Мастер класс для воспитателей детских садов.
план-конспект занятия по окружающему миру
интересный мастер класс для воспитателей детских садом по теме "Естественные науки..."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_dlya_vospitatateley_detskih_sadov.docx | 28.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
Коммуникативная атака.
Воспитатель стоит в центре, вокруг него бегают дети и задают вопросы:
- Для чего пчёлам мёд?
- За чем кусают комары?
- Кто загрязняет воздух?
-Почему лампочка светит?
- Что такое витамины?
- Как видит червяк?
- Для чего слону такой длинный хобот?
- Что такое тень и от куда она берётся?
Воспитатель: Дорогие гости! Вы сейчас смотрите и думаете : Что это? Я вам отвечу – всё очень просто – это темы для проектов в детском саду!
(дети убегают из зала)
Ход мероприятия
Воспитатель: Бытует мнение , что проекты и детский сад несовместимы. Что мышление детей дошкольного возраста ещё недостаточно развито, и не готово к такому виду деятельности как проекты. Что тему для проекта в ДОУ выбрать очень сложно. Мы попробовали в нашем детском саду внедрить метод проектов, а что у нас получилось , вы сейчас и увидите.
Слайд 1
Воспитатель: Итак, тема сегодняшнего мастер класса : «Проектный метод как средство формирования естественнонаучных представлений у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОУ.
Давайте разбираться . Что же такое проект и какие проекты бывают?
Воспитатель: Проект- в переводе с греческого – это путь исследования т.е. специально организованный взрослым и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий завершающийся созданием творческих работ.
Слайд 2
Воспитатель: Существует целый ряд видов и типов проектов . многие из вас знакомы с краткосрочными и домосрочными проектами, индивидуальными и групповыми , исследовательскими . в рамках мастер- класса невозможно охватить все эти виды и типы. Поэтому я подробнее остановлюсь на типологии проектов, которая наиболее применима в детском саду и наиболее полно отражает именно мой опыт работы в данном направление.
Слайд 3
Воспитатель: Итак, выделяют следующие типы проектов.
- исследовательско – творческий
- ролево- игровой
- Информационно практико- ориентированный
- творческий
Остановимся по подробнее на каждом из них.
Слайд 4
Воспитатель: - исследовательско – творческие проекты – здесь дети экспериментируют , а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.
Примером такого типа проектов служит проект «Вырасти лук от всех недуг», который мы проводили с ребятами.
В рамках данного проекта:
- мы провели посадку лука и наблюдали за его ростом, посадка осуществлялась в разную почву. (вода, песок, грунт)
В итоге мы конечно съели витаминный салат с луком .
- естественно осуществлялось чтение художественной литературы и просмотром мультфильмов по данной тематике.
- итогом проекта стала выставка книжек- раскладушек про лук , которые дети изготовили совместно с родителями.
Слайд 5
Воспитатель: Ещё один проект данного типа, который мы провели с детьми – это «Удивительный мир динозавров».
В ходе проекта:
- мы с ребятами познакомились с понятием археология и археолог, проводили своеобразные раскопки, останков динозавров
- изучали литературу по теме динозавры, смотрели мультфильмы, собирали пазлы, раскрашивали раскраски
- итогом проекта было создание макета «Мир динозавров».
Слайд 6
Воспитатель: Следующий вид проектов , это информационно- практико- ориентированный : здесь дети собирают какую либо информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и тд)
Среди проведённых нами с детьми проектов яркими представителем данного типа является проект «Это загадочный мир космос».
В рамках проекта :
- мы проводили различные виды конструирования , из деревянного конструктора , лего, мозайки- конструировали космические корабли , космодром, созвездия.
- изучали планеты солнечной системы по макету сделанному своими руками.
- наиболее информационными и познавательными были опыты:
Опыт с электрической лампочкой «Солнце и Земля»
Опыт «Вращение Луны»
Опыт «Делаем облако»
Опыт « Затмение солнца» и многие другие.
Слайд 7
Воспитатель : Ещё один интересный проект данного типа это проект «Лекарственные растения».
В ходе которого:
- мы с ребятами осуществляли сбор лекарственных трав ( на территории приближенной к саду) и дома – мята, чебрец, одуванчик и другие травы.
- был оформлен альбом – галерея «Лекарственные растения»
- создана коллективная работа «Поляна одуванчиков»
- в финале проекта у нас с ребятами был организован фитобар, где мы с ребятами пили травяные чаи из собранных трав.
Слайд 8
Воспитатель: Следующий тип на котором хотелось бы остановиться – это ролево – игровой – с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по своему- поставленные проблемы.
Среди проектов естественно – научной направленности представителем данного типа является проект «Путешествие в подводный мир».
