Лес - наш лучший друг!
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
Воспитание любви к природе – ключ к развитию человечности в ребенке.
Маленький человечек, развиваясь, познаёт мир. Изначально в детях живёт потенциал любви ко всему живому. И если малыш, подрастая, начинает губить природу, животных, то в этом виноваты, прежде всего, взрослые, потому что воспитание любви к природе начинается уже с младенческого возраста, и очень важно вовремя привить чувство ответственности за всё живое на земле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
le_-_nash_luchshiy_drug.docx | 32.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Лес – наш лучший друг!»
Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
Воспитание любви к природе – ключ к развитию человечности в ребенке.
Маленький человечек, развиваясь, познаёт мир. Изначально в детях живёт потенциал любви ко всему живому. И если малыш, подрастая, начинает губить природу, животных, то в этом виноваты, прежде всего, взрослые, потому что воспитание любви к природе начинается уже с младенческого возраста, и очень важно вовремя привить чувство ответственности за всё живое на земле.
Цель: Уточнить и обобщить представления детей о лесе и его обитателях.
Образовательные задачи:
- Формировать умение и навыки детей безопасного поведения на природе;
- Вспомнить и закрепить правила поведения в лесу;
- Способствовать формированию у детей положительного отношения к окружающему,
к самому себе и своим сверстникам.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать бережное отношение к природе, желание принимать участие в ее охране и
Защите;
- Продолжать воспитывать любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных, нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожению птиц, животных и насекомых.
Развивающие задачи:
- Развивать навыки общения и речь, стимулировать познавательную деятельность;
- Развивать творческие способности, фантазию и воображение;
- Развивать самостоятельность и умение взаимодействовать со сверстниками.
Интегрированные образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, развитие речи, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Методы и приемы:
Методы: практические, сравнительно-поисковые.
Приёмы: постановка цели, вопросы, практическая помощь, поощрение.
Материал к занятию:
- Лесная полянка (деревья и цветы);
- Озеро (таз с водой);
- Знаки-модели правил поведения в природе;
- Картинки-ободки на голову с изображением птиц;
- Картинки с изображением лекарственных трав;
- Рыбки пластмассовые на магнитах и удочки.
Ход НОД:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Послушайте внимательно загадку и скажите, что это такое?
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
Дети: Лес.
Воспитатель: А теперь представьте, что мы с вами оказались в чудесном лесу. Посмотрите, сколько здесь много деревьев и цветов!
А как красиво говорит о лесе русский народ! Много пословиц и поговорок сложил народ о лесе.
Люди говорят: «Лес – это наше богатство!».
Как вы думаете, почему родилась такая пословица?
Дети: В лесу растут грибы, ягоды, орехи, лекарственные растения. А еще в лесу всегда чистый воздух, в лесу много шишек и желудей для поделок и т.д.
Воспитатель: А какие пословицы и поговорки о лесе вы знаете?
Дети: (называют по пословице и объясняют ее смысл)
- Невысок лесок, а от ветра защита.
- Рощи и леса всему свету краса.
- Старые деревья молодые охраняют.
- Срубил дерево – посади два.
- Зеленое царство – лучшее лекарство.
- Лучше дальний путь в лес, чем ближний в аптеку.
- Больше леса – больше снега.
- Больше снега – больше хлеба.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А вы знаете, какие деревья растут в лесу.
Дети: Да
Воспитатель: А сейчас, вы расскажите и покажите, какие деревья выросли в лесу.
Физминутка «Выросли в лесу деревья»
Выросли в лесу деревья. Потягивания – руки в стороны.
Хорошо расти им дома.
Каждое старается, Руки вверх.
К небу, к солнцу тянется.
На холме стоит рябинка, Дети стоят прямо, прижав руки к туловищу.
Держит прямо, ровно спинку.
На полянке дуб зеленый Ноги на ширине плеч, руки вверх.
Потянулся к небу кроной.
Сильный ветер сосны крутит, Вращение корпусом вправо и влево.
Словно самый тонкий прутик.
Елки ветер клонит тоже,
Мы с тобой на них похожи.
На поляне кедр могучий, Стоя на правой ноге, тянем руки вверх,
Задевает кроной тучи. то же на левой.
Рядом с ним растет сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней: Прыжки на двух ногах как можно выше.
Быть он хочет подлинней.
Вместе по лесу идем, Ходьба на месте.
Не спешим, не отстаем.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть.
Дидактическая игра «Чей это листочек?»
Дети берут по одному листику от дерева и называют, чей он?
