Конспект НОД по петербурговедению в подготовительной группе «Сказочный город»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект НОД по петербурговедению
в подготовительной группе «Сказочный город»
Конспект непосредственной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыкальное воспитание», «Художественно-эстетическое воспитание», «Речевое развитие», «Формирование элементарных математических представлениий», с использованием приемов, направленных на развитие психических процессов: памяти, внимания, логического мышления, анализа и синтеза, восприятия, мелкой и общей моторики с детьми старшей возрастной группы на лексическую тему: «Петербурговедение».
Цель: Закрепить и обобщить знания детей о родном городе: достопримечательности города, символики, истории создания. Развитие и совершенствование у детей старшего дошкольного возраста любви к своему городу.
Задачи:
Образовательные: расширять представления детей о родном городе, его историческом прошлом и настоящем; закрепить знания детей о достопримечательностях, истории создания города. Приобщать к словесному искусству, обогащать активный и пассивный словарь детей. Развивать связную речь - закрепить навыки составления рассказа с опорой на схематический план, использовать в речи простые распространенные предложения с указанием причинно-следственных связей. Формировать интерес к «малой Родине». Закрепить навыки рисования цветным песком по трафарету. Воспитывать у детей художественно-эстетический вкус. Способствовать развитию самостоятельного проявления детей в различных видах художественно-прикладной деятельности.
Развивающие: Развивать процессы зрительной и слуховой произвольной памяти; логического и ассоциативного мышления, мелкой и общей моторики, комбинаторных способностей; анализа и синтеза, художественного восприятия; эстетическое восприятия. Развивать образность движений.
Воспитательные: Воспитывать любовь к родному городу, чувство патриотизма. Воспитывать культуру общения во время совместной деятельности.
Оборудование: конверты с письмами; набор предметных картинок: крыло, 2, лицо человека, мост, лев, палитра с кисточкой, 4, река с берегами, монета, подарочная коробка, фонарь, улица города, цепь, львиная лапа, железная ограда, пирамида, железный шар; трафареты с изображениями Медного всадника, Ростральной колонны, Крейсера Авроры, грифона; сфинкса; ангела Петропавловского собора; ангела Александрийской колонны; баночки с набором цветного песка. Коллаж «Петропавловская крепость; мнемотаблица на слово «мост»; картинка к игре «найди ошибку»; ребусы на слова Нева, Фонтанка, Охта, Мойка;
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и фотографий на тему «Санкт-Петербург»; беседы «Мы живем в Санкт-Петербурге»; чтение и заучивание стихотворений о городе; сюжето-ролевые игры; конструирование; дидактические и развивающие игры, рисование по трафарету.
План:
- Организационный момент
- Имя города - «Назови лишнее слово», год – «Угадай число»
- Коллаж крепости (составление рассказа по плану)
- Река Нева, малые реки (ребусы)
- Коллаж
- Мнемотаблица «мост»
- Физминутка
- Острова (Васильевский) «Найди ошибку»
- Львы (ассоциативное мышление)
- Рисование цветным песком с использованием трафаретов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_skazochnyy_gorod.docx | 24.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по петербурговедению
в подготовительной группе «Сказочный город»
Конспект непосредственной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыкальное воспитание», «Художественно-эстетическое воспитание», «Речевое развитие», «Формирование элементарных математических представлениий», с использованием приемов, направленных на развитие психических процессов: памяти, внимания, логического мышления, анализа и синтеза, восприятия, мелкой и общей моторики с детьми старшей возрастной группы на лексическую тему: «Петербурговедение».
Цель: Закрепить и обобщить знания детей о родном городе: достопримечательности города, символики, истории создания. Развитие и совершенствование у детей старшего дошкольного возраста любви к своему городу.
Задачи:
Образовательные: расширять представления детей о родном городе, его историческом прошлом и настоящем; закрепить знания детей о достопримечательностях, истории создания города. Приобщать к словесному искусству, обогащать активный и пассивный словарь детей. Развивать связную речь - закрепить навыки составления рассказа с опорой на схематический план, использовать в речи простые распространенные предложения с указанием причинно-следственных связей. Формировать интерес к «малой Родине». Закрепить навыки рисования цветным песком по трафарету. Воспитывать у детей художественно-эстетический вкус. Способствовать развитию самостоятельного проявления детей в различных видах художественно-прикладной деятельности.
Развивающие: Развивать процессы зрительной и слуховой произвольной памяти; логического и ассоциативного мышления, мелкой и общей моторики, комбинаторных способностей; анализа и синтеза, художественного восприятия; эстетическое восприятия. Развивать образность движений.