В ходе проекта:
- мы с ребятами примеряли на себя роли рыбаков и отправились в импровизированное путешествие по реке и морю. В пути знакомились с разными видами рыб.
- знакомились с подводным миром используя макет аквариума.
- играли в дидактические игры по теме подводный мир, в том числе импровизированную рыбалку .
Слайд 9
Воспитатель : Ещё один проект , в котором мы примеряли роли – это «Научная лаборатория».
В ходе проекта:
- были созданы проблемные игровые ситуации , в ходе которых дети примеряли на себя роли лаборантов: например,
- в городе новый вирус, необходимо разработать новый препарат»
- экскурсия в медицинский кабинет (рассказ медсестры о некоторых опасных болезнях и о изобретении вакцины против них, учёные в медицине.
- изучение правил поведения в лаборатории в игровой форме и многое другое.
Слайд 10
Воспитатель : Следующий тип проекта – это творческие проекты – оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна.
Данный тип иене всего подходит для проектов естественно- научной направленности, но мы всё же попытались что-то провести.
Проект « Яблоко волшебный фрукт».
В рамках проекта:
- проведена целевая экскурсия к яблоне
- исследовательская деятельность( рассматривание яблока, проба на вкус, опыты «Почему яблоко не тонет?», «Как сохранить яблоко?», и другие.
- потом послужило тематическое развлечение «Яблочки наливные», с поеданием яблок и яблочного пирога «Шарлотка» и тд.
Слайд 11
Воспитатель: Проект «Цветы вокруг нас».
В ходе проекта:
- были проведены беседы, чтение литературы по теме цветы, слушание музыкальных композиций , дидактические игры
- мы вместе с ребятами составили сказку о цветах
- созданы поделки из природного материала(семена, камушки, и т.д.) «Корзина цветов».
- итогом послужило развлечение для детей «Праздник цветов»с отгадыванием загадок, стихами, танцами с цветами, играми по теме цветы.
Воспитатель: Вот коротко о проектах, которые я использую в своей работе. А сегодня я хотела бы вас познакомить с таким проектом как «Путешествие по реке времени»
Для этого проекта я использую вот такое дидактическое пособие( показываю реку) . зачастую нам очень сложно объяснить детям как движется время, объяснить его линейность , движение от прошлого к настоящему.
Данный метод позволяет просто и наглядно показать детям «текучесть» времени, привить представление об историческом времени.
Время здесь делится на 3 временных промежутка:
- древность
-старина
-наше время
Работать по этой реке можно по многим интересным темам. Например: «Кукла»- проследить какие куклы были раньше, а какими стали сейчас. Есть такие темы ещё как:
-тема «Освещение»;
-тема «Животные» (динозавры);
-тема «Посуда» и многие другие темы.
Предлагаю вам попробовать как это работает.
Приглашаю для участия – 3-4 человека
Ход занятия
Воспитатель загадывает загадку: Уважаемые коллеги послушайте загадку, и постарайтесь угадать, что спрятано у меня в коробке? О чём мы сегодня будем с вами говорить?
«Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда встать,
Когда зарядку начинать».
Слайд 12 (загадка)
Воспитатель .: Коллеги скажите, что было бы, если на земле исчезли бы часы?
Ответы.
Воспитатель: Все верно. Если бы на земле не было часов, то все пошло бы кувырком, не было бы порядка и учета.
Ночь и день длились бы больше положенного времени. Люди не смогли бы вставать утром и ложиться спать вечером. Самолеты, поезда, корабли сбились бы с курса.
Воспитатель: Часы нам нужны и важны. Они нам помогают узнавать, беречь и правильно расходовать наше время.
Воспитатель: Коллеги , как вы думаете, часы существовали всегда?
Как люди узнавали время раньше, когда не было часов? Как мы можем узнать?
(ответы )
Воспитатель: Да, мы можем узнать из книг, энциклопедий, посмотреть в Интернете, спросить у взрослых, подумать самостоятельно.
Воспитатель: А еще узнать историю часов, мы сможем, совершив путешествие по «реке времени». Я вам предлагаю отправиться в путешествие вместе со мной .
Люди сравнивают время с рекой, потому, что река всегда бежит вперед, также как и время.
На «реке времени» посмотрите обозначены остановки: древность, старина, и наше время. Каждую остановку мы с вами заполним картинками с изображением часов разных времен. Все картинки найдут своё место на нашей «реке времени».
Воспитатель: История часов начинается с древних времен. Сейчас мы с помощью заветных слов отправимся в древность. И узнаем всё о часах.
«Время – что это такое?
Говорят – оно живое:
Ходит, бегает, летит
И на месте не сидит
Стрелки мы переведем
В древность все мы попадем.
