Конспект НОД по ознакомлению с окружающим и социальной действительностью в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Мухина Татьяна Алексеевна

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим и социальной действительностью

в старшей группе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_oznak._s_okr._klassifikatsiya_transporta.docx27.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим и социальной действительностью

в старшей группе

Составила Мухина Татьяна


Тема: Знакомство детей с классификацией транспорта: наземный, воздушный, водный.

Цель: Познакомить детей с понятием воздушный, водный и наземный транспорт.

Задачи:

Закрепить знания детей о родовом понятии транспорт.

Учить детей сравнивать различные виды транспорта, находить различия и общее и по общим признакам (место передвижения) классифицировать транспорт наземный, водный и воздушный.

Закрепить полученные знания в игровой форме.

Наглядный материал:

Демонстрационный материал:

Картинки с изображением разных видов транспорта (парусник, моторная лодка, лайнер, катер, автомобиль, автобус, мотоцикл, воздушный шар, вертолет, самолет, поезд, троллейбус); игрушки - вертолет, машина, пароход.

Раздаточный материал для игры:

Карточки с предметными картинками с изображением разных видов транспорта.

Ход занятия:

Детей сидят за столами. Картинки расположить на доске. 

На доске перед детьми предметные картинки с изображением различных видов транспорта: парусник, моторная лодка, лайнер, катер, автомобиль, автобус, мотоцикл, воздушный шар, вертолет расположены беспорядочно.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти картинки, назовите, что вы видите? (Дети перечисляют изображенные предметы)

- Как можно одним словом назвать самолет, теплоход, автобус? (Транспорт) (Спросить 3 -4 человека, не зависимо от того подняли они руки или нет)

-  А что такое транспорт? (Средство для передвижения людей и грузов) (Спросить 3 -4 человека, не зависимо от того подняли они руки или нет)

- Вы видите, что на стенде некоторые картинки перевернуты, там тоже изображены транспортные средства, а вот какие вы узнаете, если отгадаете мои загадки:

Что за птица:

Песен не поет,

гнезда не вьет,

Людей и груз везет? (Самолет)

- А как вы догадались? (Потому что самолет похож на птицу, он летает, но он гнезда не вьет, а перевозит людей и грузы) (Спросить 3 -4 человека, не зависимо от того подняли они руки или нет)

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит. (Поезд)

- Как вы догадались? (Спросить 3 -4 человека, не зависимо от того подняли они руки или нет)

Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками. (Троллейбус)

- Как вы догадались? (Спросить 3 -4 человека, не зависимо от того подняли они руки или нет)

    При отгадывании загадок воспитатель добивается, чтобы дети мотивировали свою отгадку, подробно объясняли, почему они догадались, что это именно этот транспортное средство.

- Мои загадки вы отгадали, а теперь попробуйте сами придумать загадки про транспорт. (Дети придумывают свои загадки-описания, воспитатель помогает им, подсказывая нужные слова)

- Ребята, вы сказали, что транспорт нужен для перевозки людей и грузов. Давайте представим себе, что мы отправились в путешествие. Мы хотим с вами посетить соседний город. На чем можно отправиться путешествовать? Какое транспортное средство вы выберите? (Поезд, автобус, легковая машина) (Спросить 3 -4 человека, не зависимо от того подняли они руки или нет)

Карточки с теми транспортными средствами, которые дети называют, воспитатель отставляет на отдельную полочку.

- Посмотрите внимательно на автобус, машину и поезд. Что в них общего? (Колеса)

- А зачем им колеса? (Чтобы передвигаться, ехать) А где передвигается машина, автобус и поезд? (По земле)

- Какие еще транспортные средства, которые вы видите на нашем стенде, передвигаются по земле? (Спросить 3 -4 человека, не зависимо от того подняли они руки или нет)

-  Поставьте их к тем, которые стоят отдельно. (Дети ставят трамвай, троллейбус и др)

- Отдельно мы с вами поставили транспорт, который передвигается по земле, как бы вы его назвали одним словом, какой это транспорт? (Если дети ответят “земляной», то воспитатель говорит, что правильнее назвать - наземный. Дети повторяют новое слово хором и несколько ответов должны быть индивидуальными) (Спросить 3 -4 человека, не зависимо от того подняли они руки или нет)

