«Знакомство с колосками пшеницы, ржи, овса.»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Знакомство детей со злаковыми расстениями, их выращиванием и употребление. Развитие умения обследовать и сравнивать колосья. Знакомство со свойствами муки через экспериментирование.Воспитание бережного отношения к хлебу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Знакомство с колосками пшеницы, ржи, овса и экспериментирование с ними. | 19.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по экологии: «Знакомство с колосками пшеницы, ржи, овса.»
Цель: Формирование у детей представления о злаковых растениях
Задачи:
Образовательные:
- Дать представление о том, что хлеб – основной продукт питания человека.
- Обогащать словарный запас детей (злаки).
- Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщение.
- Расширять представления о злаках, их выращивании и употреблении. Развивать умение обследовать и сравнивать колосья злаковых культур (рожь, пшеница, овёс). Знакомить детей со свойствами муки через экспериментирование.
- «Коммуникация». Формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстником; быть доброжелательным и корректным собеседником.
- «Здоровье». Дать представление детям о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания. Формирование мелкой и общей моторики.
Развивающие:
- Развивать сенсорные ощущения у детей.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к хлебу.
- Воспитывать интерес к труду взрослых, воспитывать бережное и уважительное отношение к хлебу.
- Воспитывать желание взаимодействовать с детьми в ходе образовательной ситуации.
Ход:
I часть.
Воспитатель: (Вносит каравай)
Бескрайние золотые поля – наше богатство, наш хлеб. «Хлеб - батюшка» ласково называли его наши предки. Издавна существует на Руси обычай встречать своих гостей хлебом-солью.
4 Мы гостей своих встречаем
Круглым пышным караваем.
Хлебом-солью угощаем,
Как обычай нам велел
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
5 Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой.
Вот он, теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
В нем – здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло.
В нем – земли родимой соки
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки !
Вырастай богатырем !
Наступила осень.
В осенний день у каравая
Хороводы, звон и смех.
Сам друзей он выбирает.
Выбирает – да не всех.
Славит всех, кто год трудился,
И на поле хлеб растил!!!
Воспитатель: Все хлеборобы празднуют осенью праздник хлеба, пекут каравай из свежего урожая и славят ХЛЕБ!!! Вот и нам прислали каравай!
Ведь без хлеба нельзя прожить!
Воспитатель: Почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет? Оказывается, хлеб богат витаминами, необходимыми для жизни и роста человека. Хлебные изделия не только вкусны, но и питательны. Хлеб мы едим каждый день, и он не приедается. Наша страна большая, и в ней живёт много людей. Хлеба нужно много. Как его выращивают? Кого мы должны благодарить за хлеб на нашем столе?
Да, хлеборобы растят хлеб весь год. Ребята, давайте послушем мудрые народные изречения, пословицы, придуманные нашими предками, о хлебе.
Хлеб – всему голова!
Знай граммам хлеба цену.
Хочешь есть калачи – не сиди на печи..
Горька работа, да хлеб сладок.
Хлеб – батюшка, водица – матушка.
Покуда есть хлеб да вода – всё не беда!
. Хлеб – дар божий, отец, кормилец,
БЕЗ СОЛИ НЕ ВКУСНО, БЕЗ ХЛЕБА НЕ СЫТНО
Воспитатель: Мы часто слышим выражение «РАСТИТЬ ХЛЕБ». А что это значит – растить хлеб. Ведь мы хлеб в булочной покупаем. Что нужно, чтобы хлеб у нас в каждом доме каждый день на завтрак, обед и ужин появлялся хлеб .
Что нужно, чтобы испечь хлеб? (мука) Как её получают?(из зерен пшеницы) , а чтобы собрать урожай, надо хорошо потрудиться.
(Рассматривание каравая, почему белый, из какой муки)
Показать черный
3
Нам хлеборобы прислали огромный букет, но в букете –не цветы. Отгадайте загадку
Он на солнышке стоит
И усами шевелит.
