Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе на тему "Колокола"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности
по формированию целостной картины мира.
Раздел : «Познавательное развитие».
Тема «Колокола».
Подготовительная к школе группа (6-7 лет).
Подготовила : воспитатель 1 категории Комарова М.А.
Г.Истра М
Цель: средствами мини- музея формировать знания о колоколах России.
Образовательные задачи: познакомить детей с колоколами , их происхождением , изготовлением, устройством колокола.
Развивающие задачи: развивать познавательную активность, навыки общения, сотрудничества, инициативности; развивать связную речь, слуховое восприятие, логическое мышление, музыкальный слух.
Воспитательные задачи: воспитывать чувство патриотизма, интерес к православным традициям, любовь к своей Родине; способствовать воспитанию духовно-нравственных качеств детей.
Образовательные области : познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Предварительная работа: экскурсия с родителями в Новоиерусалимский монастырь, рассматривание иллюстраций церквей и монастырей, дидактическая игра «Из какого материала сделано?».
Формы организации образовательной деятельности : совместная деятельность педагога с детьми, индивидуальная работа, фронтальная.
Методы и приемы : показ слайдов, рассказ воспитателя, прослушивание аудиозаписи колокольного звона, рассматривание частей колокола, вопросы, поощрения, художественное слово, загадка, беседа, дидактическая игра, подвижная игра, словарная работа.
Словарная работа : обогащение словаря : отливали, колокольня, звонарь, литейщики, благовест, перезвон, красный звон, набат.
Активизация словаря: пластмассовый, хрустальный, глиняный, оловянный, деревянный.
Развивающая предметно-пространственная среда :
Оборудование:
мини- музей с колокольчиками из разных материалов, ширма, экран, ноутбук ,слайды с изображением колоколов, разных видов колоколен, колокольчики небольшого размера для игры.
Раздаточный материал : разрезные картинки на каждого ребенка.
Музыкальный рад: аудиозапись церковных звонов колоколов Ростовской звонницы.
Экспонаты мини- музея : колокольчики из разного материала, разной величины, книга «Колокола» Л.Яхнин, книга «Колоколики» М.Гусаров, фотография «Царь-колокол», фотография колокола Ново-иерусалимского монастыря.
Результативность реализации технологии музейной педагогики
в условиях ДОУ заключается в следующем:
«Музей колокольчиков» – место удивления и восторга. Его можно посещать каждый день, трогать руками, рассматривать и переставлять экспонаты, использовать их для проведения бесед, игровой деятельности детей, в дидактических играх, досугах и праздниках, а также в качестве наглядного материала.
Использование разнообразных форм, приемов работы , сотрудничества педагогов, родителей и социума поспособствовало успешному достижению результата : дети заинтересовались этой темой, часто играли в мини-музее, в свободной деятельности воплощали свои знания в рисунках , рассматривали книги, иллюстрации, фотографии. Родители принесли несколько колокольчиков в музей.
Ход .
- Мотивационно- ориентировочный этап.
Дети заходят в группу. Воспитатель обращает внимание детей на закрытый сундучок, который стоит на столе.
Воспитатель. Дети, подойдите ко мне. Посмотрите, что это? (сундучок).Он закрыт(показывает) и откроется, если вы отгадаете загадку.
На башне толстяк живет,
Язык положив на порог.
В жару и в мороз, бедный,
Он носит кафтан медный.
Тот языкастый толстяк
Петь и плясать мастак.
Чуть вдарь - голосить начинает,
Да так, что всю землю качает…(Колокол)
Воспитатель. Молодцы. Сундучок наш открылся и внутри отгадка(показывает колокольчик).
-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?(ответы)
-Правильно, я предлагаю вам поговорить о колоколах и посетить мини-музей колокольчиков (открывает ширму).
2.Проблемно-поисковый этап.
-Подходите в наш мини- музей. Что вы здесь видите?
-Посмотрите, как много в музее разных колокольчиков. Есть колокольчики, которым очень много лет, а есть совсем молодые.
-Одинаковые ли колокольчики или разные? Чем они отличаются?
( размером, цветом, формой, материалом, из которого изготовлены)
.
