"Экспериментирование в детском саду"
статья по окружающему миру (старшая группа)
Статья содержит теоретический материал по теме "Экспериментирование в детском саду" Статья раскрывает цель и задачи детского экспериментирования, значение и формы работы по детскому экспериментированию, принципы работы с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentirovanie.docx | 14.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспериментирование в детском саду.
В последнее время в дошкольных учреждениях все больше внимания уделяется исследовательской деятельности детей.
В соответствии с ФГОС ребенок должен быть:
*активным
*любознательным
*интересующимся новым, неизвестным
*задавать вопросы окружающим
*любить экспериментировать
В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим способом познания мира.
Цель экспериментирования- вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребенок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы.
Задачи экспериментальной деятельности:
- активизировать интерес к окружающему миру.
- систематизировать знание детей о явлениях природы.
- развивать у детей умственные способностью.
- социально-личностное развитие каждого ребенка.
- развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.
Значение детского экспериментирования:
- дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
- обогащает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы.
- развивает творческие способности, формирует трудовые навыки,
- стимулирует развитие речи.
- накапливает фонд умственных приемов и операций.
Формы работы экспериментальной деятельности:
*специально организованные мероприятия по познавательной деятельности с включением опытов по заданной теме.
*совместная деятельность педагогов с детьми.
*самостоятельная деятельность детей.
*совместная работа с родителями.
Принципы экспериментальной деятельности:
- доступность
- сознательность
- систематичность
- последовательность
- научность
Методы экспериментальной деятельности:
*наглядные (презентации, наблюдения, иллюстрации)
*словесные (беседы, чтение художественной литературы)
*практические (игры-эксперименты, дидактические игры)
*метод игрового обучения
Классификация видов экспериментальной деятельности:
По характеру познавательной деятельности детей (иллюстративные, поисковые).
По характеру мыслительных операций (констатирующие, сравнительные, обобщающие).
По месту проведения (в группе, на участке).
По количеству наблюдений за одним и тем же объектом (однократные, многократные, циклические).
По месту в цикле (первичные, повторные, заключительные и итоговые).
По характеру используемых объектов (объекты живой и неживой природы, человек).
По причине проведения (случайные, запланированные, итоговые).
По характеру включения в педагогический процесс (эпизодические, систематические).
По количеству детей (индивидуальные, групповые, коллективные).
По продолжительности.
Одним из условий решения задач по экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Создание центра экспериментирования.
Особенности организации детского экспериментирования.
*эксперимент должен быть непродолжителен по времени.
*важно учитывать индивидуальные различия детей (темп работы, утомляемость)
*необходимо учитывать возрастные особенности детей.
*необходимо учитывать право ребенка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех у которых еще не сформированы навыки.
*стараться не проводить чёткой границы между жизнью и обучением.
В процессе экспериментирования дети учатся:
- видеть и определять проблему.
- принимать и ставить цели.
- решать проблемы.
- анализировать объект и явления.
- выделять существенные признаки и связи.
- отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
- осуществлять эксперименты.
- выдвигать гипотезы, предложения.
- делать выводы.
Экспериментирование является особым видом деятельности детей, в процессе которого наиболее ярко проявляется их собственная активность, направленная на получение новых знаний, на получение продуктов собственного творчества, что поддерживает детскую инициативность и является одним из условий перехода детей на более высокий уровень социально-познавательной активности.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской жизни, все виды деятельности, в том числе и игровую.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему: "Детское экспериментирование в детском саду и дома"
Цель: показать, как опытная деятельность развивает в ребенке любознательность, познавательную деятельность, помогает ему углублять представления о живой и неживой природе, обобщать результаты опытов.Х...
Консультация для воспитателей детского сада на тему: "Экспериментирование в детском саду со старшими дошкольниками"
Цели, задачи, экспериментирования.Условия, методика проведения опытов и экспериментирования.Картотека опытов и экспериментов.Конспекты НОД....
«Детское экспериментирование в детском саду и в семье».
Показать родителям значение опытнической деятельности и экспериментирования в развитии ребенка, углублении его представлений о живой и неживой природе....
Детское экспериментирование в детском саду
Для расширения кругозора можно проводить интересные, занимательные и простые опыты, не требующие специального оборудования и дорогих материалов в детском саду и дома. И сегодня я приглашаю вас в нашу ...
Консультация для педагогов о создании уголка экспериментирования в детском саду «Уголок экспериментирования в детском саду»
laquo;Уголок экспериментирования в детском саду».На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социали...
Консультация для родителей старшей группы на тему "Детское экспериментирование в детском саду и дома"
Консультация для родителей старшей группы на тему "Детское экспериментирование в детском саду и дома"...
Доклад «Значение детского экспериментирования для психического развития детей» с элементами мастер-класса для педагогов ДОУ «Экспериментирование в детском саду»
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. ( Н. Н. Поддьяков)...