Использование дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
статья по окружающему миру
Дидактическая игра одно из средст экологического воспитания детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya.docx | 14.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
Основы экологической культуры закладываются в повседневной жизни, когда воспитатель систематически через циклы наблюдений, трудовую деятельность и общение знакомит детей с объектами природы, составляющими их предметное окружение. Именно в повседневной жизни дошкольники получают основную массу конкретных чувственных представлений о жизни растений и животных. Накопленные представления необходимо упорядочить: осмыслить, расширить, углубить, систематизировать, обобщить.
Включение игровых элементов в процессе обучения позволит сформировать у дошкольников представление об окружающем мире, станет эффективным средством экологического воспитания, научит детей бережному отношению к природе, что актуально на сегодняшний день.
Игра – это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания; она доставляет радость ребенку, поэтому познание на ее фоне, будут особенно эффективны; игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения; игра в определенном смысле, противоположна взаимодействию с живой природой: она предполагает двигательную активность ребенка, практические манипуляции с предметами и игрушками, в то время как внимание к природным объектам требует сосредоточенности и на первом этапе исключает всякую практическую деятельность.
Идея включения игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. Дети легче усваивают новый материал в процессе игры, поэтому необходимо более широко использовать на занятиях и в повседневной жизни дидактические игры и игровые приемы.
Дидактические игры должны давать ребенку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых.
Игровое действие должно производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе.
Для достижения положительного эффекта нужно прослеживать связь каждой игры с предыдущими играми.
Чтобы получить положительный результат в экологическом воспитании дошкольников игра должна быть включена во все режимные моменты.
Для детей дошкольного возраста серьезную проблему представляет усвоение правил поведения в природе. Усваивать эти правила лучше всего в игровой деятельности беря на себя роль животного или растения, воссоздавая их действие, ребенок сопереживает им, что способствует развитию у детей экологической этики. Это такие игры как «Хорошо – плохо», «Необычное путешествие», «Что было бы, если...». «Кому, что нужно», «Кто к кормушке прилетел» и др.
Природоведческие и экологические дидактические игры уточняют, закрепляют и систематизируют знания детей. К этой группе можно отнести такие дидактические игры как «Чудесный мешочек», «Найди такой же», «Овощи – фрукты», «Кто, где живет», «Зоологическое лото», «Когда это бывает», «Что, где, когда» и др.
Дидактические игры помогают развитию эстетического восприятия природы. Дошкольники при непосредственном контакте с природными объектами (наблюдении или более близком контакте; прикосновении к растению или животному) должны рассказать, что - либо интересное об объекте природы (внешний вид, особенности роста, ухода). Создается определенное отношение к природе в целом, обостряется внимание, идет процесс эмоционально – психологической готовности принять интересную и полезную информацию о природе, проявляется разносторонний интерес к познанию. Ребенок становиться внимательным к миру природы и ко всему, что в нем происходит, занимает позицию защитника и созидателя красоты в природе. В результате формируется эмоциональное познание, радость предстоящего познания, волнение от встречи с неизвестным в природе.
Дидактические игры предполагают различные формы их организации: групповые, подгрупповые, индивидуальные.
Среди игр экологического содержания используются игры с использованием природного материала (шишек, камешков, ракушек). Природный материал способствует развитию мышления ребенка.
Эффективность игры зависит от действий и подготовки воспитателя, который организует игру, готовит необходимый материал.
Таким образом, дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников играют важную роль, так как с помощью игры, можно создать благоприятный фон для ознакомления с окружающим миром.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Роль дидактической игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»
по этой теме я работаю с детьми...
Опыт работы воспитателя на тему: «Дидактические игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»
1 ВведениеЭкологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.В последнее время всё чаще загр...
«Экология и игра» Использование дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности, именно в этот период закладываются основы личностной культуры, а также формируется экологическое мировоззрение. И...
Консультация для педагогов на тему " Роль дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"
Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры, а также формируется экологическое мировоззрение. Маленький...
Использование дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения, она древний могучий источник познания и воспитания человечества. Мы обязаны научить детей любить, уважать и защищать природу,...
Выступление из опыта работы: «Дидактическая игра в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»
Для педагогов. Обмен опытом....
Картотека Дидактические игры по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
Картотека Дидактические игры по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста...