Занятие "Здравствуй, Африка"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
«Здравствуй, Африка»
Цель: формировать элементарные представления о разнообразии животного и растительного мира Африки, её водных ресурсах. Закреплять представление о значении воды в жизни животных, растений и людей, живущих на этом континенте. Формировать основы экологического мышления.
Ход занятия
В: Африка – второй по величине континент земного шара (слайд 1).
А сейчас посмотрите, как она выглядит на глобусе (показываю глобус).
Африка находится на экваторе, на одинаковом расстоянии от полюсов, поэтому здесь круглый год тепло. Давайте совершим путешествие на этот континент. Занимайте места в самолете.
(Звучит аудиозапись гула самолета. Воспитатель произносит слова, а дети выполняют движения).
В: Отправляемся в полет,
Путешествие нас ждет!
Все готово для полета.
Руки – крылья самолета,
(Прыжком расставляют ноги на ширину плеч, разводят руки в стороны)
Загудел наш самолет.
Слышите, мотор ревет?
(Приседают пять раз)
Край родной мы оставляем,
Вы готовы? Мы взлетаем!
(Бегут друг за другом)
Скорость прибавляем,
К Африке подлетаем,
Вот и Африка!
(Дети садятся на стулья)
В: Африка – самый жаркий материк планеты. Посмотрите на глобус. Эти голубые линии – реки, которые протекают по Африканскому континенту.
Самая большая река Африки – Нил (слайд 2). А это реки Конго (слайд 3), Нигер (слайд 4), Лимпопо (слайд 5).
В: Вы знаете, что в жару обычно хочется пить. В Африке не так много источников пресной воды. К тому же в жару многие реки и озера пересыхают (слайд 6). Поэтому африканские животные часто страдают от жажды. В поисках воды им приходится преодолевать большие расстояния.
Во время засухи африканские животные соблюдают удивительное правило: у водопоя никто ни на кого не охотится. У воды одновременно можно увидеть и слонов, и львов, и зебр, и птиц (слайд 7).
Африка – край удивительной природы. Здесь находится самая большая в мире песчаная пустыня – Сахара (слайд 8).
- Что вы знаете о пустынях? (ответы детей).
Пустыня – огромное пространство, покрытое песком и камнями. Здесь дуют горячие ветры и годами не бывает дождей.
- Слышите, кажется начинается песчаная буря (слайд 9)
- Что во время бури происходит с песком?
В: Слово «пустыня» происходит от слова «пусто». Как вы думаете, можно ли здесь увидеть растения? (предположения детей).
В пустыне растения встречаются редко. Здесь можно увидеть низкие растения с мелкими листьями и колючками (слайд 10). Глубоко под толстым слоем песка есть вода. Добраться до нее растениям помогают длинные корни (слайд 11). Длина корней некоторых растений пустыни достигает высоты двенадцати этажного дома.
В: Какие животные обитают в пустыне? (дети называют животных)
В: Вот и первый обитатель пустыни.
Живет он долго без воды,
А еще дольше – без еды.
Зверь в еде неприхотлив,
Ему не нужно сладких слив.
Колючка – лучшее из блюд.
Зовут животное – (верблюд).
В: - Верно! (слайд 12) Верблюды – очень сильные и выносливые животные. Послушайте голос верблюда (слайд 13 голосовой). Как вы думаете, легко ли верблюды переносят жаркий климат Африки? (предположения детей). Эти животные отлично приспособлены к жизни в пустыне. У верблюдов очень густая шерсть, которая защищает тело от жаркого солнца (слайд 14). Песок днем раскаляется так, что об него можно обжечься. Но на ногах верблюда есть толстые мозоли, которые помогают ему ходить по сыпучему горячему песку, не проваливаясь и не обжигаясь (слайд 15).
В пустыне редко встречаются источники воды. Поэтому верблюд за один раз может выпить до 130 литров воды, а потом не страдать от жажды в течении нескольких дней (слайд 16).
Верблюды ходят караванам, следуя друг за другом (слайд 17).
В: (слайд 18) Кто это? А это варан. Местные жители называют его большой ящерицей. Несмотря на размеры, варан быстрый и ловкий зверь. Язык у него очень длинный (слайд 19). В отличии от обычных ящериц варан очень опасен из-за яда, который можно сравнить со змеиным. Использует свое главное оружие он для охоты на насекомых, крыс и других мелких животных (слайд 20). Вараны прекрасно себя чувствуют в жаркой пустыне.
