Проект "Птицы" для детей старшего возраста
проект по окружающему миру (старшая группа)
Проект направлен на изучение мира птиц. В ходе проекта у детей формируются знания о том, какое значение птицы играют в жизни человека и природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ptitsy.docx | 27.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Птицы»
«Необходимо вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе». В. А. Сухомлинский
Введение
Проект направлен на изучение перелетных птиц. В ходе проекта у детей формируются знания о том, какое значение птицы играют в жизни человека и природы.
Актуальность проекта:
Экологическое воспитание дошкольников возможно при определённых условиях:
- формирование элементарных экологических представлений о природе ( о животных и растениях как живых существах, о единстве организма и среды, о сущности взаимодействия человека и природы);
-воспитании гуманно- деятельного отношения к природе, выраженного в бережном и заботливом отношении к живым существам, в осознанном выполнении определённых норм поведения.
Экологическое воспитание дошкольников средствами ознакомления с птицами ,выбрано не случайно. Как свидетельствуют орнитологи, у ребёнка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными.
Представьте себе мир без птиц: рощу без соловья, поле без жаворонка, деревенскую улицу без милых, вечно суетящихся воробьев… Кажется, мы так привыкли к ним, что порой не замечаем. Но они рядом и часто нуждаются в нашем внимании и охране.
Нет на свете, наверное, более удивительных созданий природы, чем птицы. Они освоили среду, где нет и не будет им равных - воздушное пространство. Эти совершенные животные способны преодолевать огромные расстояния, часто без пищи и, не имея возможности укрыться от непогоды. Глядя на полёт птиц, человек всегда стремился в небо. Изучив строение птиц, люди стали придумывать летательные аппараты и осваивать всё новые и новые воздушные пространства. Но никакой, даже самый идеальный летательный аппарат, созданный руками человека, не сравнится с летящей птицей. Птицы доставляют много радости человеку, внося большое оживление в окружающую его природную среду. Их подвижность, привлекательная внешность, мелодичность издаваемых звуков создают у людей приятное настроение, доставляют им большое эстетическое наслаждение.
Есть птицы, хорошо знакомые всем людям. Это вороны, галки, воробьи, грачи и некоторые другие. Есть птицы, о которых мы знаем и лишь слышим их голоса в лесу. А есть и такие, о которых мы никогда не слышали, да, может быть, уже и не услышим - такими редкими они стали. Но мы, люди, не можем позволить им уйти,- с потерей хотя бы одного вида, беднее становится не только природа, уходит частичка и нашей с вами жизни. Не допустить, чтобы такое произошло, могут люди, любящие и понимающие природу, уважающие её законы. В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Я глубоко убеждена, что прививать любовь к природе надо с самого раннего возраста. Как же приучить их беречь и охранять природу, всё живое, окружающее нас?
Цель:
уточнить и расширить представление детей о перелётных и зимующих птицах, об их жизни в весенний период.
Задачи:
Образовательные:
- расширить и закрепить представления о жизни перелётных птиц в естественных природных условиях и приспособлении к своей среде обитания: чем питаются, как спасаются от врагов, как приспосабливаются к жизни весной после перелёта; закрепить представления о внешнем виде и о частях тела перелётных птиц.
- учить детей подражать голосу птицы. Упражнять в использовании сравнений, подборе определений, синонимов к заданному слову. Активизировать в речи названия перелётных птиц и их птенцов.
- учить создавать изображение скворечника, с помощью аппликации. Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими. Продолжать учить в процессе рисования передавать характерные особенности внешнего вида птиц.
- учить детей правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. Продолжать приучать слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию стихотворения.
Развивающие:
- развивать у детей интерес к музыке, желание слушать ее и подражать голосам птиц с помощью музыкальных произведений.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к живой природе, бережное отношение к птицам.
Ожидаемый результат:
Сформировать у детей систему знаний о перелётных и зимующих птицах
Создать необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни перелётных и зимующих птиц.
