Выступление на РМО "Практико-познавательная деятельность воспитанника "Детского сада - Дома радости". Метод опробования."
учебно-методический материал по окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktiko-poznavatelnaya_deyatelnost.docx | 49.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Практико-познавательная деятельность
воспитанника "Детского сада - Дома радости".
Метод опробования.
РМО
Развитие познавательной активности и исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования.
Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования».
В настоящее время в нашем детском саду, в группе, которой я работаю, реализуется программа целостного, комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности «Детский сад – Дом радости» Н.М. Крыловой, в которой прописаны интегративные качества, которыми должен обладать выпускник дошкольного образовательного учреждения: любознательный, активный, способный решать интеллектуальные и личностные задачи, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. Наиболее благоприятные условия для достижения планируемых результатов в освоении программы возможно создать в процессе детской практико-познавательной деятельности.
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.
Поэтому необходимо широкое внедрение метода организованного и контролируемого детского экспериментирования - дома и в детском саду, индивидуального и коллективного, во всех видах деятельности.
Практико-познавательная деятельность воспитанника "Детского сада - Дома радости" существует в разных формах: стихийной, возникающей по инициативе самого ребенка, организованной воспитателем и совместной - ребёнка и взрослого на условиях партнёрства. В процессе этой деятельности воспитанник исследует окружающую среду. Важный результат - знания, в ней добытые. Площадкой для обогащения умственного развития могут быть режимные моменты самообслуживания: и умывание, и одевание, и питание. Огромные возможности возникают в период прогулок. Кроме того, каждую пятницу педагог, в соответствии с нашей Технологией, может создать специальные условия, стимулирующие обогащение развития этого вида детской деятельности.
Таким образом, процесс познания движется как бы с двух сторон: с одной - организуется взрослым, в соответствии с нашей программой системных знаний о предметном мире и мире деятельности взрослого (включая математическую, экологическую и другие стороны познаваемого мира), а с другой - идет активное самопознание посредством практико-познавательной деятельности.
В программе Н.М. Крыловой и В.Т. Ивановой «Детский сад – Дом радости», в методическом пособии О.В. Дыбиной много примеров детского экспериментирования на бытовом уровне. Например, на занятиях по изобразительной деятельности детям разрешается брать любую бумагу, и если они выбрали неподходящую (например, салфетку для изготовления кораблика), им не делают замечаний и не дают советов: ребенок запомнит свойства бумаги и на следующий раз возьмет такую, какую надо. Выбор кисточек для изодеятельности, аппликации. Деревянные бруски вместо мыла ...
В группе была создана лаборатория «Хочу всё знать». (ФОТО )
Лаборатория оснащена оборудованием для познавательно-исследовательской деятельности, которое включает:
- объекты для исследования в реальном действии;
- образно-символический материал;
- измерительные инструменты, блокноты для фиксации результатов.
В первую группу включены различные материалы для сенсорного развития. Это природные материалы: камешки, земля, песок, мел, железная руда, ракушки, различные семена. Это бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки разных по качеству тканей, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки–вкладыши от шоколадных конфет, разные виды бумаги. Это красители: ягодные сиропы, акварельные краски, другие безопасные красители. Действуя с данными материалами, дети знакомятся с их свойствами и учатся различным способам их упорядочения. ( ФОТО)
Вторая группа – наглядные пособия, репрезентирующие детям мир вещей и событий: серии картинок о последовательности чего-либо, схемы, модели, таблицы, детские энциклопедии. (ФОТО)
Третья группа – приборы-помощники: микроскоп, чашечные весы, мерные ложки, песочные часы, компас, магниты, лупы, микроскоп. (ФОТО)
Дополнительные материалы: прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объёма: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, воронки, пипетки, пробирки, шпатели, вата, мензурки, шприцы, марля, резиновые груши, зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, сахар, формочки, стеки, соломинки для коктейля, бусинки, пуговицы, клеёнчатые передники, полотенца, сито и многое другое.
Материалы распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина», «Древесина», «Ткань», «Бумага». Расположены они в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.
Оснащение мини–лаборатории постепенно пополняется в связи с расширением тематики экспериментов. Всё оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим и педагогическим требованиям. Для безопасности детей при экспериментировании вместе с детьми были разработаны правила работы в лаборатории.
На занятиях в старшей группе внимание педагога направлено на приведение ранее приобретённых представлений в систему, на обобщение и систематизацию представлений, соответствующих разным направлениям науки, - системным знаниям. В этом возрасте ориентировка ребенка в окружающих его системах развивается чрезвычайно интенсивно , особенно же тогда, когда протекает как самодеятельность ( возникает по своей инициативе, осуществляется без помощи взрослого, ребёнок может адекватно оценить полученный результат).
