Познавательный цикл. Подготовка диких животных к зиме.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кичатова Альбина Сергеевна

Дать детям представление о том, как готовятся животные в лесу к зиме. О причинах изменений в их жизни осенью. Закрепить знание признаков живой природы. Тренировать в отгадывание загадок, умений не только правильно отвечать на вопросы, но и строить связную речь. Прививать любовь к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Подготовка диких животных к зиме.19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное развитие.

 Ознакомление с окружающим миром.

 «Подготовка диких животных к зиме». Старшая группа.

Цели: дать детям представление о том, как готовятся животные в лесу к зиме. О причинах изменений в их жизни осенью. Закрепить знание признаков живой природы. Тренировать в отгадывание загадок, умений не только правильно отвечать на вопросы, но и строить связную речь. Прививать любовь к природе.

Обогащение словаря: линяет, впадает в спячку, кладовая, шерсть, запасы.

Оборудование: интерактивная доска с сайдами (заяц, белки, лисы, волк, медведь или иллюстрации). Ёлки, дерево. Игрушка ёжика, грибы, листья, пеньки. Сюрпризный  момент. Знаки «Правила  поведения в лесу». Музыка «Звуки природы».

Ход образовательной деятельности:

В. Ребята, а вы любите путешествовать? А куда вы бы хотели отправиться?

Д. Ответы детей.

В. Кто-то прислал нам письмо, но я не успела его прочитать. Давайте прочитаем вместе.

Написано на конверте:

Вот конверт большой и белый. Как же нас конверт нашел ты?

Как попал ты в нашу группу? Разберемся, ой постой!

На конверте адрес наш ведь. А обратный чей? Лесной!

Вам ребята интересно, что же пишут нам из леса?

Письмо:

Пишут лисы, пишут зайцы, пишут лоси. Ждём вас в гости!

Приходите в лес осенний. Будем с вами мы дружить.

Поиграем и поскачем.  Веселей мы будем жить!

В. Ну что ребята, пойдем в гости к лесным жителям?

Д. Да пойдем!

В. Давайте в начале повторим правила поведения в лесу.  (Рассматриваем знаки и обсуждаем их).

В. Отправляемся в путешествие по лесу. Давайте закроем глаза и покружимся. ( Звучит музыка «Звуки природы»).

В. Как вы думаете, в какой лес мы попали?

Д. Осенний лес.

В. Сейчас поздняя осень, солнце греет меньше, дни становятся короче, снежок на деревьях, бывают пасмурные дни. Но и солнечные дни бывают.  У деревьев желтеет и опадаем листва, исчезают насекомые, птицы и звери готовятся и зиме. Почему осенью в лесу происходят такие изменения? Потому что осенью становиться холодно и всё живое готовится к зиме. Ребята, а что бы случилось, если после лета сразу бы наступила зима?

Д. Звери замерзли и погибли.

В. Правильно, звери бы замерзли, они не успели приготовиться к зиме. А вы хотите узнать, какие звери живут в лесу?

Д. Да хотим.

В. Ребята давайте отгадаем загадку:

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе,

Орешки я грызу.

Д. Белка.

В. Вот мы сейчас узнаем, кто это?

Включаем слайд с белкой. Правильно белка! Вот где живет белка. Чем же занята белка осенью? Посмотрите внимательно на картину. Ребята, белка осенью линяет. Рыжая шерсть выпадает и на ее месте вырастает новая. Какая шерсть вырастает у белки?

Д. Теплая.

В. Правильно, эта шерсть теплая и серая. Как вы думаете, почему у белки серая шерсть, а не рыжая?

Д. У белки шерсть серая, что бы её было трудно заметить на деревьях.

В. Правильно. Так белка спасается от хищников. Ещё как белка готовиться к зиме?

Д. Она делает запасы.

В. А что запасает белка? Правильно, белка складывает в кладовую на дереве шишки и орехи, грибы.

А теперь ребята давайте поможем белочки. Соберем ей в подарок от нас грибы в корзину. Походите по лесу и поищите грибочки.

Подвижная игра «Собери грибочки».

Ребята приносят грибы и называют их (мухомор, масленок, подберёзовик, опёнок).

В. Молодцы ребята, вот, сколько разных грибов мы собрали. Теперь белки будет чем питаться зимой. До свиданья белочка.

А теперь послушаем новую загадку:

Что за зверь лесной

Встал, как столбик,
И стоит среди травы,

Уши больше головы?

Д. Заяц.

В. Давайте посмотрите. И правда заяц. Молодцы! Вот где заяц спрятался. Тихонько понаблюдаем за ним. Какой он. ( На экране  включаем видео про зайца.  Опишем его.

Д. Ответы детей.

В. Заяц тоже готовиться к зиме. Интересно как он это делает? Заяц делает запасы как белка?

Д. Нет, он зимой грызёт кору деревьев и ветки.

В. Правильно зайцу зимой достаточно еды, он не голодает. А как же всё - таки заяц готовиться к зиме?

