Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) на тему: "Мир насекомых"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №22 комбинированного вида Московского района Санкт-Петербурга
Конспект НОД на тему: «Мир насекомых»
в младшей группе.
Образовательная область: «познавательное развитие
(ознакомление с окружающим миром)»
Составила и провела:
Воспитатель
Смирнова Светлана Романовна
Санкт-Петербург
2018 г.
Цель: уточнить знания о характерных особенностях насекомых, об условиях жизни, о пользе и вреде насекомых.
Задачи:
- Образовательные:
-расширять и уточнять знания о насекомых, об их существенных признаках;
-обобщать представления о многообразии насекомых, о приспособлении к условиям жизни;
-уточнять знания о пользе и вреде насекомых для человека;
-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
-продолжать учить отгадывать загадки.
- Коррекционно — развивающие:
-способствовать развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления;
-активизировать и расширять словарный запас;
-развивать связную речь.
- Воспитательные:
-прививать бережное отношение ко всему живому;
-замечать красоту окружающей природы;
-воспитывать понимание и соблюдение правил поведения при встрече с разными насекомыми.
Предварительная работа:
- Чтение сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха», К.Ушинский «Капустная бабочка», В.Бианки «Муравейник зашевелился», Т.Н. Нуждина «Мир насекомых». Разучивание стихотворений про бабочку.
- Рассматривание сюжетных картинок – насекомые.
- Игровое упражнение «Лото в картинках»
- Наблюдение за насекомыми в повседневной жизни. Рассматривание иллюстраций по теме «Насекомые».
- Загадывание и отгадывание загадок
Методы и приемы: словесные (объяснение, рассказ) и наглядно – действенные (демонстрация, иллюстрация).
Материалы и оборудование:
- предметные картинки - карточки (животные, птицы, насекомые),
- пиктограммы
- плоскостные бумажные цветы
- муляжи насекомых
- иллюстрации насекомых (бабочка, пчела, божья коровка, муравей, комар, муха, кузнечик),
- карточки с растениями (ромашка, клевер, подорожник, одуванчик, мать-и-мачеха).
- фонограмма звуки природы: «кузнечик», «жук», «комар», «пчела»
Ход занятия
- Организационный момент
На столе стоит коробка с предметными карточками (животные, насекомые, птицы).
Воспитатель:
- Подойдите и выберете себе карточку, на которой изображено насекомое.
(дети выбирают)
- Кто какое насекомое нашел?
(дети - пчела, муравей, бабочка, божья коровка, стрекоза, муха, комар )
Воспитатель:
-Молодцы! А что же общего у всех насекомых?
(дети - голова, грудь, брюшко, 6 лапок)
Воспитатель:
- Верно, и когда же появляются насекомые?
(дети -весной)
- Почему весной?
(ответы детей, выкладывание пиктограмм)
Солнце начинает греть - (пиктограмма солнце),
увеличивается день, много света -(пиктограмма лампочка),
появляются растения - (пиктограмма растение),
появляются насекомые - (пиктограмма насекомое).
(дети выбирают нужные пиктограммы из множества других)
Воспитатель:
- Все правильно рассказали и выложили!
Сегодня, я хочу вас пригласить в одно очень интересное место. Какое не скажу, я думаю, что вы сами догадаетесь. Закройте глаза и медленно покружитесь на месте.
(звуки насекомых, воспитатель раскладывает по всему ковру плоскостные цветы)
- Основная часть.
Воспитатель:
-Открывайте глаза. Как вы думаете, где же мы оказались?
(дети - На полянке)
-Присаживайтесь на полянку.
- Что же может расти на полянке?
(дети - ромашка, клевер, подорожник, колокольчик, одуванчик, мать-и-мачеха)
- Все верно, много разных растений можно увидеть на полянке. А если есть растения, то кого же мы обязательно увидим?
(дети - Насекомых)
Воспитатель:
-Я собрала в коробку часть насекомых, которых мы можем увидеть на полянке. Хотите узнать, что это за насекомые?
(дети - хотим)
Воспитатель:
- Я буду загадывать загадки, а вы старайтесь отгадать.
Не мычит коровка та,
Нет рогов, копыт, хвоста,
Молока нам не дает,
Под листочками живет.
(божья коровка)
(дети - Божья коровка)
Воспитатель:
- Какая она?
(дети -Красная, яркая)
- Значит и мы и птицы могут ее заметить. Как же она защищается от врагов?
