Проект для детей средней группы по теме: «Неделя добрых дел»
проект по окружающему миру (средняя группа)
Проект для детей средней группы по теме:
«Неделя добрых дел»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nedelya_dobryh_del.docx | 658.39 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №92 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА»
Проект для детей средней группы по теме:
«Неделя добрых дел»
Воспитатель:
Терентьева Людмила Леонидовна
Сыктывкар 2016 г.
Образовательный проект средней группы по теме: «Неделя добрых дел»
Информационная характеристика проекта:
Тип проекта:
- по составу участников - групповой (дети, родители, педагоги).
- по целевой установке – информационный, практико - ориентированный.
Вид проекта:
- творческий.
Возраст детей: 6-7 лет.
Участники реализации проекта
Педагог: Терентьева Людмила Леонидовна, воспитатель.
Воспитанники: подготовительная к школе группа №9
Родители: детей подготовительной к школе группа №9
Срок работы по проекту: краткосрочный (1 неделя).
Актуальность: в настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество, не в смене политической системы и в неустойчивом развитии экономики, а в разрушении духовно-нравственных основ личности.
Современные родители настолько заняты своими проблемами, работой, карьерным ростом, что не могут подчас выкроить нескольких минут, чтобы поговорить с ребенком по душам, почитать ему книгу, дать элементарные представления о добре и зле. И дети общаются чаще всего с телевизором или компьютером! Они привыкли получать все и сразу. А проявлять любовь, уважение, сострадание, доброту – этому нужно учить.
Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановки вокруг него. Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится со взрослыми своими радостями и огорчениями. Работая над решением данной проблемы, метод проектов, действительно, актуален и очень эффективен.
Гипотеза проекта: Дети будут проявлять доброжелательность к окружающему и совершать добрые поступки, если будут созданы специальные условия и развивающая среда в группе.
Паспорт (программа) проекта «Неделя добрых дел»
Цель: формировать у детей положительные черты характера, мотивировать на совершение добрых дел.
Задачи проекта:
Для детей:
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
- Развивать эмоциональную отзывчивость и коммуникативные навыки.
- Обогащать словарь вежливыми словами. Побуждать к использованию в речи фольклора.
- Формировать желание заботиться о малышах, помогать им.
- Воспитывать бережное отношение к природе, желание оказать помощь братьям нашим меньшим.
Для родителей:
- привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, созданию «Дневника добрых дел» и другие форм работы;
- способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей
Для педагогов
- обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей по теме проекта;
- создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
Образовательные области:
- социально-коммуникативная;
- познавательная;
- речевая;
- художественно-эстетическая;
- физическая.
Продукты проекта:
- для детей: подарки для близких людей.
- для воспитателя:
- для родителей: Создание «Дневник добрых дел»
Ожидаемые результаты по проекту:
для детей:
Умеют налаживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
У детей возникает желание совершать добрые дела.
Постоянно пользуются при общении со взрослыми и сверстниками вежливыми словами.
Бережно относятся к живой природе.
Расширилось представление о понятиях «добро» и «зло».
- для воспитателя: повышение педагогического мастерства в теме: «Неделя добрых дел»; сбор информации по данной теме, используя такие направления как: телевидение, энциклопедии, компьютер и распределить между детьми и родителями.
- для родителей: рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ; активное участие родителей в жизни детского сада и группы.
Этапы проекта:
Этапы проекта | Действия детей | Действия педагога | Действия родителей |
Подготовительный (проблема, планирование, прогнозирование) | Постановка проблемы. Сбор информации и подборка литературных произведений о доброте и добрых поступках. | Выявление первоначальных знаний детей о доброте и зле. Информация для родителей о предстоящей деятельности. Подбор литературы по теме проекта, иллюстраций. | Помощь в сборе информации. |
Деятельностный (непосредственная деятельность по проекту) | НОД «Что такое доброта» НОД «Подарок» (конструирование) | Оснащение предметно - развивающей среды в соответствии с темой проекта. Организация совместной деятельности с детьми, проведение соответствующих НОД. Повышение сплоченности педагогов, детей и родителей. | Сбор информации по теме. |
Завершающий (Презентация продуктов проекта и рефлексия) | Создание «Дневник добрых дел» | Помощь родителей в создании дневника добрых дел. |
Содержание проекта:
Социально-коммуникативное развитие:
Коммуникативные игры «Передай настроение», «Добрые волшебники».
Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Семья».
Пальчиковые игры «Дружба», «Дружный коллектив»
Хозяйственно-бытовой труд. Игровая ситуация «Как жители страны Грязнуль и Беспорядка хотели забрать у нас игрушки».