Продукт проекта: изготовление скворечника
Краткая аннотация проекта
Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста, Основными методами и приёмами проекта являются: беседы, чтение художественных произведений, решение проблемных ситуаций, дидактические игры.
Вид проекта: познавательный, творческий, средней продолжительности (2 месяца).
Принципы реализации проекта:
- создание условий для стимулирования интересов детей
- выстраивание отношений с ребенком на соучастии и сотворчестве
- мотивация деятельности детей, используя игровые методы и приемы
- учет возрастных особенностей
- системность
- сезонность
- учет личности
- взаимодействие с ребенком в условиях детского сада и семьи
Гипотеза: этот проект позволит развить у детей познавательный интерес к жизни птиц, воспитать бережное отношение к пернатым друзьям.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
Опрос детей на тему «Что я знаю о птицах?
Определение темы, цели, задач, содержание проекта, прогнозирование результатов
Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Птицы»
Подбор литературных произведений, пословиц, поговорок, стихотворений о птицах
Основной этап:
Игровая деятельность
Познавательная деятельность
Художественно-продуктивная деятельность
Коммуникация
Сотрудничества с семьей
Дидактические игры –
Заключительный этап:
мастер-класс
Этапы | Действия педагогов | Действия детей |
Подготовительный (формулировка проблемы ,планирование, прогнозирование результатов ,продуктов проекта .) Задачи: Определить актуальные знания детей о птицах. ,вызвать интерес к решению поставленной задачи. Методическое обеспечение проекта. Информационное обеспечение проекта. Обеспечение проекта наглядными материалами. Планирование предстоящей работы. | Выявить уровень знаний по данной теме с помощью бесед ,опросов. Демонстрация иллюстраций по теме. Подбор художественной литературы Изготовление, подбор дидактических пособий по теме Написание конспектов занятий .Дать рекомендации родителям. Провести индивидуальные консультации. | Рассматривают иллюстрации. Обсуждают, Высказываются по данной теме. Наблюдают за птицами на прогулке и в выходные дни вместе с родителями. Под руководством педагогов принимают решение проверить правильность своих ответов. |
Основной этап (непосредственная Деятельность по проекту, поэтапная оценка) Задачи: Обобщить представления детей о характерных особенностях птиц. Развивать выразительность речи, моторику рук. Формировать представление о том, что птицы приспосабливаются к изменениям погодных условий. Учить устанавливать причинно-следственные связи. | Проведение занятий ,бесед о птицах; Приморья; Обсуждение рассказов о птицах. Определение игрового пространства, игровой мотивации; Подбор игр; Участие в играх вместе с детьми. . | Знакомство с птицами; Экскурсия по территории детского сада. Обсуждение иллюстраций, открыток о птицах; Чтение и заучивание наизусть стихотворений о птицах; Сочинение рассказов ,загадок детьми о птицах. Участие в игре: «Угадай, что за птица?» Участие в дидактических, развивающих, речевых, подвижных играх |
Заключительный этап (подведение итогов) Задачи: Развивать творческие способности. Воспитывать самостоятельность в различных видах деятельности. Повышать степень социализации личности | Размещает информацию о проекте и его результатах. Организует презентацию детских работ для родителей и детей. Привлечение родителей к изготовлению скворечников | Показывают свои работы родителям. Под руководством педагога закрепляют новые знания о птицах. |
План мероприятий
О.О. «Физическая культура»
Подвижные игры: «Птицы, гнезда, птенцы». «Птички в гнездышке», «Пчелки и ласточка», «Журавль и лягушки». Игра с мячом «Поймай и назови».
Физкультминутка: «Ласточки летели», «Лебеди летят», «Птички прилетели».
Пальчиковая игра: «Встречаем птиц», «Ласточка»
О.О. «Развитие речи»
Словесные игры: «Назови ласково» - учить называть существительные в уменьшительно-ласкательной форме,
«Птицы и их детеныши»- учить называть существительные множественного и единственного числа.