Воспитательные: Воспитывать любовь к родному городу, чувство патриотизма. Воспитывать культуру общения во время совместной деятельности.
Оборудование: конверты с письмами; набор предметных картинок: крыло, 2, лицо человека, мост, лев, палитра с кисточкой, 4, река с берегами, монета, подарочная коробка, фонарь, улица города, цепь, львиная лапа, железная ограда, пирамида, железный шар; трафареты с изображениями Медного всадника, Ростральной колонны, Крейсера Авроры, грифона; сфинкса; ангела Петропавловского собора; ангела Александрийской колонны; баночки с набором цветного песка. Коллаж «Петропавловская крепость; мнемотаблица на слово «мост»; картинка к игре «найди ошибку»; ребусы на слова Нева, Фонтанка, Охта, Мойка;
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и фотографий на тему «Санкт-Петербург»; беседы «Мы живем в Санкт-Петербурге»; чтение и заучивание стихотворений о городе; сюжето-ролевые игры; конструирование; дидактические и развивающие игры, рисование по трафарету.
План:
- Организационный момент
- Имя города - «Назови лишнее слово», год – «Угадай число»
- Коллаж крепости (составление рассказа по плану)
- Река Нева, малые реки (ребусы)
- Коллаж
- Мнемотаблица «мост»
- Физминутка
- Острова (Васильевский) «Найди ошибку»
- Львы (ассоциативное мышление)
- Рисование цветным песком с использованием трафаретов.
Организационный момент.
Дети входят в группу, строятся полукругом, здороваются с гостями.
В-ль: Ребята, помните вы писали письма?
Дети: Да.
В-ль: Так некоторые письма попали сказочным героям, и они вам в ответ прислали свои письма. Вот они. Давайте откроем их и прочитаем.
Воспитатель открывает 1 письмо. Читает:
Здравствуйте, ребята- петербуржцы! Мы, жители Сказочной страны, много слышали о вашем городе, но никогда не были в нем. Мы не можем покидать свои сказки. Нам очень хотелось бы узнать об удивительном городе и познакомиться с вами. Расскажите нам о своем городе и о том, в какие игры вы любите играть.
В-ль: Как же быть? Нам нужно рассказать о городе и познакомить своих друзей с нашими играми? А что, если мы превратим свой рассказ в игру? Попробуем?
Дети: Да.
В-ль: Первая игра - «Назови лишнее слово». Петроград, Ленинград, Москва, Петербург.
Дети: Лишнее слово – Москва. Остальные слова – это название нашего города.
В-ль: Правильно! У нашего города было три имени.
В-ль: Кто дал первое имя городу?
Дети: Петр I.
В-ль: Петр I назвал город своим именем?
Дети: Нет. Петр I назвал его в честь своего ангела- хранителя.
В-ль: Правильно, Петр I назвал город в честь Святого Петра и переводится имя города, как «город Святого Петра». Это имя несколько раз менялось – Петроград, Ленинград. Несколько лет назад решили городу вернуть его первое имя.
В-ль: Об имени города мы рассказали, а сколько ему лет? Рассказать об этом поможет вторая игра «Угадай число»
В-ль: Я буду загадывать вам число, если вы правильно его назовете, то в нужной клетке появится цифра загаданного числа. Готовы? Начнем!
- В первой клетке должно быть число, которое меньше 2-х на 1. (1)
- Во второй клетке число, которое идет после числа 6. (7)
- В третьей клетке - число, обозначающее пустое место (0)
- В четвертой клетке число, которое больше 2-х, но меньше 4-х. (3).
В-ль: Год рождения города -1703 год. Нашему городу в этом году в мае исполнится 316 лет.
Для человека это очень большой возраст, ни один человек не может прожить столько лет. А для города – этот возраст не большой. По сравнению с другими городами – наш город считается молодым. Но у него уже есть своя интересная, героическая и богатая история.
Воспитатель открывает 2 письмо. Читает:
Мы солдаты сказочной армии. Охраняем страну от злых волшебников. Каждый день следим со стен Загадочной крепости, не грозит ли опасность. Какие только хитрости не придумывают колдуны и ведьмы, чтобы пробраться в сказки. Но мы умеем разгадывать любые загадки и хитрости. А вы, ребята умеете их разгадывать?
Дети: Конечно, умеем.
В-ль: И даже, самые непростые, например, как эта. Посмотрите на эти картинки. Название, какого места в городе, в ней загадано?
(картинки: остров, заяц, река, корабль, крепостная стена, дерево, камень, собор, шпиль, ангел, часы, пушка, 1, 3)
Дети: Это Петропавловская крепость.
В-ль: Верно! Молодцы! А теперь, пользуясь этими картинками-подсказками, давайте расскажем о ней.
