В мире белых медведей
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
У детей закрятся знания о белых медведях и их образе жизни, о внешнем виде, строение, питание, о месте обитания. Дети узнают его приспособленность к жизни в суровых северных условиях. Познакомятся с многоцветием и разнообразием животного мира крайнего Севера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx | 32.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности «Познавательное развитие» с использованием ИКТ «В мире белых медведей» (подготовительная к школе группа).
Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной активности, связанной речи.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания детей о белом медведи и его образе жизни. О внешнем виде, строение, питание, о месте обитания. Показать его приспособленность к жизни в суровых северных условиях. Показать многоцветие и разнообразие животного мира крайнего Севера.
Развивающие: развивать умение логически мыслить, рассуждать, анализировать. Формировать умение использовать вербальные и невербальные средства общения. Развивать фантазию, воображение, мелкую моторику рук.
Воспитательные: воспитывать интерес к познанию; активность, организованность. Приобщать к элементарным общепринятым правилам и нормам поведения. Воспитывать внимательное и бережное отношение к природе и животным.
Материал: телевизор, презентация, глобус, указка; игрушка белого медведь. Таз с водой, масло, полотенце, коробка со снежками. Лист формата А1 с нарисованными льдинами и снегом, трафареты, вата, клей, ватные палочки, черная гуашь. Энциклопедия, угощение (конфеты).
Ход ООД
Дети подходят к стульчикам.
1 слайд. «Здравствуй».
Приветствие сопровождается движениями, дети стоят на ковре около стульчиков:
Здравствуй, Небо! Руки поднять вверх.
Здравствуй, Солнце! Руками над головой описать большой круг.
Здравствуй, Земля! Плавно опустить руки на ковер.
Здравствуй, планета Земля! Описать большой круг над головой.
Здравствуй, наша большая семья! Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх.
Дети садятся на стульчики.
1. Вводная часть. Воспитатель обращает внимание детей на глобус и организует беседу.
Воспитатель: Что это? (Глобус – это макет Земли.) У глобуса есть 2 полюса. Какие? (Северный и южный.)
Воспитатель: Где же находится Северный полюс? Кто может выйти и показать. Это острова Арктики. Там вечная мерзлота. Я предлагаю вам отправиться в путешествие.
2 слайд. Воспитатель: Давайте сейчас закроем глазки и представим, что мы оказались на Северном полюсе. Дует холодный ветер, воет вьюга, вся земля покрыта снегом. Звучит музыка вьюги, метели.
А сейчас открывайте глазки.
Кто идёт к нам навстречу? Отгадайте загадку:
Крупный зверь, белый зверь,
Хищный зверь, сильный зверь. (Белый медведь.)
3 слайд. Слышится хруст снега.
Воспитатель: Ребята – это белый медведь, и мы сегодня многое узнаем о жизни белого медведя. Но сначала поговорим о жизни в Арктике.
2. Основная часть.
Воспитатель: А люди живут в Арктике?
Дети: Живут.
4 слайд. Воспитатель: Правильно. В Арктике живут эскимосы, померники.
5 слайд. Какие животные живут на крайнем Севере?
Дети: Белые медведи, моржи, тюлени, нерпа, лемминг, северный олень, песец, овцебык, полярная сова и заяц-русак.
6 слайд. Воспитатель показывает картину с изображением белого медведя.
Стихотворения о белом медведе (читают дети).
1 реб. На севере крайнем и жутком,
Где царство мороза и льда,
Живет один белый мишутка,
Ему – нипочем холода!
Имеет он теплую шубку,
Под нею ‒ с запасом жирка,
Спокойно чтоб белый мишутка
Мог спать, не морозя бока,
Чтоб в Арктике долгими днями
В безмолвии белом бродить.
Медведь этот белый умеет
Рыбеху под льдами ловить.
2 реб. Не впадают в спячку белые медведи,
Не храпят всю зиму в мягком, теплом пледе.
Потому что если круглый год метели,
То всю жизнь им, что ли провести в постели?
Есть ведь и без лета плаванье, рыбалка…
И проспать все это очень-очень жалко!
Воспитатель: Тело медведей покрыто густым, шерстяным покровом и слоем подкожного жира, который защищает от холода. Только нос и стопы не покрыты мехом. У них маленькие уши и короткий хвост, что тоже помогает сохранить тепло.
