
И для лесных ужей.
3 ребенок:
Для всех квартир хватило:
Для буйволов и коз.
Для сов и крокодилов,
Для зайцев и стрекоз.
4 ребенок:
Земля - наш дом огромный,
И пусть сооружен
Он не из плит бетонных,
Но суть, то ведь не в том.
А в том, что мы соседи,
И мы должны сберечь
Оленей и медведей
Об этом наша речь!
Слайд 12 «Глобус»
Воспитатель показывает глобус.
В: - Ребята, а вы знаете, что такое глобус?
- Глобус - это уменьшенная модель Земли.
В: - Посмотрите внимательно на глобус, скажите какого он цвета? (высказывания детей, т.е. разноцветный). Голубой цвет на глобусе – вода, а все остальное – суша (горы, пустыни, леса). Большие участки суши на голубом фоне – это материки (Евразия, Австралия, Африка, Южная Америка, Северная Америка, Антарктида).
В: -Для кого Земля является домом? (на земле живут не только люди, но и растения, насекомые, птицы, рыбы и животные).
С-13: Лунтик
В: - Знаешь, Лунтик, на планете Земля есть живая и неживая природа.
С-13: Лунтик
- «Очень хотел бы узнать об этом».
В: - Давайте, ребята, мы поиграем в игру «Живая и неживая природа» и заодно расскажем Лунтику, что такое живая и неживая природа.
Игра «Живая и неживая природа».
Дети встают в круг и передают друг другу символы живой и неживой природы, называя соответствующие объекты. Сначала они называют предметы живой природы (птицы, растения, рыбы и т.д.)
Слайд14-«Живая природа».
Затем, неживой (небо, земля, камни и т.д.)
Слайд 15 «Неживая природа».
В: - Молодцы! Ребята, еще мне хочется напомнить вам и рассказать Лунтику (он на экране – Cлайд 16) о том, что деревья и другие зеленые растения являются легкими нашей планеты, т.е. органом дыхания.
- Почему, кто знает? (потому, что растения вырабатывают кислород, необходимый для жизни на Земле)
В: - На нашей планете много лесов. Вы были когда-нибудь в лесу?
- Вы помните, какой там свежий, чистый воздух! Хочется дышать и дышать!
Слайд 16 – Лунтик «А что такое лес?»
Слайд 17– Лес, пенье птиц
- Лес — это дом для мхов и трав, грибов, кустарников и деревьев, птиц, зверей и насекомых. Лес – это огромная дружная семья растений и животных. Лес – это наше богатство, зелёный наряд нашей Земли.
Слайд 18 – Лунтик «Ух, ты, как интересно! А какие деревья растут в лесу?»
Дети называют: береза, ель, сосна, дуб, клен, осина и т.д.
В: - Ребята, а если в лесу растут ели и сосны, как тогда будет такой лес называться?
В: - Почему? (потому, что у елей и сосен игловидные листья - хвоинки)
В: - Какие еще, вы, знаете хвойные деревья? ( пихта, можжевельник, кедр, кипарис, лиственница, туя)
Слайд 19 «Хвойные деревья»
В: - А, если в лесу растут только деревья с листьями, как такой лес называется?
В: - Назовите их… (дуб, береза, липа, осина, клен, ольха)
Слайд 20 «Лиственные деревья»
В: -А если, в лесу растут и хвойные и лиственные деревья, то этот лес называется… (смешанный)
Слайд 21 «Смешанный лес»
-Ребята, когда вы идёте в лес, вы должны знать, как надо вести себя в лесу. Сейчас мы поиграем и познакомим нашего гостя с правилами поведения на природе.
Слайд 22 «Цветок»
Игра «Мудрый цветок»
В: - Цветок этот непростой, много в нем заданий. Лепесток один бери, правило нам говори!
1. Не оставлять мусор, а вырыть яму, собрать мусор и закопать его.
2. Не ломать зелёные ветки и деревья, не качаться на них.