В-ль: Где была построена крепость?
Дети: На заячьем острове.
В-ль: Почему именно на берегу Невы стали строить крепость?
Дети: Чтобы охранять город от кораблей врагов. А если бы корабли появились на Неве, то стали бы стрелять по ним из пушек.
В-ль: Из чего стали строить стены крепости?
Дети: Сначала строили из бревен, а потом из камня, чтобы ни вода, ни огонь не разрушили их.
В-ль: А что было построено внутри крепости?
Дети: Церковь.
В-ль: Большая церковь. Большую церковь называют – собором. В Петропавловской крепости собор назвали в честь Святых Петра и Павла – Петропавловский собор. По названию собора и крепость стала называться - Петропавловской. А это что за предмет изображен?
Дети: Это шпиль - крыша колокольни. На шпиле установлен ангел.
В-ль: Что еще находится на колокольне Петропавловского собора?
Дети: Часы-куранты.
В-ль: Эти часы каждые 15 минут играют красивую мелодию. Но что-то еще в Петропавловской крепости напоминает горожанам о времени?
Дети: Пушка. Она стреляет 1 раз в день в середине дня.
В-ль: Осталось только отгадать, что означает число 3?
Дети: Раньше пушка стреляла три раза, чтобы предупредить людей о наводнении.
В-ль: А сейчас приходится стрелять из пушки, чтобы предупредить нас о наводнении?
Дети: Нет. На Финском заливе построили дамбу, которая сдерживает воду.
В-ль: Да, благодаря дамбе, в нашем городе больше не случается такой беды, Нева не выходит из своих берегов. Что же напоминает нам о том, что раньше такая беда случалась в городе?
Дети: Музей наводнений, который находится в Петропавловской крепости.
В-ль: Петропавловская крепость была построена, как военная крепость для защиты города и границ страны. А сейчас, она тоже остается военной крепостью?
Дети: Нет, сейчас – это музей города.
Воспитатель открывает 3 письмо. Читает:
Русалочка: Дорогие ребята! Я, живу в Царстве Водяного царя и хотела бы узнать, какие реки есть в вашем городе.
В-ль: А для этого рассказа, у нас есть другая игра – «Ребусы»
(воспитатель показывает ребусы, дети отгадывают)
Дети: Мойка, Фонтанка, Охта, Нева.
В-ль: Какая из этих рек самая большая?
Дети: Нева.
В-ль: Откуда берет Нева свое начало: из болота, моря, ручейка, озера, фонтана?
Дети: Из Ладожского озера.
В-ль: Куда впадает Нева: в Финское озеро, Финское водопад, Финский залив?
Дети: В Финский залив.
В-ль: А из Финского залива -в Балтийское море. Нева – глубоководная, капризная река. Раньше часто выходила из своих берегов. Берега Невы укрепили, чтобы не размывались и не обрушались. Из какого материала были сделаны укрепления: из песка, камня, железных решёток?
Дети: Из камня.
В-ль: Да, берега Невы укреплены камнем – гранитом. Какие стали берега?
Дети: Гранитные.
В-ль: А я загадала еще одно слово, оно тоже подойдет к Неве. (работа с мнемотаблицей) Что это за слово?
Дети: Мост.
В-ль: Как вы догадались?
Дети: Слово «мост» начинается со звука [М], который записывается буквой М. Арка и радуга похожи на мост и тоже соединяют, как и мост две стороны, а мост два берега. У реки два берега. Мосты соединяет берега островов, на которых построены дома города. Под мостами по реке проходят корабли. Мосты через Неву состоят из двух частей и разводятся по ночам, чтобы пропустить корабли. Днем по мосту едут машины, ходят люди с одного берега на другой.
Физминутка.
В-ль: Давайте и мы с вами немного по городу прогуляемся:
Город
Мы по городу шагаем (шаг на месте)
То, что видим, называем:
Светофоры и машины (поворот головы влево)
Ярмарки и магазины (поворот вправо)
Скверы, улицы, мосты
И деревья и кусты! (Потянулись вверх — присели)
В-ль: В таблице были нарисованы острова, и вы сказали, что наш город построен на островах. В нашем городе много островов. О маленьком Заячьем острове мы рассказали, что нам нем находится. А об одном большом острове нам поможет рассказать игра «Найди ошибку»
(Рисунок Васильевского острова, на нем расположены: два памятника, вместо Биржи - корабль)
Дети: Это Васильевский остров. Но только вместо памятников там находятся Ростральные колонны – это маяки. Нет корабля, а стоит здание Биржи.
В-ль: А зачем на острове были построены маяки – колонны?
