Экологический проект «Мусор - враг природы»
проект по окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_musor_vrag_prirody_2.docx | 27.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект
«Мусор - враг природы»
Мы живем в удивительно красивом месте посёлке Белоомут. Проводя экскурсии мы часто наталкиваемся на выброшенный мусор, основную часть которого составляют бутылки, бумага, различные упаковки, фантики и т.д. Дети всегда спрашивают, откуда берётся столько мусора? Почему люди бросают мусор, где им вздумается? И как сделать так, чтобы наши улицы стали чище?
Человек создает для себя окружающий мир. Окружающий мир, в свою
очередь, во многом определяет поведение ребенка. Чтобы наши улицы и леса были чистыми, ребенку с раннего детства нужно не только знать определенные правила, но и понимать, для чего и почему они появились.
Говорят, что чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Если человек
чувствует ответственность за то, что его окружает, он будет выполнять совсем несложные правила: бросать мусор в урну, сортировать его и выбрасывать в разные контейнеры. Но такого человека нужно воспитать. Именно поэтому мы решили разработать и реализовать экологический проект «Мусор - враг природы»
Тип проекта: информационно – исследовательский
Участники проекта: дети – педагоги – родители МКДОУ «Детский сад №15 «Звездочка»
По количеству участников: коллективный.
По продолжительности реализации проекта: среднесрочный c 01.04.2019 по 28.06.2019 г.
Проблема: охрана природы, попытка решить «мусорную проблему».
Гипотеза: Мы предполагаем, что если уже с детского сада говорить о том, как опасен мусор, о его влиянии на всё живое, о том, что уже происходит с нашей планетой и что произойдёт в будущем, если не начать меняться уже сейчас, то количество мусора на наших улицах (а следовательно и на всей планете) станет заметно меньше. Если бытовой мусор сортировать на группы, то каждую из них можно перерабатывать для повторного использования без вреда для окружающей среды.
Актуальность проблемы:
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на наш взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность.
Ежедневно во время прогулки дошкольники принимают участие в уборке территории своего участка и каждый раз у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т.д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”, мы разработали проект «Мусор враг природы».
2. Цель проекта:
Формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания, любви к родному краю, его природе.
Задачи проекта:
1. Формирование системы знаний об экологических особенностях и проблемах родного края и путей их разрешения.
2. Обогащение представлений детей об основных источниках загрязнения Земли, родного края, видах бытовых отходов и их свойствах.
3. Формирование представлений о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов.
4. Развитие практических умений по улучшению окружающей среды своей местности.
5. Привлечь внимание родителей к экологическим проблемам родного края.
Предполагаемый результат
1. Осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде, не засорять ее, значимости социально — экологической проблемы утилизации и переработки мусора,
2. Повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного края, охране природы
3. Накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.
4. Привлечение родителей к посильному участию в деле экологического воспитания детей
Продукты проекта:
1. Настольная игра шашки из бросового материала, игра бильбоке
2. Атрибуты для спортивного уголка
3. Создание мини – музея «Очумелые ручки»
4. Экологическая акция «Детский сад – наш дом, не мусори в нём!»
5. Памятки для родителей и детей о важности и необходимости содержать планету в чистоте.
6. Организация выставки рисунков «Белоомут – чистый посёлок».
Этапы реализации проекта:
1 этап - подготовительный.
1. Разработка плана мероприятий.
2. Сбор информации и необходимого материала для реализации проекта.
3. Систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта.
4. Создание презентаций.
5. Вовлечение детей и родителей в процесс решения поставленных задач.
