«Путешествие в зимний лес».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Уточнить и расширить представление детей по теме «Зима», «Дикие животные».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_zimniy_les.doc28.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 «Солнышко»

г. Нолинска Кировской области»

Сценарий занятия в средней группе

по непосредственной образовательной деятельности в дошкольном учреждении

«Путешествие в зимний лес».

Воспитатель: Блинова Ольга Владимировна.

Цель:

Уточнить и расширить представление детей по теме «Зима», «Дикие животные».

Задачи:

 Образовательные:

  1. Учить устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных.
  2. Формировать и обогащать словарь детей по данной теме.
  3.   Продолжать формировать умение у детей воспринимать инструкцию педагога.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию интереса к познанию природы.
  2. Способствовать развитию зрительного и слухового восприятия, наблюдательности.
  3. Способствовать развитию мелкой моторики пальцев, артикуляционного аппарата. Воспитывать у детей умение сочетать движения и речь.
  4. Способствовать развитию психических процессов (мышления, памяти, воображения).

Воспитательные:

  1. Стремиться к проявлению у детей навыков сотрудничества в процессе совместной деятельности.
  2. Воспитывать любовь к природе.
  3. Вызвать у детей эмоциональный отклик на совместную деятельность.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное, физическое.

Формы организации детской деятельности:

Игровая ситуация, словесные, дидактические, пальчиковые игры, беседы, отгадывание загадок, физкультминутка, подвижная игра, ручной труд.

Предварительная работа:

Заучивание стихотворения П.Воронько «Есть в лесу под елкой хата», чтение рассказов и сказок о животных, рассматривание иллюстраций с животными, зимними пейзажами, разгадывание загадок, дидактические игры «Кто чем питается», «Кто где живет», рисование «Медвежонок».

Оборудование:

Игрушка: мышка, белка, ежик, медвежонок; кормушка,птицы, письмо, листья, разрезные картинки «Дикие животные», деревья, пеньки, прищепки «Снежинки», плоды фасоли, гороха, бобов, зернышки, ветки, тарелочки, корзинка, овощи, шишки, ягоды, грибы, орехи, клей , белые салфетки, вата, мольберт.

Ход занятия.

В: Ребята, посмотрите в окно, какое сейчас время года?

Д: Зима.

В: Почему вы так думаете?

Д: Стало холодно, на деревьях нет листьев, выпал снег, замерзла земля, на лужах лед,…

В: Скажите, какие зимние слова вы знаете?

Словесная игра «Зимние слова»

Д: Зима, снег, сугроб, снежинка, сосулька, лед, метель, горка, мороз, санки, снегопад, …

Включается запись щебетания птиц.

В: Дети, вы слышите, что это?

Д: Это птицы на кормушке.

В: Что у них произошло?

Д: На кормушке появилась новая птичка.

В: Кто знает, как ее зовут?

Д: Снегирь.

В: Как ее можно ласково назвать?

Д: Снегирек, снегиречек. У нее что-то к лапке привязано.

В: Дети, это птичья почта. Прочитаем?

Д: Да.

В: « Детям средней группы «Непоседы». Здравствуйте, ребята. Пишет вам медвежонок. Не могу уснуть. Наступила зима, а снега в лесу мало».

В: Что же делать?

Д: Надо медвежонку помочь.

В: Как мы можем помочь медвежонку?

Слушаю предложения детей.

В: Но как добраться до леса?

Д: На машине, автобусе, санках, лыжах, самолете, поезде.

В: Саша предложил нам отправиться на поезде. Поехали.

Подвижная игра «Поезд»

( Поезд едет не спеша, дорога извилистая, впереди туннель – дети, стоящие впереди делают воротики, остальные проходят под ними, потом эти дети встают в конец поезда. Так несколько раз.)

В: Поезд остановился, выходим. Дети, вы чувствуете, как легко дышится, какой свежий воздух.

Проводится дыхательная гимнастика

В: Почему  нам так хорошо дышится?

Д:  Мы в лесу. В нем много деревьев.

