Детско-родительский проект «Почему у кошек в темноте глаза светятся?»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Богданова Екатерина Владимировна

Задачи, поставленные во ФГОС дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат – формирование целостной всесторонне развитой личности ребёнка-дошкольника. В этой связи предпочтительнее индивидуализация образования,  учёт  интересов ребёнка-дошкольника. Педагоги  должны создавать  такие условия, при которых дети развиваются, проявляют любознательность и интерес, а в итоге полноценно проживают дошкольный возраст и мотивированно переходят на следующий уровень образования – в школу. Следует учитывать и формы сотрудничества всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов).    Учитывая выше перечисленные факторы, мы решили использовать метод проектов в совместной работе педагог-ребёнок-родитель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yulya.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №4 «Колосок»

Детско-родительский  проект:

«Почему у кошек в темноте глаза светятся?»

Разработчик:

Юлия Дворянчикова,

 группа «Почемучки»

Руководитель: Е. В. Богданова,

воспитатель

п. Новочернореченский, 2018-2019 учебный год

Проект краткосрочный (30.11-15.12.18г),  индивидуальный.

Образовательная область- «Познание».

Вид проектной деятельности  - исследовательская.  

Участники: Дворянчикова Юля, 6 лет; родители,  педагог.

Цель проекта: развивать познавательный интерес посредством метода проектов, способствовать  формированию личного жизненного опыта по взаимодействию с природными объектами.

Актуальность: Задачи, поставленные во ФГОС дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат – формирование целостной всесторонне развитой личности ребёнка-дошкольника. В этой связи предпочтительнее индивидуализация образования,  учёт  интересов ребёнка-дошкольника. Педагоги  должны создавать  такие условия, при которых дети развиваются, проявляют любознательность и интерес, а в итоге полноценно проживают дошкольный возраст и мотивированно переходят на следующий уровень образования – в школу. Следует учитывать и формы сотрудничества всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов).    Учитывая выше перечисленные факторы, мы решили использовать метод проектов в совместной работе педагог-ребёнок-родитель. 

Задачи для педагога: 

- развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал;

- развивать  интеллектуальные, познавательные,  речевые способности ребёнка, учитывая индивидуальные и возрастные особенности.

-  продолжать формировать у ребенка эмоциональное, гуманное, доброжелательное отношение к домашним питомцам.

Задачи для родителей:

- создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка, оказывать материально-техническую помощь для решения задач исследования.

Задачи исследования:

1. Сбор информации по проблеме.

2. Наблюдение за домашним питомцем при разном освещении (искусственном и естественном).

3. Провести эксперимент, зафиксировать результат опыта (сделать снимки глаз кота в разное время суток, при искусственном и естественном освещении).

4. Сравнить полученные данные.

Гипотеза:  мы предполагаем, что у  кошек светятся глаза в темноте, и это помогает им видеть, когда нет света.

План работы:

1.Изучить с помощью взрослых литературу и интернет-ресурсы по данному вопросу.

 2.Провести исследование: при различном освещении – искусственном и естественном, в разное время суток – пронаблюдать за котом Тимофеем с целью ответа на вопрос - светятся ли глаза у кошек.

Этапы работы

Содержание этапа работы над проектом

Результаты работы над проектом на данном этапе

Проблематизация: выделение, формулировка и «присвоение» проблемы участниками проекта

(в чем заключается личностный смысл проблемы для участников проекта. Ответ на вопрос «Зачем?»)

Наблюдая за детьми в деятельности, педагог выявил личные предпочтения дошкольников по теме недели «Домашние животные». Так, педагог заметил, что Юля Д. очень часто играет с мягкой игрушкой котом, спрашивает о том, откуда появились кошки, рассказывает о поведении своего домашнего питомца – кота Тимофея. Далее педагог создал специальную особую ситуацию, с помощью которой  девочка определила проблемную задачу: почему у кошек глаза в темноте светятся? У всех ли кошек они светятся?