Труд в природе «Комнатные цветы».
Познавательное развитие:
Нод «Что такое доброта»
Дидактическая игра «Что такое хорошо, а что такое плохо». Интерьвью работников ДОУ «»Какие добрые дела вы совершали?
Речевое развитие:
Беседы «Что значит быть добрым?», беседа о добрых поступках и делах, «Как мы можем заботиться о малышах», «Для чего нужны кормушки», «Добро и зло в сказках», «Как развивать доброту», рассказ ребенка о добром деле, которое он совершил, обучение формулам вежливости, благодарности, просьбы, правилам этикета.
Чтение художественной литературы: В. Осеева «Волшебное слово», «Просто старушка», В. Катаев «Цветик-семицветик», Г. Шалаева «Правила поведения для воспитанных детей», А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», русская народная сказка «Хаврошечка», чтение пословиц и поговорок о доброте, М. Яснов «Мирная считалка», Я. Аким «Жадина», З. Александрова «Птичья столовая».
Речевые игры «Мост дружбы», «Добрые и вежливые слова», «Скажи ласково», «Я радуюсь, когда…», «Доскажи словечко».
Физическое развитие:
Подвижные игры и упражнения «Волшебное слово» (с мячом), «Мы веселые ребята», «Смешинка», «С добрым утром».
Художественно-эстетическое развитие:
Расскраски.Слушание в аудиозаписи песен о доброте: «Если добрый ты» муз.
М. Пляцковского, слова Б. Савельева из мультфильма «День рождения кота Леопольда», «Доброта» из мультфильма «Приключения поросенка Фунтика», «Что такое доброта?» (группа «Барбарики»).
Консультация «Воспитание доброты »
Список литературы:
-Программа «от рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы)
-Комплексная программа по развитию речи дошкольников (Т.А.Фалькович, Л.П.Барылкина)
-«Учимся общаться с ребенком» (В.А. Петровский, А.М. Виноградова)
-Островская Л.Ф."Правильно ли воспитываем малыша?", пособие для воспитателя детского сада, М., 1979.
Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. М.: Мозаика-синтез, 2008.
Используемые интернет ресурсы:
http://kidsclever.ru/content/zagadki-pro-dobro
http://www.maam.ru/detskijsad/-vospitanie-dobroty-konsultacija-dlja-roditelei.html
oc.edurm.ru/stati/pedagogika/beseda-na-temu-dobrota.html
Приложение №1
НОД для старшей группы "Что такое доброта?"
Цели:
- способствовать формированию понятия «доброта»; формировать эмоциональное отношение к действительности, как к основе развития нравственных чувств
- способствовать формированию творческого воображения;
- вызвать у детей желание совершать добрые поступки, помогать другим.
Задачи:
- учить воспитанников выражать свои мысли о добрых поступках;
- познакомить с техникой рисования «монотипия»;
- формировать умение работать в коллективе, выражать свое мнение, рассуждать.
Предварительная работа: чтение сказки «Добрая Ежиха» (А. Лопатина, М. Скребцова), сказки «Даром ни одно добро не пропадает» (А. Неелова), беседа по пословицам о добре, коллективная творческая работа «Дерево доброты».
Оборудование и материалы: мольберт с контуром в виде сердца; большая плотная звезда, разрезанная на 3 части, со словами «улыбка», «поступок», «спасибо», столы для рисования, краски, кисточки, стаканы с водой, бумага в форме звездочек; разноцветные блестящие звездочки, на которых написаны слова «улыбка», «поступок», «спасибо», «забота», «друг», «внимание», «красота» и т. п.
Ход занятия
Дети сидят в кругу.
Педагог: Ребята, как вы думаете, какому человеку легче жить на белом свете – доброму или злому?». (Дети отвечают)
Педагог: послушайте стихотворение:
Быть легче добрым или злым?
Наверно, легче злым.
Быть добрым – значит отдавать
Тепло свое другим.
Быть добрым – значит понимать
И близких, и чужих
И радости порой не знать,
Заботясь о других.
Конечно, доброму трудней,
И все же посмотри:
Как много у него друзей!
А злой всегда один...
(Л. Полякова)
Педагог: А как вы думаете, что такое «добро», «доброта»?
(Дети отвечают).
Знаете, а добро бывает разное. Одно добро – это сокровища: книги, картины, игрушки, драгоценности. Такое добро можно увидеть и даже руками потрогать. Другое добро можно услышать – это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Как вы думаете, что это за добро? (Дети отвечают)
Педагог: Каждый человек должен иметь доброе сердце, добрую душу, уметь говорить добрые слова, чтобы всем помогать, жалеть тех, кто попал в беду, и, конечно, всех любить.
