Проект "Птицы" для детей старшего возраста
проект по окружающему миру (старшая группа)

Бубнова Марина Викторовна

Проект   направлен на изучение мира  птиц. В ходе проекта  у детей  формируются знания о том, какое значение птицы играют в жизни человека и природы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ptitsy.docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Птицы»

«Необходимо вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе».  В. А. Сухомлинский

Введение

 Проект   направлен на изучение перелетных  птиц. В ходе проекта  у детей  формируются знания о том, какое значение птицы играют в жизни человека и природы.

 Актуальность проекта:

Экологическое воспитание дошкольников возможно при определённых условиях:  

-    формирование элементарных экологических представлений о природе ( о животных и растениях как живых существах, о единстве организма и среды, о сущности взаимодействия человека и природы);

 -воспитании гуманно- деятельного отношения к природе, выраженного в бережном и заботливом отношении к живым существам, в осознанном выполнении определённых норм поведения.

 Экологическое воспитание дошкольников средствами ознакомления с птицами ,выбрано не случайно. Как свидетельствуют орнитологи, у ребёнка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными.

Представьте себе мир без птиц: рощу без соловья, поле без жаворонка, деревенскую улицу без милых, вечно суетящихся воробьев… Кажется, мы так привыкли к ним, что порой не замечаем. Но они рядом и часто нуждаются в нашем внимании и охране.

 Нет на свете, наверное, более удивительных созданий природы, чем птицы. Они освоили среду, где нет и не будет им равных - воздушное пространство. Эти совершенные животные способны преодолевать огромные расстояния, часто без пищи и, не имея возможности укрыться от непогоды. Глядя на полёт птиц, человек всегда стремился в небо. Изучив строение птиц, люди стали придумывать летательные аппараты и осваивать всё новые и новые воздушные пространства. Но никакой, даже самый идеальный летательный аппарат, созданный руками человека, не сравнится с летящей птицей. Птицы доставляют много радости человеку, внося большое оживление в окружающую его природную среду. Их подвижность, привлекательная внешность, мелодичность издаваемых звуков создают у людей приятное настроение, доставляют им большое эстетическое наслаждение.

 Есть птицы, хорошо знакомые всем людям. Это вороны, галки, воробьи, грачи и некоторые другие. Есть птицы, о которых мы знаем и лишь слышим их голоса в лесу. А есть и такие, о которых мы никогда не слышали, да, может быть, уже и не услышим - такими редкими они стали. Но мы, люди, не можем позволить им уйти,- с потерей хотя бы одного вида, беднее становится не только природа, уходит частичка и нашей с вами жизни. Не допустить, чтобы такое произошло, могут люди, любящие и понимающие природу, уважающие её законы. В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Я глубоко убеждена, что прививать любовь к природе надо с самого раннего возраста. Как же приучить их беречь и охранять природу, всё живое, окружающее нас?

Цель:

уточнить и расширить представление детей о перелётных и зимующих птицах, об их жизни в весенний период.

Задачи:

Образовательные:

- расширить и закрепить представления о жизни перелётных птиц в естественных природных условиях и приспособлении к своей среде обитания: чем питаются, как спасаются от врагов, как приспосабливаются к жизни весной после перелёта; закрепить представления о внешнем виде и о частях тела перелётных птиц.

- учить детей подражать голосу птицы. Упражнять в использовании сравнений, подборе определений, синонимов к заданному слову. Активизировать в речи названия перелётных птиц и их птенцов.

- учить создавать изображение скворечника, с помощью аппликации. Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими. Продолжать учить в процессе рисования передавать характерные особенности внешнего вида птиц.

- учить детей правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. Продолжать приучать слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию стихотворения.

Развивающие:

- развивать у детей интерес к музыке, желание слушать ее и подражать голосам птиц с помощью музыкальных произведений.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к живой природе, бережное отношение к птицам.