Целеполагание:

А) формулировка цели

А) Далее ребёнок с помощью родителей определил цель. Цель исследования: Узнать, отчего на самом деле у кошки светятся глаза в темноте? Тема проблемы созвучна с формулировкой цели.

Б) создание образа ожидаемого результата- проектного продукта

Б) проектный продукт – созданная книжка с приведёнными некоторыми интересными фактами из жизни кошек, которые удалось выявить в ходе исследовательской работы (приметы о цвете глаз, примеры особей семейства «кошачьих», опыт с животным для ответа на проблемный вопрос)

В) формулирование названия (темы) проекта  проблемного характера

В) Тема детского проекта: «Почему у кошек глаза в темноте светятся?»

Планирование

А) постановка задач, исходящих из цели (ответ на вопрос: «что делать?»)

А) Задачи исследования:

1. Сбор информации по проблеме.

2. Наблюдение за котом  при разном освещении (искусственном и естественном).

3. Провести эксперимент, зафиксировать результат опыта (сделать снимки глаз кота в разное время суток, при искусственном и естественном освещении).

4. Сравнить полученные данные.

Гипотеза:  Мы предположили, что у  кошек светятся глаза в темноте, и это помогает им видеть, когда нет света.

Б) выбор способов работы (технологии) (ответ на вопрос: «как делать?»)

План работы:

      1.Изучить с помощью взрослых литературу и интернет-ресурсы по данному вопросу.

      2.Провести исследование: при различном освещении – искусственном и естественном, в разное время суток – пронаблюдать за котом  с целью ответа на вопрос - светятся ли глаза у кошек.

   

В) определение последовательности предстоящих шагов и сроков (ответы на вопросы: «в какой последовательности делать?» и «когда делать?»)

В) 1 этап Создание ситуации, при которой ребёнок приходит к формулировке задачи проблемы (формулируется проблемный вопрос) с помощью таких стратегий педагога, как: наблюдение за детьми, выявление сферы индивидуального интереса, создание ситуации, при которой ребёнок формулирует вопрос, привлечение родителей в помощь ребёнку.

2 этап Оформление проекта. На данном этапе всю работу проводит ребёнок, взрослый является помощником и наблюдает за тем, чтобы работа проходила поэтапно.

3 этап Защита проекта Защита проходит в группе перед другими детьми, заранее обговаривается время, обязательно присутствие помощников-взрослых (кто помогал при реализации проекта), перед началом выступления (презентации) ребёнок с помощью педагога развешивает изготовленные страницы созданной книги, опираясь на «слайды», рассказывает о том, как велась работа.

4 этап Проект сшивается и хранится в группе для дальнейшего использования педагогами группы или детьми в свободной и учебной деятельности.

Реализация

(какие предположительно проблемы могут возникнуть у участников проекта, как их можно преодолеть, какая помощь педагога может понадобиться)

При реализации проекта по теме «Почему у кошек глаза в темноте светятся?» могут возникнуть такие проблемы:

  • 1.Ребёнок, вдохновившись интересной темой, может исследовать и другие факты из жизни кошек (уход от проблемы исследования). Взрослым необходимо тактично ненавязчиво напомнить, а что же хотел исследовать ребёнок на первом этапе? Напомнить, что проект – исследование – научная работа, которую нужно представить другим детям.
  • 2.Многие дети не захотят слушать очень подробный рассказ  именно на защите проекта (не любят кошек, интересуются только научными фактами и т.д.) Заинтересовать исследовательской работой, поручить оказать посильную помощь в реализации проекта.
  • 3. Ребёнок имеет желание изготовить не только книгу, но и выполнить рисунки с другими детьми, подарить книгу детям другой группы и т.д. (более творческая работа). Педагог должен объяснить помощникам –взрослым технологию исследовательско-творческого проектирования, увеличивается и время выполнения такого проекта.
  • 4.Возможно, что взрослые-помощники будут затрудняться в ходе реализации проекта со сбором информации по проблеме, педагог может оказать помощь, указав источники по проблеме исследования.