– Ребята, посмотрите, что у меня в руках!
(Под музыку воспитатель достает красивый ларец)
– Это добрая волшебница подарила нам ларец с дарами доброты. Как вы думаете, что там может лежать?
Дети: Игрушки, книжки, другие подарки…
Педагог: Ребята, а что может быть добрым.
Дети: Добрые глаза, добрая улыбка, доброе рукопожатие, добрый взгляд…
Педагог: Правильно, именно такие дары там и лежат. Но посмотрим на них мы потом. Неслучайно добрая волшебница подарила этот ларец именно сейчас, когда все люди живут в ожидании Нового года и Рождества. В это время всё словно превращается в добрую сказку, а сегодня ночью был сказочный звездопад, и одна из звездочек упала недалеко от нас. Об этой звёздочке я сейчас расскажу.
(Педагог рассказывает сказку «Звёздная девочка» (А. Лопатина, М. Скребцова))
Сказка «Звездная девочка»
«Тысячу лет назад раз в год на землю прилетала небесная звезда и превращалась в маленькую звездную девочку. С котомкой за плечами, в которой она несла небесные искорки, девочка отправлялась в путешествие по разным странам и городам. Она была такой крохотной и незаметной, что многие не обращали на нее никакого внимания. Но она ни на кого не обижалась и любым, даже самым злым людям, дарила небесные искорки. По дороге с ней случалось много удивительного.
Когда в ее котомке не оставалось ни одной искорки, она незаметно исчезала, чтобы через год прилететь опять.
Каждый, получивший в подарок небесную искорку, становился самым счастливым человеком на земле, потому что исполнялись самые лучшие мечты его детства. Время от времени он тоже отправлялся в путешествие по разным городам и странам и всем на своем пути рассказывал о встрече с маленькой звездной девочкой. Тогда в сердцах этих людей тоже зажигались небесные искорки».
Педагог: Ребята, как вы думаете, а что это были за подарки, которые так щедро звёздная девочка раздавала людям?
Дети: Наверно, это были доброта, радость, любовь…
Педагог: Отлично, ребята. Одна звезда от звёздной девочки упала недалеко от нас. Но, к сожалению, она была такая хрупкая, что рассыпалась. Посмотрите на эти частички, давайте соберем их вместе и посмотрим, что получится.
(Дети переходят к коврику и собирают рассыпанные частички, на них написаны слова)
– Давайте прочитаем, что здесь написано.
Дети (читают): «Спа-си-бо», «пос-ту-пок», «у-лыб-ка».
Педагог: Как вы думаете, почему звездочка подарила нам эти слова, что они означают?
(Дети разделились на 3 группы, по количеству частичек, и обсуждают значение написанных слов, и какое отношение они имеют к слову «доброта»)
Педагог: Давайте еще раз зачитаем слова и расскажем, что они означают.
Дети 1-й группы: «Спа-си-бо». Добрые люди всегда говорят спасибо, за все благодарят, и вообще говорят больше добрых вежливых слов.
Дети 2-й группы: «Пос-ту-пок». Чтобы быть добрым, надо не только говорить вежливые слова, но и совершать добрые поступки, дела.
Дети 3-й группы: «У-лыб-ка». У доброго человека всегда доброе выражение лица, он часто улыбается и от этого другим становится лучше. Человек как бы светится изнутри.
Педагог: А вас в жизни вы встречали добрых людей или добрые поступки? Расскажите о них.
(Дети приводят примеры из своей жизни. Например: Моя сестра добрая, потому что она каждый день играет со мной, делится игрушками. Моя мама добрая, она заботится о нас, ласкает и обнимает, когда плохо или просто так и т.п.)
Педагог: Как здорово, что нас окружают такие замечательные добрые люди.
Физкультминутка (под музыку)
Педагог: Встали в круг, взялись за руки. Представьте, что мы одна большая звезда. Сердце у звёздочки доброе, как оно может стучать? ( Отбивание хлопками ритм биения сердца).
Как звездочка может дышать? (На вдох – присели, на выдох – встали).
Как она может сиять? (Поднять руки вверх и потрясти ими). Молодцы ребята.
Педагог: Я предлагаю вам сейчас пройти к столам и самим нарисовать волшебные «звезды доброты». Но что нам для этого потребуется?
Дети: Волшебные краски!
Педагог: А где же мы их возьмем?