Например: листик дуба – дубовый;
Листик клена – кленовый и так далее.
Лес – это дом для зверей и птиц. А чтобы узнать, кто живет в лесу, вы будете загадывать
загадки о диких животных, а мы их будем отгадывать.
Дидактическая игра «Подумай и загадай»
Воспитатель: Молодцы, ребята! Отличные загадки нам загадали о лесных жителях. У диких животных в лесу имеются свои домики. И я предлагаю вам заселить этих зверей в свои домики.
Дидактическая игра «Чей это домик»
Дети соединяют картинки зверей с картинками их домиков, а затем говорят, как он называется.
Например: белка живет в дупле;
Лиса – в норе;
Медведь – в берлоге и т. д.
А сейчас послушайте мою загадку и ответьте, что это такое?
Без рук, без топорёнка
Построена избенка.
Дети: Гнездо.
Воспитатель: А кто строит гнезда?
Дети: Птицы.
Воспитатель: Птицы – наши друзья! Они не только украшают природу, но и помогают сберечь
урожай на полях и огородах, спасают лес от вредителей.
Игра-звукоподражание «Кто как кричит?»
Дети надевают на голову ободки с изображением птиц и произносят соответствующие звуки:
- Воробей – «чик-чирик»;
- Ворона – «кар-кар-кар»;
- Кукушка – «ку-ку, ку-ку»;
- Сова – «ух-ух-ух»;
- Синица – «синь-синь-синь»;
- Сорока – «ча-ча-ча».
Воспитатель: Птички получились замечательные: веселые и радостные.
Предлагаю детям поиграть в игру, во время которой будем считать у птиц лапки, глазки, крылья.
Напоминаю детям, чтобы были внимательными и выполняли движения по тексту.
Подвижная игра «Птичка, раз! Птичка, два!»
Птичка, раз! Птичка, два! Дети по очереди выдвигают сначала одну ногу, затем другую.
Скок-скок-скок! Дети прыгают на месте на двух ногах.
Птичка, раз! Птичка, два! Дети поднимают одну руку, затем другую.
Хлоп-хлоп-хлоп! Дети хлопают в ладоши.
Птичка, раз! Птичка, два! Дети по очереди закрывают один глаз, затем другой.
Воспитатель дает команду: «Птички! Полетели!». Дети открывают глаза и бегают, машут крыльями, чирикают и пищат. По команде воспитателя: «Все птички улетели!». Дети садятся.
Воспитатель: Чтобы в лесу водилось больше зверей, птиц и насекомых, мы с вами должны знать и соблюдать следующие правила поведения в лесу и в природе, так как сами они не всегда умеют защититься.
Дети читают стихотворение:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Дидактическая игра «Береги природу» (нормы поведения в лесу)
Дети получают знаки-символы и говорят, что нельзя делать в лесу.
- Ломать ветки, рубить деревья, разводить костры близ деревьев, портить кору деревьев;
- Убивать ящериц, лягушек, жаб, змей;
- Повреждать норы животных, муравейники;
- Находясь в лесу, поднимать шум, включать на полную мощность транзисторы;
- Разорять птичьи гнезда, вынимать яйца и птенцов из гнезд;
Я, ребята, птиц люблю.
Никогда их не ловлю.
Ни ловушками, ни в сети,
Не держу их дома в клетке.
Никогда гнезда не трону:
Ни сороки, ни вороны,
Ни скворца, ни воробья
Не обижу в жизни я!
- Оставлять после себя мусор.
- Нельзя близко подходить к гнездам птиц. По твоим следам гнезда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы-родители могут совсем покинуть гнездо;
- Если у тебя есть собака, не бери ее с собой в лес весной и в начале лета. Она легко может поймать нелетающих птиц и беспомощных детенышей зверей;
- Не лови и не уноси домой здоровых птиц и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
Воспитатель: Правила поведения в лесу вы знаете. Молодцы! А сейчас я предлагаю вам развесить эти знаки на деревья, чтобы тот, кто придет в лес, знал эти правила и не нарушал их.
Давайте дальше медленно пройдем по лесу
И «здравствуй», скажем, каждому цветку,
Мы над цветками наклонимся
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица,
И доброе лицо им показать.
Дети подходят к цветам и здороваются с ними. Кроме цветов, здесь растут и разные травы.
Как называются растения, которые нас лечат?
Дети: Лекарственные.
Воспитатель: Люди с давних времен применяли лекарственные растения при различных заболеваниях. И до сих пор лечение травами активно применяется.
Игра-задание «Подумай и назови лекарственное растение».
