Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Уроки тетушки Совы. Мой родной город"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Уроки тетушки Совы". Целью НОД является формирование патриотических чувств и первичных представлений старших дошкольников о родном городе – Балаково.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_tetushki_sovy._moy_rodnoy_gorod.docx | 34.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: формирование патриотических чувств и первичных представлений старших дошкольников о родном городе – Балаково.
Задачи:
Образовательные:
- расширять и закреплять представления детей о родном городе
- закреплять представление детей о гербе родного города;
- закреплять представления детей об архитектуре современных и старинных зданий и сооружений
Развивающие:
- развивать навыки свободного общения со сверстниками
Воспитательные:
- воспитывать чувство гордости за свой родной город; воспитывать любовь к родному городу
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация «Мой родной город», герб города, части герба (см. Приложение №1), фотографии современного и старого города, картинки для игры «Что лишнее?», детская мельница, кувшин с водой, поддон, лестница знаний, фотографии детей.
Методические приемы: беседа, рассказ, демонстрация презентации, создание проблемной ситуации, дидактические игры, моделирование.
Предварительная работа: рассматривание фотографий с достопримечательностями города, беседа «Предприятия города Балаково», «Обитатели моря», «Кто в Волге живет», чтение энциклопедии для малышей «Детям о родном городе», работа с активным словарем (амбар, ладья, сноп, электричество, стерлядка, архитектура, достопримечательность).
Ход НОД:
- Создание проблемной ситуации
Дети сидят на стульчиках, звучит музыка из мультфильма «Уроки тетушки Совы». На экране СЛАЙД №1. (см. Приложение №2)
Входит воспитатель, переодетый в Сову.
Сова: Здравствуйте, мои маленькие друзья! Узнали? Ну конечно узнали тетушку Сову из научного дупла. Сегодня мы с вами будем говорить о нашем родном городе. А вы знаете, как он называется ?
Дети: Балаково.
Сова: А как называют жителей нашего города?
Дети: Балаковцы
Сова: А знаете ли вы, ребята, почему наш город так назвали?
Дети: Нет, не знаем.
Сова: Существует несколько версий о происхождении названия города:
- от слова «балакать» - говорить: уж очень говорливый здесь поселился народ;
- от татарского слова «балык» - рыба: не секрет, что одними из первых, кто здесь поселился, были рыбаки.
Сова: У каждого города есть свой герб. Сегодня я познакомлю вас с гербом нашего города. Яша, Кеся, куда же вы запропастились?
В группу заходят два кота Яша и Кеся (переодетые дети),
в руках у Кеси герб города
Сова: Ах вот вы где, проказники! Поздоровайтесь с ребятами.
Яша и Кеся здороваются с ребятами, дети приветствуют гостей
Сова: Яша, Кеся, покажите ребятам герб города Балаково.
Яша: Я буду ребятам показывать, убери свои лапки. Это я его первый нашел.
Кеся: А я его первый принес.
Яша: Отдай, я ребятам покажу!
Кеся: Нет, я!
Рвут герб
Сова: Как не хорошо спорить! Смотрите, ребята, что бывает, с теми , кто не умеет договариваться! Ну что, проказники, соберите все кусочки герба и склейте их.
Яша: Одним нам не справиться. Такие кусочки мелкие получились.
Кеся: Ребята, а вы нам поможете?
Дети: Поможем.
Сова: Ну хорошо, шалунишки, мы с ребятами поможем вам. Но чтобы восстановить герб, вам и ребятам нужно выполнить все мои задания. Вы готовы?
Дети, Яша, Кеся: Готовы!
Сова: Тогда я предлагаю вам посмотреть на наш город с высоты птичьего полета.
Сова: Я полечу, расправив крылья. Ну, а вы пилоты, приготовьте к полету свои самолеты.
- Динамическая пауза «Самолеты»
Дети встают на одно колено
- Заводим моторы: т - т - т -т - т - т (Круговые движения перед собой).
- Моторы разогреваются: д - д - д - д - д - д.
