Мы исследователи
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Экспериментирование - особое и чрезвычайно важное направление познавательного развития детей, которое до настоящего времени оставалось малоизученным. Оно служит одной из основных предпосылок становлению у детей начальных форм системного подхода к изучению сложных явлений и вносит существенный вклад в их познавательное развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_issledovateli.docx27.85 КБ

Предварительный просмотр:

«Мы исследователи»

Интегрированное познавательное занятие с элементами экспериментирования

Цыганова Оксана Александровна,

воспитатель МБДОУ Детский сад №161

Возраст: 2-я младшая группа

Цель: Создать условия, направленные на формирование представлений о свойствах воды.

Задачи:

– Организовать:

  1. Интерес к познанию окружающего мира в процессе экспериментирования.
  2. Обогащение представлений детей о разнообразных свойствах воды (прозрачная, текучая, безвкусная, бесцветная, не имеет запаха, имеет разную температуру, в ней растворяются некоторые вещества)
  3. Обогащение словаря детей за счёт прилагательных, использование малых фольклорных жанров, раскрывающих отношение человека к воде, подчёркивающих значимость для всего живого.
  4. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

Материал: клеёнки, передники для каждого ребёнка, графин с узким горлышком, аквариум, поднос, тазик, центр воды и песка, салфетки, полотенчики, бокалы, пульверизатор, лимон, чайные ложечки, соль, лист белой бумаги, пластмассовые стаканчики, крышки картонные от коробок, предметы (игрушки) для аквариума, формочка, лопатка, Капитошка (олицетворяющий капельку – шарик воздушный синего или голубого цвета (приклеить глазки, носик, ротик), ведёрко (подставка), вода (тёплая и холодная), настольный декоративный фонтанчик, баночки с крышечками, гуашь.

1.Мотивационный этап.

Дети сидят на стульях. За ширмой находится второй воспитатель, играющий роль Капитошки.

Воспитатель:

- Ребята, сегодня к нам в гости пришла добрая, улыбающаяся капелька. А зовут её – Капитошка. Она предлагает поиграть с водой. Ребята, вы любите играть с водичкой?

Дети:

- Да!

Воспитатель:

- Ребята, у меня 2 тазика. Окуните руки в воду. Какая это вода?

         Дети:

- Тёплая.

         Воспитатель:

- Окуните руки в другой тазик. Какая это вода?

         Дети:

- Холодная.

Воспитатель:

- С какой водой вы бы хотели поиграть?

Дети:

- С тёплой.

2.Ориентировочный этап.

Воспитатель:

- Подходите скорее сюда. Капитошка приглашает вас поиграть. (Дети подходят к пустому тазику). Приготовьте свои ладошки, сомкните их и ловите в них водичку, старайтесь удержать водичку в ладошках (Воспитатель поливает из маленькой леечки воду на ладошки детям, приговаривая):

Вот водичка капает: кап, кап, кап!

Ручки моем мы вот так: так, так, так!

Вот водичка капает: кап, кап, кап!

Мы водичку наберём: так, так, так!

И умоем личико чистенькой водичкой,

Вот как хорошо!

Водичка, водичка, умой моё личико!

Чтоб глазки блестели,

Чтоб щёчки краснели!

(Дать каждому полотенчик, чтоб вытерли лицо и руки. Полотенчики у каждого ребёнка висят на спинке стула. Перед началом занятия у всех детей надеты непромокаемые передники).

3.Исполнительский этап.

Воспитатель:

- Ребята, а для чего нужна вода?

Дети:

 – Пить, умываться, купаться, варить суп, компот.

Воспитатель:

 – Что может происходить с водой?

Дети:

- Вода может литься, течь, журчать, бежать, (струиться).

Воспитатель:

- А знаете, что ещё может происходить с водой? Подставьте свои ладошки над тазиком (воспитатель брызгает из пульверизатора)

Дети:

 - Разбрызгиваться. (Дети вытирают руки полотенцем)

Воспитатель:

 - Путём разбрызгивания мы ухаживаем за цветами. Ребята, Капитошка хочет угостить вас водичкой (воспитатель разливает воду из бутылки в бокальчики). Послушайте, что ещё может делать водичка.

Дети:

- Вода булькает.

Воспитатель:

- Понюхайте, вода пахнет?

Дети:

 - Нет!

Если скажут «Да»:

Воспитатель:

 - А теперь я в воду накапаю сок лимона (выдавливаю сок из половинки лимона). Понюхайте, вода пахнет?

Дети:

 – Да!

Воспитатель:

 – Чем пахнет вода?

Дети:

 – Вода пахнет лимоном.

Воспитатель:

 – Попробуйте воду на вкус (наливаю воду из чайника). Давайте вместе попьём водичку. Вода имеет вкус? Какая вода по вкусу: Сладкая? Солёная? Горькая?

Дети:

 – Никакая, просто вода, без вкуса.

Если скажут, что вода имеет вкус:

Воспитатель:

- В стаканчик добавляю немного соли, размешиваем. Возьмите чайные ложки, попробуйте, какая стала вода по вкусу?

Дети:

 – Солёная.

Воспитатель:

 – Мы видим соль в стакане? (обозначить стакан с растворённой солью кружком из самоклейки)

Дети:

 – Нет, она растворилась.

Воспитатель:

 – У самой воды нет ни запаха, ни вкуса. Что же такое – вода?

Дети:

 – Вода – это жидкость.

