проект "Пасхальный сувенир"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Головко Виктория Александровна

Приобщение детей дошкольного возраста к народному культурному наследию празднованию Светлого Христова Воскресенья средствами литературы, музыки, театрализации, изобразительной и двигательной активности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 2 «Развитие»

 г. Электросталь

Проект

«Пасха в гости к нам пришла»

Воспитатель.

Головко В.А.

Музыкальный руководитель:

Тюфанова Н.С.

2019г.

Актуальность темы: В настоящее время дети, да и мы взрослые, не знаем русских обычаев, традиций, связанных с народными христианскими праздниками. И  если взрослые будут интересоваться русской народной культурой и рассказывать своим детям, играть в игры, придерживаться обычаев русского народа, то дети тоже будут в дальнейшем знать культуру и традиции нашего народа. 

Главным замыслом данного проекта является приобщение детей к истокам православной культуры своего народа, пополнение знаний о православных праздниках, воспитание уважения к традициям и обычаям своей страны, развитие потребности детей в освоении окружающего мира, путем изучения культурного наследия русского народа при участии родителей как участников образовательных отношений.

Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к народному культурному наследию празднованию Светлого Христова Воскресенья средствами литературы, музыки, театрализации, изобразительной и двигательной активности.

Задачи:

  • Прививать уважение и любовь к православным традициям своего народа, воспитывать нравственные и эстетические чувства.

  • Знакомить детей в доступной форме с основным смыслом празднования православной Пасхи, используя народные игры, забавы, потешки, хороводы.

  • Развивать познавательную активность, любознательность детей через знакомство с историей и традициями православного праздника «Пасха».

  • Обогащать словарный запас детей («Пасха», «Светлое Христово Воскресенье», «Благовест», «традиции», «обряды»).

  • Знакомить детей с особенностями православной музыки – звоном колоколов, звучанием церковного хора, классической музыки, праздничных пасхальных звонов.

  • Способствовать формированию личности ребёнка как носителя нравственных ценностей (гуманность, доброта, умение прощать, забота, преданность человеческим идеалам).

  • Вызвать у детей эмоционально – положительные отношения к народным праздничным традициям и обычаям.

  • Создать условия для реализации творческой деятельности.

  • Воспитывать чувство гордости, патриотизма, а также отношение к собственному народному искусству как к национальному достоянию.

Ресурсы:

  • Методическая литература.
  • Народные костюмы, образцы народных промыслов.
  • Выставка «Пасхальный сувенир».
  • Подбор материала, игрушек, атрибутов для игровой, театрализованной деятельности, игры, иллюстрированный материал, художественная литература, фольклор по данной теме, музыкальные инструменты, аудиозаписи, использование мультимедиа.
  • Подбор материала для продуктивной деятельности.

Участники проекта:

  • Дети подготовительной группы.
  • Воспитатель группы.
  • Музыкальный руководитель.
  • Родители.

Ожидаемые результаты:

  • Сформировать представления у детей о праздновании православной Пасхи.
  • Проведение праздника «Пасха в гости к нам пришла».
  • Создание мини – музея «Пасхальный сувенир».
  • Мастер-класс по изготовлению сувенира к празднику Светлой Пасхи.

Тип проекта: творческий, досуговый, детско – взрослый.

Принцип построения: интегративный.

Продолжительность: краткосрочный (1 месяц).

Этапы реализации проекта:

  1. Теоретически – консультативный (определение цели и задач проекта, изучение методической литературы).
  2. Подготовительный (составление плана проекта, сбор материалов, изготовление пособий, атрибутов, декораций).
  3. Анализирующий (выяснение уровня сформированности у детей представлений о празднике Пасха).
  4. Ознакомительно – формирующий (циклы занятий в различных образовательных областях по данной проблеме, организация родителей для помощи проведения данного проекта).
  5. Оформление мини – музея «Пасхальный сувенир».
  6. Проведение праздника «Пасха в гости к нам пришла».

Направления реализации проекта:

  1. Совместная деятельность педагогов и детей.
  2. Взаимодействие педагогов.
  3. Взаимодействие с родителями.

Деятельность в рамках проекта:

Речевое развитие и чтение художественной литературы:

Ф.Тютчев «Весенние воды»

В. Жуковский «Жаворонок»

Я. Ролонский «Пасхальные вести»

К. Случевский «Воскрес»

К. Бальмонт «Вербы»

С. Есенин «Пасхальный Благовест»

Стихи о празднике Пасха.

Фольклорные произведения (потешки, заклички, пословицы, поговорки, сказки, считалки).