Стихотворения о белом медведе (читают дети).
3 реб. Может кто-то не поверит:
Любят холод эти звери.
Шубок белых не снимают,
В шубках спят, едят, играют,
Даже в шубках рыбу ловят.
Где вы видели такое?
Если знаешь, то ответь:
Это северный медведь.
4 реб. Там, где море холодное очень,
И ‒ куда ни посмотришь ‒ снега,
Где полгода ‒ полярные ночи,
Где свирепствует злая пурга ‒
Там на льдинах дрейфуют медведи
В белых шубах, с морскою душой.
Воспитатель: Хотите узнать интересное об этих лохматых тяжеловесах? Где обитают? Каков их внешний вид? Чем питаются? Но после фильма вы должны будем ответить на вопрос: «Почему белые медведи не живут в лесу?»
Видео фильм о жизни белых медведей в Арктике.
У детей под стульями лежат снежки.
Воспитатель: Возьмите в руки снежки, давайте проведем гимнастику для глаз.
7 слайд. Гимнастика для глаз «Снежки».
Дети выполняют движения в соответствии со словами воспитателя.
В руки вы снежки возьмите,
И на них вы посмотрите.
А теперь их поднимите
Вверх, на них вы посмотрите.
Вниз снежки вы опустите,
И опять на них взгляните.
Снежок вправо,
Снежок влево.
«Нарисуйте» круг умело.
Снежок близко, вот вдали,
Ты внимательно смотри.
Вот такой у нас снежок,
Улыбнись ему, дружок.
Быстро, быстро вы моргайте на вопросы отвечайте.
8 слайд. Воспитатель: Почему белых медведей не встретишь в лесу?
Дети: Потому что они не приспособлены к жизни в лесу, им нечего там есть, белый медведь питается в основном рыбой и мясом моржей и тюленей, он очень большой и ему тяжело добывать еду в лесных условиях.
Воспитатель: Почему белые медведи живут только во льдах океана?
Дети: Они приспособлены к холодным условиям, для него холод не страшен.
Воспитатель: Почему там нет бурых медведей?
Дети: Они не приспособлены к холодным условиям, не вынесут сильного мороза, замерзнут.
9 слайд. Игра в кругу с медведем: «Какой медведь? Что делает?».
Воспитатель: Ребята, у меня есть игрушка. Посмотрите, какой замечательный медвежонок. Я буду по кругу передавать этого белого медвежонка, а вы будете говорить: какой он?
Дети: белый, пушистый, дикий, большой, свирепый, хищный, сильный, смелый, ловкий, огромный и т.д.
Воспитатель: Что делает белый медведь?
Дети: ходит, ест, плавает, встряхивается, охотиться, ныряет, лежит, передвигается, бегает, отдыхает, рычит, купается и т.д.
10 слайд. Экспериментальная деятельность.
Воспитатель: Давайте проведем опыт. В тазик с водой я опускаю руку и тут же вынимаю ее. Посмотрите на нее внимательно. Какая она? (Ответы детей.) Она мокрая, то есть, покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь я вытираю руки и смазываю жиром (маслом). Снова опускаю руку в воду и вынимаю ее. Что вы заметили? (Ответы детей.)
Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если эту руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит, в мороз не чему будет превращаться в лед. Белые медведи имеют подкожный жир, который выделяется на поверхность кожи. Вылезая из воды, медведь встряхивается, и вода брызгами летит от него в разные стороны. Поэтому он не покрывается льдом в такой сильный мороз.
Воспитатель: Скажите, а медведи могут быстро бегать? Как они передвигаются?
11 слайд. Бурый медведь – подвижен, хорошо плавает, ныряет под воду, быстро бегает галопом. Молодые медведи и медвежата ловко лазают по деревьям.
Белый медведь ‒ хорошо плавает, ныряет, бегает, охотится, очень подвижен, хорошо лазает по ледяным стенам.
Воспитатель: Подумайте, могут ли медведи жить, если бурого отвезти на север, а белого, наоборот, в лес? (Ответы детей.)
Они плавают, а в лесу плавать негде; питаются рыбой, а в лесу нет рыбы; белый цвет медведя не позволит ему быть в лесу незамеченным летом, осенью, весной.
12 слайд. Давайте вместе сформулируем вывод: животные живут в тех местах, где они обитают и к чему приспособлены.