3. Не разорять птичьи гнезда и муравейники.
4. Не рвать большие букеты цветов, особенно тех, которые занесены в «Красную книгу».
5. Не разжигать костры, беречь лес от пожаров и т.д.
Слайд 23 Лунтик
- Спасибо, ребята. Очень интересно, теперь я буду знать как себя вести на природе.
-Скажите, а можно ли нанести вред природе, если не соблюдать эти правила? И кто это может сделать?
Д: - Погубить природу могут люди. Люди загрязняют реки, вырубает леса, отлавливает животных, птиц, рыбу, загрязняет воздух, водоемы и т.д.
Слайд 24 Лунтик
-Ребята, а кто еще живет на вашей планете?
Д: - Животные.
В: - Вся территория нашей планеты заселена животными. И сейчас мы будем играть, а ты, Лунтик, внимательно слушай и запоминай, какие животные живут на нашей планете.
Игра «Рассели животных»
В: - Вы будете работать в парах. У каждой пары будет большая карточка с фоновым рисунком, на котором изображена та или иная зона обитания животных.
Из множества картинок, вы выбираете тех животных, которые обитают в зоне, изображенной на вашем рисунке. После того как вы справитесь с заданием, вы должны объяснить свой выбор.
- Где могут жить домашние животные? (там, где живёт человек).
Слайд 25 «Домашние животные»
- Животные, которые живут в наших лесах ( медведь, лиса и т.д.).
Слайд 26 «Дикие животные»
- Животные Крайнего Севера:
северный - белый медведь, тюлень, морж, полярная лисица;
южный – пингвины, морские котики, киты, альбатрос и т.д.
Слайд 27 «Животные Крайнего Севера»
- Животные жарких стран (дети выбирают жирафа, бегемота и т.д.)
Слайд 28 «Животные жарких стран»
Слайд 29 Лунтик
- Спасибо, ребята, я запомнил почти всех животных.
В: - А вот, мы сейчас и проверим, как ты все понял! Мы для тебя придумали задание. Ну, что справишься!?
Слайд 30 Лунтик «Попробую!»
Игра «Хитрая картинка»
В: - На экране появится схема – мнемотаблица, а ты, Лунтик, должен отгадать, к какому животному это можно отнести и объяснить почему. Ну, а если ты вдруг не справишься, не переживай, ребята тебе помогут!
Во время игры Лунтик с заданиями не справляется, ему помогают с ответами дети.
Слайды 31-38
перо | клюв | крылья | две ноги |
С-32 Лунтик « Я не знаю
В: Ребята, помогайте!
Д: - Птицы
Слайд 33
туловище | чешуя | плавники | хвост |
Слайд 34 Лунтик «Может крокодил?»
Д: - Рыба
Слайд 35
клыки | шерсть | туловище | четыре ноги |
Слайд 36 Лунтик «Я просто не помню как называется…»
Слайд 37
хоботок | крылья | туловище | шесть ног |
Слайд 38 Лунтик «Дайте подумать…»
Д: - Насекомые
В: - Все молодцы! Вы справились!
Каждый человек может проявить заботу о любом животном: не навредить ему, не разорить, не лишить животных их дома, может подкармливать их, оказывать помощь попавшим в беду, раненым животным. А, что еще нужно помнить для того, чтобы и животным и нам с вами хорошо жилось на планете Земля? Мы с вами сегодня об этом уже говорили (беречь природу).
Слайд 39 Лунтик
- Молодцы! Ребята, мне очень понравилось на планете Земля. И с вами мне было очень интересно, но мне пора возвращаться, меня дома ждут. Я очень хочу, чтобы вы мне подарили что-нибудь на память о вас, и о вашей планете.