Д. Он меняет свою серую шубку на новую белую и тёплую.

 В. А зачем он это делает?

 Д. Что бы ни замёрзнуть зимой. Что бы зайца ни заметили волк и лиса.

В. Молодцы ребята. Правильно всё сказали. А теперь давайте попрыгаем с зайцем.

Зайка беленький сидит и ушами шевелит,

Зайки холодно сидеть, надо лапочки погреть,

Зайки холодно стоять, надо зайки поскакать,

Кто-то зайку напугал, зайка прыг -  и убежал!

В. Молодцы ребята, давайте присядем на пенёчки и отгадаем загадку:

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу краса,

Кто же это?... Лиса.

В. Отгадали. Давайте понаблюдаем за ней. Опишем лису. (На экране включаем видео лисы в лесу).

Д. Ответы детей.

В. Как же лиса готовиться к зиме?

Д.Лиса осенью линяет. Шерсть вырастает теплая.

В. Молодцы! Меняет ли лиса цвет своей шерсти или нет?

Д. Нет, ей это не нужно.

В. А почему?

Д. Она зимой остается рыжая, потому что ей не надо прятаться, она сама хищник.

В. Правильно. Лисе не от кого прятаться зимой. Ну ладно лиса, до свидания!

А у меня есть еще одна загадка:

Кто в лесу зубами – щёлк,

Это бродит серый … волк.

Появляется слайд с волком.

В. А как вы думаете, как волк готовится к зиме?

Д. Он тоже меняет свою шерсть на новую и теплую.

В. А меняет ли волк цвет своей шерсти?

Д. Нет ему это не надо, он тоже хищник.

В. Правильно ребята, ну иди волк по своим делам, а нам пойдём дальше.

Кто-то косолапый, по лесу идёт.

И лохматой лапой, он кору дерёт?

Д. Это медведь.

В. Правильно!  А как вы думаете, как медведь готовиться к зиме? Какие запасы он делает осенью?

Д. Медведь запасов не делает. Он линяет осенью и впадает в спячку.

В. Правильный ответ. Осенью медведь. Осенью медведь наедается, накапливаем жир. Вот он какой толстый, большой и красивый, посмотрите. И впадает в берлоге в спячку. (Смотрим видео про медведя).

В. А теперь подумайте, кто же ещё впадает в спячку?

Д. Ёжик.

В. Ёжику нечего есть зимой  и он спит до весны. Ну,  пойдёмте дальше погуляем по лесу. До свиданья медведь.

В. Ребята, посмотрите, кто же это здесь сидит?

Д. Ёжик сидит.

В. Наверное ему холодно, он может замёрзнуть. Ёжик не приготовился к зиме. Давайте ему поможем. Приготовим ему норку и укроем его листочками.

Подвижная игра «Собери листочки».

Дети собирают листья и делают ежу норку, укрывая его листочками.

В. Молодцы ребята. Теперь ёжик не замерзнет зимой. Засыпай до весны.

В. Устали мы гулять, давайте посидим на пенёчки и поиграем.

Пальчиковая игра «Всех мы выпустим зверей».

Этот пальчик белочка -  рыженькая девочка,

Этот пальчик зайчик - зайчик побегайчик,

Этот вот лисичка  -  рыжая сестричка,

Этот мишенька медведь -  очень любит он реветь,

Этот серенький волчок -  получился кулачок.

Разожмём кулак скорей - всех мы выпустим зверей.

В. Для чего мы выпустили зверей?

Д. Лес это их дом.

В. Правильно, звери должны жить в лесу, это их дом. А в квартире или в саду дикие животные жить не смогут.

В. Молодцы ребята! Наше  путешествие в лес подходит к концу. Белочка нам тоже приготовила подарок за помощь ей. Целую корзинку с яблоками. Угощение мы съедим в группе, когда помоем руки.

Давайте покружимся и снова окажемся в  детском саду. Звучит музыка «Звуки природы».

Итог:

- Что вам больше запомнилось на нашей прогулки в лес?

- О чём бы вы хотели рассказать своим друзьям и родителям?

- Где должны жить дикие животные?

В. Мы стали друзьями зверей. Если любить животных и природу, изучать её,  то всем нам вместе будет хорошо!

Спасибо друзья, до свиданья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка диких животных к зиме

Подготовка диких животных к зиме...

Конспект занятия по экологии для детей 5- 6 лет «Подготовка диких животных к зиме»

- закреплять знания детей об образе жизни и повадках диких животных в зимнее время, через игровые обучающие ситуации;- учить детей выявлять зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживо...

конспект НОД "подготовка диких животных к зиме"

закреплять знания детей об образе жизни и повадках диких животных зимойупражнять детей в умении сравнивать и описывать животных,делать выводыформировать чувство причастности к окружающему миру...

Подготовка диких животных к зиме

Презинтация по окружающему миру...

Открытое занятие по окружающему миру "Подготовка диких животных к зиме"

Цель занятия - дать детям представление о подготовке диких животных к зиме, о причинах изменений в их жизни осенью....