(Рассуждения детей)
Педагог: Конечно, ребята, мы добавим в них улыбок, доброты, радости, солнечного света и перемещаем. А я научу вас как можно быстро и необычно нарисовать наши волшебные «звезды доброты». Приступая к работе, думайте обо всём добром, что можете сделать друг для друга, для своих близких.
(Далее педагог показывает детям технику рисования «монотипия» на заранее подготовленных листах в виде звезд)
Педагог: Листы бумаги сложить пополам, развернуть– капнуть краску разного или одно цвета на середину, друг под другом.
(Дети выполняют работу под музыкальное сопровождение)
Педагог: Ребята, вы подарили волшебный цвет своим звёздочкам, молодцы! Но теперь ее надо оживить. Давайте прикрепим свою звёздочку к мольберту назовем добрые дела, которые мы можем сделать для своих друзей и близких.
(Дети подходят к мольберту, говорят пожелания, вешают свои звёздочки на контур в форме сердца.
Дети:
– Я буду слушаться свою бабушку, и она сможет играть со мной в куклы.
– А я буду помогать моей мамочке, чтобы она поменьше уставала.
– А я больше никогда не буду ссориться со своим братом и поделюсь с ним своими игрушками и т. п.
Педагог: Какое красивое созвездие у нас получилось! Как мы его назовём?
Дети: Доброе сердце!
Педагог: Ребята, помните о ларце волшебницы с дарами доброты? И мы назвали, что там может находиться? Как вы думаете, мы сможем воспользоваться ее подарками? Что для этого надо сделать?
Дети: Поможем волшебнице оживить её дары!
Педагог: Что для этого нужно?
Дети:
– Просто улыбнуться друг другу.
– Подарить друг другу добрый взгляд
– Сказать доброе слово.
– Помочь тому, кто в этом нуждается и ничего не ждать взамен и т. п.
Педагог: Оказывается, совсем нетрудно быть добрым. Доброта это качество, без которого мир не может существовать. Давайте никогда не будем забывать добрые и вежливые слова. Будем чаще говорить их друг другу. Говорить ласково, нежно, негромко, глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому что от улыбки хмурый день становится светлей.
(Под музыку дети открывают ларец, а в нём подарок от звёздной девочки – разноцветные блестящие звездочки, на которых написаны слова «улыбка», «поступок», «спасибо», «забота», «друг», «внимание», «красота» и т. п.)
Педагог: Я желаю вам, ребята, чтобы вы тоже в сердцах людей зажигали искорки доброты. А дома я предлагаю нарисовать «Солнце доброты», у которого должно быть столько лучей, сколько добрых поступков разных людей вы вспомните. А потом принесете в группу ваши рисунки и расскажите о своем «Солнце доброты».
Как научиться доброте?
Ответ простой – она везде:
В улыбке доброй и в рассвете,
В мечте и в ласковом привете.
По всей земле добра частицы,
Их надо замечать учиться
И в сердце собирать своем,
Тогда не будет злобы в нем.
(А. Лопатина, М. Скребцова)
Приложение №2
«Воспитание доброты». Консультация для родителей
Хочется поговорить о самой, на мой взгляд, главной душевной ценности человека – о доброте. Есть очень много определений и трактовок этого слова, но мне больше по сути доброта – это душевное богатство. Есть очень много нравственных качеств, близких по значению доброте; а именно: чуткость, отзывчивость, сопереживание, доброжелательность, милосердие. Так важно в наше неспокойное время как можно чаще обращаться к доброте, призывая ее в трудную минуту, воспитывая в детях самую сущность добра, формируя в них нравственные аспекты характера. Именно доброту надо воспитывать в ребенке с ранних лет, с первых шагов и первых слов.
Бытует среди людей обманчивая поговорка: «доброта хуже воровства». Может быть в «обществе потребителей» она и верна, но в цивилизованном и культурном обществе она не находит подтверждения и огласки. Сразу же в памяти возникают крупными буквами слова: «Доброта Спасёт Мир!». Да, это так. Я считаю, именно доброта поможет маленькому человечку сориентироваться в сложных ситуациях, привлечь к себе внимание окружающих, раскрыться всем потенциальным возможностям и ценностям души. Вот почему так важно воспитание доброты у детей, причем с младшего возраста. Значение доброты в формировании личности ребенка понятны каждому. А я думаю, доброта – это душевная красота, богатство человеческой души.
Самое главное – это как же воспитать доброту в малыше? Очень трудно приводить ему какие – либо доводы и доказательства, не опираясь на его личный опыт, не узнав его мнения на этот счет.
