Конспект занятие-экспериментирование Тема: «Волшебная вода, узнаем мы тебя»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя, старшая группа)

Литвинко Елена Федоровна

Знакомство детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах); уточнять  значение воды для всего живого на земле. Объяснить слова: бесцветная , безвкусная, прозрачная. Развивать у детей познавательный интерес, через знакомство с техникой проведения опытов с водой , способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Волшебная вода, узнаем мы тебя»21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

 занятие-экспериментирование

        Тема: «Волшебная вода,

узнаем мы тебя»

средняя группа

                                                                                 

                                                                Подготовила воспитатель

                                                 МБДОУ комбинированного вида

детский сад №55«Нептун»

                                                                       Литвинко Е.Ф.

 Симферополь  2019 г.

Цель: 

прививать у детей интерес к исследовательской деятельности.
Задачи:
-Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах); уточнить значение воды для всего живого на земле.
-Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей слова: бесцветная , безвкусная, прозрачная.
-Развивать у детей познавательный интерес, через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы; умение общаться со сверстниками во время проведения опытов.

-Воспитывать бережное отношение к воде.
Оборудование:   стаканчики; стаканчики с питьевой водой, бутылочки, соломинки (на каждого ребенка) ; воронки, узкие высокие стаканы, округлые сосуды, широкие миски, ковшики , вода, подносы; мука, сахарный песок, речной песок, краски, кофе, ложки или палочки, лимон, лед, цветные льдинки.


Предварительная работа:  чтение художественной литературы по теме «Вода» (стихи, загадки, пословицы, поговорки),  наблюдение на прогулке; беседы о воде, ее роли в жизни человека; рассматривание иллюстраций на тему «Вода»;  проведение опытов с водой (превращение снега в воду, воды в лёд, окрашивание воды).

Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, во время прогулок мы с вами наблюдали за природными явлениями. Прочитали в энциклопедии о воде. Дома все наблюдаем каждый день как вода течет у нас из – под крана. Учили стихи. Сегодня я вас приглашаю вступить в клуб «Юные исследователи», получше узнать свойства воды.

- Может ли выжить человек без воды и все живое на планете. Ребята, а для чего нам нужна вода?
Ответы детей.
Воспитатель: - Ребята, дома мы каждый день используем воду, теперь каждый ребенок поочереди назовет, где дома применяют воду( или сам ребенок, или родители)?
Ответы детей: (чистим зубы, умываемся, моем посуду, пьем чай,  варим обед, ужин, поливаем цветы,  заполняем аквариум и многое другое.)
Воспитатель: - Правильно, ребята, молодцы. А сейчас я загадаю вам загадки о природных явлениях. Слушайте внимательно.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
(Вода.)
Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
(Вода.)
В море я всегда солена,
А в реке я пресная.
Лишь в пустыне раскаленной
Мне совсем не место.
(Вода.)
Воспитатель: - О чем все эти загадки? О чём мы с вами сегодня будем говорить?
Дети. О воде!
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду в природе?
Ответы детей.
Воспитатель: - А теперь вместе с вами постараемся определить, где какая вода, а для этого надо поиграть в игру. Вы согласны?
Ответы детей.
Воспитатель: - Игра:«Доскажи словечко».
В морях и океанах – вода солёная;
вода в море – … морская;
вода в океане – …океаническая;
в реках - …, 
в родниках -…, 
в болотах -…, 
Воспитатель: - Как вы думаете, для чего нужна людям вода, животным, растениям, рыбам?
Ответы детей.
Воспитатель: - Ребята, вы хотите узнать ещё много нового о воде? Тогда, приглашаю вас в клуб «Юные исследователи». Предлагаю вам заняться исследованием воды. Согласны?  Ответы детей.
Воспитатель. - Сейчас пройдемте в нашу лабораторию и приступим к нашим исследованиям. Перед проведением опытов напоминаю детям о технике безопасности во время работы с водой. Но вначале, нам хотелось бы послушать стихи, ведь детки знают стихи о воде.

1 ребенок: Вода всегда и всем нужна,
Она прозрачна и чиста.
Она бежит, течет и льется,
Из речки, крана и колодца.
Вода тепла и холодна,
А так же мокрая она.
И кто с водой не осторожен
Намочит быстро их она.

2 ребенок: Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг?
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы, скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели.
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без…. ВОДЫ.


Опыт № 1 «Вода – это жидкость».
Воспитатель: - Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь. Куда можно налить воду?
Дети: В стакан, в ведро, в вазу, в бутылку, в тарелку.
Воспитатель: - Что еще можно сделать с водой?
Дети: Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.
Воспитатель: - Давайте попробуем перелить воду из одного сосуда в другой.
Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать.

Опыт № 2 «Вода не имеет вкуса».
Воспитатель: - Вот интересно: Есть ли вкус у простой воды?
Итак, я пробую воду. Вкуса я не почувствовал. Я думаю, что у воды вкуса - нет.
Воспитатель: - А теперь и вы попробуйте, через соломинку попить воду. Есть ли у нее вкус? 
Дети выполняют задание воспитателя.
Воспитатель: А если мы добавим в стаканчик с водой кусочек лимона, давайте попробуем добавить лимон и воду попробуем на вкус, что изменилось? 
Ответы: вода стала кислая. Мы изменили вкус воды.
Воспитатель: - А теперь возьмите ложечки и насыпьте в воду сахарный песок, размешайте и попробуйте на вкус, изменился вкус?
Ответы детей: вода стала сладкая.
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная и оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, у воды есть запах?
Ответы детей.
Воспитатель: Перед вами на столе лежит кофе, попробуйте насыпать в стаканчик с водой кофе и понюхать, пахнет вода?
Ответы детей: вода пахнет кофе.
Вывод: чистая вода без запаха, но если в нее добавить что – либо добавить, она принимает тот запах. В нашем случае, вода приняла запах кофе.