‒ Ребята, как вы думаете, белых медведей нужно защищать и охранять? От кого?
Дети: Белых медведей нужно охранять и защищать от людей.
13 слайд. Воспитатель: Когда-то очень давно, белых медведей в Арктике было видимо – невидимо, но человек охотился и уничтожал их. Хоть они и большие хищники, но не смогли устоять. Ведь у человека есть оружие и машины, которыми он убивает. Но люди одумались и занесли их в Красную книгу. Люди охраняют медведей.
14 слайд. К сожалению, белые медведи – это вид, который находится на грани вымирания. В мире решили отмечать Международный день полярного медведя, 27 февраля – День белого медведя.
15 слайд. Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу. Пора нам возвращаться в детский сад. Закрывайте глаза.
Звучит музыка вьюги, метели.
Нетрадиционная изобразительная деятельность «Белый медведь».
Воспитатель: Посмотрите, какой у меня большой лист бумаги, на нем нарисованы льдины, море. Только не хватает медведей, давайте с вами сделаем их из ваты.
Пальчиковая гимнастика «Животные Севера».
Мальчик-с-пальчик, где ты был? («Кивают» мизинчики.)
– Я по Северу бродил. (Указательным и средним пальцами «ходят» по столу.)
Встретил там песца, тюленя, (Загибают по очереди пальцы левой руки, начиная с большого пальца.)
Горностая и оленя,
Белого медведя встретил
И моржа я там заметил, (Загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.)
И кита увидел в море,
Даже чаек на просторе.
Всем подарки я дарил, (Расставляют ладони в разные стороны.)
Всяк меня благодарил! (Кивают головой.)
Детям предлагают вырезанный из картона трафарет белого медведя. На трафарет намазывают клей, накладывают вату.
Воспитатель: Теперь, ребята, посмотрите, чего не хватает у наших медведей. (Глаз и носа.)
Правильно. А какого они цвета? (Чёрные.) У вас на столе есть ватные палочки. Окуните их в чёрную краску и нарисуйте глаз и нос.
Воспитатель: Давайте сделаем коллективную работу. Приклейте своих медведей на льдины (воспитатель помогает расположить медведей на льдинах).
3. Подведение итога.
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, как много мы узнали о белых медведях. У вас получились очень красивые медведи.
Про кого мы говорили? В какие игры играли? Что вам больше всего понравилось?
Дети: Мы говорили о белых медведях. Нам понравились опыты. Понравилось делать поделки.
Воспитатель: Вы правильно отвечали. Вы много знаете о жизни белых медведей. И вот вам в подарок книга «Энциклопедия». Мы с вами и дальше будем изучать животный мир нашей планеты. Сладкие подарки конфеты – «Мишка на севере».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка. «Как случилось, что Белый Медведь всегда в белой шубке ходит».
Авторская сказка для детей младшего дошкольного возраста в рамках экологической акции в защиту Белого медведя....
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей младшей группы (3-5 лет). Тема: "Бурый и белый медведи"
Цель занятия:Закрепление в активной речи знаний о внешних признаках медведя.Задачи:Развивать память, воображение, речь, умение сравнивать, обобщать.Воспитывать интерес к диким животным.Учить вниматель...
ненецкая сказка "Белый медведь и бурый медведь"
Сценарий театрализованного представления по ненецкой сказке "Белый медведь и бурый медведь"...
Презентация на тему: "Белый медведь и бурый медведь"
Однажды лесной бурый медведь пошёл на север, к морю. В это время морской белый медведь пошёл по льду на юг, к земле....
Интегрированное занятие по математике и окружающему миру в подготовительной группе по теме "Путешествие в царство Белых медведей"
Закрепление математических знаний, умений и навыков, уточнить представления о жизни Белых медведей....
Конспект занятия по аппликации «Белый медведь и северное сияние», подготовительная группа Конспект занятия по аппликации с элементами рисования «Белый медведь и северное сияние», подготовительная группа
Цели:- Закрепить знание детей о животных Северного полюса (белого медведя); создание выразительного образа белого медведя на фоне северного сияния в технике аппликация и рисунок....
Методическая разработка совместной деятельности по ознакомлению с окружающим миром "Животные севера. Белый медведь "
Тема: Животные Севера. Белый медведь...