Мастер - класс по теме : " Организация детской деятельности - детское экспериментирование"
презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа)
Данный мастер – класс предназначен для того, чтобы повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность; Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательном – образовательном процессе опытно–экспериментальной деятельности ,способствующей познавательной активности дошкольников и активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_dlya_iriny.pptx | 2.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов
Задачи: Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность; Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательном – образовательном процессе опытно–экспериментальной деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников; - Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.
АКТУАЛЬНОСТЬ Дети очень любят экспериментировать – это объясняется тем, что им присуще наглядно – действенные и наглядно – образные мышления. Поэтому опытно – экспериментальная деятельность ,как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям . В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим способом познания мира.
«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка» Н.Н.Подьяков , 1995г.
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира ДОСТОИНСТВА МЕТОДА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ : Способствует формированию интегративных качеств: Любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный решать интеллектуальные и личностные задачи; имеющий первичные представления о себе, мире и природе; способный управлять своим поведением и планировать свои действия; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности Обеспечивает интеграцию образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно - эстетичекое развитие, Физическое развитие. Развивает интерес ребенка к окружающему миру, активность , инициативу и самостоятельность в его познании в ходе практической деятельности
Цели и задачи экспериментально-исследовательской деятельности Цель: Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению Задачи : Расширение кругозора детей через знакомство с элементами различных областей знаний (представления о химических свойствах веществ, о физических свойствах и явлениях, о свойствах воды, песка, глины, воздуха, математические представления и т.д.) Развитие у детей умения пользоваться приборами- помощниками при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т.д.) Формирование у детей умственных способностей: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения Формирование способов познания путем сенсорного анализа Социально-личностное развитие: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции
(активность исходит от ребенка ) ▪ направлено на выяснение связей и отношений безотносительно к решению какой-либо практической задачи. В его основе лежит потребность ребенка в получении новых знаний, сведений об объекте. Познание здесь осуществляется ради самого процесса познания. ( организуется взрослым ) ▪ направлено на решение какой- либо практической задачи. В данном случае процесс познания объекта осуществляется ребенком с целью получения новых знаний и для достижения практического результата Виды детского экспериментирования по ( Н. Н. Подьякову ) Утилитарное экспериментирование Бескорыстное экспериментирование
По количеству детей индивидуальные, коллективные Классификация детского экспериментирования
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены: - место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.); - место для приборов; - место для хранения материалов (природного, "бросового"); - место для проведения опытов; - место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.); Создание условий для детского экспериментирования
Методы и приёмы Вопросы педагога , побуждающие к постановке проблемы , помогающие прояснить ситуацию, понять смысл эксперимента; стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие успех в познании: «Доволен ли ты собой, как исследователь?». Схематическое моделирование опыта; рассматривание схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков. Метод стимулирующий детей к коммуникации «Спроси…, что он думает по этому поводу?». Метод «первой пробы » применения результатов собственной исследовательской деятельности. Проблемные ситуации , например , «Почему снег вчера лепился, а сегодня нет?», «Причина появления пара при дыхании» . Экспериментальные игр ы . Действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей. Наблюдение природных явлений. Использование энциклопедий
Оборудование для экспериментов схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов; серии картин с изображением природных сообществ; книги познавательного характера, атласы, тематические альбомы; простейшие приборы; коллекции; мини-музей (тематика различна, например, «Часы»); материалы, распределенные по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", «Стекло", "Резина" ; природные материалы: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др. бросовые материалы: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;
Фиксация результатов экспериментирования Дневник Картотека опытов Схема Личные блокноты детей Мини – стенд « О чём хочу знать завтра» Карточки – подсказки
Технология организации совместной экспериментально-исследовательской деятельности Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации. Уточнение плана исследования. Выбор оборудования, самостоятельное (или с помощью взрослого) его размещение детьми в зоне исследования. Распределение детей на подгруппы (по желанию детей), выбор ведущих, помогающих организовать сверстников. Организация исследования. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования
Предлагаю выбрать правильный вариант. Вариант 1 Выдвижение гипотизы Проверка предположения Целеполагание Проблемная ситуация Формулировка вывода Новая гипотиза Вариант2 Проблемная ситуация Проверка предположения Целеполагание Выдвижение гипотез Проверка предположения Если предположение не подтвердилось возникновение новой гипотизы Если предположение н подтвердилось формулировка вывода
Вывод: познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Карточки для детского экспериментирования
ВЫВОД: Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Рефлексия. Заканчивая нашу встречу мы Вас попросим оценить работу, какой вывод можно сделать из того, что вы услышали ,узнали, сделали сами? Возьмите лист белой бумаги, обмакните кисточкой в молоко и напишите зашифрованное письмо! Капелька ( было интересно, понравилось мероприятие) Цветочек( было интересно , но кое - что непонятно) Снежинка( было неинтересно, многое осталось непонятно)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс на тему «Организация и проведение изобразительной деятельности в детском саду»
Мастер - класс...
Мастер класс на тему:«Использование театрализованной деятельности в детском саду"
Актуальность мастер-класса заключается в том, что театрализованная деятельность является самым увлекательным направлением в дошкольном воспитании....
Мастер-класс на тему «Программируемые минироботы в детском саду» на межрегиональном семинаре «Детский сад-территория возможностей»
Конструирование – целенаправленный процесс, в результате которого получается определённый реальный продукт. Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей инт...
Мастер-класс на тему: «Использование театрализованной деятельности в детском саду». Подготовила воспитатель: Канаева А.В.
Актуальность моего мастер-класса заключается в том, что театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании. С точки зрения педагогичес...
Выступление на городском мастер-классе на тему «Способы превращения деятельности, не являющейся исследовательской, в детское исследование»
протокол городского мастер-класса...
Мастер-класс для воспитателей «Организация работы по детскому экспериментированию с помощью кубиков Поликарпова»
Мастер-класс для воспитателей «Организация работы по детскому экспериментированию с помощью кубиков Поликарпова»Цель мастер-класса: Активизировать интерес к экспериментированию с элементам...
Мастер-класс по теме «Организация и проведение детского исследования»
выписка из годового плана работы ДОУ на 2020-2021 учебный год...
- Мне нравится (1)