НОД "Свойства бумаги"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
по экспериментальной деятельности
в старшей группе
Подготовила воспитатель:
I категории
Анохина Елена Игоревна
2018 г.
Конспект по экспериментальной деятельности в старшей группе
«Свойства бумаги»
Цель: формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах.
Программные задачи:
• Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.
• Формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность.
• Развивать словесно-логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, умение делать умозаключение. Учить самостоятельно проводить опыты и эксперименты. Формировать у детей умения самостоятельно делать выводы исследований.
• Продолжать развивать у детей связную речь, продолжать учить детей последовательно излагать свои мысли, обогащать активный словарь.
Ход исследовательской деятельности.
Ребята посмотрите, сколько гостей сегодня пришло. Давайте поздороваемся.
Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро!» - солнцу и птицам.
«Доброе утро!» - улыбчивым лицам.
А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям.
Ребята недавно мы с вами говорили о профессиях, а как вы думаете какая профессия самая загадочная и волшебная. Послушайте загадку.
Улыбнётся в толпу хитро
и тут же без обмана -
достанет зайца из цилиндра ,
букеты из кармана .
(фокусник).
Правильно ребята, это профессия называется фокусник.
Фокус – это чудо, это сказка, это превращение
- А вы умеете показывать фокусы?
- Хотите, я научу вас некоторым детским фокусам, и вы сможете показать их родным и близким?
Тогда я предлагаю вам совершить путешествие и посетить «Школу фокусников», все согласны отправиться в дорогу? Тогда садимся в поезд и отправляемся в «Школу фокусников»!
Ребята мы очутились в лаборатории, где фокусники изучают свойства какого-либо материала, с помощью которого будут показывать фокус. Ведь не зная свойств материала – фокус не получится.
А какой сейчас изучают материал в «Школе фокусников» вам поможет загадка:
Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, ,
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает и деньгами.
Что это? Догадайтесь сами! (БУМАГА)
- Расскажите мне, пожалуйста, зачем нам нужна бумага?
Посмотрите, пожалуйста, какая разная бывает бумага (на столах лежат различные образцы бумаги: альбомная, тетрадная, салфетка, газета, картон? Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы попытайтесь не только их отгадать, но и подобрать к ответу нужный образец бумаги, который лежит у вас на столе.
В школе деткам помогает, знания их сохраняет (тетрадь) .
Очень жесткий с виду он, а зовут его (картон) .
Очень мягкая на ощупь, вытирает деткам щечки (салфетка) .
Не простое развлеченье, для гуаши, акварели. Детские рисунки в нем, а зовут
его (альбом).
Сохраняют всю на свете информацию в (газете).
Вот какие вы молодцы. Все не только отгадали, но и верно показали.
Ребята, посмотрите, какое необычное дерево растёт в лаборатории! Чем оно необычно? (Листья не настоящие, а бумажные)
- Это дерево поможет нам многое узнать о бумаге. На листьях написаны цифры. Найдите лист с цифрой 1 (Снимаем лист с дерева)
1. «изучи бумагу с помощью рук и глаз»
Гладкая, шершавая, толстая, тонкая, гофрированная, бархатная, прозрачная, мягкая, цветная.
2. «Бумага режется» (схема «ножницы»)
Предложить детям узнать режется бумага или нет. Два вида бумаги: картон, простая альбомная бумага. Попробовать разрезать ножницами сначала бумагу. Бумага разрезалась быстро и легко. При разрезании картона у детей возникли затруднения.
Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага режется по легкости в зависимости от толщины.
3. «Бумага пластична и она рвется» (схема «рваная бумага и ее можно сгибать»)
Вывод: картон толще, чем бумага, бумага рвется и сгибается по легкости в зависимости от толщины.
4. «Бумага мнется и издаёт звук» (схема «мятая бумага и нота»)
Смять сначала бумагу, потом картон.
Вывод: чем толще бумага, тем она труднее мнется.
«Бумага издаёт звук» (схема "нота")
Предложила взять разноцветную бумагу и выполнять движение «стирка белья». Бумага шуршала, скрипела.
Вывод: при смятии, трении – бумага издаёт звук.
5. Может «Бумага намокать» (схема «капля воды») .
Опустить в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло?
Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, бумага материал не прочный.
6. Может бумага быть мягкой и твердой? Сможем ли мы с помощью бумаги порезать пластилин?