В: - Ребята, я хотела к сегодняшнему занятию приготовить для вас вот такое панно, но не успела доделать. Здесь изображено восточное полушарие, а на нем материки – Африка, Евразия, Австралия, Антарктида. Вы можете спросить, почему восточное полушарие, а не западное. Да потому, что мы с вами живем на материке Евразия, а он находится в восточном полушарии. Со стороны Африки я приклеила пальмы и животных, живущих в жарких странах. А также «расселила» животных, живущих в других климатических зонах. Например, кенгуру – в Австралии, пингвин в Антарктиде и т.д. А вот, ребята, со стороны Евразии, где «гуляет» бурый медведь, волк, лиса мне хотелось бы приклеить березки. А сверху стоят мама, папа и ребенок, т.е. семья. Как вы думаете, почему я здесь разместила людей? (это напоминалочка о том, что люди должны беречь природу, бережно относиться к животным и растениям и тогда наша планета будет еще очень долго оставаться такой же прекрасной и богатой как сейчас).
Давайте, мы с вами вместе дополним это панно. Сделаем березки и подарим Лунтику, а для себя мы сделаем еще.
Слайд 40 «Березы»
Пальчиковая гимнастика
Березка
Березка быстро получается,
Если пальчики расцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи. (Пальцы сцепляются в замок. Затем пальцы поднимаются вверх и распускаются, растопырив пальцы в стороны. Получается березка.)
Слайд 40 «Березы»
Продуктивная деятельность (звучит музыка)
Дети делают объемные деревья из бумаги и приклеивают их по краю панно.
Сделав панно, отправляем его с курьером.
Итог: - Можем ли мы сказать, что Земля - наш общий дом?
- Как вы думаете, сможет ли человек жить один на Земле, без животных и растений?
- Конечно, нет. Почему? (потому, что от растительного и животного мира человек получает пищу для жизни)
- Верно. Скажите, а что еще жизненно необходимо не только для человека, но и для роста и жизни растений и животных? (воздух, вода, свет, тепло)
- Если человек умнее и сильнее всех, он должен все свои знания и умения направить на охрану и защиту природы на планете Земля.
Слайд 41 «Лунтик и панно»
-Ребята, посмотрите, курьер уже доставил наше панно Лунтику.
А мы с вами давайте попрощаемся с гостями и пойдем в группу.
Слайд 42 Лунтик
«Ребята, я получил ваш подарок. Спасибо вам большое! Я тоже приготовил для вас сюрприз. Он находится в коробочке, которую утром в детский сад принес курьер и спрятал ее куда- то. Найдете, будет ваша. Удачи! До свидания!»
Дети находят коробочку с медалями, на которых изображен Лунтик.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Волчкова В.Н. «Экология» - Воронеж ТЦ «Учитель», 2006.
- Шорыгина Т.А. «Птицы. Какие они?»- Москва издательство «Гном и Д»,2003.
- Шорыгина Т.А. «Какие звери в лесу?» - Москва издательство «Гном и Д»,2003.
- Шорыгина Т.А. «Насекомые. Какие они?»- Москва издательство «Гном и Д»,2003.
- Горбатенко О.Ф. «Система экологического воспитания в доу» - Волгоград издательство «Учитель», 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планета Земля – наш общий дом
уточнить представления о Солнечной системе, рассказать об уникальности Земли (на Земле есть жизнь, так как на ней есть воздух, вода, тепло); Земля – это дом для всех людей, которой нужно любить, не ра...
"Планета Земля - наш общий дом"
экологический праздник...
"Планета Земля - наш общий дом"
экологический праздник...
Планета Земля- наш общий дом!
«Планета Земля – наш общий дом»Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой граттаж.Задачи: уточнить знания о космосе (планетах Солнечной системы, нашей планете Земля, современных летательн...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе с элементами оригами на тему "Планета Земля - наш общий дом"
Интегрированное занятие...
Конспект КВН «Планета Земля – наш общий дом»
Итоговое интегрированное занятие для детей подготовительной к школе группы в форме КВН (соревнования двух команд)....
Конспкт НОД по экологии на тему: "Планета Земля наш общий дом"
Данный материал позволит вам систематизировать знания детей о живой и не живой природе. Побудит ваших воспитанников беречь природу...