« Краснодарский хлебный край»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

ценность хлеба

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hlebnyy_kray.docx22.76 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад № 11 «Тополёк» с. Дефановка

МО Туапсинский район

Конспект занятия

« Краснодарский хлебный край»

                                                      Разработала воспитатель

                                                                МБДОУ ДС № 11 «Тополёк»

                                                                с. Дефановка

                                                                Воробьёва Е.В.

Конспект занятия

« Краснодарский хлебный край».

Программные задачи:

*   дать детям знания о хлебе как о ценном пищевом продукте, без которого люди не могут обходиться;

*   рассказать о том, как много надо затратить труда, чтобы получить хлеб, который ежедневно подают к столу;

*   раскрыть понятие « Кубань – хлебный край»;

* формировать у детей связную речь, правильную дикцию, побуждать использовать в речи прилагательные и наречия;

*   воспитывать гордость за свою малую родину, уважение к хлебу и труду хлебороба.

Словарная работа:

хлебороб, комбайн, комбайнёр, борона, удобрения, элеватор, колоски.

Предшествующая работа:

подборка иллюстраций для альбома «Хлеб всему голова», заучивание стихов пословиц и поговорок о хлебе и труде, чтение и рассматривание книг о выращивании и изготовлении хлеба, наблюдение за разгрузкой хлебобулоч- ных изделий из продуктовой машины.

Ход занятия:

Воспитатель:   Дети, послушайте стихотворение:

               *     Путь его довольно долгий, вот он в булочной не полке.

                      Вот уже к тебе на стол он пожаловал, пришёл.

                      В нём – здоровье наше, сила,

                      В нём чудесное тепло.

                      Сколько рук его растило, охраняло, берегло!

                      В нём – Земли родимой соки, солнца свет весёлый в нём…

                      Уплетай за обе щёки! Вырастай богатырём!

- О чём это стихотворение?

Дети:   О хлебе.

           Каравай.                                                                             Хлеб.

Вот лежит каравай                                                 Хлеб ржаной, батоны, булки

У меня на столе.                                                     Не добудешь на прогулке.

Чёрный хлеб на столе –                                        Люди хлеб в полях лелеют,

Нет вкусней на земле.                                          Сил для хлеба не жалеют.

             (Я. Дягутите)                                                                      (Я. Аким)

Воспитатель.   Хлеб – это богатство нашей родины, Краснодарского края. Скажите, а как ещё называют наш край?

Дети.   Кубанью.

Воспитатель.   Правильно. Я думаю, вы не раз слышали в семье, или по теле – визору, что нашу Кубань называют гостеприимной,  хлебосольной. Почему?

Дети.   На полях Кубани выращивают много пшеницы. У нас много хлеба на Кубани. Мы рады встречать гостей, угощаем их, принимаем с радостью, поэтому и называют Кубань гостеприимной.

Воспитатель.   Верно. Ведь хозяева гостей раньше встречали хлебом с солью, поэтому и звучит слово «хлебосольная». А у нас в Краснодарском крае действительно выращивают богатый урожай пшеницы, подсолнечника, овса, ячменя, свёклы, овощей и фруктов. Скажите, а как называют людей, выра – щивающих хлеб?

Дети.   Хлеборобами.

Воспитатель.   Правильно, всех людей, кто выращивает хлеб, называют хлеборобами.

                                                     Руки человека.

                                 Я помню, как руки трудились упорно,

                                 Чтоб в землю посеять янтарные зёрна.

                                 Склонила тяжёлую голову рожь.

                                 Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!

                                 Спасибо земле, что была моим домом,

                                 И сильным рукам, моим старым знакомым!

                                                                                       (Я. Дягутите)

Сейчас мы с вами поговорим о труде хлеборобов. Скажите, как хлебороб подготавливает землю под будущий урожай, что он делает в начале?

Дети.   Вначале нужно вспахать землю.

Воспитатель.   Землю пашут тракторами, сзади которых прицеплены плуги. Кто управляет тракторами?

Дети.   Трактор ведёт тракторист.

Воспитатель.   Молодцы. Давайте рассмотрим картинки, где изображена вспашка земли под урожай.

   Воспитатель и дети комментируют иллюстрации.

