Консультация "Опытно-экспериментальная деятельность"
консультация по окружающему миру

для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx30.55 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Опытно-экспериментальная деятельность»

 «Чем больше ребёнок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность»

Л. С. Выготский

Познание мира живой и не живой природы, установление причинно- следственных связей происходят успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования. Поэтому экспериментирование можно применять как эффективный способ обучения детей.

Опыт-это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям.

Развивали у детей умения пользоваться приборами- помощниками при проведении экспериментов: весы, лупы, линейки, условные мерки, компасы, пробирки, трубочки и многое другое.

Мы начали свою работу с 1 младшей группы. Объектом для наблюдения были выбраны овощные культуры. Они быстро растут и эти изменения хорошо видны детям. Первое наблюдение велось с луком, который легко прорастал в комнатных условиях. Срезали верхушку у луковицы и ставили в стакан с водой. Из верхней части прорастали зелёные пёрышки, объясняли, что влага и свет нужны для роста лука.

В младшей группе вели посадку луковиц в землю. Каждый ребёнок брал одну луковичку и сажал её сам в ящик с землёй. Затем детям объясняли, зачем они полили растение и почему поставили на подоконник. Эти условия необходимы для роста. Все эти наблюдение фотографировали. Также проводили экспериментирование с морковью, картофелем, свёклой, фасолью. Наблюдали за веточками смородины и багульника, которые поставили в вазу с водой. Отметили, что в воде и в тепле быстрее набухают почки и распускаются листочки. Даже багульник зацвёл. Свои наблюдения мы зарисовали.

Наблюдали за листочками на деревьях. Отметили, что все листочки разные. Сделали гербарий из листьев.

В средней группе мы с детьми показали для курсов педагогов опытно – экспериментальную деятельность «Путешествие капельки» (опыты с водой).

Осенью, когда бархатцы буйно растут, напоминаем детям, что скоро наступят холода и растения погибнут. Хотят ли дети сохранить живыми хотя бы несколько растений. Выбрали растение, пересадили в горшок и в течении длительного времени дети наблюдали за своим растением. Отмечали начальное увядание, затем восстановлением внешнего вида, запоминали признаки, по которым можно судить о состоянии растения. Работа продолжалась до естественной гибели растения. Все наблюдения мы зарисовали.

Составили детский проект (старшая группа): «Весна пришла, редиску принесла». Поставили проблему: «Может ли редиска вырасти в ящичке на окне?» В ящик посадили семена, полили, накрыли плёнкой и поставили на окно. Через 4 дня появились первые всходы. Наблюдали за ростом редиски 3 недели. Урожай решили сорвать. Но к нашему огорчению, выросла ботва. Сделали вывод, что в комнатных условиях редис не растёт. Весной решили высадить семена редиски на грядке. Наклеили на полоску бумаги семена и посадили в землю, поливали, пропалывали от сорняков. Через три недели собрали хороший урожай редиски. В группе сделали салат.

В старшей группе мы сделали небольшую лабораторию по опытно- экспериментальной деятельности, завели картотеку опытов. Сюда входили объекты исследования: с песком, камнем, глиной, снегом, льдом, паром, воздухом, почвой, водой, магнитом.

Составили перспективный план по теме: «Использование экспериментально- исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста»

Дети с удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы. Например, ставлю проблему: слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится и почему. Так же с водой, например: превращение воды в лёд и т. д. Все опыты детям напоминают чем- то фокусы. И проявляют большой интерес. Приведу несколько экспериментов:

«Какая бывает вода?»

«Волшебные стёклышки»

«Воздух- какой он?»

«Почему дует ветер?»

«Путешествие капельки»

«Испытание магнита» и другие опыты.

Заключительным этапом экспериментов является подведение итогов и выводов.

Через опыты мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, умение находить пути решения проблемных ситуаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос

Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....

Конспект интегрированной деятельности образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по познавательному развитию и изобразительной деятельности "Россия - хозяйка Зимней Олимпиады в Сочи".

Итоговое мероприятие с детьми по закреплению знаний о зимней Олимпиаде в Сочи; воспитанию здорового образа жизни посредством полученных знаний на предварительных занятиях. Отображение в детских творче...

Организация совместной и самостоятельной деятельности по конструированию из природного материала: планирование совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет, алгоритмы самостоятельной деятельности для детей 5 – 7 лет

В педагогическом опыте представлен перспективно-тематический план совместной деятельности по конструированию из природного материала по всем возрастным группам. Для самостоятельной деятельности -...

«Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка .Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деятельности»

1.Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка. Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деят...

Конспект образовательной деятельности, осуществляемый в совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности в подготовительной группе «Птицы - наши друзья»

образовательная деятельность проводится в форме викторины "Что,где, когда?", выбирают две команды (игроков по пять человек, идёт представление участников игры, выбираются капитаны, названия команд). В...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...