Познавательное развитие:

  • Занятие на тему «Что такое Пасха?»
  • Занятие на тему «Как в старину люди готовились к празднику Пасхи?»
  • Занятие на тему «Украшение пасхального яйца»
  • Экспериментирование: «Пасхальная полянка»
  • Экскурсии в музей, в библиотеку.

Социально- коммуникативное развитие:

  • Рассматривание картин: И. Левитан «Весна», П. Александров «Катание на    деревянных качелях. Пасха»
  • Беседы: «Знакомство с традициями Светлой Пасхи», «Предание о первом красном яичке», «Почему мы красим яйца?»
  • Театрализация русских народных сказок, пальчиковый театр, театр кукол.
  • Проведение мастер-класса для родителей и детей по изготовлению пасхального сувенира.
  • Сюжетно - ролевые игры с правилами, театрализованные игры, пасхальные игры: «Прокати яйцо», «Солнышко», «Царевич – королевич», «У кого дольше яйцо прокрутиться?»,

Художественно-эстетическое развитие:

  • Рисование: «Весенняя картина», «Вербочки», «Солнце и солнечный день», роспись  пасхальных яиц, театральные  маски.
  • Лепка: «Украшение пасхальных яиц», «Куличи»
  • Аппликация «Пасхальное яйцо»
  • Создание поделок для мини - музея, используя бросовый материал.
  • Участие детей в конкурсе «Красота божьего мира».
  • Слушание: песнопения Свято – Троицкой Лавры, пьесы П. И. Чайковского «В церкви», «Пасхальный благовест».
  • Пение: «Пасха в гости к нам пришла» муз. С. Крупа – Шушариной, И. Яворовской, «Здравствуй, лучик солнечный» муз. М. Быстровой, «Весна красна» муз. И. Якушиной.
  • Хороводы: русский народный хоровод «Весна красна», закличка «Солнышко».

     

  Физическое развитие: 

  • Утренняя гимнастика « Солнышко»,  
  • Физминутка «Ангел»  
  • Подвижные игры: «Дедушка Рожок», «Горелки», «Карусель»,  «Золотые ворота», «Горелки».

   

 Безопасность:

    Разговор – обсуждение техники безопасности при изготовлении  поделок.

    Соблюдение правил в подвижных играх.

   

   

  Формы работы с родителями:

  •  Анкетирование родителей: «Что знают о празднике Пасха?».
  • Поиск информации о русских народных традициях.
  • Оформление консультаций в родительском уголке:

         «Об истории празднования Пасхи»

        «Что рассказать детям о празднике?»

         «Красим яйца с детьми»

  • Разучивание и закрепление с детьми закличек, стихов, хороводных    текстов.
  • Помощь в изготовлении поделок для мини – музея, атрибутов, костюмов к сказкам, театру русских народных сказок.
  • Привлечение родителей в проведении праздника «Пасха в  гости к нам пришла».

Презентация проекта:

Представление актуальности проекта.

Праздник «Пасха в  гости к нам пришла».

Выставка мини – музея «Пасхальное чудо».

Выставка мини – музея « Театр русских народных сказок».

Постановка новой задачи:

Узнать, как празднуют Пасху в других странах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативное занятие на тему "Пасхальные сувениры из скорлупы"

Это занятие по конструированию из бросового материала. Из мусора - скорлупы и фантиков (спасибо Грише, у которого накануне было день Рождения) мы сделали замечательные подарки близким....

Рассматриваем и выбираем сувениры. Драматизация сказки "Колосок"

Занятие по развитию речи , развитие грамматического строя речи через выбор сувениров. Драмматизация сказки Колосок. Знакомство с  новой пословицей о туде....

Рассматриваем и выбираем сувениры. Драматизация сказки "Колосок"

На этом занятии используя наглядный материал вовлекла  детей  в  беседу помогая  им правильно по сути и форме отвечать на вопросы, упражнла в правильном употреблении прилагательных...

Рассматриваем сувениры. Драматизация сказки "Колосок"

На этом занятии не только развивается, обогащается речь детей, но и  проявляются творческие способности , воспитываются нравственные качества на примере литературных героев...

Досуг для старшего дошкольного дошкольного возраста "Русский сувенир"

Знакомство детей с народным декоративно - прикладным искусством.  Данное занятие направлено на воспитание уважительного отношения к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство ру...

НОД с детьми старшей группы "Пасхальный сувенир "

Художественное оформление пасхальных яиц в России стало искусством и народным творчеством. Были распространены как крестьянские оформления пасхальных яиц, так и ювелирные.  Для изготовления...

Сценарий развлечения "Русский сувенир"

Познакомить детей с разнообразием и особенностями русского фольклора.Оказывать содействие накоплению эстетического опыта, опыта эмоциональных переживаний, чувств и настроений.  ...