Воспитатель.   Если внести удобрения в почву, т.е. подкормить, то урожай будет богаче. Удобрения бывают твёрдые, а также и жидкие. После подкормки землю рыхлят бороной.

     После подготовки почвы, начинают сеять пшеницу. А когда её сеют?

Дети.   Засевать могут и весной и осенью.

Воспитатель.   Как называют такую пшеницу?

Дети.   Пшеницу, которую сеют осенью, называют озимой, а ту, которую сеют весной – яровой.

Воспитатель.   К тракторам прикрепляют сеялки, за сеялки-бороны. В сеялки насыпают зерно вместе с удобрением. В маленькие отверстия зёрнышки выпадают прямо в землю. А борона сверху присыпает их землёй.

     Раньше, когда не было таких машин, пшеницу сеяли вручную: сеятель надевал большое лукошко с поясом через плечо, чтобы легче было носить, насыпал в лукошко зерно, шёл по вспаханному полю и вручную разбрасывал зёрна в стороны. Это была трудоёмкая, медленная и тяжёлая работа. Посмотрите на картинку, на которой сеятель рассыпает зерно.

                      *    Сеял сеятель старинный из лукошка-решета.

                            Нынче сеялка-машина этим делом занята.

                            Роет борозды проворно, в них укладывает зёрна.

                           - Уж ты семечко, зерно, ляжешь в борозду на дно.

                            Ты не бойся, золотое, ничего, что там темно!

                             К свету, к солнцу из земли ты, росток, скорей расти!

     А теперь подумайте и скажите, как хлебороб узнаёт, что пора убирать урожай?

Дети.   Когда поле станет жёлтым, колосья полны зёрен и они тугие и сухие.

Воспитатель.   Представьте себе огромное поле спелой пшеницы… Какими бы словами вы его описали, с чем бы его сравнили?

Дети.   Колышется как море. Жёлтые волны ходят по морю. Поле бескрайне, золотое, красивое и т.д.

Воспитатель.   Посмотрите на эти две картинки. Сравните их и скажите, как раньше убирали пшеницу, и как это делают сейчас?

Дети.   Раньше всё делали вручную: скашивал косарь или женщины сжинали серпом, а затем связывали в снопики для сушки. А теперь всю эту работу делает комбайн.

Воспитатель.   Отгадайте загадку:

                          *    Вырос в поле дом, полон дом зерном.

                                Стены позолочены, ставни заколочены.

                                Ходит он ходуном на столбе золотом.

Что это?

Дети.   Колосок.

   Воспитатель предлагает детям для рассматривания колоски.

Физминутка «Молотьба».

Не гром грохочет, не пальба,                       Круговые движения согнутыми

Гремит, грохочет молотьба.                         руками перед собой.

Гора зерна растёт до неба.                           Потянуться вверх, стать на носки.

Ты видишь, сколько будет хлеба?             Руки в стороны, плавно вниз.

Шумят, гремят грузовики,                             Руки на поясе, притопы ногами

Стучат на мельнице валки.                           с продвижением вперёд.

Гора муки растёт до неба.                            Руки вверх, стать на носочки.

Ты видишь, сколько будет хлеба?             Руки в стороны, плавно вниз.

Мне говорят, что спать пора,                         Присесть, руки под голову.

Но не усну я до утра:                                         Встать.

Мне поглядеть бы хоть немножко.               Ходьба на месте.

Как мама будет печь лепёшки.                      Имитация лепки лепёшек.

Воспитатель.    Дети, а где хранят зерно?

Дети.   Зерно хранят на элеваторе.

Воспитатель.   Скажите, какие продукты получают из зерна?

Дети.   Муку, крупы: пшеничную, манную, перловую, ячневую, спирт крахмал, отруби.

Воспитатель.   А чтобы узнать, что можно приготовить из муки, мы поиграем в игру, которая так и называется « Что можно приготовить из муки».

     Проводится дидактическая игра с мячом. Варианты ответов: хлеб белый, серый, ржаной, батон, булочка, пирожки, пирог, торт, блины. оладушки, калач, печенье, баранки, пряники, вареники и т.д.

Воспитатель.   Как мы должны относиться к хлебу?

Дети.    Бережно, с уважением.

Воспитатель.   Вот, например вы покушали, и остался кусочек хлеба, что можно с ним сделать?