Разомнёшь его в ладони –
золотым зерном набит. (колос)
(Воспитатель показывает сноп колосьев)
- Конечно, это букет из Колосков.
Здесь два снопа .Один сноп из пшеницы, другой из ржи
У созревшей пшеницы
Стебелек клонится
Он не может устоять,
Тяжкий колос удержать.
Издавна кормит людей матушка – земля. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягода, орехи, грибы, съедобные корешки. Но часто случалось так, что вместе с грибами и съедобными травами человек невзначай приносил спрятавшиеся в корзине несколько зёрнышек. Случайно упадут они на землю возле дома – глядь, на этом самом месте вскоре вырастут несколько колосков.
Воспитатель: Каша из этих зёрен получалась вкусная, лепёшки и того лучше. Тогда люди смекнули, что можно не случайно, а специально приносить с собой зёрна и сажать их возле жилья. Вот и появились первые колоски – просо, ячменя, потом пшеницы и ржи. Учёные утверждают, что это было 10-15 тысяч лет назад.
4 Где растут колосья
Что такое поле?
Для коней раздолье,
Пашни полоса,
Метелочки овса.
В поле ветер свищет,
Мышка зерна ищет
Ящерка снует,
Солнышко встаёт.
В поле колосится
Спелая пшеница,
И шумит там рожь,
Колючая как еж.
Знает только птица,
Где его граница,
Ну а ты пойдешь –
Края не найдешь.
Физминутка хоровод
- Муку получают вот из таких зёрен, которые лежат у вас на подносах, на столах. Рассмотрите их внимательно. (Дети рассматривают зерна, трогают их руками.) Посмотрите, все ли зёрна одинаковые? (Ответы детей.)
На одном подносе лежат зерна пшеницы, а на другом – зёрна ржи. Зёрна пшеницы круглые, а ржи – длинные. Рожь и пшеница – злаки, они растут в поле, из их зёрен делают муку, а из муки выпекают хлеб.
- А как выглядят эти растения? (Ответы детей) Я вам принесла эти растения. (Воспитатель показывает колоски ржи и пшеницы.) Это колоски пшеницы и ржи. Давайте их рассмотрим. Они, как и зерна, тоже разные.
- Что вы можете сказать вот об этом колоске? (Показывает колосок ржи.) Он длинный, тонкий, у него не очень длинные усики. Это колосок ржи. Зерна у ржи длинные. И колосок длинный.
- А что вы можете рассказать о колоске пшеницы, какой он? (Короче и толще, а усики у него короче и зернышки круглее.)
Но не все зерна отвезли на мельницу и смололи. Часть зерен – самые лучшие, самые крупные – оставили, чтобы посеять и в следующем году снова собрать урожай
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по экологии. Тема: "Посев овса на корм животным"
Конспект открытого занятия по развитию ребенок и окружающий мир....
Опытно-экспериментальное занятие "Посадка лука и овса и наблюдение за ними"
Провели опытно-экспериментальное занятие на котором посадили в землю семена овса и лука. Затем поливали и наблюдали как появляются всходы....
Конспект НОД в старшей группе, Аппликация с элементами природного материала (колоски пшеницы) "Новый дом для мышонка Пика"
Конспект НОД "Новый дом для мышонка Пика"...
Фотоотчет «Рисование колосков пшеницы»
Нетрадиционное рисование с помощью ватных палочек колосков пшеницы....
Занятие "Сравнение ржи, пшеницы, овса"
Занятие предназначено для детей старшей группы детского сада...
Знакомство с колоскаи пшеницы
Занятие по экологии: «Знакомство с колосками пшеницы, ржи, овса.» Цель: Формирование у детей представления о злаковых растенияхЗадачи:Образовательные:Дать представление о том, что хл...
Конспект НОД по ручному труду "Колоски пшеницы"
Конспект НОД по ручному труду "Колоски пшеницы"...