- А если мы захотим попасть в какую-нибудь дальнюю страну, например, в Индию. Как нам туда быстрее добраться? На чем? (На самолете)

- Давайте поставим картинку с самолетом вот на эту полочку. Как вы думаете, что можно еще поставить к самолету? (Если дети не догадаются поставить вертолет, другие самолеты, воспитатель спрашивает о том, как передвигается самолет?) (Летит)

- Летит где? (По воздуху)

- Как бы вы назвали одним словом транспорт, который передвигается по воздуху? (Воздушный)

- Правильно. (Воспитатель предлагает повторить это слово хором и индивидуально. Спросить 3 -4 человека, не зависимо от того подняли они руки или нет)

- Посмотрите на те транспортные средства, которые остались у нас на доске. Что у них общего? (Они все передвигаются по воде) (Спросить 3 -4 человека, не зависимо от того подняли они руки или нет)

- Назовите их (Лайнет, парусник, катер)

- Как бы вы назвали одним словом транспорт, который передвигается по воде? (Водный) (Дети повторяют новое слово хором и индивидуально)

- Итак, ребята, что же нового вы сегодня узнали о транспорте? (Транспорт бывает наземный, водный, воздушный)

- По какому признаку мы сегодня разделили весь транспорт на три группы? (По месту передвижения)

- А сейчас мы с вами поиграем, и я посмотрю, как вы запомнили эти виды транспорта.

Дидактическая игра “Найди свой домик”

  Воспитатель раздает детям предметные картинки с изображением транспорта. 

Воспитатель: Вспомните, ребята, куда прилетают самолеты? Где они приземляются (На аэродром)

- Вот здесь у нас будет аэродром (Воспитатель на стул ставит игрушечный самолет)

- А куда приплывают пароходы, чтобы пассажиры могли сойти на берег? (К пристани)

- Вот здесь у нас будет пристань. (Воспитатель ставит на стул игрушечный кораблик)

- А наземный транспорт куда отправляется после работы? (В гараж, депо)

- Вот здесь у нас будет место для наземного транспорта - гараж или депо. (Воспитатель ставит игрушечную машину)

- Вы внимательно посмотрите на картинку, подумайте, кем вы будете - летчиком, капитаном или водителем. Все вы отправитесь на работу - повезете людей или грузы. По моему сигналу, я хлопну в ладоши, вы должны будете закончить работу и вернуть транспорт туда, где он должен находиться. Вы должны встать около того стула, где находится игрушка с соответствующим транспортом.

- Если у вас на картинке воздушный транспорт вы куда встанете? (На аэродром) То есть, к стульчику, где стоит самолет.

- А,  если наземный транспорт? (В гараж)

- А, если  водный? (К пристани) То есть к стульчику, где стоит лодочка.

Когда дети выполнят задание, воспитатель проверяет, спрашивает, почему тот или иной ребенок встал около той или иной игрушки. Повторяя игру, воспитатель предлагает детям поменяться картинками, а сам по ходу игры меняет игрушки на стульях.

После игры воспитатель подзывает детей к и подводит итог:

Воспитатель: Сегодня мы с вами узнали, что транспорт можно разделить на несколько групп по общему признаку. Мы разделили транспорт по способу передвижения. Транспорт, который передвигается по земле, называется (дети договаривают хором)  ….. наземный.

- Транспорт, который передвигается по воде, называется…. водный.

- Какой транспорт я не назвала? (Воздушный)

- Молодцы! Занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе с ЗПР "Волшебница Зима"

Тип занятия: обучающийВид: подгрупповоеПрограммное содержание:- развитие связной речи;- развитие познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти, внимания, их видов и свойств;- развитие умения ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и лепке в старшей группе.

Конспект занятия для воспитателей старших групп.  Тема: "История возникновения тарелки"...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и социальной действительностью в подготовительной группе «Экскурсия в пожарную часть города»

Цель: ознакомление  детей с трудом пожарной охраны.Задачи:Образовательные:1. Учить детей внимательно слушать рассказ об опасной, но почетной и нужной службе бойцов пожарной части.2. Дать детям за...