Слайд 13 (древность)
Воспитатель: Вот мы с вами и попали в древность . Коллеги кто из вас сможет сказать , какими часами люди пользовались в древности?
(ответы )
Воспитатель: Первым простейшим прибором для измерения времени были в древности это – солнечные часы .Посмотрите на экран, там изображены солнечные часы. Что же они из себя представляют.
Слайд 14(солнечные часы)
Воспитатель: В землю был вкопан столб (гномон, вокруг него нарисована шкала времени. В солнечную погоду тень от столба передвигалась по ней, показывала который час). Вот такими часами люди пользовались в древности.
Воспитатель: Коллеги как вы думаете, удобны ли такие часы? Почему?
Воспитатель: Всё верно. В пасмурную погоду нельзя было определить время.
Воспитатель: Шло время, и люди придумывали другие часы.
Какими они были? Кто сможет ответить, из вас коллеги?
(Ответы )
Воспитатель: Я смотрю , вы затрудняетесь ответить. Я вам помогу. Ещё были такие часы как «Огневые часы». Слышали когда-нибудь о таких?
Ответы.
Слайд 15(огневые часы)
Воспитатель: Сейчас я вам о них не много расскажу
Огневые часы: на свечу наносили деления. Свеча сгорая, уменьшалась, и по делению можно было определить время
Воспитатель: Узнавали люди время еще по живым часам. Живыми часами называли птиц и цветы. Солнце еще не взошло, а уже слышен крик петуха. Начинал он петь в 2 часа ночи. Но по пению петуха трудно определить время. Петух во сне с жердочки упадет – раньше времени поднимет крик.
Воспитатель: А как цветы помогали определять время, ведь они говорить не умеют. Как вы думаете? Кто сможет нам ответить?
(ответы )
Слайд 16(живые часы)
Воспитатель: Верно коллеги, а теперь я вам не много расскажу как определить время по цветам.
Оказывается, цветы в солнечную погоду открывают и закрывают свои лепестки строго по времени. Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно определить время, они дружно раскрываются в 5 часов утра, а к 2-3 часам гасят свои золотые фонарики и засыпают. Одуванчики – цветы луговые, а кувшинки – часы речные. В 7 часов утра открывают свои лепестки и в течение дня поворачиваются за солнцем. Но ходят такие часы только в солнечную погоду, а в пасмурную погоду цветы закрыты.
Воспитатель: Время шло, и люди продолжали придумывать более надежные часы: такие как водяные
Слайд 17(водяные часы)
Воспитатель: Давайте с вами рассмотрим , как же с помощью этих часов, можно было определить время. Два сосуда, на стенках которых сделаны отметки, соединены между собой, в крышках сделаны небольшие отверстия, вставлены трубочки. В верхний сосуд наливается вода, которая медленно переливается в другой сосуд за определенное время.
Воспитатель: Удобны ли такие часы были ? Как вы думаете? Воспитатель: Нет, за такими часами нужно было следить и вовремя их переворачивать.
Воспитатель: Стали люди придумывать часы, чтобы они одинаково точно показывали время и днем, и ночью, зимой и летом. И придумали. Два стеклянных пузырька соединены вместе, внутри песок, который пересыпается из верхнего пузырька в нижний за определенное время.
Воспитатель: Это какие часы как вы думаете? Это песочные часы.
Слайд 18 (песочные часы)
Воспитатель: Посмотрите у меня здесь находятся песочные часы. . Вот такие часы, придуманные в древности, и применяются они до сих пор в наше время.
Воспитатель: Вот мы с вами и узнали всё о часах, которыми пользовались в древности. А нам пора отправляться дальше.
Воспитатель: С помощью волшебных стрелок мы с вами переместимся в старину. И узнаем всё о часах.
«Время – что это такое?
Говорят – оно живое.
Ходит, бегает, летит
И на месте не сидит.
Стрелки мы переведем,
В старину мы попадем».
Слайд 19(старина)
Воспитатель: Как вы думаете, а какими часы были в старину? Кто сможет нам рассказать?
Ответы.
Воспитатель: Прошло много времени с тех пор, когда человек придумал часы с механизмом. Внутрь их поставил пружинку, закрутил ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико и вертит его. У них есть заводная головка, чтобы они не останавливались, их надо заводить. Такие часы назывались механическими.
Давайте с вами рассмотрим их на экране
Слайд 20(башенные часы)
Воспитатель: Первые механические часы были большие, в домах не помещались, их вешали на башнях, зданиях вокзалов, театров и назывались они уличные и башенные. Самые знаменитые часы России – Кремлевские куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля.
