Познавательно - исследовательский проект «Наш весёлый огород – круглый год»
проект по окружающему миру (средняя группа)
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ogorod.docx | 31.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно - исследовательский проект
«Наш весёлый огород – круглый год»
Актуальность
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.
Характеристика проекта:
Тип проекта: познавательный.
Вид проекта: исследовательский.
Участники проекта: дети средне-старшей группы, воспитатель группы, родители.
Срок реализации проекта: март, апрель, май (краткосрочный).
Продукты проектной деятельности: рисунки детей, фотографии, календарь наблюдений, презентация проекта.
Цель проекта:
- развитие интереса у детей к исследовательской и опытнической деятельности в процессе выращивания культурных растений в комнатных условиях.
- заинтересовать детей наблюдать за жизнью культурных растений.
Задачи проекта:
– формировать познавательную, исследовательскую, трудовую деятельность детей;
– расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста растений;
– привлекать детей к активной самостоятельной деятельности по выращиванию растений;
– развивать творческие способности детей, любознательность, наблюдательность, поисковую деятельность;
– воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
– активизировать речь и обогащать словарь детей;
– развивать эмоциональную отзывчивость;
– формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.
- формировать интерес к произведениям малой фольклорной формы (загадки, пословицы, поговорки).
Ожидаемый результат:
- появление у детей стойкого интереса к развитию растений;
- дети научатся ухаживать за растениями;
- с помощью опытнической работы дети узнают о необходимых условиях для роста растений;
- формирование бережного отношения к растительному миру;
- формирование у детей уважительного отношения к труду;
- дети научаться вести наблюдения и делать выводы;
- выращивание рассады с последующей посадкой её на территории детского сада.
Формы и методы реализации проекта:
- Беседы.
- Занятия в игровой форме.
- Подвижные, дидактические, настольные, сюжетно – ролевые игры.
- Наблюдения и труд.
- Эксперименты и опыты.
- Рассматривание иллюстраций, картин.
- Чтение художественной литературы.
- Загадки, пословицы, поговорки.
Этапы проекта:
• 1 этап – подготовительный.
• 2 этап – практический (исследовательский).
• 3 этап – заключительный.
1 этап - подготовительный.
- Беседы с детьми (выявление знаний детей о растениях).
- Сбор художественной литературы, иллюстрационного материала по данной теме (рассказы, сказки, стихи, загадки, пословицы, поговорки, экологические сказки, картинки).
- Подготовка почвы, приобретение семян.
- Разбивка огорода на подоконнике.
- Изготовление атрибутов, табличек - указателей с названиями растений для оформления огорода.
- Создание коллекции семян
2 этап - практический (исследовательский):
- Деятельность педагога:
– направление и контроль за осуществлением проекта;
– проведение серий опытов на выявление потребностей растений во влаге, тепле и свете;
– проведение игр экологического содержания;
– проведение экологических занятий;
– словесное обсуждение и проигрывание ситуаций;
– наблюдение за мини-огородом на окне.
- Деятельность детей:
– формирование специальных знаний, умений, навыков для достижения цели;
– уход и посадка растений;
– экспериментирование;
– разные виды игр;
– стимулирование педагогом самостоятельной деятельности;
– создание проблемных ситуаций;
– задания для самостоятельных наблюдений. - Совместная деятельность педагога и детей:
– рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы;
– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику;
– работа с календарём наблюдений за ростом растений;
– просмотр фильмов о растениях;
– сбор коллекций семян;
– рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах, травах;
– труд на огороде.
Содержание проекта:
- Март – постановка познавательной задачи перед детьми и родителями, выбор темы наблюдения, планирование работы по проекту, посадка семян на рассаду.
- Апрель – наблюдение за ростом растений.
- Май - высадка рассады помидора, цветов в клумбы: практические навыки
(подготовка земли к посадке растений в грунт, прополка, полив). Закрепление понятий: семена, всходы, ростки; рассказ взрослых о том, как и зачем нужно ухаживать за растениями на улице.
Закрепление знаний, полученных детьми в ходе работы по проекту.
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
Работа с детьми.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- Беседы с детьми: «Что такое огород и что на нём растёт», «Какие растения можно вырастить на подоконнике», «Всё начинается с семечки», «Роль солнца, воздуха и воды в жизни растений».
- ООД «Во саду ли, в огороде», «Посадка овощей», «Урожай собирай».
- Составление рассказов - описаний об овощах.
- Показ презентации «Витамины и здоровье».
Цель: формировать представление детей о роли витаминов и жизни человека.
Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни.
- Создание и рассматривание коллекции семян овощных культур.
- Знакомство детей с алгоритмом по уходу за растениями.
- Рассматривание иллюстраций, картинок, альбомов с изображением культурных растений, рассматривание муляжей овощей, уточнение их формы и цвета.
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТРЫ
- Чтение энциклопедий
- Чтение рассказов, сказок, стихов: Н. Носов « Огурцы», «Огородники», В. Сутеев «Мешок яблок», Ю. Туви «Овощи», Г. Юдина «Сказка о том, как овощи воевали», И. Токмакова «Купите лук», Э.Успенский «Как капусту растили», С.В. Михалков «Овощи», В. Коркин «Что растет у нас на грядке?».
Чтение отрывков из книги Д. Родари «Приключения Чипполино».
- Заучивание стихов об овощах: Е. Благинина «Приходите в огород», А. Прокофьев «Огород», В. Волина «Наша грядка».
- Отгадывание загадок про овощи.
- Разучивание потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом и овощами.
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- Настольные, пальчиковые, подвижные, сюжетно - ролевые игры.