В старшей группе для ребёнка взрослый открывается как носитель знаний и способов открытия нового в мире (именно он провоцирует проблемные ситуации с развивающей интригой, организует философские игры, выступает как азартный рассказчик об удивительных исторических событиях и т. д.). особую радость переживает ребенок, когда он, наконец, сам может дать ответ на свои же вопросы.
Воспитанник шестого года жизни готов к открытию творческим способом познания - способом дискурсивного( выводного) мышления, когда одно знание самостоятельно выводится из предыдущего, освоенного на уровне обобщенных представлений ( Я.А.Понамарёв). этот способ мышления формируется в "Детском саду - Доме радости" специально разработанными в Технологии содержанием и формами работы - беседами, "посиделками" (Н.М. Крылова).
(ВСЕ ФОТО ЧТО ЕСТЬ ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ)
( ФОТО С ИЗМЕРИТЕЛЬНЫМИ ПРИБОРАМИ).
Расширение кругозора детей при помощи метода опробования.
Стараясь творчески воплощать сценарий каждого дня с учетом своеобразия технологического проекта Программы, с особенным удовольствием используется режимный момент, предложенный Н. М. Крыловой - опробование.
Данный технологический прием проводится ежедневно в утренние часы после умывания перед завтраком со всей группой детей. Разговор идет в шутливой форме, манящей к общению со взрослым
Опробование - это целый ритуал! Детям предлагаем отгадать загадку о том, что будут опробовать, чем будут угощаться? Обязательно уточняя: что говорят глазки? Какого цвета, формы? Что говорят пальчики? Какой продукт? Мягкий, твердый, шершавый, гладкий. Что говорит носик? А что же нам говорят зубы и язычок? Ребята называют вкусовые качества продукта - сладкий, кислый, соленый, сочный, хрустящий и т.п. Так по вопросам воспитателя дети рассказывают о предложенном продукте - о его цвете, форме, вкусе, размере, откуда берется, а потом с удовольствием пробуют: «Ммм, какой ароматный, сочный, хрустящий, полезный, зелёный огурец!» -констатирует Василиса. И наоборот, зажмурив глаза, морщась, Даниил говорит: «Ух, какая полезная, кислая, эта ягода клюква!»
Опробование продукта проводится каждый день? Для чего? – спрашивали родители. Для того чтобы открыть детям совершенно новые неизвестные горизонты так называемая избыточная информация: о чесноке, морковке, апельсине любом другом овоще, фрукте или продукте. Ребенок получает информацию, где произрастает этот продукт, в какой стране, люди каких профессий его выращивают, как он попадает к нам на стол, каким видом транспорта доставляется.
Использование анализаторов (зрение, осязание, обоняние и т.д.) позволяет детям составить полную картину о качественной характеристике продукта (например: яблоко - красное, круглое, сладкое, душистое, твёрдое и т. д.) и о взаимосвязи с окружающей средой (профессией).
Этот прием воспитательного процесса расширяет возможности ребенка в познании и развитии восприятия, речи, математических представлений, накоплении энциклопедических знаний и историко-географических представлений. Во время опробования обогащение их тактильных ощущений проходит с получаемым удовольствием от знакомства с новыми материалами.
Благодаря разработанной технологии методом опробования детям обеспечиваются условия для исследования свойств различных продуктов, дается возможность попробовать блюда, приготовленные мамами,(ФОТО с БЛИНАМИ) познакомиться с новыми физическими и математическими понятиями, такими как объём, вес, количество, форма, единица измерения. В результате дети на практике получают первичные представления о различных науках и о процессах познания окружающего мира.
Опробование яблока, которое дети едят-то каждый день, сопровождаю интригой: «Хочу угостить вас яблоком, но не так как лиса. А послушайте, маленькую историю про розовое яблоко». И слушают, затаив дыхание… А я читаю «Яблоко» Р. Энгеля. А после угощаю яблоком с той самой яблони, которое сохранила для нас Тилькина хозяйка… А ребята жуют и раздумывают над нравственными вопросами затронутыми в рассказе. Позже мы поговорим с ними об этом. А сейчас так приятно есть это красивое яблоко и сознавать, что все такие дружные…
Через некоторое время снова опробование яблока! Вот на тарелке лежит белое (кусочки яблока). Вы согласны? Как узнали, что белое? Интересно, хрустящее? А какое на вкус? А какое на вид? И пока разбирались съели вкусное, сочное, хрустящее, душистое... так нашли и проговорили прилагательные - столько ответов на вопрос какое? И когда все уже совсем ясно, проблема: а было ли оно красивое? Как тут ответить? Ведь яблоко съедено... Я бы хотела полюбоваться на яблоко, но его больше нет. А вы бы хотели полюбоваться на красивые, разные яблоки? Словно фокусник ставлю репродукцию картины П. Кончаловского «Яблоки у печки». Мы не видели яблоко. Может быть, оно было большое, может красненькое, может желтенькое... эти яблоки попробовать нельзя, а любоваться можно! Какой прекрасный натюрморт! Дети не просто съели вкусное яблоко. Вкусно было подано все: и понятие красоты, и слово натюрморт, и эстетическое воспитание.