Воспитатель: Большие часы были очень неудобны, мастера стали изобретать часы меньше по размеру:
•Их вешали на стену, назывались (настенными);+ кукушка
Слайд 21
•А как назывались часы, которые стоят на полу (напольные);
Слайд 22
•Часы, которые будят по утрам (будильник);
Слайд 23
•Часы, которые носят в кармане (карманные);
Слайд 24
Воспитатель: А есть часы, которые называют «скелетоны». Воспитатель: Почему? Как вы думаете?
Ответы.
Слайд 25
Воспитатель: Их корпус прозрачный и через них видно, что происходит внутри, и видно, какие детали двигаются, а какие - нет.
Воспитатель: А теперь, нам пора перемещаться в наше время.
Воспитатель:
«Время – что это такое?
Говорят – оно живое.
Ходит, бегает, летит
И на месте не сидит.
Стрелки мы переведем,
В наше время мы попадем».
Слайд 26(наше время)
Воспитатель: А какие часы есть у вас дома, расскажите нам? какими часами пользуются ваши родные , бабушки, дедушки, в детском саду, на работе? Какими пользуетесь. Ответы.
Воспитатель: (наручные часы, настенные часы, часы – кулон, часы – браслеты, умные часы).
Воспитатель:всё верно, молодцы! Действительно существуют: наручные часы, настенные часы, часы- кулон, часы- браслеты, умные часы.
Воспитатель: Есть наручные часы как мужские так и женские .
Воспитатель: Посмотрите какое многообразие наручных женских часов.
Слайд 27
Воспитатель: Так же большое многообразие наручных мужских часов.
Слайд 28
Воспитатель: Современный человек продолжает пользоваться механическими часами до сих пор, но были изобретены часы электронные и кварцевые. Они работают на батарейках или от сети с электрическим током. У механических часов есть часовая и минутная стрелка. У электронных – время показывает светящееся табло. А самые точные часы в наше время – атомные, которые за 6000000 лет отстают на одну секунду
Слайд 29
Воспитатель: в наше время появились такие часы как «Умные часы». Большинство молодежи сейчас пользуются такими часами.
Слайд 30
Воспитатель: История часов очень интересна. Мы их все подробно рассмотрели.
Воспитатель: Вот мы и прошли весь путь часов по «реке времени». Сейчас я вам предлагаю самостоятельно попробовать разложить картинки с изображением часов разных времён , и найти каждым часам своё место на «реке времени». (Обращаю внимание, как участники раскладывают картинки, подвожу итог)
Воспитатель: Спасибо за участие! Прошу вас присаживайтесь на свои места.
Воспитатель: В завершении своего выступления о проектной деятельности мне хотелось бы рассказать вам притчу: «Счастье»
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что ещё слепить тебе?- спросил Бог.
«Слепи мне счастье,- попросил человек. Ничего не ответил Бог , и положил человеку в ладони оставшийся кусочек глины.
Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках. Творите , коллеги, творите сами, творите вместе с детьми! Творите своё счастье , а так же проекты, вместе с детьми.
Слайд 31
Вот на такой позитивной ноте мне бы и хотелось закончить нашу встречу. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей детского сада на тему: «Реализация принципов интеграции и комплексно-тематического построения образовательного процесса в свете выполнения ФГТ».
Программа мастер-класса1. Введение педагогов в проблему: постановка проблемы; актуальность проблемы; цели и задачи мастер-класса.2...
Сюжетно-ролевая игра и ее роль в развитии речи детей.(мастер-класс для воспитателей детского сада)
В данном материале изложены теоретические вопросы развития детской речи в сюжетно-ролевой игре. Также освещены возможные стили общения педагога и детей в играх. Предложены проблемные ситуации по выбор...
Мастер-класс для воспитателей детских садов в рамках рождественских чтений
Мастер-класс по лепке из соленого теста рождественской овечки в рамках рождественских чтений "За окошком Рождество" для воспитателей детских садов г. Троицка....
Мастер-класс для воспитателей Детских садов по изготовления развивающей игрушки "Павлин"
Развивающие игрушки для детей своими рукамиМастер - класс по изготовлению дидактического пособия «Павлин»Мастер - класс будет интересен воспитателям Детских садовЦель пособия: Р...
Театрализованная деятельность в ДОУ Мастер - класс для воспитателей детского сада «Основные этапы работы над образом»
Представленная методическая разработка рекомендуется в помощь воспитателям ДОУ. В ней раскрыта форма методического сопровождения педагогов – семинар-практикум ...
Мастер - класс для воспитателей детских садов «Нетрадиционные методы работы с родителями».
Задача: Познакомить воспитателей с одним из нетрадиционных методов работы с родителями....
Мастер - класс для воспитателей детского сада "Организация театральной деятельности в детском саду"
Мастер-класс направлен на эффективное обучение воспитателей методам и приёмам работы над образом в театрализации. ...