Описание проектного продукта

Продукт – книга, состоящая из 6 обязательных страниц.  При создании книги (продукта проекта) учитываются следующие стадии: 1 стр. всегда оформляют вместе – взрослый записывает проблемный вопрос, а ребёнок оформляет, выполняет дизайн (раскрашивает, украшает); 2 стр. раскрывает важность постановки проблемного вопроса с точки зрения ребёнка. Дошкольник проводит опрос среди ближайшего окружения (это могут быть и сотрудники детского сада, и родственники), рисует иллюстрации, отражающие содержание ответов, можно использовать фотографии; 3 стр. посвящена наиболее правильному ответу с точки зрения ребёнка, причём ребёнок должен пояснить (обосновать) свой выбор; 4 стр. отражает способы проверки предложенного  ребёнком ответа, дошкольник рисует способы получения информации, обосновывает преимущество именно этих способов, для этого он может обратиться к разным источникам информации и сопоставить сведения;  на 5 стр. представляется  результат проверки правильности (удалось ли произвести проверку, насколько это оказалось трудным); 6 стр. описывает, где объект исследования может быть использован (при рассказе в группе или в игре и т.д.).

Рефлексия

(какую пользу принесла работа над проектом, какие выявлены ошибки, каковы перспективы работы, с какими трудностями столкнулись участники проекта)

Мы считаем, что работа над проектом принесла огромную пользу, т. к. удовлетворился познавательный интерес у ребёнка-исследователя: нашёлся ответ на вопрос, который не давал ребёнку покоя. Изучив проблему с нескольких сторон, девочке понравилось собирать информацию, анализировать её, обосновывать свой выбор, ребёнок научился делать выводы. У  других детей группы появился мотив – выполнить какое-либо исследование по своему проблемному вопросу.
Небольшие затруднения вызвало то, что ребёнок увлекающийся и высказал желание исследовать весь материал, что есть о любимцах – кошках. Своевременная помощь педагога направила ребёнка в нужное русло. Перспективы: есть желание  выполнить групповой детский проект.

Вывод: Таким образом: исходя из нашего эксперимента, следует вывод, что ночью, в полной темноте глаза у кошки не светятся. Глаза у кошки светятся в темноте только в том случае, если есть хоть какое–то слабое освещение. Днём зрачки у кошки сужаются, а ночью расширяются, что позволяет ей отражать падающий свет и видеть в темноте и при этом глаза её светятся. Наша гипотеза о том, что у  кошек светятся глаза в темноте, и это помогает им видеть, когда нет света – не нашла научного подтверждения.

Анализ по завершении проекта:

Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

  • тема разработанного проекта актуальна и соответствует требованиям ФГОС (понедельное планирование работы с детьми, применение проектной деятельности);
  • данный проект способствовал  развитию интеллектуальных, познавательных, речевых способностей ребёнка;
  • в ходе проекта воспитатель был мотивирован на поиск новых, эффективных форм и методов работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста;
  • обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
  • повышение педагогической компетентности родителей.

Литература:

  1. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию /О. А. Воронкевич. – СПб.: Детство-пресс,2012г.
  2. Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Программа развития / А. И. Иванова. – творческий центр СФЕРА, Москва, 2016г.
  3. Колпачникова О. В. Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников//Воспитатель ДОУ, 2009. — №3

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городской фестиваль детских и детско-родительских творческих проектов "Семейный калейдоскоп". Номинация "Лето в Мурманске"

Проект "Активный отдых". Актуальность, цель, задачи, этапы работы, выступления участников проекта.Результат : фоторепортаж, слайд-шоу "Активный отдых летом в Мурманске".Итог : сертификат в номинации "...

Педагогический проект Городской фестиваль детских и детско-родительских творческих проектов «Мой любимый город Мурманск». Номинация Фестиваля: «Я люблю тебя мой город! Твои улочки, дома…»

Повышение эффективности детско-родительских отношений и самооценки вклада родителей в воспитание и обучение ребенка; в увлекательной форме познакомить детей дошкольного возраста с малой родиной – райо...

Детско-родительский исследовательский проект "Почему медведи вышли к людям?"

Детско-родительский исследовательский проект "Почему медведи вышли к людям?"...