Занятие по оружающему миру
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)
Знакомство детей с появлением бумаги, с ее производством, видами, использованием в быту и народном хозяйстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_i_vidy_bumagi.docx | 21.52 КБ |
Предварительный просмотр:
История и виды бумаги
Цель. Расширять представления детей о разных видах бумаги и ее качествах; совершенствовать умение определять предметы по признакам материала.
Познакомить детей с появлением бумаги, с ее производством, видами, использованием в быту и народном хозяйстве; воспитывать экономное, бережное отношение к бумаге. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи между качеством бумаги и ее назначением.
Развивать память, внимание, мышление, речь.
Материал. Образцы разных видов бумаги, емкости с водой, ножницы, предметы из бумаги (альбом, газета, коробка и др.).
Ход занятия
Воспитатель предлагает отгадать загадку:
Я белая, как снег, дружу с карандашом. Где он пройдет, там заметку кладет. (Бумага.)
Слайд 1 Тема: История бумаги
Беседа о бумаге
Бумага! Толстая и тонкая, белая и цветная, газетная и альбомная. Мы встречаемся с ней каждый день, когда пишем письмо или читаем книгу, в магазине, когда нам упаковывают покупки, в транспорте, когда получаем билет. Мы привыкли к ней и не задумываемся о том, то было время, когда бумаги не было.
Бумага! Такой привычный и необходимый для нас материал, который является одним из величайших изобретений человечества. Наряду с колесом, компасом и компьютером. С момента ее изобретения бумага стала активным средством общения людей.
— Для чего нужна бумага? — Как вы думаете, бумага была всегда? — На чем писали древние люди? (На камнях.)
Слайд2-3. Первые шаги человека в умении пользоваться письменной речи дошли до нас в виде рисунков на камнях и скалах, где человек оставлял свои впечатления об охоте, о каких-то семейных событиях или других событиях происходящих в общине, отражал все это в рисунках на стенах. Другого материала, кроме стен и камней, поверхности почвы в древние времена у людей просто не было.
Слайд 4. Воспитатель показывает бересту.
Слайд 5. Затем люди придумали лист из тонкой кожи животных и назвали его «пергамент». Это очень прочный материал, но тяжеловат при оформлении на нем текста, труден для переплета.
Слайд 6. И вот ближе к нашему времени появился новый материал, который тоньше пергамента и более удобный, — это бумага. Привычная для нас бумага появилась в Китае во II веке. Из чего делают бумагу? (Из дерева.) Где ее изготавливают? (На бумажной фабрике, целлюлозно-бумажном комбинате.)
– Вспомните, пожалуйста, где применяется бумага? Ребята, для чего нужно экономить бумагу? –
- Слайд 7. Для того чтобы сохранить деревья в наших лесах для окружающего нас мира, поэтому сейчас в наше с вами время существуют современные технологии для переработки макулатуры. Которую мы с вами собираем и сдаем на заводы для переработки, что бы использовать ее вновь.
Из макулатуры делают:
- изделия полиграфии;
- писчую бумагу;
- туалетной бумагу, салфетки и бумажные полотенца;
- коробочный и контейнерный картон;
- крафт-бумагу;
- одноразовую посуду;
- газеты;
- тепло- и звукоизоляционные материалы;
- ткань для одежды;
- строительные материалы.
Физкультминутка
Деревья.
Во дворе растет сосна,
к солнцу тянется она.
(Дети поднимают руки и тянутся вверх)
Вырос тополь рядом с ней.
Хочет стать еще длинней.
(стараются подпрыгивать повыше)
Ветер сильный налетал,
враз деревья раскачал.
(наклоняются в разные стороны)
Гнуться ветки взад – вперед.
Их качает ветер, гнет.
(делают рывки согнутыми руками перед грудью)
Будем с ними приседать —
1, 2, 3, 4, 5.
(приседают)
Отдохнули от души
и за парты мы спешим.
(садятся на свои места).
Экспериментальная деятельность
Воспитатель предлагает детям пройти в «волшебную лабораторию», где у каждого ребенка на подносе находятся кусочки разных видов бумаги. Дети рассматривают их. Воспитатель спрашивает, как можно определить, какая бумага — гладкая или шершавая, тонкая или толстая, мягкая или жесткая? Дети определяют, проводя обследовательские действия, и опыты с бумагой рвут на мелкие части, мнут, разрезают ножницами, опускают в воду.
Мы изучим свойства бумаги с помощью опыта.
ОПЫТ 1 Прозрачна ли бумага? Бумага непрозрачна, чем толще бумага, тем меньше света она пропускает.
ОПЫТ 2 Прочная ли бумага? Тонкая бумага легко рвется во всех направлениях. Толстая бумага рвется с небольшим усилием.
ОПЫТ 3. Трудно ли разрезать бумагу? Любая бумага легко режется ножницами.
ОПЫТ 4 Мнется ли бумага? Любая бумага легко сминается. Мы сминали бумагу в шар. Чем толще бумага, тем больше получился размер бумажного шара.
ОПЫТ 5 Легко ли складывать бумагу? Не вся бумага легко складывается. Мы складывали бумагу . Чем толще бумага, тем хуже складывается.
ОПЫТ 6 Промокает ли бумага? Любая бумага промокает. После намокания она теряет форму. Берегите книги от воды!!!
ОПЫТ 7 Горит ли бумага? Бумага очень быстро загорается и быстро сгорает. Не кладите бумажные предметы около газовой плиты – может случиться пожар!!! В этом опыте в целях безопасности детей, используем видео ролик о сжигании бумаги. Слайд 8.
Таким образом, можно сделать вывод, что Бумага- тонкий непрозрачный материал, Бумага легко режется и мнется, Бумага легко сгибается и сохраняет линию сгиба, Бумага впитывает влагу, Бумага легко воспламеняется и быстро горит. Берегите бумажные предметы от воды и огня!
Дети приходят к выводу о качествах и свойствах бумаги: мнется, рвется, непрочная, намокает, можно резать,
В заключение проводится дидактическая игра
«Найди сходство и различия».
Воспитатель называет вид бумаги, а дети должны отыскать на столе предмет, изготовленный из бумаги данного вида (картонная коробка, газета, альбом, цветок из гофрированной бумаги и т. д.).
Таким образом воспитатель подводит ребят к пониманию, что все найденные предметы изготовлены из бумаги, но бумаги разных видов.
Подводим итоги занятия. Что узнали нового? Что вам запомнилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактическое занятие по психологии. "Мирись-мирись, и больше не дерись!"
Цель: развивать у детей чувства доброты, эмпатии и толерантности. Формировать умение находить приемы взаимодействия....
Конспект непосредственно — образовательной деятельности по ознакомлению с оружающим миром «Волшебница - вода» с детьми старшего дошкольного возраста
Конспект непосредственно — образовательной деятельности по ознакомлению с оружающим миром «Волшебница - вода» с детьми старшего дошкольного возраста...
Занятие педагога-психолога "Мирись, мирись, мирись и больше не дерись!"
Занятие по развиватию у детей чувства доброты, эмпатии и толерантности; формировать умения находить приемы взаимодействия....
Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты" Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура
Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты"Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»Интеграция образовательных облас...
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...
НОД по оружающему миру в подготовительной группе на тему "Дикие животные весной"
Цель: дать представление об изменениях в жизни диких животных веснойЗадачи: закрепить знания о признаках весны;- расширить словарный запас за счёт существительных-названийдетёнышей животных;- учить от...
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ответственности за состояние окружающей среды.3. Удовлетворять детскую любознательность по...