развитие познавательной активности через мир природы
консультация по окружающему миру
Мы живем в современном мире, в мире технологий и инноваций. К всеобщему сожалению, гоняясь за инновациями, люди, перестали обращать внимание на окружающую их природу. Они забыли, что являются частью единой системы и не могут существовать друг без друга. На сегодняшний день проблемы экологии стремительно набирают свою популярность. О них заговорили во всех сферах массовой информации. Поэтому тема экологического воспитания подрастающего поколения актуальна, так как наблюдается процесс отчуждения детей от природы. Дети больше времени проводят у компьютеров, телефонов. А так важно, чтобы восприятие красоты сохранилось на всю жизнь. Рядом ученых, таких как Н.А.Рыжовой, С.Н. Николаевой было доказано, что экологическое воспитание экологическая культура должны быть базовой потребностью и состоять из двух взаимосвязанных компонентов: ценностно-мотивационного и потребностно - действенного, которые могут реализоваться последовательно и целенаправленно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 27.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие познавательной активности, через мир природы»
Мы живем в современном мире, в мире технологий и инноваций. К всеобщему сожалению, гоняясь за инновациями, люди, перестали обращать внимание на окружающую их природу. Они забыли, что являются частью единой системы и не могут существовать друг без друга. На сегодняшний день проблемы экологии стремительно набирают свою популярность. О них заговорили во всех сферах массовой информации. Поэтому тема экологического воспитания подрастающего поколения актуальна, так как наблюдается процесс отчуждения детей от природы. Дети больше времени проводят у компьютеров, телефонов. А так важно, чтобы восприятие красоты сохранилось на всю жизнь. Рядом ученых, таких как Н.А.Рыжовой, С.Н. Николаевой было доказано, что экологическое воспитание экологическая культура должны быть базовой потребностью и состоять из двух взаимосвязанных компонентов: ценностно-мотивационного и потребностно - действенного, которые могут реализоваться последовательно и целенаправленно. Влияние экологической культуры на социализацию ребенка рассматривали такие ученые как О.С.Анисимов, И.С.Зинченко, А.В. Мудрик и т.д. цель всех научных исследований:
- формирование убеждения в необходимости бережного отношения к природе;
- стремление к адекватному восприятии знаний и выработке навыков по охране природы;
- приобщение к мировому уровню экологической культуре.
Понимая, что дошкольное детство - это как раз тот период, когда не только закладывается фундамент и происходит общее развитие ребенка, а развитие позитивного отношения к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. Мы определили цель своей работы с детьми - создание условий для формирования у детей экологического мировоззрения, экологической грамотности и культуры. Включающей в себя знания о природе и взаимосвязях в ней, способах ее сохранения, этические, эстетические чувства, интерес к природе и проблемам ее охраны, навыков культурного поведения в природе, а также мотивы, побуждающие к соблюдению норм поведения в природе и экономного расходования ее богатств. Для приобщения детей к экологической культуре мы используем широкий спектр всевозможных методов и приемов. Самые распространенные методы экологического воспитания – наблюдения, беседы, экскурсии. Экологическую грамотность осуществляем через: поисково-познавательную, опытно-экспериментальную, моделирующую, игровую, социально-эмоциональную, природоохранную деятельность.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО о создании развивающей предметно - пространственной среды, обеспечили максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. Группа оформлена по теме «Времени года», в центре расположена «паутинка», на которой вывешиваются картинки по тематическим событиям. У детей в повседневной жизни в течении времени года, недели просматривается определенная тематика, как правило она связана с экологией. Создали центр «Галлилейка», где детям предлагается соприкоснуться с многогранным миром природы, ежедневно взаимодействуя, ухаживая и заботясь о нем. Создавая центр, мы подобрали, оформили материал, таким образом, чтобы воспитанники могли исследовать, наблюдать, экспериментировать, думать, развиваться, устанавливать причинно-следственные связи, тем самым формируем и накапливаем навык познавательно - поисковой деятельности. Центр разделен на несколько под- центров:
«Методичка» - это центр больше адресуется педагогам. Воспитатель должен быть всегда на шаг впереди детей. Центр пополняется новыми разработками, презентациями, методической литературой, которая в дальнейшем является толчком к новому в формировании экологической культуры дошкольников.