Как используют лекарственные растения?
Дети: В крапиве используют молодые листья. Их них можно приготовить витаминный суп, а также полезен чай.
Мята – используют листья, как в чай, так и делают отвары и настои при нервных расстройствах.
Одуванчик – используют целиком: корень и цветки для улучшения состава крови и при бессоннице.
Подорожник – листья прикладывают к ранам, ссадинам и порезам.
Мать-и-мачеха – из листьев готовят настой и применяют при простуде от кашля.
Ромашка аптечная – используют цветы и готовят настой для полоскания горла.
Воспитатель: Как точно и метко вы сказали о лекарственных растениях.
Какие правила надо знать, чтобы сохранить эти природные сокровища?
Дети:
- В природе, в лесу, на лугу нужно стараться ходить по тропинкам так, чтобы растения не погибли от втаптываний;
- Нельзя срывать растения для букетов;
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны,
И не будет красоты.
- Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
- Собирать лекарственные растения можно в тех местах, где их много, и нужно обязательно оставлять их в природе, чтобы они размножались.
- Охранять надо не только растения, но и насекомых, птиц и животных, потому что в природе все взаимосвязано: не будет животных - исчезнут и растения.
Дети берут в руки рисунки с растениями, занесенными в Красную книгу и нарисованные
заранее: ландыш, подснежник, кувшинка, колокольчик, фиалка. Поднимают рисунки вверх
и все вместе говорят: «Этих цветов на земле очень мало. Их надо беречь. Мять, топтать,
рвать для букетов – нельзя!».
Воспитатель: Правильно, ребята. Эти растения занесены в Красную книгу, поэтому их
надо беречь и охранять.
Ребята, посмотрите! Рядом с полянкой находится небольшое озеро.
Скажите, кто обычно живет в озере?
Дети: Рыбы.
Воспитатель: А что плавает в озере?
Дети: Мусор.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что за мусор здесь плавает?
Дети: Железная банка.
Воспитатель: Что можно сделать с этой банкой?
Дети: Ее можно закапать под корни молодых деревьев, чтобы они лучше росли.
Воспитатель: Правильно. Банка будет ржаветь и выделять в почву железо, которое
необходимо для их роста. И животные не поранятся.
А что можно сделать с фантиками от конфет?
Дети: Их можно закопать в землю.
Воспитатель: А стеклянные банки можно оставлять в лесу?
Дети: Нельзя.
Воспитатель: А почему?
Дети: Они могут разбиться, а осколками могут пораниться и люди, и животные.
Воспитатель: А пластиковые бутылки можно оставлять в лесу?
Дети: Нет.
Воспитатель: А как их можно использовать?
Дети: Из них можно что-нибудь смастерить: ведра, совочки, формочки или отнести в
специальный контейнер по сбору пластика.
После очисти мусора, дети ловят рыбок и вспоминают правила поведения на водоеме.
Воспитатель: Красива и богата природа нашей Родины. Но и зеленый лес-великан, и
речка, и муравейник – все нуждаются в нашей защите.
Дети: Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь эта же наша с тобою
Навеки родная земля.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Берегите и любите нашу природу! И она нас будет радовать
своею красотою. А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся, и друг другу на прощанье
мы подарим обещанье: «Будем с лесом мы дружить, охранять его, любить!»
Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: " Книга- лучший друг ребёнка"
В настоящее время появилось очень много полезных, развивающих и обучающих книг, которые предлагаются родителям для домашних занятий с детьми. Они помогают расширить знания ребёнка об окружающем мире, ...
Спортивный праздник, посвященный дню защитника Отечества "Мой папа самый лучший друг"
Сценарий совместного праздника малышей и их пап. Целью данного праздника является воспитание чувства гордости за своих отцов. Помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной д...
Конспект интегрированного занятия "Кукла не просто игрушка, а мой лучший друг"
Конспект интегрированного занятия "Кукла не просто игрушка, а мой лучший друг"....
Книга -лучший друг
Сценарий открытия детской библиотеки в детском саду....
Отчёт о работе по проекту "Книга-лучший друг!" в старшей группе
Дошкольное детство играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, ...
Конспект комплексной НОД в подготовительной группе. Тема: «Мама – лучший друг».
Конспект комплексной НОД в подготовительной группе с использование развивающих игр«Логические блоки Дьениша»,«Математический планшет», «Цветные счетные палочки Кюизенера», «Сложи узор»....
Лепка Мой лучший друг
раскрыть понятие о том, что преданным другом может быть собака, которая приходит на помощь хозяину в трудную минуту...