Детско-родительский проект «Почему у кошек в темноте глаза светятся?»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Задачи, поставленные во ФГОС дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат – формирование целостной всесторонне развитой личности ребёнка-дошкольника. В этой связи предпочтительнее индивидуализация образования, учёт интересов ребёнка-дошкольника. Педагоги должны создавать такие условия, при которых дети развиваются, проявляют любознательность и интерес, а в итоге полноценно проживают дошкольный возраст и мотивированно переходят на следующий уровень образования – в школу. Следует учитывать и формы сотрудничества всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов). Учитывая выше перечисленные факторы, мы решили использовать метод проектов в совместной работе педагог-ребёнок-родитель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_yulya.docx | 27.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №4 «Колосок»
Детско-родительский проект:
«Почему у кошек в темноте глаза светятся?»
Разработчик:
Юлия Дворянчикова,
группа «Почемучки»
Руководитель: Е. В. Богданова,
воспитатель
п. Новочернореченский, 2018-2019 учебный год
Проект краткосрочный (30.11-15.12.18г), индивидуальный.
Образовательная область- «Познание».
Вид проектной деятельности - исследовательская.
Участники: Дворянчикова Юля, 6 лет; родители, педагог.
Цель проекта: развивать познавательный интерес посредством метода проектов, способствовать формированию личного жизненного опыта по взаимодействию с природными объектами.
Актуальность: Задачи, поставленные во ФГОС дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат – формирование целостной всесторонне развитой личности ребёнка-дошкольника. В этой связи предпочтительнее индивидуализация образования, учёт интересов ребёнка-дошкольника. Педагоги должны создавать такие условия, при которых дети развиваются, проявляют любознательность и интерес, а в итоге полноценно проживают дошкольный возраст и мотивированно переходят на следующий уровень образования – в школу. Следует учитывать и формы сотрудничества всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов). Учитывая выше перечисленные факторы, мы решили использовать метод проектов в совместной работе педагог-ребёнок-родитель.
Задачи для педагога:
- развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал;
- развивать интеллектуальные, познавательные, речевые способности ребёнка, учитывая индивидуальные и возрастные особенности.
- продолжать формировать у ребенка эмоциональное, гуманное, доброжелательное отношение к домашним питомцам.
Задачи для родителей:
- создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка, оказывать материально-техническую помощь для решения задач исследования.
Задачи исследования:
1. Сбор информации по проблеме.
2. Наблюдение за домашним питомцем при разном освещении (искусственном и естественном).
3. Провести эксперимент, зафиксировать результат опыта (сделать снимки глаз кота в разное время суток, при искусственном и естественном освещении).
4. Сравнить полученные данные.
Гипотеза: мы предполагаем, что у кошек светятся глаза в темноте, и это помогает им видеть, когда нет света.
План работы:
1.Изучить с помощью взрослых литературу и интернет-ресурсы по данному вопросу.
2.Провести исследование: при различном освещении – искусственном и естественном, в разное время суток – пронаблюдать за котом Тимофеем с целью ответа на вопрос - светятся ли глаза у кошек.
Этапы работы
Содержание этапа работы над проектом | Результаты работы над проектом на данном этапе |
Проблематизация: выделение, формулировка и «присвоение» проблемы участниками проекта (в чем заключается личностный смысл проблемы для участников проекта. Ответ на вопрос «Зачем?») | Наблюдая за детьми в деятельности, педагог выявил личные предпочтения дошкольников по теме недели «Домашние животные». Так, педагог заметил, что Юля Д. очень часто играет с мягкой игрушкой котом, спрашивает о том, откуда появились кошки, рассказывает о поведении своего домашнего питомца – кота Тимофея. Далее педагог создал специальную особую ситуацию, с помощью которой девочка определила проблемную задачу: почему у кошек глаза в темноте светятся? У всех ли кошек они светятся? |
Целеполагание: А) формулировка цели | А) Далее ребёнок с помощью родителей определил цель. Цель исследования: Узнать, отчего на самом деле у кошки светятся глаза в темноте? Тема проблемы созвучна с формулировкой цели. |
Б) создание образа ожидаемого результата- проектного продукта | Б) проектный продукт – созданная книжка с приведёнными некоторыми интересными фактами из жизни кошек, которые удалось выявить в ходе исследовательской работы (приметы о цвете глаз, примеры особей семейства «кошачьих», опыт с животным для ответа на проблемный вопрос) |
В) формулирование названия (темы) проекта проблемного характера | В) Тема детского проекта: «Почему у кошек глаза в темноте светятся?» |
Планирование А) постановка задач, исходящих из цели (ответ на вопрос: «что делать?») | А) Задачи исследования: 1. Сбор информации по проблеме. 2. Наблюдение за котом при разном освещении (искусственном и естественном). 3. Провести эксперимент, зафиксировать результат опыта (сделать снимки глаз кота в разное время суток, при искусственном и естественном освещении). 4. Сравнить полученные данные. Гипотеза: Мы предположили, что у кошек светятся глаза в темноте, и это помогает им видеть, когда нет света. |
Б) выбор способов работы (технологии) (ответ на вопрос: «как делать?») | План работы: 1.Изучить с помощью взрослых литературу и интернет-ресурсы по данному вопросу. 2.Провести исследование: при различном освещении – искусственном и естественном, в разное время суток – пронаблюдать за котом с целью ответа на вопрос - светятся ли глаза у кошек.
