Растительный мир новосибирской области. Создания центра исчезающих растений.
проект (подготовительная группа)
Создание центра редких и исчезающих растений нашего края
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
редкие и лекарственные растения Новосибирской области | 115.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Растительного мир Новосибирской Области и создание центра редких исчезающих и лекарственных растений на базе ДОУ.
Краткая аннотация:
Проект подготовлен и реализован группой педагогов детского сада. Участниками проекта являются дети старшей группы № 5,, их родители и воспитатели. Данный проект разработан в соответствии с ФГОС ДОУ, в рамках реализации основной образовательной программы ДОУ и направлен на ознакомление дошкольников с природой Новосибирской области.
Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к природе, видеть ее красоту, научить беречь окружающий мир.
Чувство любви к родной природе - одно из слагаемых патриотизма.
Бережное отношение к природе – это проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны иметь знания о растительном мире; знать, как ухаживать и выращивать растения, как бережно относиться к ним.
Помочь детям увидеть разнообразие растительного мира родного края, сформировать у детей осознанно-правильное отношение к живой и не живой природе, к людям, охраняющим ее. И, кроме того, отношения к себе, как части природы. Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды, показать, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять – все это и стало целью данной педагогической работы.
Проект - долгосрочный (рассчитан на 2018-2019 год.)
В зависимости от возраста, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации. Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу, и место человека в ней. Проектно – исследовательская деятельность вызывает у ребёнка неподдельный интерес к природе, даёт возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия. Большое значение при работе с дошкольниками придается нравственному аспекту: развитию патриотизма, представлению о самоценности природы, эмоционально – положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
Участниками проекта являются дети, педагоги детского сада, родители.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Краткая аннотация проекта
2. Описание организации
3. Постановка проблемы
4. Цели и задачи проекта
5. Актуальность проекта
6. Готовность к реализации проекта
7. Этапы и методы реализации проекта
8. Прогнозируемые конечные результаты и практическая
Значимость результатов
9. Критерии и показатели эффективности реализации проекта
10. Ресурсы и бюджет проекта
11. Функционал участников проекта
12. Перечень источников (список литературы)
Описание организации
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска " Детский сад №346 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников" | |
МКДОУ д/с № 346. | |
|
На основании Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ "Об образовании Федерации в Российской Федерации" единственным официальным нормативным документом в дошкольном учреждении, определяющим содержание образования (общеобразовательная) программа (ООП) дошкольного образования. Основная общеобразовательная программа детского сада разработана с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы и утверждена на педагогическом совете ДОУ 31 августа 2015года. Программа разработана, утверждена и реализуется в дошкольным образовательным учреждением на основе Федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации;. Основная образовательная программа ДОУ учитывает специфические, географические, климатические, экологические особенности города Новосибирска. Программа состоит из двух частей: основной, обязательной и вариативной. Программа отображает: возрастные и индивидуальные особенности детей, воспитывающихся в детском саду, приоритетные направления, цели и задачи, принципы и подходы, содержание образовательного процесса по образовательным областям и по каждому возрасту, планируемые результаты освоения детьми образовательной программы, а так же содержит систему мониторинга достижения детьми этих планируемых результатов. В вариативной части программы находят отражение особенности организации образовательного процесса по направлению, выбранного педагогическим коллективом данного детского сада, содержание инновационной деятельности, система работы с родителями. |
Обоснование проблемы:
«Природа учит нас понимать прекрасное. Любовь к родной стране
невозможна без любви к природе»
(К.Паустовский»)
Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формировать у детей осознано-правильного отношения к природе, знакомить с природой родного края - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней.
.
Актуальность проекта:
В современных условиях дети очень мало знают о природе Родного края. Остро стоит проблема экологического воспитания дошкольников. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. В дошкольном возрасте самое время стать первооткрывателем и исследователем этого огромного мира. Мы взрослые на этом этапе главные помощники. Ведь именно от нашего одобрительного слова, помощи и поддержки во многом зависит, разгорится или нет «искорка интереса» и «пламя открытий». Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно -эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Ознакомление детей с природой – способствует сознанию важности окружающего мира. Использование лексического материала краеведческого содержания позволяет ребенку, не только научиться грамматически правильно и свободно излагать свои мысли, но пробудить в себе эмоционально - чувственное отношение к природе нашего края. Через общение с природой возможно обогатить речь ребенка, сделать ее разнообразной, выразительной. У детей формируются причинно – следственные связи, развивается такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов. Актуальность данной темы заключается в том, что ознакомление с природой родного края в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученных в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать ее. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Важный аспект этого – развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, помогая другим. Прекрасно, если на территории детсада будут устроен небольшой огородик, где дети смогут работать вместе с воспитателями. На огородике помимо знакомых нам овощей можно высадить злаковые культуры такие как рожь, пшеница, овес, кукуруза. На отдельной территории можно разбить клумбу с лекарственными травами.