Ожидаемый результат:

Сформировать у детей систему  знаний о перелётных и зимующих птицах

Создать  необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни перелётных и зимующих птиц.

Продукт проекта: изготовление скворечника

Краткая аннотация проекта

Проект разработан  для детей старшего дошкольного возраста, Основными методами и приёмами проекта являются: беседы, чтение художественных произведений, решение проблемных ситуаций, дидактические игры.

Вид проекта:  познавательный, творческий, средней продолжительности (2 месяца).

Принципы реализации проекта:

- создание условий для стимулирования интересов детей

- выстраивание отношений с ребенком на соучастии и сотворчестве

- мотивация деятельности детей, используя игровые методы и приемы

- учет возрастных особенностей

- системность

- сезонность

- учет личности

- взаимодействие с ребенком в условиях детского сада и семьи

Гипотеза: этот проект позволит развить у детей познавательный интерес к жизни птиц, воспитать бережное отношение к пернатым друзьям.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

Опрос детей на тему «Что я знаю  о птицах?

Определение темы, цели, задач, содержание проекта, прогнозирование результатов

Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Птицы»

Подбор литературных произведений, пословиц, поговорок, стихотворений о птицах

Основной этап:

Игровая деятельность

Познавательная деятельность

Художественно-продуктивная деятельность

Коммуникация

Сотрудничества с семьей

Дидактические игры –

Заключительный этап:

 мастер-класс

   Этапы

Действия педагогов

Действия детей

Подготовительный

(формулировка проблемы ,планирование, прогнозирование результатов ,продуктов  проекта .)

Задачи:

Определить актуальные знания детей о птицах. ,вызвать интерес к решению поставленной задачи.

Методическое обеспечение проекта.

Информационное обеспечение проекта.

Обеспечение проекта наглядными материалами.

Планирование предстоящей работы.

Выявить уровень знаний по данной теме с помощью бесед ,опросов.

Демонстрация иллюстраций по теме.

Подбор художественной литературы

Изготовление, подбор дидактических пособий по теме

Написание конспектов занятий .Дать рекомендации родителям. Провести индивидуальные

консультации.

Рассматривают иллюстрации. Обсуждают,

Высказываются по данной теме. Наблюдают за птицами на прогулке и в выходные дни  вместе с родителями. Под руководством педагогов принимают решение проверить правильность своих ответов.

Основной этап (непосредственная

Деятельность по проекту, поэтапная оценка)

Задачи: Обобщить представления детей о характерных особенностях  птиц.

Развивать выразительность речи, моторику рук.

Формировать представление о том, что птицы приспосабливаются к изменениям погодных условий. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Проведение занятий ,бесед о птицах;

Приморья;

Обсуждение рассказов о птицах. Определение игрового пространства, игровой мотивации;

Подбор игр;

Участие в играх вместе с детьми.

.

Знакомство с птицами;

Экскурсия  по территории детского сада.

Обсуждение иллюстраций, открыток о птицах;

Чтение и заучивание наизусть стихотворений о птицах;

Сочинение рассказов ,загадок детьми о птицах. Участие в игре: «Угадай, что за птица?»

Участие в дидактических, развивающих, речевых, подвижных играх

Заключительный этап

(подведение итогов)

Задачи:

Развивать творческие способности. Воспитывать  самостоятельность в различных видах деятельности. Повышать степень социализации личности

Размещает информацию о проекте и его результатах. Организует презентацию детских работ для родителей и детей.

Привлечение родителей к изготовлению скворечников

Показывают свои работы родителям. Под руководством педагога закрепляют новые знания о птицах.

План мероприятий

О.О. «Физическая культура»

Подвижные игры: «Птицы, гнезда, птенцы». «Птички в гнездышке», «Пчелки и ласточка», «Журавль и лягушки». Игра с мячом «Поймай и назови».

Физкультминутка: «Ласточки летели», «Лебеди летят», «Птички прилетели».