Опыт № 3 «Вода не имеет формы».
Перед детьми различные сосуды.
Воспитатель: - Может ли вода иметь, какую – то форму?
Ответы детей.
Воспитатель: - Как это проверить? Какой формы эти сосуды?
Ответы детей.
Воспитатель: - Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд?
Дети: Ковшиком через воронку.
Вывод: жидкая вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в котором находится.

Опыт № 4 «Что растворяется в воде? ».
Перед детьми на подносах стаканы с водой, палочки, ложки и вещества в различных емкостях. Дети рассматривают воду, вспоминают ее свойства.
Воспитатель: - Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахарный песок?
Дети добавляют сахар, перемешивают, и все вместе наблюдают, что изменилось.
Воспитатель: - Что произойдет, если мы в воду добавим речной песок?
Дети добавляют к воде речной песок, перемешивают.
Воспитатель: Изменилась ли вода? Стала она мутной или осталась прозрачной? Растворился ли речной песок?
Ответы детей.
Воспитатель: - Что произойдет с водой, если мы добавим в нее пищевую краску?
Дети добавляют краску, перемешивают.
Воспитатель: - Что изменилось?
Дети: Вода изменила цвет?
Воспитатель: - Растворилась ли краска?
Дети: Краска растворилась и изменила цвет воды, вода стала не прозрачной.
Воспитатель: - Растворится ли в воде мука?
Дети добавляют в воду муку, перемешивают.
Воспитатель: - Какой стала вода? Мутной или прозрачной? Растворилась ли мука в воде?
Воспитатель: - Какие вещества у нас растворились в воде? Какие вещества не растворились в воде?
Ответы детей.
Вывод: вода растворяет вещества, но не все, (вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются). 

Опыт №5 «Лед – твердая вода»
Воспитатель: - Детки, я давала вам домашнее задание, заморозить дома воду и принести льдинки в сад. Вы их принесли, и мы с вами понаблюдаем за таянием льда и его превращением в воду. Возьмите кусочек льда в руки. Что происходит со льдом? Почему лед тает?
Ответы детей.
Воспитатель: - А теперь вытрите руки салфеткой. Какими стали салфетки?
Ответы детей: Влажными.
Вывод детей: лед – твердая вода.

Опыт №6«Газообразная вода - пар»
Воспитатель: - Беру стакан с горячей водой и накрываю тарелкой. Дети наблюдают. Показываю тарелку. Что вы видите на стекле?
Ответ: Образовались капли воды.
Вывод: -  вода может превратиться в пар.
Подведение итогов и оценка результатов.
Игровое упражнение «Волны»
- А теперь встанем в большой круг и образуем озеро.
Вода в озере спокойная (плавно разводим руки в стороны),
Налетел легкий ветерок, стал играть с водой (движения кистями рук вверх-вниз), 
Подул ветер сильнее (вода забурлила, заплескалась),

Стих ветер(водная гладь спокойная).

Итог занятия:

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы узнали свойства воды. Что запомнилось больше всего? 
Ответы детей.
Воспитатель:  - Ребята, подумайте, что будет с водой, если вынести ее на мороз, что будет со льдом, если внести в теплое помещение? Спасибо.
Ребята, дома с родителями поэкспериментируйте: создайте «цветную ледяную мозаику». Для этого вам необходимо выполнить задание, инструкция на этом листе. Детям раздаются листы с инструкциями.
Инструкция по изготовлению «Цветной ледяной мозаики».
1. Налить в стакан воды.
2. Красками покрасить воду (выбираем количество по желанию).
3. Залить формочки цветной водой.
4. Поставить в холодильник.
5. Утром принести в детский сад.
Примечание: Не забудьте, что ваша «Цветная ледяная мозаика» может превратиться в обычную цветную воду.
Воспитатель: - Вы все замечательно справились с заданиями, я очень вами горжусь, всем спасибо за участие в опытно – экспериментальной деятельности. Ребята, а теперь пойдемте одеваться и продолжим наши эксперименты на улице. Возьмем гуашь и покрасим снег, из замороженных льдинок соберем снежинку.
Воспитатель: Ну что ребята, вам понравилось наше занятие, а снежинки какие замечательные получились. Вы молодцы. До новых встреч с зимой, и с водой.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Волшебная вода, узнаем мы тебя»

Цель: Познакомить детей с основными свойствами воды. Прививать детей к исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:- познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах), уточнить з...

Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе «Волшебная вода, узнаем мы тебя»

Основная цель занятия - систематизировать знания детей о свойствах воды через организацию совместной деятельности, а также способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через...

Конспект НОД в старшей группе "Волшебная вода, узнаем мы тебя"

Конспект НОД в старшей группе "Волшебная вода, узнаем мы тебя"...

Конспект занятия-экспериментирования «Волшебная вода, узнаем мы тебя» в подготовительной группе

Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, уточнить значение воды для всего живого на земле....