- Взлет! (подняться).
- Полетели: з- з- з- з- з- з -з (громко - тихо).
Скажем громко, отчетливо, ясно: -
Быстрокрылый мощный ТУ,
Набирает высоту.
Он летит все выше, выше,
Превратились в точки крыши.
Дети стоят на ковре. Воспитатель обращает внимание детей на экран,
где показан СЛАЙД №2
Сова: Посмотрите, так выглядит наш город с высоты птичьего полета. Обратите внимание на капельку - это островная часть города. Она со всех сторон окружена водой: слева судоходный канал, а справа – река. А вот и первое задание: «Как называется эта река?»
Дети: Волга.
Сова: Правильно, ребята. Самолеты на посадку: с- с- с - с – с
Дети садятся на стульчики.
Сова: Город окружен водой. А цвет воды , мы знаем, голубой, поэтому большая часть герба закрашена голубым цветом.
Сова: Вот и первое задание выполнено и вы получаете первую часть герба.
Сова выставляет на мольберт нижнюю часть герба
СЛАЙД №3
- Дидактическая игра «Найди пару». (см. Приложение №3)
Сова: А сейчас следующее задание. Перед вами расположены фотографии старого и современного города. Найдите каждой фотографии пару.
Дети подходят к столам, на которых лежат фотографии
(задание выполняется группами)
Сова: Молодцы, ребята, с заданием справились и получаете еще одну часть герба. Эта красная полоса расположена в верхней части герба. Яша, иди, прикрепи, пожалуйста, ее на место.
Кот Яша прикрепляет красную полосу в верхней части герба.
СЛАЙД №4
Сова: А сейчас, мои дорогие, усаживайтесь поудобнее. Я расскажу вам немного из истории города. Давным-давно Балаково был небольшим селом. Вокруг были необъятные степи, которые давали богатые урожаи пшеницы. На берегу реки Балаковки были построены вместительные хлебные хранилища (амбары). В них хранилось зерно от урожая до урожая. Вывозился хлеб на баржах, которые по весенней воде подплывали по Балаковке прямо к амбарам, откуда зерно засыпалось по специальным желобам. Хлеб увозили в Москву, в другие города. Слава о хлебной пристани Балаково гремела по всей России.
СЛАЙД №5
Сова: Балаково называли «хлебной столицей». Да и сейчас на полях нашего района выращивается пшеница и другие сельскохозяйственные культуры.
Сова: А если много выращивали и продавали пшеницы, то что еще может быть изображено на гербе?
Дети: Пшеница, хлеб.
Сова: Молодцы, ребята. В центре герба расположена ладья со снопом хлеба. Кеся, прикрепи, пожалуйста, ладью к гербу.
Кот Кеся прикрепляет ладью со снопом в центр герба.
Сова: Вот и еще одно задание выполнено.
СЛАЙД №6
Сова: Что-то мы, ребята, засиделись. Яша, Кеся, проведите,пожалуйста, с ребятами разминку.
Яша: Это мы можем.
- Физминутка «Солнышко лучистое любит скакать»
СЛАЙД №7
Дети выходят на ковер повторяют движения за котами.
После физминутки дети садятся на стульчики.
СЛАЙД №8
Сова: Посмотрите, ребята, после такой зажигательной разминки в верхней части герба появилось солнце. Ребята, как вы думаете почему?
Дети: Потому что у нас светлый город, потому что у нас тепло летом.
Сова: Верно, солнце – символ света и тепла, а в нашем городе работают предприятия, которые добывают электричество и тепло. Их называют электростанциями.
СЛАЙД №9
Сова: Балаковская АЭС - крупнейшая электростанция страны.
Посмотрите, она состоит из четырех блоков.
СЛАЙД №10
Сова: Ежегодно Балаковская АЭС вырабатывает электричества больше, чем любая другая электростанция России.
СЛАЙД №11
Сова: А это Саратовская ГЭС одна из крупнейших в стране. Гидро означает вода, то есть работает с помощью воды.