В: - Кто это шипит? (голосовое). Верно, это кобра – ядовитая змея (слайд 21).
Ее укус смертелен. Питаются кобры грызунами, птицами и насекомыми (слайд 22). Когда кобра чувствует опасность и хочет напугать врага, она поднимает верхнюю часть тела и, демонстрируя свой «капюшон», покачивается из стороны в сторону (слайд 23). В жару кобры и другие змеи , обитающие в пустыне, прячутся под камнями (слайд 24).
В: - А это – тушканчик – один из представителей грызунов, обитающих в пустыне (слайд 25). На какое знакомое животное он похож? (мышь) тушканчик передвигается прыжками, а хвост использует как руль (слайд 26 видео). Прыгает он так быстро, что не каждый хищник может его поймать. Интересно, что тушканчик не пьет воду. Ему хватает влаги, которая находится в растениях, семенах и насекомых – его любимой пищи. Днем тушканчики прячутся в глубоких норах (слайд 27), а после захода солнца выходят на поверхность.
В: Среди камней от жаркого солнца спрятался скорпион (слайд 28). На кончике хвоста у этого насекомого есть ядовитое жало. Укус скорпиона может быть смертельным.
В: Кого вам напоминает это животное? Это родственник лисы – фенек (слайд 29). Фенек проводит почти целый день в логове, устроенном в земле, а ночью когда становится прохладнее, выходит на охоту. Его большие уши выглядят очень забавно. Как вы думаете, для чего они нужны? (предположения детей). Большие уши защищают этого зверька от перегрева, и он не страдает от жары. Слышите это голос фенека (голосовое).
В: Нас приветствует семейство сурикатов (слайд 30). Эти грызуны живут колониями. Целый день они толкутся рядом со своими норами, греются на солнышке, встав не задние лапы и сложив передние на животе. Эти забавные зверьки все время оглядываются по сторонам, будто кого-то ждут. В стороне всегда находится «часовой». В случае опасности он предупреждает сородичей свистом, и все семейство скрывается в норах под землей (голосовое).
В: В пустыне полдень. Стало очень жарко. Животные спрятались от горячих лучей солнца, чтобы передохнуть и набраться сил. И нам пора возвращаться домой.
(Звучит аудиозапись гула самолета. Воспитатель произносит текст, дети выполняют движения)
Сядем снова в самолет,
Отправляемся в полет.
(Прыжком расставляют ноги на ширину плеч, разводят руки в стороны)
В небе высоко парит,
Над морями он летит.
(Поднимают руки вверх, встают на носочки)
Губы вытянем вперед,
Самолет гудит-поет:
«у-у-у-у-у, я лечу в Горняк.
(Бегут и кружатся на месте)
Наш любимый детский сад,
С нетерпеньем ждет ребят.
(приседают)
В: Вам понравилось наше путешествие? Мы познакомились с интересными животными. Нарисуйте все, что мы с вами видели, и расскажите , что вам понравилось в пустыне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы по физической культуре «А в Африке, а в Африке…» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация» «Здоровье»
Данное занятие разработано с учетом здоровьесберегающих технологий Ю. Базарного , В.Т. Кудрявцева и было представлено в рамках недели здоровья для открытого просмотра , воспитателям,педагогам по...
Конспект интегрированного занятия по теме «Африка и животные Африки» для подготовительной группы
Конспект интегрированного занятия по теме "Африка и животные Африки"Составила воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи №73» Пичугина Наталья С...
Картотека загадок "кто в Африке живет? что в Африке растет?"
В картотеке собраны загадки по теме Африка...
"Путешествие в Африку с Доктором Айболитом" сценарий развлечения к тематической недели "Здравствуй Африка!"
спортивное развлечение для дошкольников по мотивам произведения К. Чуковского "Доктор Айболит"...
Африка, здравствуй, Африка!
Презентация состоит из 11 слайдов и знакомит с представителями животного и растительного мира Африки, пустыней Сахара и рекой Нил. Изображение воздушного шара на слайдах и звуки, издаваемые животными,...
Непосредственно-образовательная деятельность по физической культуре в средней группе на тему «Ну и Африка! Вот так Африка!»
Занятие по физической культуре в средней группе с использованием мультимедиа. Тема "Африка", "Животные Африки"....
Сценарий развлечения по стихам и сказкам К.И.Чуковского «Африка! Вот так Африка»
Сценарий развлечения по сказкам и стихам К.И.Чуковского. Предназначен для детей старшего дошкольного возраста..Можно использовать на день Смеха....