Мастер класс для воспитателей детских садов.
план-конспект занятия по окружающему миру

Щербакова Ирина Юрьевна

интересный мастер класс для воспитателей детских садом по теме "Естественные науки..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_vospitatateley_detskih_sadov.docx28.52 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

Коммуникативная атака.

Воспитатель стоит в центре, вокруг него бегают дети и задают вопросы:

- Для чего пчёлам мёд?

- За чем кусают комары?

- Кто загрязняет воздух?

-Почему лампочка светит?

- Что такое витамины?

- Как видит червяк?

- Для чего слону такой длинный хобот?

- Что такое тень и от куда она берётся?

Воспитатель: Дорогие гости! Вы сейчас смотрите и думаете : Что это? Я вам отвечу – всё очень просто – это темы для проектов в детском саду!

(дети убегают из зала)

Ход мероприятия

Воспитатель: Бытует мнение , что проекты и детский сад несовместимы. Что мышление детей дошкольного возраста ещё недостаточно развито, и не готово к такому виду деятельности как проекты. Что тему для проекта в ДОУ выбрать очень сложно. Мы попробовали в нашем детском саду внедрить метод проектов, а что у нас получилось  , вы сейчас и увидите.

Слайд 1

Воспитатель: Итак, тема сегодняшнего мастер класса : «Проектный метод как средство формирования естественнонаучных представлений у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОУ.

Давайте разбираться . Что же такое проект и какие проекты бывают?

Воспитатель: Проект- в переводе с греческого – это путь исследования т.е. специально организованный взрослым и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий завершающийся созданием творческих работ.

Слайд 2

Воспитатель: Существует целый ряд видов и типов проектов . многие из вас знакомы с краткосрочными и домосрочными проектами, индивидуальными и групповыми , исследовательскими . в рамках мастер- класса невозможно охватить все эти виды и типы. Поэтому я подробнее остановлюсь на типологии проектов, которая наиболее применима в детском  саду и наиболее полно отражает именно мой опыт работы в данном направление.

Слайд 3

Воспитатель: Итак, выделяют следующие типы проектов.

- исследовательско – творческий

- ролево- игровой

- Информационно практико- ориентированный

- творческий

Остановимся по подробнее на каждом из них.

Слайд 4

Воспитатель: - исследовательско – творческие проекты – здесь дети экспериментируют , а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.

Примером такого типа проектов служит проект «Вырасти лук от всех недуг», который мы проводили с ребятами.

В рамках данного проекта:

- мы провели посадку лука и наблюдали за его ростом, посадка осуществлялась в разную почву. (вода, песок, грунт)

В итоге мы конечно съели витаминный салат с луком .

- естественно осуществлялось чтение художественной литературы и просмотром мультфильмов по данной тематике.

- итогом проекта стала выставка книжек- раскладушек про лук , которые дети изготовили совместно с родителями.

Слайд 5

Воспитатель: Ещё один проект данного типа, который мы провели с детьми – это «Удивительный мир динозавров».

В ходе проекта:

- мы с ребятами познакомились с понятием археология и археолог, проводили своеобразные раскопки, останков динозавров

- изучали литературу по теме динозавры, смотрели мультфильмы, собирали пазлы, раскрашивали раскраски

- итогом проекта было создание макета «Мир динозавров».

Слайд 6

Воспитатель: Следующий вид проектов , это информационно- практико- ориентированный : здесь дети собирают какую либо информацию  и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и тд)

Среди проведённых нами с детьми проектов яркими представителем данного типа является проект «Это загадочный мир космос».

В рамках проекта :

- мы проводили различные виды конструирования , из деревянного конструктора , лего, мозайки- конструировали космические корабли , космодром, созвездия.

- изучали планеты солнечной системы по макету сделанному своими руками.

- наиболее информационными и познавательными были опыты:

Опыт с электрической лампочкой «Солнце и Земля»

Опыт «Вращение Луны»

Опыт «Делаем облако»

Опыт « Затмение солнца» и многие другие.

Слайд 7

Воспитатель : Ещё один интересный проект данного типа это проект «Лекарственные растения».

В ходе которого:

- мы с ребятами осуществляли сбор лекарственных трав ( на территории приближенной к  саду) и дома – мята, чебрец, одуванчик и другие травы.

- был оформлен альбом – галерея «Лекарственные растения»

- создана коллективная работа «Поляна одуванчиков»

- в финале проекта у нас с ребятами был организован фитобар, где мы с ребятами пили травяные чаи из собранных трав.

Слайд 8

Воспитатель: Следующий тип на котором хотелось бы остановиться – это ролево – игровой – с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по своему- поставленные проблемы.

Среди проектов естественно – научной направленности представителем данного типа является проект «Путешествие в подводный мир».