Сова: Яша, Кеся, покажите ребятам, как вода, помогает вырабатывать электричество.
Яша и Кеся демонстрируют опыт с детской мельницей
Яша: Работу ГЭС можно сравнить с мельницей. Посмотрите, вода с высоты падает на лопасти.
Кеся: Лопасти начинают крутиться и давать электричество.
Яша: На ГЭС используют огромные турбины, похожие на вентиляторы.
СЛАЙД №12
Сова: Спасибо, друзья, все очень понятно объяснили.
Сова: А это Теплостанция. Она согревает весь город и вырабатывает электричество.
СЛАЙД №13
Сова: Никита, прикрепи, пожалуйста, солнце в верхнюю часть нашего герба.
Никита прикрепляет солнце в верхней части герба
- Дидактическая игра «Что лишнее?» (см. Приложение №4)
Дети проходят к столам для выполнения задания, садятся парами.
Сова: А сейчас еще одно задание. Перед вами наборы картинок с речными и морскими обирателями. Уберите картинки с изображением обитателей, которые в Волге не водятся.
Дети парами выполняют задание. Сова оказывает индивидуальую помощь детям, испытывающим затруднения.
Сова: Вот и последнее задание выполнено, и вы получаете последнюю недостающую часть нашего герба. Это герб Саратовской области в виде крестика из трех стерлядок. Он расположен в правом верхнем углу. Аня, прикрепи ее, пожалуйста.
Аня прикрепляет полученную часть в правом верхнем углу герба
Сова: Посмотрите, ребята, у нас получился герб нашего родного города Балаково.
СЛАЙД №14
Сова: Яша, Кеся, что нужно сказать ребятам?
Яша и Кеся: Ребята, спасибо за помощь, сами бы мы ни за что не справились.
- Итог занятия.
Сова: Итак, ребята, что мы сегодня с вами делали на занятии.
Дети: Мы помогали котам собрать герб города Балаково. Выполняли задания.
Сова: Молодцы! А теперь мне хотелось бы посмотреть, как вы знаете родной город. Я вам покажу свои фотографии на фоне достопримечательностей нашего города, а вы угадайте, где я нахожусь.
- Дидактическая игра «Угадайте, где я нахожусь».
СЛАЙДЫ №15-24
Сова: Молодцы, очень хорошо знаете архитектуру родного города.
- Рефлексия.
Сова: Мне бы хотелось посмотреть, как вы оцениваете свою работу сегодня. Поставьте свою фотографию на нижнюю ступеньку лестницы знаний, если вам было не интересно, а если вы с интересом выполняли все задания, то поставьте свою фотографию на верхнюю ступеньку.
Дети выставляют свои фотографии на ступеньки лестницы знаний.
Сова: Я рада, что все очутились на верхней ступеньке лестницы знаний, это значит, что мы хорошо сегодня поработали.
Сова: В следующий раз я расскажу вам об известных людях, родившихся в нашем городе. До свидания, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к занятию по ознакомлению с окружающим миром: "Виртуальная экскурсия по родному городу"
Презентация к занятию по ознакомлению с окружающим миром....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим "Задания тетушки Совы"
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы по ознакомлению и закреплению правил безопасности в быту,на улице,дома....
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в средней группе "Путешествие в Город Дорожных Знаков"
На данном интегрированном занятии (безопасность-познание-коммуникация) дети уточняют и закрепляют знания по ПДД. Можно использовать как итоговое занятие по ПДД....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ (средняя группа) Тема: «Здания родного города»
На данном занятии формируются представления об архитектуре родного города, о строительной технике и инструментах, воспитывается интерес и бережное отношение к зданиям родного города....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе "История родного края»
Знакомство с историей родного края (горный КРЫМ) в старшей группе. ...
Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности образовательной области Познавательное развитие Ознакомление с окружающим в средней группе "Мой родной город Городец"
Занятие разработано для первоначального ознакомления с родным городом Городцом...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе "Моё родное село"
занятие вподготовительной группе про родное село с рассматриванием фотографий....