(нет правильного ответа)
Воспитатель:
- Божья коровка выделяет «молочко», эта жидкость очень горькая и едкая на вкус с неприятным запахом.
- А что означает красный цвет божьи коровки?
(дети – Опасно! Я не съедобная! Не прикасайтесь ко мне!)
Воспитатель:
- Божья коровка - это полезное насекомое или нет?
(дети - Полезное)
- Какую пользу приносит? Она уничтожает тлю (поедает маленьких букашек- тлю)
Тля высасывает сок из листьев деревьев, растений и растения погибают. Божью коровку называют санитаром садов и огородов.
Воспитатель:
- Отгадайте следующую загадку.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)
Воспитатель:
- Чем питается бабочка?
(дети – цветами, нектаром)
- Как она пьет нектар?
(дети — хоботком)
-Можно ли ловить бабочек? Почему?
(дети — Нет, мы можем поранить бабочку)
Воспитатель:
- Эта загадка про кого?
Прыгает пружинка —
Зеленая спинка,
С травы на былинку,
С ветки на тропинку.
(дети — Кузнечик)
Воспитатель:
- Кузнечика мы заметим в траве? Почему?
(дети — В траве его не видно, он зеленый, под цвет травы)
- А как мы можем узнать, есть кузнечик на полянке или нет?
(дети — Мы услышим, как он поет)
Давайте послушаем, как он поёт. Фонограмма
- Чем он делает такие звуки?
(дети — Крыльями)
- Верно, он трет одно крылышко о другое и получается такая песня кузнечика. Мы говорим, что он не поет, а что делает?
(дети — Стрекочет)
Воспитатель:
Питаются кузнечики листьями растений, мягкими семенами, мелкими насекомыми. Замечательно, теперь пора возвращаться домой.
А перед тем как вернуться, давайте поиграем в игру.
Закройте глаза и попробуйте угадать кого вы слышите.
(пчела, комар, кузнечик, майский жук)
-Молодцы! Видите как по-разному они жужжат!
А теперь нам пора возвоащаться.
Закроем глаза и медленно покружимся.
(Фонограмма. Воспитатель убирает с ковра плоскостные цветы)
.
III. Заключительная часть:
Рефлексия.
Воспитатель:
Открываем глаза. Мы снова в нашей группе. Понравилась вам прогулка на полянку, кого мы там видели?
(дети -Насекомых)
- Каких полезных насекомых знаем? Какую пользу приносят?
(дети - Божья коровка, муравей, стрекоза - уничтожают тлю, вредных насекомых, помогают растениям. Пчела дает мед, бабочка - опыляет растения.)
- Назовите вредных насекомых. Какой вред от них?
(дети - Комар и муха разносят разные болезни, они могут нас заразить.)
Молодцы! Всех насекомых запомнили!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию: «Ознакомление с окружающим миром» Старшая группа № 7 «Сказка» на тему: «Животные нашего края»
Программное содержание:Цель: Повторить и обобщить знания детей о жизни диких животных родного края.Задачи:Образовательная: развитие речи, совершенствование точного последовательного воспро...
Конспект занятия по познавательному развитию: «Ознакомление с окружающим миром» (Вторая младшая группа) на тему: « В гостях у Лесовичка»
Цель:Закрепить представления детей о сезонных изменениях весной в природе, с животными, растениями. Закрепить знания о диких животных и их детёнышей. Формировать элементарные представления о про...
Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) в младшей группе на тему: «Цветы на лугу»
Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) в младшей группе на тему:...
Конспект занятия по познавательному развитию «Ознакомление с окружающим миром» для детей подготовительной группы на тему: «Интересные предметы»
Формирование представления детей о рукотворном и природном мире;осознанию того, что предметы рукотворного мира созданы по подобию объектов природы...
Конспект занятия по познавательному развитию. Ознакомление с окружающим миром Тема: «Свойства воды»
Конспект занятия по познавательному развитию.Ознакомление с окружающим миром (средняя группа)Тема: «Вода и ее свойства»...
Конспект занятия по познавательному развитию: ознакомлению с окружающим миром с детьми подготовительной группы (6-7 лет) Тема: «Таинственный мир океана».
Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов. Задачи: -Продолжать знакомить детей с морскими животными, некоторыми представителями (кит, акула, дельфин...
Конспект занятия по познавательному развитию. Ознакомление с окружающим миром на тему: «Птицы прилетели» во II младшей группе.
Познакомить детей с перелетными птицами. Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе; уточнить представления детей о жизни перелетных птиц весной: грача,...