В ходе проекта:

- мы с ребятами примеряли на себя роли рыбаков и отправились в импровизированное путешествие по реке и морю. В пути знакомились с разными видами рыб.

- знакомились с подводным миром используя макет аквариума.

- играли в дидактические игры по теме подводный мир, в том числе импровизированную рыбалку .

Слайд 9

Воспитатель : Ещё один проект , в котором мы примеряли роли – это «Научная лаборатория».

В ходе проекта:

- были созданы проблемные игровые ситуации , в ходе которых дети примеряли на себя роли лаборантов: например,

- в городе новый вирус, необходимо разработать новый препарат»

- экскурсия в медицинский кабинет (рассказ медсестры о некоторых опасных болезнях и о изобретении вакцины против них, учёные в медицине.

- изучение правил поведения в лаборатории в игровой форме и многое другое.

Слайд 10

Воспитатель : Следующий  тип проекта – это творческие проекты – оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна.

Данный тип иене всего подходит для проектов естественно- научной направленности, но мы всё же попытались что-то провести.

Проект « Яблоко волшебный фрукт».

В рамках проекта:

- проведена целевая экскурсия к яблоне

- исследовательская деятельность( рассматривание яблока, проба на вкус, опыты «Почему яблоко не тонет?», «Как сохранить яблоко?», и другие.

- потом послужило тематическое развлечение  «Яблочки наливные», с поеданием яблок и яблочного пирога «Шарлотка» и тд.

Слайд 11

Воспитатель: Проект «Цветы вокруг нас».

В ходе проекта:

- были проведены беседы, чтение литературы по теме цветы, слушание музыкальных композиций , дидактические игры

- мы вместе с ребятами составили сказку о цветах

- созданы поделки из природного материала(семена, камушки, и т.д.) «Корзина цветов».

- итогом послужило развлечение для детей «Праздник цветов»с отгадыванием загадок, стихами, танцами с цветами, играми по теме цветы.

Воспитатель: Вот коротко о проектах, которые я использую в своей работе. А сегодня я хотела бы вас познакомить с таким проектом как «Путешествие по реке времени»

Для этого проекта я использую вот такое дидактическое пособие( показываю реку) . зачастую нам очень сложно объяснить детям как движется время, объяснить его линейность , движение от прошлого к настоящему.

Данный метод позволяет просто и наглядно показать детям «текучесть» времени, привить представление об историческом времени.

Время здесь делится на 3 временных промежутка:

- древность

-старина

-наше время

Работать по этой реке можно по многим интересным темам. Например: «Кукла»- проследить какие куклы были раньше, а какими стали сейчас. Есть такие темы ещё как:

-тема «Освещение»;

-тема   «Животные» (динозавры);

-тема «Посуда» и многие другие темы.

Предлагаю вам попробовать как это работает.

Приглашаю для участия – 3-4 человека

Ход занятия

Воспитатель загадывает загадку: Уважаемые коллеги послушайте загадку, и постарайтесь угадать, что спрятано у меня в коробке? О чём мы сегодня будем с вами говорить?

«Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда встать,

Когда зарядку начинать».

 Слайд 12 (загадка)

Воспитатель .: Коллеги скажите, что было бы, если на земле исчезли бы часы?

Ответы.

Воспитатель: Все верно. Если бы на земле не было часов, то все пошло бы кувырком, не было бы порядка и учета.

Ночь и день длились бы больше положенного времени. Люди не смогли бы  вставать утром и ложиться спать вечером. Самолеты, поезда, корабли сбились бы с курса.

Воспитатель: Часы нам нужны и важны. Они нам помогают узнавать, беречь и правильно расходовать наше время.

Воспитатель:  Коллеги , как вы думаете, часы существовали всегда?

Как люди узнавали время раньше, когда не было часов? Как мы можем узнать?

(ответы )

Воспитатель:  Да, мы можем узнать из книг, энциклопедий, посмотреть в Интернете, спросить у взрослых, подумать самостоятельно.

Воспитатель: А еще узнать историю часов, мы сможем, совершив путешествие по «реке времени». Я вам предлагаю отправиться в путешествие вместе со мной .  

Люди сравнивают время с рекой, потому, что река всегда бежит вперед, также как и время.

На «реке времени»  посмотрите обозначены остановки: древность, старина, и наше время. Каждую остановку мы с вами  заполним картинками с изображением часов разных времен. Все картинки найдут своё место на нашей «реке времени».

Воспитатель: История часов начинается с древних времен. Сейчас мы с помощью заветных слов отправимся в древность. И узнаем всё о часах.

«Время – что это такое?

Говорят – оно живое:

Ходит, бегает, летит

И на месте не сидит

Стрелки мы переведем

В древность все мы попадем.