7. «Бумага впитывает жир? и тогда вода скатывается» (схема «растительное масло») .
8. «Может бумага гореть?» (схема «спички»)
«Помни правило – ты бумагу и огонь никогда один не тронь»
Поджигать бумагу мы не станем, все знают, что она горит. Ребята, запомните: «Спички детям не игрушка» Вешаем листок на доску
Сейчас мы повторим, что узнали о бумаге (Обращаюсь к листочкам-помощникам, что можно с ней делать, какая она
Молодцы, а теперь настало время отправиться в мастерскую фокусов!
Теперь давайте превратимся в фокусников:
Мы друг другу улыбнулись
Дружно вверх все потянулись
До земли мы поклонились и
Все в фокусников превратились
Колдовать мы начинаем:
Рекс-пэкс-фэкс
Ваша задача в мастерской не только показать фокус но и отгадать его секрет.
Фокус №1: «Живые цветы»
Воспитатель показывает детям цветок сделанный из бумаги.
Воспитатель: Возьмите по цветочку и аккуратно положите на поверхность воды. Давайте скажем все вместе: «Эй, цветочки, просыпайтесь! Лепесточки раскрывайтесь!»
Дети наблюдают за раскрытием лепестков. Наши чудные цветки распускают лепестки.
Воспитатель: Как вы думаете, а в чем секрет этого фокуса?
Воспитатель: Почему лепестки стали раскрываться? (Дети высказывают свои предположения)
Необходимо подвести детей к правильному ответу: бумага впитывает в себя воду и лепесточки под тяжестью воды раскрываются, и ложатся на поверхность воды.
Фокус №2 «Тайное послание».
Посмотрите, на этот чистый лист альбомный сейчас я произнесу волшебные слова, закрашу лист бумаги краской и проявиться тайное послание. Не верите? Вам только нужно взять кисть, набрать краску и закрасить лист краской.
Дети проводят кисть по бумаге, на которой заранее парафином нанесены рисунки и на цветном фоне начинают проявляться различные картинки: домики, солнышко, цветы Волшебник вместе с детьми «рисует» свой рисунок на листе.
Объяснение волшебника: ребята, такой рисунок Вы можете подготовить сами. Нужно только взять белый восковой карандаш, нарисовать что – то, а потом разукрасить лист бумаги краской. Можно подарить такой «волшебный рисунок» другу или родителям.
Вам понравились фокусы?
Итак, подводим итог. Что мы сегодня с вами делали ? Вам понравилось проводить исследования с бумагой?
Ребята, сегодня вы справились со всеми заданиями: отгадали загадки, разгадали свойства бумаги с помощью волшебного дерева, показали фокусы и открыли их секреты. Мне очень понравилось как вы сегодня работали, теперь вы можете показывать опыты и рассказывать о бумаге своим товарищам и даже маме и папе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/06/picture-30369.jpg)
Конспект занятия по экспериментированию с бумагой «Волшебница бумага» (старшая группа)
Цель: Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из б...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/11/picture-203162-1515682936.jpg)
Работа с бумагой. План-конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группы. Работа с бумагой. План-конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группы.
Физкультурное занятие с использованием нетрадиционного материала в ДОУ....
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/23/picture-172760-1374603945.jpg)
Конспект занятия по конструированию из бумаги на тему МЕБЕЛЬ из БУМАГИ на основе складывания прямоугольника
Конспект занятия по конструированию из бумаги на тему МЕБЕЛЬ из БУМАГИ на основе складывания прямоугольника...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/04/picture-290039-1378277665.jpg)
Конспект занятия по экспериментированию с бумагой «Волшебница бумага» (старшая группа)
Цель: Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из бумаги, определять ее качество (цвет, гладкость, ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/21/picture-117472-1477027351.jpg)
Видеофильм о производстве бумаги «Так рождается бумага»
Видеофильм о производстве бумаги «Так рождается бумага» [[{"type":"med...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/10/picture-385823-1623349413.jpg)
Мастер-классы для родителей, воспитанников и воспитателей: «Волшебный мир бумаги и великолепных цветов из крепа» (гофрированной бумаги) гиацинты. Подмосковье. г.Красногорск 2016г.
Мастер – классы – это организованная деятельность, которая развивает художественный вкус, фантазию и воображение, мелкую моторику рук, что в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления детей, уси...