Цель:
Знакомить детей с растительным миром Новосибирской области, воспитывать гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного края посредством поэтапного решения задач, раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников.
Задачи.
- Систематизировать и обобщить знания детей о природе родного края;
- Познакомить с растительным миром Новосибирской области:
- познакомить с редкими и исчезающими растениями;
-познакомить с лекарственными и ядовитыми растениями;
-познакомить со злаковыми растениями НСО;
Раскрыть факторы отрицательного воздействия человека на растения (различные виды хозяйственной деятельности, сбор букетов, неумеренная заготовка лекарственного сырья, вытаптывание
- Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через практическую деятельность.
- Познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений и человека;
- Формировать исследовательские навыки, умения наблюдать и экспериментировать, делать выводы в процессе поисково-познавательной деятельности.
- Развивать связную речь детей на основе эмоциональной отзывчивости, через общение с природой;
- Формировать трудовые навыки, правильно и безопасно пользоваться орудиями труда, выполнять индивидуальные поручения и коллективные задания;
- Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы.
- Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.
- Развивать творческие способности через рисунок, лепку, аппликацию;
- Способствовать взаимодействию семьи и д/сада.
Этапы, содержание и методы реализации проекта.
Реализация проекта.
Данный проект направлен на обогащение знаний детей старшего дошкольного возраста о природе родного края, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволит совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте.
Первый этап. Диагоностико-организационный.
- Проведение анкетирования среди родителей с целью выявления представлений о природе родного края.
- С детьми (наблюдения, беседы).
Второй этап. Деятельностный ( Разработка проекта. Определение тем проекта.
- Обсуждение проблемы с педагогами.
- Сбор информации, литературы, дополнительного материала по темам проекта.
- Составление плана реализации проекта.
Взаимодействие с семьей.
- Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников в соответствии с планом проекта «Растительный мир нашего края».
- Участие родителей в праздниках и мероприятиях ДОУ.
- Проведение консультативных бесед, родительских собраний.
- Информация в родительских уголках.
- Совместная работа родителей и детей по изготовлению природных поделок, гербарий, коллекций камней.
- Оформление семейного альбома «Семейный отдых на природе».
Третий этап. Аналитико-презентационный.
Работа над реализацией проекта.
- Взаимодействие ДОУ с краеведческим музеем.
- Подведение итогов реализации проекта.
- Презентация проекта.
- Представление и размещение итогов реализации проектов на сайте детского сада.
- Методы работы над проектом.
- Теоретический (тематические беседы, анкетирование, консультации, и пр.)
- Наглядный (наблюдение, получение информации через слайдовые презентации, выставки).
- Практический (опыты, участие в мероприятиях ДОУ).
- Проведение занятий (игровые ситуации, путешествия, экскурсии).
Мы изучали растительность нашего края.
Растительность области отличается большим разнообразием и пестротой. Она представлена темнохвойными, светлохвойными и лиственными лесами, горными лесами, разнообразными болотами и лугами, степями и полями культурных растений.
Богат и разнообразен видовой состав растений, насчитывающий более 1320 видов. Возможно, что их число еще больше, так как северные районы области недостаточно изучены.
Многочисленны древесные, кустарниковые и травянистые растения. Древесные формы представлены березой повислой, березой пушистой, осиной, сосной обыкновенной, кедром сибирским, пихтой сибирской, лиственницей сибирской и другими породами деревьев. Из кустарников широко распространены черемуха обыкновенная, рябина сибирская, шиповник коричный и шиповник иглистый, боярышник кроваво-красный, смородина черная и смородина красная, малина обыкновенная, крушина и другие виды.
Разнообразны также виды мхов, лишайников, грибов, водорослей.
пределах области насчитывается около 200 видов лекарственных растений (тысячелистник, валериана, кровохлебка, зверобой, девясил, боярышник, крушина, шиповник, череда, адонис и др.).