- Словесные игры: «Скажи ласково», «Объясни словечко».
- Игра – соревнование « Кто больше знает?».
Цель: обобщение и систематизация знаний детей об овощах и фруктах.
- Хороводы: «Земелюшка – чернозём», «Где был Иванушка», Есть у нас огород…».
- Дидактические игры: «Огород сажаем сами», «Где вершки, где корешки», «Овощи и фрукты», «Что лишнее?», «Угадай, что в мешочке», «Узнай по запаху», «Что сначала, что потом?», «Ботаническое лото», «Найди овощ по описанию», «Что, где растёт?», «Чудесный мешочек», «Почемучка».
Театрализованная деятельность.
Инсценировке сказки «Репка»
ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- Изготовление табличек - указателей с названиями растений
- Раскрашивание растений в раскрасках
- Лепка овощей из пластилина
- Рисование «От семечки до плода»
- Оформление огорода атрибутами, игрушками соответствующей тематики. Это 2 дома (один из дерева другой из картона), герои (бабушка, дедушка, внучка), луг с домашними животными, речка с её обитателями, трактор с муляжами овощей, цветы, трава, бабочки из бумаги и др.
- Оформление фотоальбома «Наш огород».
- Оформление календаря наблюдений за ростом растений, в котором дети делали зарисовки своих наблюдении за ростом и развитием растений.
ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Эксперименты:
1.«Земля – какая она». Цель: выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая)
2.«Земля и растение». Цель: выявить насколько земля необходима для роста растений.
3.«Вода и растения». Цель: выявить насколько вода необходима для прорастания и роста растений.
4. «Свет и растения». Цель: определить роль света в жизни растений.
5.«Тепло и растение». Цель: выявить потребности растения в тепле.
6.«Человек и растение». Цель: выявить, нуждается ли растение в уходе человеком.
7.«Строение растений». Цель: научить определять части у разных растений; находить общее и отличительные признаки.
8. «Рост, развитие растений». Цель: учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЦЕЛЬ: формировать навыки посадки и ухода за растениями.
Участие детей в посадке семян укропа, томатов, огурцов, лука и картофеля.
НАБЛЮДЕНИЯ «Растут ли наши растения?»
ЦЕЛЬ: учить детей наблюдать и замечать изменения в росте и развитии растений.
опыты – наблюдения:
- за корневой системой лука в воде;
- за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях.
- за клубнем картофеля (без земли и воды)
- за всходами, ростом и развитием овса, укропа и фасоли, гороха и картофеля, томата и огурцов, перца сладкого и горького, цветочной рассады.
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЦЕЛЬ: продолжать формировать трудовые навыки по уходу за растениями.
Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла).
Участие детей в поливе растений и рыхление почвы.
ТРУД В ПРИРОДЕ
ЦЕЛЬ: приобщать детей к посильной помощи в высадке рассады в грядки. Продолжать знакомство с условиями необходимыми для жизни и роста растений в открытом грунте. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений.
Участие детей:
- высадке рассады томатов и перца в грядки на участке детского сада.
- в поливе растений, рыхление почвы, прополки сорняков.
Работа с родителями.
- родительское собрание на тему «Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность».
- консультации «Что за полезные овощи!», «Как воспитать трудолюбивого ребёнка».
- помощь родителей в организации проведения проекта – это приобретение семян, земли, контейнеров для посадки.
- домашнее задание: вместе с детьми вырастить любое культурное растение в домашних условиях (зелёный лук, перец, помидоры и др.) и составить рассказ о том, как ухаживали за домашним огородом.
Совместная работа детей и родителей.
- Сбор информации: подбор иллюстраций, художественной литературы, рассматривание энциклопедий, разгадывание и загадывание загадок.
- Наблюдение в огороде за ростом растений, зарисовка этапов роста в календаре наблюдений.
- Экспериментальная деятельность в домашних условиях (посадка и наблюдение за ростом овощных культур).
Работа воспитателя.
- Беседы с детьми.
- Составление плана работы над проектом.
- Сбор материала необходимого для реализации проекта.
- Разработка конспектов занятий, презентаций по планируемой теме.
- Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
- Изготовление дидактических игр и пособий.
3. Заключительный этап
- Подведение итогов реализации проекта.
- Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности.
- Высадка рассады в открытый грунт на участке детского сада.
- Презентация проекта.
4. Распространение.
- Оформление альбома «Чудо огород»
- Фотовыставки для родителей.
- Ознакомление педагогов с удачно выполненной работой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно – исследовательский проект на тему: «Огород на подоконнике» (краткосрочный проект)
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Этот исследовательский проект ориентиро...
Исследовательский проект на тему: «Огород круглый год» для детей старшего дошкольного возраста.
Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о расте...
Исследовательский проект на тему: «Огород круглый год» для детей старшего дошкольного возраста.
Цель проекта: Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитан...
Исследовательский проект «Мой весёлый огород»
Проект "Мой веселый огород"...
Познавательно-исследовательский проект «Наш весёлый огород на подоконнике»
В ходе проекта дети узнали о том, что растения и овощи можно выращивать в комнатных условиях. Убедились в том, что для роста растений необходимы определенные условия. Развивали интерес к познавательно...
Познавательно-исследовательский проект "Наш весёлый огород на подоконнике"
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 29 «Аист» комбинированного видагорода Ишимбай муниципального района Ишимбайский районРеспублики Башкортост...
Краткосрочный познавательно-исследовательский проект "Наш весёлый огород"
В современном обществе люди всё больше и больше стремятся к жизни в мегаполисах и к потреблению готовых продуктов. Дети не имеют представления о жизни людей в деревнях, о том, что такое огород, как вы...