В: Кого еще много в лесу?

Д: Животных.

В:  Каких животных мы можем встретить, вы скажете, когда соберете картинки.

Игра - пазлы «Собери картинку животного»

В: Ребятки, в лесу живет не одна белка, а много…(белок).  Не один заяц, а много…(зайцев), не одна лисица, а много…(лисиц). Не один еж, волк, медведь, енот, кабан, лось, а много…

Словесная игра «Один – много»

В: Дети, послушайте, как тихо в зимнем лесу, как - будто никого нет. Но посмотрите…

Под сосной живет малышка,

Очень маленькая мышка.

На зиму в свою кладовку

Она еду таскает ловко.

Хотя зима уже пришла,

Ее кладовка не полна.

В:(беру мышку на руки) Ребятки, мышка просит вас помочь  разобрать, какая еда ей пригодиться зимой.

Игра на развитие мелкой моторики рук «Мышкины запасы»

(детям дается на выбор: фасоль, шишки, горох, бобы, веточки, листочки, зернышки.)

В: Молодцы. Мышке теперь запасов на всю зиму хватит. Но нам надо идти дальше. Посмотрите, сколько в лесу много тропинок. Есть…

Д: Широкие (показывают)

В: А есть…

Д: Узкие (показывают).

В: По какой тропинке мы  с вами пойдем ? (выбор детей)

Физкультминутка

Раз, два, три. Раз, два, три.

По тропинке мы пошли,

По тропинке мы пошли

К кустику мы подошли.

(дети маршируют)

В: Кого мы можем увидеть под кустом?

Д: Зайчика, ежика, лисичку,…

В: Кто же здесь притаился?

Включается запись фырканья ежика

Д: Ежик.

Массаж лица «Ежик» с проговариванием чистоговорок

Жа – жа – жа,

Мы в лесу нашли ежа.

Слегка касаясь пальцами, провести по лбу к вискам.

Жу – жу- -жу,

Подошли мы к ежу

Мягкое поглаживание крыльев носа.

Жи – жи – жи,

Нам иголки покажи.

Слегка касаясь пальцами, провести по подбородку к ушам.

В: Спит ежик, не просыпается. Ребятки, в конце осени еж сворачивается в клубок и спит в теплой норке, устланной травой и листьями, до весны.

Пальчиковая игра «Ежики»

( от громкого проговаривания постепенно переходим на шепот)

Этот ежик хочет спать,

Этот ежик прыг в кровать.

Этот ежик прикорнул,

Этот уж давно уснул.

Этот хоть еще не спит,

Но тихонечко лежит.

Тише, тише, не шумите,

Ежика не разбудите.

В: Поищите, чем мы можем укрыть ежика, чтобы ему было тепло и уютно в холодные зимние дни (дети находят листочки и укрывают ежика).

В: Ребятки, а кто это по деревьям скачет?

Д: Белка.

В: Почему вы так решили?

Выслушиваю ответы детей.

В: Подойдем поближе. Белочка тревожится, она рассыпала все свои запасы. Хотите ей помочь?

Д: Да.

В: Соберем в корзинку только то, что она любит.

Игра «Поможем белочке»

В: Что вы положили в корзинку?

Д: Грибы, ягоды, орехи, шишки.

В: Почему оставили ветки, листочки, мох, овощи?

Д: Белка это не ест.

В: Вот и еще одному лесному зверьку помогли. Вы устали? Отдохнем, только куда же нам сесть?

Д: На пеньки.

Проводится словесная игра «Скажи ласково»

У зайца -  уши, у зайчонка…ушки.

У лисы – хвост, У лисенка…хвостик.

У волка – нос, у волчонка…носик.

У медведя – лапы, у медвежонка…лапки.

У лося – рога, у лосенка…рожки.

У бобра – зубы, у бобренка…зубки.

У рыси – шерсть, у рысенка…шерстка.

У ежа – иголки, у ежонка…иголочки.

В: Вы не замерзли? Вставайте в круг, погреемся.