Дидактические игры: «Четвертый лишний », «Собери картинку», «Угадай по описанию», «Кто, где живет?», «Части тела птиц», словесные игры: «Назови ласково», «Назови птенца».
Ситуативный разговор: «Если бы не было птиц», «Как помочь птицам зимой?»
«Улетает - не улетает», «Узнай птицу по описанию».
О.О. «Художественно-эстетическое развитие»
Аппликации с элементами рисования «Аист в гнезде».
Рисование «Грач» «Лебедь на пруду», «Ласточка»
Лепка «Птичка в гнезде»
О.О. «Художественная литература»
Чтение рассказов Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», Г. Снегирёв «Птицы наших лесов», Куприн А.И. «Скворец», Соколов-Микитов И.С. «Жаворонок», Аксаков С.Т. «Лебедь»
Ресурсное обеспечение проекта
Материально-техническое
мультимедийные презентации, выполненные педагогами ДОУ,
информация в СМИ
уголки природы в групповых помещениях;
игротека;
видеотека;
методические и дидактические пособия, картотека.
зеленая зона на участке детского сада (общий цветник , уголок сада, уголок леса со скворечниками, и др).
Возможные риски:
Взрослые будут на мероприятиях соблюдать правила поведения в природе, а в жизни как привыкли. У детей может возникнуть понимание того, что можно в определенных ситуациях поступать, по отношению к природе, хорошо, а в других плохо.
Выводы:
Показатели сформированности экологической культуры ребенка
100% детей показывают высокий уровень развития познавательной деятельности. практических навыков помощи птицам зимой; приобрели потребность в общении с представителями мира птиц; в проявлении доброты и чуткости, милосердия и бережного отношения ко всему окружающему.
Дети проявляют инициативу в решении экологических проблем ближнего окружения; проявляют интерес к условиям жизни птиц, оценивают их состояние с позиций «хорошо — плохо;
С желанием участвуют в экологически ориентированной деятельности. Эмоционально реагируют при встрече с птицами, пытаются передать свои чувства в доступных видах творчества.
Проявляют готовность оказать помощь, нуждающимся в ней. Контролируют свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
Учебно-методическое обеспечение.
Пособия и оборудование в методическом кабинете ДОУ: иллюстрации,
коллекции открыток, картины художников с изображением птиц.
Парциальные программы по экологическому воспитанию Николаева С.Н.
«Юный эколог»,
методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ,
Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду,
Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004.
И.М.Молчанова. Экологические беседы для старших дошкольников.
В.Н.Волчкова. Экология. Конспекты занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Информационный проект в группе детей старшего возраста.
ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАИнформационный проект в группе детей старшего возраста....
Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста
Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и воспитании ...
Развлечение для детей старшего возраста "Зимние забавы". Развлечение для детей младшего возраста "Зимние забавы".
Стимулировать совместную музыкально-игровую деятельность, развивать эмоциональную отзывчивость. Побуждать детей активно участвовать в развлечении....
ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(СТАРШАЯ ГРУППА) ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СКАЗКЕ ШАРЛЯ ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА».
Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. В нем раскрыта актуальность рассматриваемой темы. В проекте присутствует, как коллективная, так и индивидуальная работа с детьми по теме, а т...
Сценарий музыкально-спортивного праздника в рамках Всероссийского Дня Здоровья «Будь здоров без докторов» для детей старшего возраста и активистов пенсионного возраста
Сегодня, на нашем празднике всех ждут увлекательные события: в быстроте, силе, ловкости и сноровке будут состязаться и наши гости вместе с вами, ребята! Много лет они трудились, а теперь, несмотря на ...
Методическая разработка по физкультуре (старшая группа) на тему: Комплексы гимнастики после сна (для детей старшего возраста)
комплекс гимнастики после дневного сна...
План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Интегрированная ООД «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода»
Интегрированная ООД «Познавательное развитие».Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода» Програмное содержание: Познав...