«Почитай-ка» - в экологическом воспитании большое значение имеет эстетическое восприятие. К нам на помощь приходят литература (А.Пушкин, М. Пришвин, Ф.Тютчев и т.д.), репродукции картин. Учитывая возрастные особенности детей, используем принцип фасцинации (очарования) и перцепции (восприятия). Рассматривая картину или слушая музыку, художественное произведение, дети попадают увлекательный мир природы. Тем самым развиваем воображение, творчество, воздействуя на чувства и эмоции детей.
Как говорится в китайской пословице «Скажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне сделать и я пойму». Она адресована к центру «Изучалка», «Следопытка». Одним из основных методов экологического воспитания является - метод экспериментирования, который считаем, что знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Это ведет к воспитанию ребенка, ориентированного на положительное отношение к природе, происходит взаимодействие детей с природой и социальной средой. Экспериментируя с воспитанниками, исходим из детских потребностей и интересов. Происходит «погружение» ребенка в определенную тему или проблему, повышается поисковая активность, что побуждает к творческому отношению выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации в ее процессе.
Мир ребенок познает через ощущение Центры - «Ощущалка», «Измерялка», «Насыпалка», «Ковырялка», доказывает, что движение пальцев рук стимулирует развитие нервной системы и ускоряет развитие речи ребенка. В этих центрах дети устанавливают причино-следственные связи, развивают мелкую моторику, происходит понимания весовых и измерительных эталонов предмета.
Все эти под-центры, подводят детей к экспериментированию. С помощью опытов дети выявляют свойства предмета в зависимости от состояния температуры, влажности воздуха, сезона года, воздействия солнца. Дети учатся пользоваться весами, лупой, термометром, магнитом. При проведении опытов мы используем «метод посредника» (персонажа Совушки). Первые проблемные ситуации решаем в совместной деятельности. Затем у детей формируется умение самостоятельно ставить цель, выдвигать гипотезу, самостоятельно готовить оборудование для проведения опытов, осуществлять практические действия, графически составлять схему определения эксперимента и зарисовывать результат.
Центр постоянно пополняется разными материалами: песком, глиной, камушками, сосудами. Находясь на отдыхе, дети приносят все интересное и значимое, с их точки зрения. Работая в центре, разработали вместе с детьми правила техники безопасности, совместно подготовили карточки со схематическим изображением предлагаемых опытов. Результаты проведения исследований фиксируем в дневнике наблюдения.
Для формирования экологического мировоззрения и экологической культуры используем технологию сотрудничества (метод моделирования педагогических ситуаций), где воображаемый план, дети придумывают самостоятельно. Создается тайна, загадка, на которые дети находят ответ. Темп игры держим через посредника, объединяя ребят в малые группы по счету, временам года, по желанию и т. д. Дети договариваются между собой, помогают друг другу, ищут выход из сложившийся ситуации. Отношения выстраиваются на принципе равенства и партнерства, дети чувствуют себя значимыми, защищенными, охотно идут на контакт, не боятся высказывать свое мнение, точку зрения.
Наряду с традиционными методами экологического образования применяем технологию макетирования. Игры на макетной основе способствуют развитию «погружения» детей в лексическую тему («Птицы», «Насекомые», «Зоопарк» и т.д.) и ознакомлению детей с окружающим миром. Все объекты (мелкие игрушки) не прикреплены к макетам, дети свободно перемещают по всей поверхности макета и могут даже перенести на другой макет. Тем самым дети учатся устанавливать связь, видеть перспективу проживания данного объекта.
Развивая экологический потенциал современного дошкольника невозможно без трудовой деятельности. Поэтому участвуя в трудовой деятельн6ости дети получают представления о многообразии растительного и животного мира. О том, как растут и развиваются растения. Каждый день начинается с обхода своего участка. Дети сами находят объекты, которые нужно прибрать, полить. Осенью дети с удовольствием собирают семена с цветов, и сухие листья, зимой собирают снег и прикапывают его к стволам деревьев, кормят птиц, а летом пропалывают цветник от сорняка.