Воспитатель:

 – Назовите другие жидкости.

Дети:

 – Сок, кефир, молоко, кисель, ряженка, компот, чай.

Воспитатель:

 – Какого цвета вода?

Дети:

 – Бесцветная.

Если скажут, что вода белого цвета:

Воспитатель:

 – Вспомните предметы белого цвета: молоко, лист бумаги. (можно взять лист бумаги и поставить рядом прозрачную баночку с водой или стакан. На основе наглядности дети убедятся, что чистая вода не имеет цвета – она бесцветная).

Дети:

 – Чистая вода не имеет цвета – она бесцветная

Воспитатель:

 – Действительно, чистая вода не имеет цвета – она бесцветная. А теперь Капитошка предлагает поиграть в игру «Тонет – не тонет». Перельём воду в аквариум, в котором лежат игрушки. Вы видите игрушки в воде?

Дети:

 – Да!

Воспитатель:

 – Вода прозрачная, поэтому вы видите игрушки. Капитошка приготовила нам сюрприз. Перед вами волшебные баночки с чистой, прозрачной водой. (Воспитатель открывает баночку, показывает, что в баночке действительно находится вода. Предлагает детям поплясать с баночкой под весёлую музыку).

Воспитатель:

– Посмотрите на свои баночки, что произошло с водой?

Дети:

– Вода стала зеленого цвета.

Воспитатель:

– Какая вода была сначала?

Дети:

– Бесцветная.

Воспитатель:

– Почему это произошло? Открутите крышечку баночки. Что вы видите на внутренней стороне крышки?

Дети:

– Гуашь.

Воспитатель:

– Вода может менять цвет в зависимости от того, что туда добавили. А теперь Капитошка предлагает немного отдохнуть.

Пальчиковая гимнастика.

Текст

Движения

Вот колодец большой

С чистой, светлой водой.

Пальцы в кулак, большой палец поднять вверх

Прилетели к нему птицы:

Дай колодец нам напиться.

Кисти рук скрестить, изображая крылья птиц

Эти птицы воду пьют,

Первый палец сомкнуть с третьим

Эти песенки поют.

Первый и четвёртый пальцы сомкнуть и разомкнуть

Пейте, милые сестрицы,

Хватит здесь на всех водицы.

Пальцы в кулак, большой палец поднять вверх

Песни все свои пропели,

Встрепенулись, улетели.

Кисти рук скрестить, изображая крылья птиц

Да и нам с тобой пора,

Вот и кончилась игра!

Завести руки за спину

        4.Рефлексивный этап.

Воспитатель:

- Какие ребята молодцы! Как хорошо с водичкой играли! Что больше всего вам понравилось?

Дети:

- Играть с водой.

Воспитатель:

- С какой водичкой приятней играть?

Дети:

- С тёплой, с чистой.

Воспитатель:

- Что больше всего запомнилось?

Дети:

- Сюрпризный момент с окрашиванием воды в баночках с крышечками, внутри которых была гуашь.

Воспитатель:

 - (Воспитатель включает настольный декоративный фонтанчик.) Ребята, что вы видите и слышите?

Дети:

 - Вода льётся, разбрызгивается, булькает, течёт, журчит, бежит, струится).

Воспитатель:

 – Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко». Лёд твёрдый, а вода?

Дети:

- Жидкая.

Воспитатель:

- Лимон пахнет, а вода?

Дети:

- Не пахнет.

Воспитатель:

- Чай сладкий, а вода?

Дети:

- Безвкусная.

Воспитатель:

- Молоко белое, а вода?

Дети:

- Прозрачная.

5. Перспективный этап.

Воспитатель:

 – Вот видите, ребята, как много интересного мы узнали о воде. А тебе, Капитошка интересно было?

Капитошка:

 – Да, было очень интересно! А я ведь к вам пришла не с пустыми руками. Я принесла вам раскраски, на которых нарисованы  тучки с дождиком. Хотела  с вами вместе пораскрашивать.  Но у меня уже осталось очень мало времени, поэтому я оставлю вам раскраски, а сама побежала по своим делам. До свидания!

         Воспитатель:

- До свидания, Капитошка, приходи к нам в гости ещё! Будем с ребятами опять играть! (Капитошка уходит, а дети раскрашивают картинки. После окончания работы устраивается выставка рисунков.)

Список литературы:

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 92с.
  2. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2005. – 128с.
  3. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 432с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

Данная программа направлена  на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....

Юнный исследователь

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад  № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской  деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...

Презентация работы с конкурса педагог-исследователь .

Здесь можно узнать о моей музыкально-ритмической деятельности....

Наши почемучки - будущие исследователи!

Воспитатель МДОУ «центр развития ребёнка - детский сад№4 «Золотая рыбка »Кутайцева Людмила Алевтиновна Наши почемучки - будущие исследователи!Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развит...

Проект "Юные исследователи"

Тип проекта:  Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта:  Групповой.Цель проекта:   Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...

Презентация "Робот и человек" на конкурс "Я -исследователь"

Дети стали считать роботов более совершенными, чем человек,  стали постоянно сравнивать. Беседы с воспитателями, родителями, сотрудниками библиотеки, изучение информации в интернете, чтение книг ...

Карапузы - исследователи.

Весна!Прилетели птицы, побежали ручьи, распускаются цветы, просыпаются букашки… На улице столько стало интересного, нового, манящего. Все  хочется посмотреть, многое испробовать, исследоват...