Пальчиковая игра: «Встречаем птиц», «Ласточка»

О.О. «Развитие речи»

Словесные игры: «Назови ласково» - учить называть существительные в уменьшительно-ласкательной форме,

«Птицы и их детеныши»- учить называть существительные множественного и единственного числа.

Дидактические игры: «Четвертый лишний », «Собери картинку», «Угадай по описанию», «Кто, где живет?», «Части тела птиц», словесные игры: «Назови ласково», «Назови птенца».

 Ситуативный разговор: «Если бы не было птиц», «Как помочь птицам зимой?»

 «Улетает - не улетает», «Узнай птицу по описанию».

О.О. «Художественно-эстетическое развитие»

Аппликации с элементами рисования «Аист в гнезде».

Рисование «Грач» «Лебедь на пруду», «Ласточка»

Лепка «Птичка в гнезде»

О.О. «Художественная литература»

Чтение рассказов Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», Г. Снегирёв «Птицы наших лесов», Куприн А.И. «Скворец», Соколов-Микитов И.С. «Жаворонок», Аксаков С.Т. «Лебедь»

Ресурсное обеспечение проекта

     Материально-техническое

мультимедийные презентации, выполненные педагогами ДОУ,

информация в СМИ

уголки природы в групповых помещениях;

игротека;

видеотека;

методические и дидактические пособия, картотека.

зеленая зона на участке детского сада (общий цветник , уголок сада, уголок леса со скворечниками, и др).

Возможные риски:

Взрослые будут на мероприятиях соблюдать правила поведения в природе, а в жизни как привыкли. У детей может возникнуть понимание того, что можно в определенных ситуациях поступать, по отношению к природе, хорошо, а в других плохо.

Выводы:

Показатели сформированности экологической культуры ребенка

100% детей показывают  высокий уровень развития познавательной деятельности. практических навыков помощи птицам зимой; приобрели потребность в общении с представителями мира птиц; в проявлении доброты и чуткости, милосердия и бережного отношения ко всему окружающему.

Дети проявляют инициативу в решении экологических проблем ближнего окружения; проявляют интерес к условиям жизни птиц, оценивают их состояние с позиций «хорошо — плохо;

С желанием участвуют в экологически ориентированной деятельности. Эмоционально реагируют при встрече с птицами, пытаются передать свои чувства в доступных видах творчества.

Проявляют готовность оказать помощь, нуждающимся в ней. Контролируют свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

 

Учебно-методическое обеспечение.

Пособия и оборудование в методическом кабинете ДОУ: иллюстрации,

коллекции открыток, картины  художников с изображением птиц.

Парциальные программы по экологическому воспитанию Николаева С.Н.

«Юный эколог»,

методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ,

Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду, 

Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004.

 И.М.Молчанова. Экологические беседы для старших дошкольников.

В.Н.Волчкова. Экология. Конспекты занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Информационный проект в группе детей старшего возраста.

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ  РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАИнформационный проект в группе детей старшего возраста....

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и воспитании ...

Развлечение для детей старшего возраста "Зимние забавы". Развлечение для детей младшего возраста "Зимние забавы".

Стимулировать совместную музыкально-игровую деятельность, развивать эмоциональную отзывчивость. Побуждать детей активно участвовать в развлечении....

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(СТАРШАЯ ГРУППА) ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СКАЗКЕ ШАРЛЯ ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА».

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. В нем раскрыта актуальность рассматриваемой темы. В проекте присутствует, как коллективная, так и индивидуальная работа с детьми по теме, а т...

Сценарий музыкально-спортивного праздника в рамках Всероссийского Дня Здоровья «Будь здоров без докторов» для детей старшего возраста и активистов пенсионного возраста

Сегодня, на нашем празднике всех ждут увлекательные события: в быстроте, силе, ловкости и сноровке будут состязаться и наши гости вместе с вами, ребята! Много лет они трудились, а теперь, несмотря на ...

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Интегрированная ООД «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода»

Интегрированная ООД «Познавательное развитие».Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода» Програмное содержание: Познав...