Этот колокольчик сделан из глины. Какой он? (Ответы детей)
Этот из олова. Какой он? (Ответы детей)
Этот из пластмассы. Какой он? (Ответы детей)
Этот из дерева. Какой он? (Ответы детей)
Этот из меди. Какой он? (Ответы детей)
Этот из хрусталя. Какой он? (Ответы детей)
- А как вы думаете, у них одинаковый звук? (предположения детей)
Я предлагаю поиграть с колокольчиками и узнать, одинаково ли они звонят..
Д\и «Какой колокольчик звонил?»
-Дети, на столе 5 колокольчиков из разного материала. Назовите, какие они. (Глиняный, хрустальный,, металлический., деревянный, стеклянный).
-Правильно. А теперь я зарою их ширмой ,и мы по очереди мы будем оживлять каждый колокольчик.
-Кто то из вас позвонит, а вам нужно определить, какой из них позвонил.
Игра проводится 3 раза.
-Молодцы, вы послушали звуки колокольчиков.
- Что вы услышали? Разный тембр, громкость звучания, мелодичность. Все это зависит от того, из чего колокольчик сделан. А зависит ли голос колокола от его размера? (дети отвечают) Звук каждого неповторим, как голос человека, одинаковых нет.
-А знаете ли вы, когда появился первый колокольчик? (ответы детей)
-Проходите , садитесь на стульчики.
1 слайд
-Легенд о возникновении первых колоколов очень много, но факты говорят о том, что первым колокол появился в древнем Китае еще до нашей эры, т.к. они первыми научились изготовлять бронзу , к тому же в Китае найдено множество бронзовых колокольчиков. Саму форму колокола позаимствовали из природы – он похож на лесной цветок колокольчик.
3 слайд
-На Руси колокола появились около 1 000 лет назад. Были они большие, звонкие, важные.
- Отливали колокола обычно из меди и бронзы. Иногда покрывали золотом. Для изготовления колокола требовались такие материалы , как олово, железо, серебро, гвозди, сало, вар, белая глина, лыко, весы, подъемные и кузнечные инструменты. Над изготовлением работает много мастеров. Художники рисуют эскиз , литейщики отливают их в специальных формах, а резчики наносят узоры. Повтори, Маша слово литейщики……. 2-3 ребенка.
4 слайд (Фото отливки колоколов, современные технологии отливки)
- Я недаром сказала слово «отливали» , потому – что выкапывали яму глубокую , изготавливали форму, обкладывали кирпичом и внутри устраивали печь для обжига. Затем выливали туда жидкую раскаленную смесь.
Большой колокол отливали человек сто. Начинали с молитвой, чтобы все удалось.
Сейчас отливают колокола так же, как и в старину, по описаниям прадедов.
5 слайд
-Настает момент, когда колокол рождается. Крепкие веревки берут мужики, колокол со всех сторон цепляют, все с молитвой, чтобы не разбился, не сорвался, оберегают как дитё малое. (Фото установки колокола на колокольню храма). .
6 слайд
-Украшали колокола узорами. Древние колокола - это ценные исторические памятники нашей истории и культуры.
7 слайд
-По ударам колокола люди знали, когда вставать, когда на работу идти, в какой день праздник, когда начался пожар или враги напали.
Колокола били тревогу, если случался пожар, наводнение или другое бедствие, называется этот звон набат.
Благовест – если мерные удары в большой колокол – это призывает к началу службы.
Трезвон – несколько или все колокола вместе – после благовеста.
Перезвон – во все голоса, но по очереди .
Красный звон – целый день на большие христианские праздники.
-Повтори, Саша, повтори, Кирилл… ( 3-4 ребенка)
-Не каждый человек заставит петь колокол. Звонит в колокол звонарь. Повторите это слово. .
- А как вы думаете,легко ли звонить в колокол? (ответы детей) Почему тяжело (легко)? (ответы детей) Прежде чем стать звонарем нужно долго учиться ,и мастерство приходит с годами.(фото)
Хотите сами побыть звонарями и позвонить в колокольчики? (ответы детей)
- А хотите поиграть в игру?