Дети.   Надо брать столько хлеба, сколько сможешь съесть, а если останется кусочек, его можно отдать животным, а можно посушить в духовке и получатся вкусные сухарики к супу, молоку или компоту.

Воспитатель.   Дети, а как в нашей стране и на нашей Кубани отмечают знатных хлеборобов?

Дети.   Награждают медалями, грамотами, премиями, подарками.

Воспитатель.   Чаще всего поздравления и награждение происходит после уборки урожая, в День работников сельского хозяйства, который отмечают в октябре месяце. Поздравляют всех тружеников сельского хозяйства, в том числе и хлеборобов. Ведь труд хлебороба очень труден и почётен.

     Давайте вспомним, какие пословицы и поговорки мы знаем о хлебе и труде хлеборобов.

     Дети читают пословицы и поговорки;

*     «Хлеб – всему голова!»;

*     «Худой обед, коли хлеба нет»;

*     «Будет хлеб, будет и обед»;

*   «Хлеб на столе, так и стол – престол, а как хлеба ни куска, то и стол – доска»;

*     «Ржаной хлебушко – калачу дедушка»;

*     « Что посеешь, то и пожнёшь»;

*     «Труд человека кормит, а лень портит»,

*     «Хочешь есть калачи, не сиди на печи»;

*     «Кончил дело, гуляй смело».

Воспитатель.   Длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Действительно, сколько рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом. Житницей страны называют Кубань! В Краснодарском хлебном крае выращивают рекордные урожаи, в Краснодарском хлебном крае самый вкусный хлеб! Давайте, ребята, будем помнить о тех, кто столько труда вложил в каравай.

                                       Почёт и честь вам, хлеборобы!

                                       За ваш прекрасный урожай,

                                       За то, что Родине вы дали

                                       Душистый хлеба каравай!

Только снег сошёл в апреле,                   Вот он – хлебушко душистый,

Как поля зазеленели.                                С хрустом, с корочкой витой.

Золотой простор бескрайний,                Вот он – тёплый, золотистый,

Там работают комбайны.                         Словно солнцем налитой.

Вот зерно течёт рекой,                              В каждый дом, на каждый стол                                                

Чтобы сделаться мукой.                            Он пожаловал, пришёл                          

Тесто кружится в квашне,                                 В нём здоровье, наша сила,

Запекается в огне.                                               В нём чудесное тепло

Ешь его, расти и помни:                                    Сколько рук его растило

В мире нет труда огромней,                            Сохраняло, берегло.

Чтоб на стол к тебе                                      Ведь не сразу стали зёрна

         явился свежий хлеб.                           Хлебом тем, что на столе,

                                                                           Люди долго и упорно

                                                                           Потрудились на земле.

     В группу вносят поднос с выпечкой и приглашают детей на чай.

 

 

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника: «КУБАНСКИЙ КРАЙ - ХЛЕБНЫЙ КРАЙ»

ЦЕЛИ: * познакомить с традициями и обычаями кубанского народа             * развивать музыкальные  и творческие  способности дошко...

"Кубань - хлебный край"

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 города Темрюка муниципального образования Темрюкский район  Педагогический прое...

Конспект ОД по музыкальному развитию в старшей группе «Хлебный край славься»

методическая разработка музыкадльной деятельности по тематике...

Краеведческий экологический проект на тему: «Хайбулла – наш хлебный край» в подготовительной к школе группе

Хлеб всегда пользовался почетом и уважением. Гостя встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили о хлебе. Люди во все времена понимали, что хлеб - это их жизнь. Сегодня в магазине можно купи...

ПРОЕКТ "Наш Азовский хлебный край"

Вид проекта: познавательный, художественно-творческий.Вид деятельности: игровой, коммуникативный, познавательно, художественно-эстетический.Участники проекта: Дети второй  младшей группы, Пе...

Проект "Наш хлебный край"

Краткосрочный проект для старшей возрастной группы, который позволяет не только расширить кругозор детей, но использовать свои знания и умения в быту, и поделиться своим опытом со сверстниками....

Методическая разработка образовательной деятельности: «Белгородчина – хлебный край».

Тема: Белгородчина – хлебный край.Цель: Дать детям первоначальное представление о том, какой труд вложен людьми, чтобы на столе был  хлеб.Задачи:Образовательные:дать представление о ценност...