План мероприятий для реализации проекта:
Дата | Тема и содержание мероприятий | участники |
Февраль 01.02.-06.02.18 | 1.Анкетирование родителей 2. Диагностика знай детей по данной теме . | Дети, родители, воспитатели. |
07.02-12.02 14.02. | Беседы и чтение худож. прозведений о природе: М Пришвин «Деревья в плену», И.Бунин «Березовый лес» Цель: Познакомить с творчеством писателей, с произведениями, учить видеть красоту природы. НОД: «Люблю тебя мой Край Родной» Цель:развивать интерес к природе родного края. Видео-экскурсия по заповедным местам Новосибирской обл. | Дети, воспитатели. |
16.02.18 | Игра –занятие «прогулка по лесу» А.О. Соломенникова. Цель: расшир.представление о разнообразии растит.мира, Дать зания о видовом разнообразии лесов | Дети, воспитатели |
19.02.-23.02. | Презентации и фотоколлажи по теме: «Лес», «Растения леса» | Дети и родители |
27.02. | Просмотр видео-презентации «Жизнь леса». Цель: уч.видеть и понимать красоту природы родного края. | Дети и воспитатели. |
Работа с родителями: консультация –знакомим детей с природой родного края. Выставка рисунков детей и родителей «Берегите природу» | Дети и родители | |
Март | ||
12.03. | НОД: «Темнохвойный и светлохвойный лес» Цель: расширять знания детей о растительном мире родного края, познакомить с хвойными деревьями. | Дети и воспитатели. |
15.03. | Придумывание и инсценировка сказки «На лесной опушке» | |
18.03.-22.03. | Создание альбома «Деревья и кустарники нашей области» | |
25.03. | Опытно-поисковая деятельность: «Почему у деревьев с темным стволом снег тает быстрее? На какую сторону света растет больше веток» и.т.п. Цель: подтвердить необходимость некоторых изменений в природе. | Дети, воспитатели, родители. |
Работа с родителями: Круглый стол-«Прогулки с детьми на природу». Предлож.тематику: «Ранняя весна в лесу», «Хвойные и лиственные деревья», «В лес за тишиной» | Дети, воспитатели, родители. | |
Апрель | ||
02.04.-06.04 | Видео-экскурсия в весенний лес: «Весенний лес –чудесный лес» Цель: воспитывать любовь к природе, видеть красоту. Рисование акварелью «Весенний пейзаж» Цель:расширять интерес к изодеятельности, уметь передавать красоту природы. Чтение рассказа М.Пришвина «Разговор деревьев» Дид.игра «Лесной город» Цель: показать что лес- это целый город, познак. Спонятием «ярусов» леса Л.Ю.Павлова | Дети и воспитатели |
09.04.13.04. | Игра-викторина «Природа вокруг нас» Цель:показать как человек оберегает природу, преумножает ее богатсва. Раб. С родителями:выставка поделок из бросового материала «Очистим лес от мусора» Целевая прогулка «Наблюдение за рябиной» Цель: познакомить с характерными особенностями по которым можно отличить рябину. Дид.игра «Как зовут тебя деревце? | Дети, родители и воспитатели |
16.04.-20.04. | Знакомство с растительным миром лесостепи луга Цель: познакомить с зоной –лесостепь и луг ее растительным миром. НОД. «Что где растет, кто, где живет» Цель: расширить представления детей о растениях и животных разных сред обитания. Воспит. бережное отношение к природе. Слайдовая презентация растения лесостепи и луга НСО. | Дети и воспитатели |
23.04.-30.04 | Сочинение историй и экологических сказок по мотивам родного края. Познавательные беседы с детьми «Растения которые нас окружают» ( с картинками и д/играми. Экологическая фотовыставка «Земля в опасности» Цель: учить беречь природу, привлекать родителей. ОЭД. Подготовка семян цветов и почвы для высадки на «огороде на окне» . Работа с родителями: «Красота для цветника» Цель: привлечь родителей к высадке рассады для цветника. | Дети, родители и воспитатели |
27.04.18. | Экскурсия в детскую библиотеку Им. Короленко. Цель: | |
Май | ||
04.04.18 | Экскурсия в Бугринскую рощу | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект игры-путешествие «Путешествие в мир исчезающих растений и животных»
Игра – путешествие «Путешествие в мир исчезающих растений и животных»Цель: Учить бережному отношению к природе, познакомить детей со значимостью ядовитых растений, и познакомить с «Красной книгой»...
презентация редкие и исчезающие растения Новосибирской области.
Презентация к проекту...
Презентация "Создание центра редких и исчезающих растений в ДОУ
Презентация к проекту...
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новосибирского района новосибирской области – детский сад комбинированного вида «Солнышко» Рабочая программа по физическому развитию детей с 3-7 лет Срок реализации: 2015 – 2019 уч. год
Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения постоянно находится в центре внимания Российской Федерации. Очень важной, составной частью гармоничного развития личности является физическое сов...
Проект "Редкие и исчезающие растения Красноярского края произрастающие в г.Канске"
Проект основанный на региональном компоненте и расказывает детям о редких и исчезающих растениях нашего края и города....
Проект "Редкие и исчезающие растения моей малой Родины"
Позновательно-творческий проект о растениях Красной книги Свердловской области, произрастающих на Синей горе, пос. Баранчинский...
Краеведческое образование детей дошкольного возраста как основа нравственно-патриотического воспитания на основе ознакомления детей с историческим, культурным и природным наследием своего района, города Новосибирска, Новосибирской области в соответствии с
Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования, сред...