«Центр природы, в соответствии требованиям ФГОС в разных возрастных группах»
методическая разработка по окружающему миру
Требования к обустройству экозоны в группе детского сада с учетом ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trebovaniya_k_tsentram_prirody_i_napolnyaemost.docx | 25.9 КБ |
Предварительный просмотр:
«Центр природы, в соответствии требованиям ФГОС в разных возрастных группах»
Обустройство образовательной экозоны в групповых помещениях регламентируется актуальными нормативными актами:
- СанПиН 2.4.1.3049-13, (п. 6.11:. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения; п. 7.5.: не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях);
- ООП в детском саду, предусматривающей систематический труд воспитанников в уголке природы в ДОО по нормам ФГОС;
- локальными актами дошкольной образовательной организации
Требования при организации в ДОО центра природы
- центр природы должен быть ярким и красочным;
- стеллажи, полки обязательно закреплены;
- календарь природы в каждой возрастной группе;
- недопустимы ядовитые растения (диффенбахия, молочай, кротон, алоказия, антуриум, аглаонема, монстера, сингониум, спатифиллум, филодендрон - при контакте с кожей или слизистыми могут вызвать ожоги и отравления; растения с колючками или острыми краями (алоэ, кактусы, роза, юкка), примула китайская вызывает раздражение кожи, которое перерастает в воспаление) ;
- цветы располагаются на уровне глаз ребенка;
- оборудование для ухода за растениями (палочки для рыхления, губки, тряпочки)располагается в контейнерах с закрывающими крышками;
- природный материал должен размещается в контейнерах в достаточном количестве;
- оборудование для опытов, исследований должно быть безопасным.
Центр природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства в центре природы.
Вторая младшая группа
В центре природы размещают растения, имеющие: четко выраженные основные части (стебель, листья и цветок) и ярко, обильно и долго цветущие.
Малыши должны научиться узнавать и называть 2—3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок) Знать основные растительные группы: дерево, трава. Уметь рассказывать о растениях, отмечая основные признаки цветков (один или несколько, их цвет, запах), листьев (9большие или маленькие, широкие или узкие, их окраску). Знать, что за растениями надо ухаживать – поливать, протирать листья.
Трудовые действия: поливать растение вместе с воспитателем, лить воду осторожно и аккуратно, протирать плотные листья влажной тряпочкой.
Средняя группа
В средней группе труд усложняется. Дети сами поливают растения, учатся определять потребность во влаге, выращивают овощи (сеют семена, поливают грядки, собирают урожай). Дети начинают осознавать зависимость роста и развития растений, от качества ухода, свою ответственность за них. Дошкольники уже в силах самостоятельно определить, нуждается ли растение в поливе или нет, исходя из цвета земли (если земля сухая — нужно полить, если земля темная — растение в поливе не нуждается).
Дети должны называть названия 4-5 растений, называть их части (стебель или ствол, ветки, листья, цветы), уметь более точно и подробно описывать растения, отмечая форму листьев. Знать еще одну растительную группу куст.
Старшая группа
В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений, изменения их по сезонам. Центр природы пополняется новыми растениями: разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся, имеющие луковицы и клубнелуковицы):
Комнатные растения в центре природы должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте: опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой — опушенные листья. При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости.
Подготовительная к школе группа
Основная задача ознакомления с природой в подготовительной группе — формирование элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы: зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света, зависимости внешнего строения).
Растения, резко отличающиеся по своим потребностям во влаге: циперус, который в течение 10 месяцев в году растет в очень влажной почве (вазон помещают в воду); сакулентовые (1—2 вида, требующие очень небольшой и редкой поливки, традесканции — с большой потребностью во влаге; узамбарские фиалки, поливать которые следует весьма умеренно,
Знания детей дополняются о некоторых способах вегетативного размножения растений. побегами (герани, фуксия, розы, бегонии); листовыми черенками (узамбарская фиалка, бегония-реке, сансевьера); размножаются делением куста (аспидистра, аспарагус); размножение клубнями (глоксиния); живородящие растения — камнеломка, хлорофитум, бриофиллюм.
Повышается самостоятельность детей в трудовых делах: они без напоминания определяют необходимость полива и рыхления почвы, пересадки растений, посева семян на огороде, в цветнике, а зимой — в уголке природы, где постоянно выращиваются лук и другая зелень. Дети узнают приемы размножения растений путем черенкования, выращивания рассады с последующей пересадкой в грунт.
Постоянными обитателями центра природы - комнатные растения:
- В младшей группе из комнатных растений рекомендуют 4-5 видов неприхотливых растений. Это растения, которые красиво и долго цветут, с ярко выраженными стеблем, листьями и цветами.
- В средней группе число комнатных растений увеличивается до 5-6 видов. Это будут растения с разной формой и величиной листьев.