С младшего дошкольного возраста детей, прежде всего, надо приучать делиться игрушками с друзьями. Находясь в детском социуме, малыш не может быть замкнутым в своем «маленьком мире», он общается со сверстниками и поделится своей любимой игрушкой – эта первая ступень к доброте: поделишься ты, поделятся и с тобой. Очень многому в этом плане могут научить персонажи детской художественной литературы, произведений фольклора – малыши с удовольствием вживаются в их сюжеты.
В старшем же дошкольном возрасте у детей уже есть определенное мнение о том, что такое доброта. Задавая воспитанникам этот вопрос, я услышала очень много ответов, но многие и затруднялись, хотя и подбирали синонимы к этому слову: «хорошо», «красота», «внимание» и т. д. А на вопрос: «Кто такой добрый человек?» было названо огромное количество определений этого словосочетания, в итоге же все дети пришли к выводу, что с таким человеком все хотели бы общаться и дружить. И лишь одна девочка сказала: «А мне все равно». Это уже звоночек о том, что здесь необходимо задуматься, выяснить причины, устранить комплексы, поработать в сотрудничестве с психологом.
Самым важным моментом в воспитании доброты у ребенка, на мой взгляд, является личный пример самих родителей. Авторитет родителей у ребенка всегда стоит на первом месте. Именно на Ваших примерах воспитываются наши дети, они как губка впитывают и ваше мнение, и ваше поведение и ваше отношение к доброте. Отсюда следует, что очень многое зависит от Вас, наши уважаемые помощники и партнеры в нелёгком, но благородном деле воспитания детских душ.
И, в заключение, хочется привести слова:
«Добро, впитанное с молоком матери, продолжает жить до старости». Так давайте примем все усилия к тому, чтобы наши дети во всех жизненных ситуациях были добрыми, чуткими, отзывчивыми, доброжелательными людьми. Ведь именно в них мы видим свое будущее, которое будет согревать наши сердца, вызывать у нас чувство гордости и уважения, незыбленными душевными ценностями личности Человека с большой буквы!
Приложение №3
Пословицы о добре и зле
Добро помни, а зло забывай.
Делая зло, на добро не надейся.
Добра гнушаться – с людьми не знаться.
Тому тяжело, кто помнит зло.
Зло злом губится.
Никакое худо до добра не доводит.
Час в добре побудешь – худое позабудешь.
Добро делать спешить надобно.
Добро звонко, зло тихо лежать не может.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Кто, сделав добро, попрекает, тот цену ему умаляет.
Хорошо тому добро делать, кто помнит.
Добро не лихо — бродит тихо.
Зло споро — не сживешь скоро.
Добро не умрет, а зло пропадет.
Доброму сухари в пользу, а злому мясо не впрок.
И доброе слово не уймет злого.
Каждому добрый — себе злой.
Кто доброе творит, того зло не вредит.
Кто злым попускает, тот сам зло творит.
Тому всегда худое слово, кто хвалит злого.
Ты умеешь зло говорить, а я умею того не слушать.
Приложение №4
Загадки про добро
Его не скушаешь, но вкус его сладок!
Его не видишь, но вид его приятен!
Оно может быть близко, если ты веришь в это!
Оно рядом, но его не потрогаешь!
Ответ: Добро
Какая голова сто рук прокормит?
Ответ: Добрая
Не хвались серебром, а хвались... Чем?
Ответ: Добром
Меня бьют, колотят,
А я все терплю-людям добром плачу.
Ответ: Хлеб
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект для детей старшей группа на тему: "Неделя здоровья"
краткосрочный проект Неделя здоровья"...
подборка сказок для детей средней группы по темам недель
Сказки по темам недель. Подборка по тематическим неделям. Может не все, но многое есть. Надеюсь кому-то помогу....
подборка сказок для детей средней группы по темам недель
Продолжение сказок по темам...
Циклограмма деятельности педагога и детей средней группы по теме недели: «РОССИЯ – РОДИНА МОЯ»
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она ста...
Игра "Доскажи словечко" для детей средней группы по темам недели
Игра "Доскажи словечко" для детей средней группы по темам недели...
Картотека подвижных игр для детей средней группы по теме недели "Животные леса"
ФГОС предусматривает oбеспечение разнообразия oрганизационных форм дошкольнoго образования, при котoрых учитывается oбразовательные потребности, спoсобности и состояние здoровья детей. Разнообразие фo...
Проект для детей средней группы «Этот удивительный мир добрых сказок - мультфильмов В.Г. Сутеева»
Поводом к разработке проекта послужила тревожная тенденция: в последние годы чтение стало терять статус нации культурной традиции, что повлекло за собой качественное снижение уровня грамотности населе...