Подвижная игра «Колокольчик, тише –тише»
-Возьмите колокольчики, вам нужно на носочках тихонько бегать и звонить ,как сказано в стихотворении то тихо, то громко.
Колокольчик, тише, тише.
пусть тебя никто не слышит
Динь- дон , дин- дон —
слышен тихий звон (тихо
звеним )
Колокольчик , колокольчик
Мелодичный мой звоночек,
Теперь громкий перезвон
(громко звеним)
Дин- дон, дин- дон………
8 слайд
- Колокол -как живое существо. Сейчас мы с вами рассмотрим, из каких частей состоит колокол. Он имеет форму конуса, его строение похоже на строение человека. Тело-это сам колокол, пояс - самое широкое место, его край. Есть уши, за которые подвешивают колокол на перекладину, язык- металлическая палка с веревкой, за которую звонарь раскачивает, ударяя о пояс.
- Кто запомнил, как называются части колокола? (спросить 2-3 ребенка) -Молодцы.
-А сейчас я предлагаю вам собрать колокол из частей. Проходите к столам.
Д\И «Разрезные картинки»
- Молодцы, все правильно собрали, продолжаем.
9 слайд
-Кто знает, какой самый большой колокол и где он находится? (Ответы детей, фото Царь колокола) Правильно, Царь-колокол и находится он в столице нашей Родины - Москве. Весит он 200 тонн. При пожаре деревянной ещё Москвы, люди, боясь, что он расплавится от жара, стали поливать его водой ,и от перепада температуры от него откололся кусок весом11, 5 тонн.
10 слайд
-А кто из вас знает, где размещали колокола? (ответы детей) Размещали колокола на колокольнях и звонницах. А как вы думаете с высокой или низкой колокольни звук будет лучше слышен? (ответы детей). Почему вы считаете, что с высокой (низкой)? (ответы детей) А мы можем это проверить? Как? (ответы детей)
Игровое упражнение «Высоко -низко».
Первым предложить детям позвонить высоко и низко. Затем звонит воспитатель.
-Правильно, чем выше колокольня, тем дальше слышен колокольный звон.
Самая высокая колокольня расположена в Москве называется она – «Иван Великий»(слайд)
11 слайд
- А самая известная звонница находится в городе Ростове. Люди со всего мира приезжают послушать необыкновенно красивую колокольную музыку.
видео - колокольный звон Ростовской звонницы Красивая музыка? Вам понравилась?
12 слайд
. - Привозить колокольчики из разных стран – стало традицией, разнообразие форм и звучания просто удивительно. Колокольчики полюбились народу и стали составляющей частью национальной культуры. Скоро вы пойдёте в школу, и прозвучит ваш первый школьный звонок, который позовёт вас в мир знаний и открытий.
Рефлексивно- оценочный этап.
-Скажите, что вы узнали нового сегодня?
-Что вам пригодится в дальнейшем?
- Сегодня , дети, вы были внимательны, вместе слушали, определяли, рассуждали, чувствовали радость, тревогу, грусть, восхищались прекрасным звучанием колокола – символом нашей Родины.
- А теперь, кто хочет, может еще раз рассмотреть колокольчики в мини- музее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе «Здравствуй, милая картошка!»
Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе «Здравствуй, милая картошка!»...
Конспект НОД "Познавательное развитие" в подготовительной группе "Школа юных космонавтов"
Занятие в игровой форме позволяет обощить и систематизировать представления детей 6-7 лет опо теме "Космос"...
Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе «Необычайные приключения Незнайки и Почемучки»
Подготовительная группа...
Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: « Покорители космоса».
Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: « Покорители космоса»....
Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Россия-Родина моя»
Цель: обобщить и систематизировать знание детей о России.Задачи:1. Формировать уважительное отношение к государственным символам: гербу, флагу, гимну.2....
План-конспект по познавательному развитию в подготовительной группе с использованием ИКТ «Знакомство с Красной книгой»
формирование понятий о Красной книге; ознакомление с редкими видами животных нашего края; закрепление правил поведения в природе; воспитание у детей бережного отношения ко всему живому на Земле....
Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе по ФГОС с использованием ИКТ
НОД по познавательному развитию на тему: " Земля, Солнце и другие планеты Солнечной системы"...