Формируя основы культуры личности, даем детям понятия добра и зла, учим их отличать прекрасное от безобразного, пробуждаем доброе начало. Для воспитания коммуникативной культуры используем ряд ситуаций: «Сломанная ветка, висевшая на кустарнике» или «полюбоваться осенним кленовым листом, рассмотреть его и подумать, на что он похож, представить, чем он был раньше и где он находился, определить, какое у него в данный момент настроение», «придумать сказку между предметами, выдуманную детьми (камень, одуванчик, кузнечик беседуют о погоде)».
Творческая деятельность способствует процессу формирования у детей творческого воображения и образного мышления, развития высших психических процессов (памяти, восприятия, внимания, мышления), развивает эмоции. Дети перевоплощаются в животных, растения, дождик, камень. Они смотрят на мир другими глазами, учатся сопереживать, сострадать - цветку, бабочке, дождику.
Конечно, в решении поставленных задач воспитание будущего поколения не маловажную роль принадлежит семье. Работа с родителями является важным звеном в реализации экологического воспитания детей, именно семья дает первые уроки, опыт общения с природой, показывая пример отношения к объектам растительного и животного мира. Так для украшения детского участка, родители изготовили «сказочный уголок Гномика Тошки», оформили клумбу – для этого дети вместе с родителями собирали камушки, растили цветы, высаживали их в клумбу. И когда другие дети заходили в сказочный уголок, предостерегали, делали замечания - что руками трогать нельзя, а надо смотреть глазами. Тем самым принимали, непосредственное отношение к происходящему заботились, охраняли.
Важнейшим показателем эффективности образовательного процесса и деятельности по данному направлению являются положительные результаты освоения знаний по данному направлению. Целью мониторинга является изучение достижений планируемых промежуточных и итоговых результатов освоения детьми программы и определение динамики детского развития.
Мониторинг в группе направлен на отслеживание качества формирования экологического воспитания детей.
Мониторинг реализации системы работы по формированию экологического воспитания детей за 2017 -2019гг
Год | Сформировано
| На стадии формирования | Не сформировано | |||
Кол. детей | (%) | Кол. детей | (%) | Кол. детей | (%) | |
Сентябрь 2017 | 4 | 15.5 | 10 | 38,5 | 12 | 46 |
Апрель 2019 | 18 | 69.5 | 7 | 27.5 | 1 | 3 |
Анализ результатов мониторинга апрель 2019г системы работы показал рост высокого уровня в сравнении с годом 2017 на 54%. Таким образом, решение данной задачи (формирование экологической культуры), будь в игре или на занятии, в путешествиях или экскурсиях, является формирование таких качеств у детей, как системность мышления (способность воспринимать любой предмет, во всем многообразии связей), и диалектичность мышления (способность видеть в любых системах противоречия и разрешать их), которые способствуют формированию первичных представлений об экологических связей и понятий.
Литература:
Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью / Н. В. Алешина. - М.:, «ЭЛИЗЕ ТРЕЙДИНГ», «ЦТЛ», 2003.
Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева.-М.: АСАОЕМА, 2001.
Рыжова Н. А. Экологическое воспитание в детском саду: книга для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Н. А. Рыжова. - М., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме «Развитие познавательной активности через опытно – экспериментальную деятельность у детей старшего дошкольного возраста»
Опыт работы, внесённй в районный банк данных....
Развитие познавательной активности через проведение экспериментов, опытов
Мастер-класс для педагогов по проведению опытов с воздушным шариком....
Консультация для родителей "Развитие познавательной активности через игру"
Консультация для родителей "Развитие познавательной активности через игру"...
Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Развитие познавательной активности через экспериментирование". Рекомендации для педагогов.
Роль опытно – экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста очень велика. Детское экспериментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей детей....
Консультация для воспитателей "Развитие познавательной активности через экспериментальную деятельность"
Консультация для воспитателей "Развитие познавательной активности через экспериментальную деятельность"...
Мастер - класс для педагогов на тему: «Развитие познавательной активности через детское экспериментирование»
Цель мастер-класса: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов - дошкольников.На мастер-классе продемонстрированы опыты с водой, магнитом, пищевой пленкой, ...