Слайд 13 (древность)

Воспитатель: Вот мы с вами и попали в древность . Коллеги кто из вас сможет сказать , какими часами люди пользовались в древности?

(ответы )

Воспитатель: Первым простейшим прибором для измерения времени были в древности это  – солнечные часы .Посмотрите на экран, там изображены солнечные часы. Что же они из себя представляют.

Слайд 14(солнечные часы)

Воспитатель:  В землю был вкопан столб (гномон, вокруг него нарисована шкала времени. В солнечную погоду тень от столба передвигалась по ней, показывала который час). Вот такими часами люди пользовались в древности.

Воспитатель: Коллеги как вы думаете, удобны ли такие часы? Почему?

Воспитатель: Всё верно. В  пасмурную погоду нельзя было определить время.

Воспитатель: Шло время, и люди придумывали другие часы.

Какими они были? Кто сможет ответить, из вас коллеги?

(Ответы )

Воспитатель:  Я смотрю , вы затрудняетесь  ответить. Я вам помогу. Ещё были такие часы как «Огневые часы». Слышали когда-нибудь о таких?

Ответы. 

Слайд 15(огневые часы)

Воспитатель:  Сейчас я вам о них не много расскажу

Огневые часы: на свечу наносили деления. Свеча сгорая, уменьшалась, и по делению можно было определить время

Воспитатель: Узнавали люди время еще по живым часам. Живыми часами называли птиц и цветы. Солнце еще не взошло, а уже слышен крик петуха. Начинал он петь в 2 часа ночи. Но по пению петуха трудно определить время. Петух во сне с жердочки упадет – раньше времени поднимет крик.

Воспитатель: А как цветы помогали определять время, ведь они говорить не умеют. Как вы думаете? Кто сможет нам ответить?

(ответы ) 

Слайд 16(живые часы)

Воспитатель: Верно коллеги, а теперь я вам не много расскажу как определить время по цветам.  

Оказывается, цветы в солнечную погоду открывают и закрывают свои лепестки строго по времени. Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно определить время, они дружно раскрываются в 5 часов утра, а к 2-3 часам гасят свои золотые фонарики и засыпают. Одуванчики – цветы луговые, а кувшинки – часы речные. В 7 часов утра открывают свои лепестки и в течение дня поворачиваются за солнцем. Но ходят такие часы только в солнечную погоду, а в пасмурную погоду цветы закрыты.

Воспитатель: Время шло, и люди продолжали придумывать более надежные часы: такие как  водяные

Слайд 17(водяные часы)

Воспитатель: Давайте с вами рассмотрим , как же с помощью этих часов, можно было определить время.  Два сосуда, на стенках которых сделаны отметки, соединены между собой, в крышках сделаны небольшие отверстия, вставлены трубочки. В верхний сосуд наливается вода, которая медленно переливается в другой сосуд за определенное время.

Воспитатель: Удобны ли такие часы были ? Как вы думаете? Воспитатель: Нет, за такими часами нужно было следить и вовремя их переворачивать.

Воспитатель: Стали люди придумывать часы, чтобы они одинаково точно показывали время и днем, и ночью, зимой и летом. И придумали. Два стеклянных пузырька соединены вместе, внутри песок, который пересыпается из верхнего пузырька в нижний за определенное время.

Воспитатель: Это какие часы как вы думаете? Это песочные часы. 

Слайд 18 (песочные часы)

Воспитатель: Посмотрите у меня здесь находятся песочные часы. . Вот такие часы, придуманные в древности, и применяются они  до сих пор  в наше время.

Воспитатель: Вот мы с вами и узнали всё о часах, которыми пользовались в древности. А нам пора отправляться дальше.

Воспитатель: С помощью волшебных стрелок  мы  с вами переместимся в старину. И узнаем всё о часах.

«Время – что это такое?

Говорят – оно живое.

Ходит, бегает, летит

И на месте не сидит.

Стрелки мы переведем,

В старину мы попадем».

Слайд 19(старина)

Воспитатель: Как вы думаете, а какими часы были в старину? Кто сможет нам рассказать?

Ответы.

Воспитатель: Прошло много времени с тех пор, когда человек придумал часы с механизмом. Внутрь их поставил пружинку, закрутил ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико и вертит его. У них есть заводная головка, чтобы они не останавливались, их надо заводить. Такие часы назывались механическими.

Давайте с вами рассмотрим их на экране

Слайд 20(башенные часы)

Воспитатель: Первые механические часы были большие, в домах не помещались, их вешали на башнях, зданиях вокзалов, театров и назывались они уличные и башенные. Самые знаменитые часы России – Кремлевские куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля.