Понятие «хлеб» вплетено в такое кружево, что пока дети опробовали блины, булку, бублик, крендель, коврижку, баранки, сухари и просто белый и черный ароматный и душистый хлеб отгадывали загадки, пели потешки. (ФОТО БУЛОЧКИ).Под чтение стихов С. Погорельского рассматривали картинку И. И. Машкова «Снедь московская: хлебы». Опробование сухарей как солдатской еды прошло через организацию и содействие накоплению опыта математических и логических действий. В ходе простого взвешивания сухаря и куска хлеба дошколятам дается понятие меры веса, объема. Знакомились с разными способами сохранения того, что подарило лето - сухие грибы, банки с сухими крупами, банки с консервированными овощами. Как была довольна София, когда все рассматривали помощников ее мамы - книги про то, как заготавливать продукты на зиму.
Опробование молочных продуктов принесло знакомство с профессией Пекаря. ( НАЙТИ ФОТО "МОЛОКО" И ГДЕ МИШКА И МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ). Как продолжение темы дается понятие - результата труда. Результат труда пекаря - каравай черного хлеба. И не важно, что черный хлеб ежедневно едят дети. Это результат труда - и уже совершенно другой вкус!(ФОТО ЧЕРНОГО ХЛЕБА)
Или вот такой пример. Опробование лука и чеснока. Слушайте! Чем будем угощаться? «Вырос в темнице. Хожу в золотой рубашке. Кто меня раздевает, тот слезы проливает».
И дети с удовольствием дают ответы на вопросы:
- Почему в загадке сказано, что он в золотой рубашке?
- Почему слезы текут?
- Затем называют, чем отличаются такие похожие овощи как лук и чеснок...
- Позже еще вернемся к этому овощу, но уже с другой целью.
«Да, много всякого растет на грядке. Вот и вырастет на грядке... А характер гадкий, куда не придет всех до слез доведет. А может нас не доведет. Давайте попробуем». (ФОТО ОПРОБОВАНИЯ С ЗАКРЫТЫМИИ ГЛАЗАМИ)
И вот уже с восторгом и благодарностью сажаем лук на окошке, чтобы вырастить полезный зеленый, так радующий нас лучок. Ведь он борется с микробами. Он помощник наш. А наблюдая, как растет лук, ведем дневник. Зарисовывая, записываем дату наблюдения, смотрим на календарь. (ФОТО ПОСАДКИ ЛУКА)
Опробование дает детям возможность получать удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащает их тактильные ощущения, приносит неясные, укрепляет и расширяет ясные знания.(ФОТО ОПРОБОВАНИЯ КОКОСА И ПОМЕЛО)
Именно выполнение внутреннего механизма Технологии Программы «Детский сад - Дом радости» позволяет предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
В жизни малышей детское экспериментирование имеет большое значение. Дети проводят много опытов, познавая «внутреннее содержание внешнего мира». Опробование дает им возможность получать удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащает их тактильные ощущения, приносит неясные, укрепляет и расширяет ясные знания.
Благодаря чему достигается цель соответствовать принципу развивающего образования, в основе которого лежит развитие ребенка, формируя такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рисование дома - радость или хлопоты?
Статья для родителей. Как напоминание о том, что дома нужно чаще играть со своими детьми, превращая игру в творческий процесс....
Консультация для родителей «Чем занять ребенка дома. Радость общения»
Консультация для родителей «Чем занять ребенка дома. Радость общения»...
«Чем занять ребенка дома. Радость общения»
Консультация для родителей....
Доклад на родительском собрании на тему "Ребенок - воспитанник "Дома Радости"
Научный проект Н.М. Крыловой создан с заранее заданными показателями динамики развития и саморазвития каждого воспитанника в различных видах деятельности...
Организация жизни и деятельности малыша в семье. Примерный режим дня в домашнем «Доме радости».Н.М.Крылова.
Никогда не забывайте, что особого внимания требует умственное развитие ребёнка, особенно его когнитивной сферы. Это особое целостное образование, включающее в себя весь накопленный ребёнком ...
«Чем занять ребенка дома. Радость общения»
Старший дошкольный возраст наиболее благоприятен для качественных занятий с детьми....
Выступление на родительском собрании: В школу – с радостью!
Выступление на родительском собрании: В школу – с радостью!...