Игра на внимание «Снег, метель, вьюга»

(на слово снег дети выполняют плавные движения руками, метель – кружатся, вьюга – берутся за руки, бегут по кругу)

Слышатся звуки волшебной музыки.

В: Ой, ребятки, тише – тише,

     Кажется, я что-то слышу.

     Кто-то песенку поет,

     Кто-то в гости к нам идет.

Входит Зима.

З: Заметаю я дорожки,

    Сыплю снег я на дорожки.

    Я – Зима, мой светлый дом

    Устлан сказочным ковром.

    Я волшебною иголкой

    На ковре рисую елки,

    Заметаю их снежком,

    Вся земля, как белый дом.

Здравствуйте, детишки!

Д: Здравствуйте.

З: Узнали вы меня. Кто я?

Д: Зима.

З: Зачем вы пришли в лес зимой?

Д: Нам письмо от медвежонка пришло. Снега в лесу мало, он уснуть не может. Помоги нам, пожалуйста.

З: Помогу, только и вы мне помогите. Деревья стоят без снега, им холодно. Вот у меня волшебный сундучок, что похоже на снежок? ( в сундучке лежат снежинки на прищепках, вата, елочные игрушки, белая пуховая шаль, белый материал, шишки, цветные ленточки, кора)

Игра - выбор «Укрой деревья снежком»

З: Спасибо, ребятки. А еще я знаю, что вы очень любите отгадывать загадки:

1. Если снег лежит кругом,

    Если речка подо льдом.

    Значит, в гости к вам сама

    Пришла волшебница…(зима).

2. Если дым столбом стоит,

     Под ногами снег скрипит.

    Если мерзнут щеки, нос,

    Что на улице…(мороз).

3.С неба падают зимой

   И кружатся над землей

   Легкие пушинки,

   Белые…(снежинки).

З: Вот ребятки, так ребятки, отгадали все загадки. Вот вам для медвежонка снежок, а мне пора. До свидания, друзья! (Зима уходит)

В: Ребятки,  мы с вами незаметно подошли к дому медвежонка. Как называется его дом?

Д: Берлога.

В: А теперь начинаем укрывать берлогу снежком, ведь зимний день короткий, скоро в лесу станет темно.

Коллективная аппликация «Снежная крыша для медвежонка»

(Детям на выбор предлагаются салфетки, вата. Они катают комочки и наклеивают их над берлогой)

В: Молодцы, ребятки, славно потрудились. Чтобы медвежонок крепко спал и видел сны, расскажем ему колыбельную «Есть в лесу под елкой хата» ( с движениями)

В: Уснул медвежонок. А нам пора в детский сад. На чем будем возвращаться? (имитация движения по выбору детей).

В: Вот мы и  вернулись в детский сад. Что вы расскажете вечером родителям? Где мы с вами сегодня были? Кому помогали?

Литература:

  1. Л.М.Потапова «Детям о природе»
  2. Н.Н.Гусарова «Беседы по картинке:Времена года»
  3. Т.И.Подрезова «Материал к занятиям по развитию речи»
  4. Ю.Г.Илларионова «Учите детей отгадывать загадки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимнее развлечение "Путешествие в зимний лес"

Развлечение можно проводить на зимних каникулах....

Сценарий зимнего досуга «Путешествие в зимний лес»

Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни посредством активизации двигательной деятельности....

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ НЕДЕЛИ ЗИМНИХ ИГР И ЗАБАВ «Путешествие по зимним сказкам»

Больше всех наступлению зимы, как правило, радуются дети. И не случайно, ведь именно зима предоставляет замечательную возможность весело и с пользой для здоровья проводить время на свежем зимнем возду...

Зимнее развлечение «Путешествие в зимний лес» для старшей группы.

Зимнее развлечение «Путешествие в зимний лес»  для старшей  группы.  Цель: Воспитывать любовь к спорту, развивать ловкость, быстроту, умение ориентироваться в про...

Занятие "Зимнее путешествие в зимние виды спорта"

Цель: Продолжать знакомить детей с зимними видами спорта, приобщение детей к здоровому образу жизни....