Воспитатель: Большие часы были очень неудобны, мастера стали изобретать часы меньше по размеру:

Их вешали на стену, назывались (настенными);+ кукушка

Слайд 21

•А как назывались часы, которые стоят на полу (напольные);

Слайд 22

•Часы, которые будят по утрам (будильник);

Слайд 23

•Часы, которые носят в кармане (карманные);

Слайд 24

Воспитатель: А есть часы, которые называют «скелетоны».         Воспитатель: Почему? Как вы думаете?

Ответы.

Слайд 25

Воспитатель: Их корпус прозрачный и через них видно, что происходит внутри, и видно, какие детали двигаются, а какие - нет.

Воспитатель: А теперь,  нам пора перемещаться в наше время.

Воспитатель: 

«Время – что это такое?

Говорят – оно живое.

Ходит, бегает, летит

И на месте не сидит.

Стрелки мы переведем,

В наше время мы попадем». 

Слайд 26(наше время)

Воспитатель:  А какие часы есть у вас дома, расскажите нам? какими часами пользуются ваши родные , бабушки, дедушки, в детском саду, на работе? Какими пользуетесь. Ответы.

Воспитатель: (наручные часы, настенные часы, часы – кулон, часы – браслеты, умные часы).

Воспитатель:всё верно, молодцы! Действительно существуют:   наручные часы, настенные часы, часы- кулон, часы- браслеты, умные часы.

Воспитатель: Есть наручные часы как мужские так и женские .

Воспитатель:  Посмотрите какое многообразие наручных женских часов.

Слайд 27

Воспитатель:  Так же большое многообразие наручных мужских часов.

Слайд 28

Воспитатель: Современный человек продолжает пользоваться механическими часами до сих пор, но были изобретены часы электронные и кварцевые. Они работают на батарейках или от сети с электрическим током. У механических часов есть часовая и минутная стрелка. У электронных – время показывает светящееся табло. А самые точные часы в наше время – атомные, которые за 6000000 лет отстают на одну секунду

Слайд 29

Воспитатель: в наше время появились такие часы как «Умные часы». Большинство молодежи сейчас пользуются такими часами.

Слайд 30

Воспитатель:   История часов очень интересна. Мы их все подробно рассмотрели.

Воспитатель: Вот мы и прошли весь путь  часов по «реке времени». Сейчас я вам предлагаю самостоятельно  попробовать разложить картинки с изображением часов разных времён , и найти каждым часам  своё место на «реке времени». (Обращаю внимание, как участники  раскладывают картинки, подвожу итог)

Воспитатель: Спасибо за участие! Прошу вас присаживайтесь на свои места.

Воспитатель: В завершении своего выступления о проектной деятельности мне хотелось бы рассказать вам притчу: «Счастье»

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что ещё слепить тебе?- спросил Бог.

«Слепи мне счастье,- попросил человек. Ничего не ответил Бог , и положил человеку в ладони оставшийся кусочек глины.

Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках. Творите , коллеги, творите сами, творите вместе с детьми! Творите своё счастье , а так же проекты, вместе с детьми.  

Слайд 31

Вот на такой позитивной ноте мне бы и хотелось закончить нашу встречу. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей детского сада на тему: «Реализация принципов интеграции и комплексно-тематического построения образовательного процесса в свете выполнения ФГТ».

Программа мастер-класса1.     Введение педагогов в проблему:  постановка проблемы;    актуальность проблемы;   цели и задачи мастер-класса.2...

Сюжетно-ролевая игра и ее роль в развитии речи детей.(мастер-класс для воспитателей детского сада)

В данном материале изложены теоретические вопросы развития детской речи в сюжетно-ролевой игре. Также освещены возможные стили общения педагога и детей в играх. Предложены проблемные ситуации по выбор...

Мастер-класс для воспитателей детских садов в рамках рождественских чтений

Мастер-класс по лепке из соленого теста рождественской овечки в рамках рождественских чтений "За окошком Рождество"  для воспитателей детских садов г. Троицка....

Мастер-класс для воспитателей Детских садов по изготовления развивающей игрушки "Павлин"

Развивающие игрушки для детей своими рукамиМастер - класс по изготовлению дидактического пособия «Павлин»Мастер - класс будет интересен  воспитателям  Детских садовЦель пособия: Р...

Театрализованная деятельность в ДОУ Мастер - класс для воспитателей детского сада «Основные этапы работы над образом»

         Представленная методическая разработка рекомендуется в помощь воспитателям ДОУ. В ней раскрыта форма методического сопровождения педагогов – семинар-практикум ...

Мастер - класс для воспитателей детских садов «Нетрадиционные методы работы с родителями».

Задача: Познакомить воспитателей с одним из нетрадиционных методов работы с родителями....

Мастер - класс для воспитателей детского сада "Организация театральной деятельности в детском саду"

Мастер-класс направлен на эффективное обучение воспитателей методам и приёмам работы над образом в театрализации. ...