|
В) определение последовательности предстоящих шагов и сроков (ответы на вопросы: «в какой последовательности делать?» и «когда делать?») | В) 1 этап Создание ситуации, при которой ребёнок приходит к формулировке задачи проблемы (формулируется проблемный вопрос) с помощью таких стратегий педагога, как: наблюдение за детьми, выявление сферы индивидуального интереса, создание ситуации, при которой ребёнок формулирует вопрос, привлечение родителей в помощь ребёнку. 2 этап Оформление проекта. На данном этапе всю работу проводит ребёнок, взрослый является помощником и наблюдает за тем, чтобы работа проходила поэтапно. 3 этап Защита проекта Защита проходит в группе перед другими детьми, заранее обговаривается время, обязательно присутствие помощников-взрослых (кто помогал при реализации проекта), перед началом выступления (презентации) ребёнок с помощью педагога развешивает изготовленные страницы созданной книги, опираясь на «слайды», рассказывает о том, как велась работа. 4 этап Проект сшивается и хранится в группе для дальнейшего использования педагогами группы или детьми в свободной и учебной деятельности. |
Реализация (какие предположительно проблемы могут возникнуть у участников проекта, как их можно преодолеть, какая помощь педагога может понадобиться) | При реализации проекта по теме «Почему у кошек глаза в темноте светятся?» могут возникнуть такие проблемы:
|
Описание проектного продукта | Продукт – книга, состоящая из 6 обязательных страниц. При создании книги (продукта проекта) учитываются следующие стадии: 1 стр. всегда оформляют вместе – взрослый записывает проблемный вопрос, а ребёнок оформляет, выполняет дизайн (раскрашивает, украшает); 2 стр. раскрывает важность постановки проблемного вопроса с точки зрения ребёнка. Дошкольник проводит опрос среди ближайшего окружения (это могут быть и сотрудники детского сада, и родственники), рисует иллюстрации, отражающие содержание ответов, можно использовать фотографии; 3 стр. посвящена наиболее правильному ответу с точки зрения ребёнка, причём ребёнок должен пояснить (обосновать) свой выбор; 4 стр. отражает способы проверки предложенного ребёнком ответа, дошкольник рисует способы получения информации, обосновывает преимущество именно этих способов, для этого он может обратиться к разным источникам информации и сопоставить сведения; на 5 стр. представляется результат проверки правильности (удалось ли произвести проверку, насколько это оказалось трудным); 6 стр. описывает, где объект исследования может быть использован (при рассказе в группе или в игре и т.д.). |
Рефлексия (какую пользу принесла работа над проектом, какие выявлены ошибки, каковы перспективы работы, с какими трудностями столкнулись участники проекта) | Мы считаем, что работа над проектом принесла огромную пользу, т. к. удовлетворился познавательный интерес у ребёнка-исследователя: нашёлся ответ на вопрос, который не давал ребёнку покоя. Изучив проблему с нескольких сторон, девочке понравилось собирать информацию, анализировать её, обосновывать свой выбор, ребёнок научился делать выводы. У других детей группы появился мотив – выполнить какое-либо исследование по своему проблемному вопросу. |
Вывод: Таким образом: исходя из нашего эксперимента, следует вывод, что ночью, в полной темноте глаза у кошки не светятся. Глаза у кошки светятся в темноте только в том случае, если есть хоть какое–то слабое освещение. Днём зрачки у кошки сужаются, а ночью расширяются, что позволяет ей отражать падающий свет и видеть в темноте и при этом глаза её светятся. Наша гипотеза о том, что у кошек светятся глаза в темноте, и это помогает им видеть, когда нет света – не нашла научного подтверждения.
Анализ по завершении проекта:
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
- тема разработанного проекта актуальна и соответствует требованиям ФГОС (понедельное планирование работы с детьми, применение проектной деятельности);
- данный проект способствовал развитию интеллектуальных, познавательных, речевых способностей ребёнка;
- в ходе проекта воспитатель был мотивирован на поиск новых, эффективных форм и методов работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста;
- обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
- повышение педагогической компетентности родителей.
Литература:
- Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию /О. А. Воронкевич. – СПб.: Детство-пресс,2012г.
- Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Программа развития / А. И. Иванова. – творческий центр СФЕРА, Москва, 2016г.
- Колпачникова О. В. Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников//Воспитатель ДОУ, 2009. — №3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Городской фестиваль детских и детско-родительских творческих проектов "Семейный калейдоскоп". Номинация "Лето в Мурманске"
Проект "Активный отдых". Актуальность, цель, задачи, этапы работы, выступления участников проекта.Результат : фоторепортаж, слайд-шоу "Активный отдых летом в Мурманске".Итог : сертификат в номинации "...
Педагогический проект Городской фестиваль детских и детско-родительских творческих проектов «Мой любимый город Мурманск». Номинация Фестиваля: «Я люблю тебя мой город! Твои улочки, дома…»
Повышение эффективности детско-родительских отношений и самооценки вклада родителей в воспитание и обучение ребенка; в увлекательной форме познакомить детей дошкольного возраста с малой родиной – райо...
Совместный детско-родительский творческий проект «Елочка, елочка - зеленая иголочка» (средняя группа детского сада)
Проект проведен в средней группе детского сада под Новогодние праздники....
Детско-родительский исследовательский проект "Почему улица Арбузова так называется?"
Детско- родительский исследовательский проект...
Детско-родительский исследовательский проект "Почему льва называют царем зверей?"
Детско-родительский исследовательский проект...
Детско-родительский исследовательский проект "Почему улица Арбузова так называется?"
Детско-родительский исследовательский проект...
Детско-родительский исследовательский проект "Почему медведи вышли к людям?"
Детско-родительский исследовательский проект "Почему медведи вышли к людям?"...