- В старшей группе в уголок природы помещают 6-7 видов растений с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся), имеющие луковицы и клубнелуковицы.
- В подготовительной группе в уголок природы размещают 6-7 видов растений, которые размножаются различными способами: луковицами, живородящие. А также цветы с разными условиями произрастания. Например, бриофиллюм, камнеломка, циперус.
1 младшая группа | 2 младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Фикус, фиалка, герань, традесканция, сансевьера. | Примула, Бегония, Герань, Колеус, Бальзамин, Кливия, Аспидистра, Фикус, Традесканция, Рейнекия, Драцена | Бегония, Герань, Бальзамин, Кливия ,Аспидистра, Фикус, Традесканция, Рейнекия, Драцена, Хлорофитум, Агава, Примула, Аспарагус | 2 вида Бегонии, 2 вида Герани, Колеус, Плющ, Комнатный виноград, Традесканция, Амараллис и др. Растения, имеющие различные виды стеблей, различную форму, величину, окраску листьев и цветов. | 2 виды Бегонии, 2 вида Герани, Колеус, Плющ, Бегония Рекс, Узамбарская фиалка. Лекарственные алоэ, Туя, Бриофиллюм, Камнеломка, Циперус. |
На каждое растение можно вместе с детьми старшего дошкольного возраста оформить «паспорт» или «визитную карточку» растения. Данный продукт имеет название и схему наблюдений
Схема наблюдения
- Высота растения - высокое, низкое
- Характер растения - светолюбивое, тенелюбивое
- Тип стебля - прямой, вьющийся, стелющийся
- Форма листовой пластинки - овальные, круглые, треугольные
- Ширина листовой пластинки - широкие, узкие
- Цвет листовой пластины
- Поверхность листовой пластины - тонкие, толстые, опушенные
- Края листовой пластинки - ровные, с зубчиками
- Расположение листьев
- Полив
- Уход
Временные обитатели центра природы - это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени
Осень | Зима | Весна | Лето |
Букеты осенних цветов в вазах; Цветущие растения цветника (астры, хризантемы, бархатцы) Поделки детей из природного материала (старший возраст) | Ящики с посадками (лук, овес, бобы и т. д) Ветки деревьев и кустов в вазах; Экибаны, поделки детей | Ветки деревьев и кустарников в вазах; -Ящики с рассадой; Букеты разноцветущих растений (верба, цветы) | букеты цветов в вазах |
Календарь наблюдений: старших группах дети находят и закрашивают дни недели, значками обозначают погодные явления, изображают дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием на данный момент. Дополняют календарь зарисовками детей, «Какая сегодня была прекрасная осенняя или зимняя погода»
Календарь наблюдений за птицами: малыши находят картинки с изображением птиц, которых видели на участке, а старшие дети обозначают их значками - галочками соответствующего цвета.
Календаря наблюдения за ростом растения - это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Это могут быть - цветы, пересаженные с клумбы, луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; -ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; -проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни.
В центре природы в каждой группе необходимо иметь: натуральные овощи и фрукты, либо их муляжи. наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее. Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные. Рисунки детей о природе и поделки из природного материала. Материал для труда. Оборудование для экспериментов. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал. Для детей подготовительной группы будет интересна работа с лупой, микроскопом, весами. Дидактические игры природного содержания.
Наполнение центра природы необходимым материалом будет зависеть от возраста детей и от требований ООП.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Создание развивающей предметно - пространственной среды, соответствующей требованиям ФГОС ДО в средней группе МБДОУ д/с № 29 "Светлячок"
Презентация "Создание развивающей предметно - пространственной среды, соответствующей требованиям ФГОС ДО в средней группе МБДОУ д/с № 29 "Светлячок"...
Консультация для воспитателей на тему: "Цели и задачи познавательного развития в условиях ФГОС в разных возрастных группах"
Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности малыша в освоении нового...
Уголки природы в соответствии требованиям ФГОС в разных возрастных группах.
При оформлении уголков природы воспитателю важно учитывать:...
Конспект: Особенности планирования образовательного процесса в соответствии с ФГОС в разных возрастных группах".
Воспитательно-образовательный процесс строится с учётов контингента воспитанников, их индивидуальных особенностей, социального заказа родителей....
Консультация "Цели и задачи познавательного развития в условиях ФГОС в разных возрастных группах"
Ребенок с рождения стремится к познанию окружающего мира, познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности малыша в освоении нового....
Консультация для воспитателей на тему: "Цели и задачи познавательного развития в условиях ФГОС в разных возрастных группах"
Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности малыша в освоении н...
Буклет "Уголки природы в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС в разных возрастных группах"
quot;Уголок природы - обязательная принадлежность каждой группы" (требования к содержанию уголка природы в ДОУ)....