Дети: Раньше на Васильевском острове был порт, сюда приплывали корабли и привозили разные товары. На Бирже договаривались о покупке и продаже товаров.
В-ль: И сейчас на стрелке Васильевского острова находится порт?
Дети: Нет.
В-ль: Какой, самый любимый всеми детьми, музей находится на Васильевском острове?
Дети: Зоологический музей.
В-ль: Кто из вас уже ходил в этот музей? Что вы видели в залах музея?
Дети: В Зоологическом музее мы можем посмотреть, какие животные обитают на нашей планете.
Воспитатель открывает 4 письмо. Читает:
Лунтик: Здравствуйте, ребята! Я родился на луне, а потом попал на Землю в сказочный лес, здесь я считаюсь необычным животным.
А в вашем городе мы можем увидеть необычных и удивительных зверей?
В-ль: Названия этих почти сказочных зверей мы узнаем, когда соберем цепочку картинок. Здесь запрятаны названия нескольких необычных животных в нашем городе. Подберите несколько картинок, назовите их. Я выложу их в один ряд и тогда мы сможем назвать этих животных.
Дети: (называют картинки)
- Лев, голова человека, 2, река, палитра с кисточкой, подарочная коробка, пирамида, улица города.
Дети: Это сфинксы – тело льва с головой человека, их два, стоят на берегу Невы у здания, где учатся художники, это подарок Египта нашему городу.
- лев, крыло, монета, мост, 4, фонарь.
Дети: Это грифоны – крылатые львы, их четыре, они стоят на Банковском мосту, над головой у них висят фонари, которые освещают мост
- лев, цепь, ограда, река
Дети: Львиная ограда, несколько львов держат в пасти железную цепь, находятся на Берегу Невы.
- Лев, лапа, шар.
Дети: Это Стерегущий лев, который держит лапой шар.
В-ль: Молодцы, ребята! А в завершении нашего рассказа, давайте приготовим для наших гостей красивые открытки о городе на добрую память. Подойдите к столам, выберите понравившийся вам трафарет. Сегодня мы будем с вами рисовать необычным материалом – цветным песком. Тонким слоем насыпьте цветной песок на липкий слой. Аккуратно разравняйте песочек, положите сверху салфетку и прижмите песок ладошками. Салфетку уберите и излишки песка стряхните на лист бумаги.
(Дети садятся за столы и выполняют работы)
В-ль: Расскажите, у кого что получилось.
Дети: Я нарисовал Исаакиевский собор (Медного всадника, Ростральную колонну, Крейсер Аврору, Казанский собор, Стерегущего, грифона)
В-ль: Ребята, вот и подошел к концу наш сегодняшний рассказ. Вы так хорошо, просто отлично рассказали о городе. Я думаю жителям сказочной страны он очень понравился. Всем спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по конструированию для подготовительной группы «Сказочный город»
Задачи:• Активизировать поисковую деятельность детей.• Продолжать учить детей анализировать схемы и образцы построек.• Закреплять умение сооружать постройки по схеме; дополнять их новыми деталями.• Ра...
Конспект занятия по Петербурговедению для подготовительной группы «Символы города Санкт-Петербурга
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЮ«Символы нашего города»ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:1. Расширять представления детей о родном городе.2. Уточнять знания детей о символах Петербурга.3. Дать ...
Конспект НОД по Петербурговедению в подготовительной группе
Конспект НОД по петербурговедению на тему: «Пётр I»( для детей старшего дошкольного возраста) Тема: «Пётр I».Цели: ознакомление детей с историей возникновения г...
Конспект занятия по Петербурговедению для подготовительной группы «Символы города Санкт-Петербурга»
Расширять представления детей о родном городе. Уточнять знания детей о символах Петербурга. Дать начальные знания о Петропавловской крепости.Воспитывать чувства гордости и уважения к городу,...
Конспект занятия по Петербурговедению для подготовительной группы "Символы города Санкт-Петербурга"
Цель : Расширить представления детей о родном городе Санкт- Петербурге , через достопримечательности.Задачи :Обучающие :Обогащать активный словарь детей за счет слов: символ, шпиль...
Конспект занятия по Петербурговедению для подготовительной группы «Символы города Санкт-Петербурга»
Цель : Расширить представления детей о родном городе Санкт- Петербурге , через достопримечательности.Задачи :Обучающие :Обогащать активный словарь детей за счет слов: символ, шпиль, флюгер, верфь...
"Конспект занятия по петербурговедению в средней группе "Мой город Санкт-Петербург"
Санкт– Петербург — один из самых больших и красивых городов. Очень много лет тому назад среди болот и лесов царь Пётр I (портрет Петра I) начал строить новый город на Заячьем острове. Назв...