"Экспериментирование в детском саду"
статья по окружающему миру (старшая группа)

Пасицкая Ольга Алексеевна

Статья содержит теоретический материал  по теме "Экспериментирование в детском саду" Статья раскрывает цель и задачи детского  экспериментирования, значение и формы работы по детскому экспериментированию, принципы работы с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie.docx14.9 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментирование в детском саду.

В последнее время в дошкольных учреждениях все больше внимания уделяется исследовательской деятельности детей.

В соответствии с ФГОС ребенок должен быть:

*активным

*любознательным

*интересующимся новым, неизвестным

*задавать вопросы окружающим

*любить экспериментировать

В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим способом познания мира.

Цель экспериментирования- вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребенок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы.

Задачи экспериментальной деятельности:

- активизировать интерес к окружающему миру.

- систематизировать знание детей о явлениях природы.

- развивать у детей умственные способностью.

- социально-личностное развитие каждого ребенка.

- развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.

Значение детского экспериментирования:

- дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

- обогащает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы.

- развивает творческие способности, формирует трудовые навыки,

- стимулирует развитие речи.

- накапливает фонд умственных приемов и операций.

Формы работы экспериментальной деятельности:

*специально организованные мероприятия по познавательной деятельности с включением опытов по заданной теме.

*совместная деятельность педагогов с детьми.

*самостоятельная деятельность детей.

*совместная работа с родителями.

Принципы экспериментальной деятельности:

- доступность

- сознательность

- систематичность

- последовательность

- научность

Методы экспериментальной деятельности:

*наглядные (презентации, наблюдения, иллюстрации)

*словесные (беседы, чтение художественной литературы)

*практические (игры-эксперименты, дидактические игры)

*метод игрового обучения

Классификация видов экспериментальной деятельности:

По характеру познавательной деятельности детей (иллюстративные, поисковые).

По характеру мыслительных операций (констатирующие, сравнительные, обобщающие).

По месту проведения (в группе, на участке).

По количеству наблюдений за одним и тем же объектом (однократные, многократные, циклические).

По месту в цикле (первичные, повторные, заключительные и итоговые).

По характеру используемых объектов (объекты живой и неживой природы, человек).

По причине проведения (случайные, запланированные, итоговые).

По характеру включения в педагогический процесс (эпизодические, систематические).

По количеству детей (индивидуальные, групповые, коллективные).

По продолжительности.

Одним из условий решения задач по экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Создание центра экспериментирования.

Особенности организации детского экспериментирования.

*эксперимент должен быть непродолжителен по времени.

*важно учитывать индивидуальные различия детей (темп работы, утомляемость)

*необходимо учитывать возрастные особенности детей.

*необходимо учитывать право ребенка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех у которых еще не сформированы навыки.

*стараться не проводить чёткой границы между жизнью и обучением.

В процессе экспериментирования дети учатся:

- видеть и определять проблему.

- принимать и ставить цели.

- решать проблемы.

- анализировать объект и явления.

- выделять существенные признаки и связи.

- отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

- осуществлять эксперименты.

- выдвигать гипотезы, предложения.

- делать выводы.

Экспериментирование является особым видом деятельности детей, в процессе которого наиболее ярко проявляется их собственная активность, направленная на получение новых знаний, на получение продуктов собственного творчества, что поддерживает детскую инициативность и является одним из условий перехода детей на более высокий уровень социально-познавательной активности.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской жизни, все виды деятельности, в том числе и игровую.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Детское экспериментирование в детском саду и дома"

Цель: показать, как опытная деятельность развивает в ребенке любознательность, познавательную деятельность, помогает ему углублять представления о живой и неживой природе, обобщать результаты опытов.Х...

Консультация для воспитателей детского сада на тему: "Экспериментирование в детском саду со старшими дошкольниками"

Цели, задачи, экспериментирования.Условия, методика проведения опытов и экспериментирования.Картотека опытов и экспериментов.Конспекты НОД....

«Детское экспериментирование в детском саду и в семье».

Показать родителям значение опытнической деятельности и экспериментирования в развитии ребенка, углублении его представлений о живой и неживой природе....

Детское экспериментирование в детском саду

Для расширения кругозора можно проводить интересные, занимательные и простые опыты, не требующие специального оборудования и дорогих материалов в детском саду и дома. И сегодня я приглашаю вас в нашу ...

Консультация для педагогов о создании уголка экспериментирования в детском саду «Уголок экспериментирования в детском саду»

laquo;Уголок экспериментирования в детском саду».На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социали...

Консультация для родителей старшей группы на тему "Детское экспериментирование в детском саду и дома"

Консультация для родителей старшей группы на тему "Детское экспериментирование в детском саду и дома"...

Доклад «Значение детского экспериментирования для психического развития детей» с элементами мастер-класса для педагогов ДОУ «Экспериментирование в детском саду»

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. ( Н. Н. Поддьяков)...