2 этап – основной (практический)
Реализация проекта в разных видах деятельности с учетом интеграции образовательных областей
Беседы: «Наша планета в опасности» (средняя группа) «Откуда берется мусор» (старшая группа) «Как правильно утилизировать мусор» (старшая группа) «Правила поведения в природе» (средняя и старшая группы) |
НОД:
«Узнаем больше о бумаге» (средняя группа)
«Свойства пластмассы» (старшая группа)
«Какое оно –стекло?» (старшая группа)
«Стыдно перед соловушкой» (старшая группа)
«Путешествие по сказке «Гуси -лебеди» (старшая группа)
«Я природе помогу, мусор весь я уберу» (средняя группа)
«Поросята» лепка (средняя группа)
«Волшебный цветок» лепка (младшая группа)
«Осьминожек» конструирование из бросового материала (старшая группа)
Эксперименты:
«Устроим мусору тёмную», «Утилизация без остатков» (старшая группа)
Игры:
«Парные картинки», «шашки», «крестики – нолики», «сортировка мусора»
Чтение художественной литературы:
Я. Аким. «Наша планета», С. Михалков «Прогулка», А. Усачёв «Мусорная фантазия»Рыжова Н.А. «Серая шапочка и Красный волк», С. Михалков «Стон Земли», О. Солопова «Приключения кота Леопольда и его друзей в лесу», В. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой», |
Зайчик и Медвежонок (Экологическая сказка)
Маша и Медведь (Экологическая сказка)
Нет места мусору (Экологическая сказка
Сказка про хламище-окаянище (Экологическая сказка)
Взаимодействие с семьями воспитанников:
Анкетирование родителей.
Памятки для родителей «Правила утилизации мусора», «Мусор Земле не к лицу»
Консультации по темам: «Живите в дружбе с природой», «Как правильно сортировать мусор».
Наблюдения и экологические экскурсии по территории и вблизи детского сада
Трудовая деятельность:
Проведение экологической акции «Детский сад – наш дом, не мусори в нём!»
Изготовление спортивных атрибутов
Организация мини – музея «Очумелые ручки»
Организация выставки рисунков «Белоомут – чистый посёлок».
3 этап - заключительный
В ходе реализации проекта наблюдались изменения отношения детей к природе родного посёлка и территории детского сада, что отмечается не только положительными отзывами родителей, но и сотрудниками детского сада. Следовательно, можно говорить о том, что деятельность по формированию экологического сознания дошкольников, их экологической грамотности в рамках реализации проекта «Мусор – враг природы» эффективна.
Проект помог детям ощутить себя «маленькими волшебниками», «мудрость» которых способна не только спасти и сберечь природу родного посёлка, но и дать вторую жизнь тем предметам, которые взрослые называют бытовыми отходами, а в нашем детском саду играми, спортивными снарядами.
Наш проект способен при целенаправленной деятельности педагогов и родителей помочь детям осознать себя взрослыми людьми, спасающими и оберегающими природу целого мира.
В процессе работы над проектом дети осознали важность сохранения планеты в чистоте. Они начали понимать, что в том, что планета утопает в мусоре, целиком и полностью виноват человек. И всё начинается со случайно выброшенной бумажки.
Совместная деятельность родителей и ребенка послужила сплочению членов семьи, в вопросах экологического воспитания, создала благоприятную атмосферу, необходимую для развития сознательного отношения к экологическим проблемам современного мира.
Ресурсное обеспечение проекта:
- Информационно-технические средства: ноутбук, флеш-накопитель.
- Центр экологии в группе.
- Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты ООД, бесед, сценарии развлечений и т.д.).
- Подборка художественной литературы «Познавательное чтение».
- Подборка опытов и экспериментов.
- Наглядный и демонстрационный материал (презентации, иллюстрации, фотографии и т.д.).
- Центр художественного творчества.
Список используемой литературы
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006. – 128с.
- Жерневская, Т.В. Система сотрудничества с родителями как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников /Т.В. Жерневская, Л.А. Мальтнова //Управление дошкольным образовательным учреждением, 2007 – №3.
- Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой — М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 368 с.
- Рыжова Н.А., Программа «Наш дом — природа», М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005 — 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ " Формирование основ экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста через реализацию проекта «Мусор – враг нашей планеты"
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предполагает формирование личности ребенка, его социальных, нравственных, интеллектуальных, физических качеств, самостоятельности и ответст...
Экологический проект "Мусор - враг природы нашего края"
На сегодняшний день существует масса экологических проблем, которые требуют незамедлительного решения. Экологическая грамотность и бережное отношение к природе, могут вывести планету из того состояния...
Открытое занятие по экологии в старшей группе «Мусор – враг природе».
Конспект открытого занятия...
СТАТЬЯ " Формирование основ экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста через реализацию проекта «Мусор – враг нашей планеты"
Привитие детям старшего дошкольного возраста экокультуры...
Экологический проект "Мусор разделяем - природу сберегаем"
Природохранный проект по разделению мусора (пластик, бумага) для детей подготовительной к школе группы....
Проект "Мусор-враг природы"
Проект для детей средней группы по экологическому воспитанию о вреде мусора в природе...