Конспект интегрированного занятия в средней группе на тему «Этот чудесный воздух» в соответствии с ФГОС ДО
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Бадретдинова Людмила Анатольевна

интересноне занятие для детей средней группы на тему "Воздух"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_etot_chudesnyy_vozduh.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия в средней группе

«Этот чудесный воздух»

Цель:

  - формирование первичных представлений о воздухе.

Задачи:

1. Образовательные:

- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас и внутри нас;

- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

- способствовать формированию у детей познавательного интереса;

- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

- формировать умение работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

2. Развивающие:

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

- развивать мышление, память, речь, интерес к экспериментальной деятельности.

3. Воспитательные:

- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде;

- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие:
- способствовать развитию познавательной активности в процессе экспериментирования;
- познакомить детей с понятием воздух;
-  развивать у детей экспериментаторские, исследовательский умения;
-  развивать у детей умения прогнозировать результат и проверять свои предположения опытным путем.
Речевое развитие:
- научить детей формулировать простые выводы в ходе познавательно-исследовательской, экспериментальной деятельности;

- обогатить словарный запас;

Социально-коммуникативное развитие:
- способность развитию навыков сотрудничеству детей друг с другом и воспитателем в совместной деятельности.

Современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, проблемно-поисковые, информационно-коммуникационные, игровые.

Оборудование и материалы: Белые халаты, шапочки, полиэтиленовые пакеты, деревянные шпажки, стаканчики с водой, коктейльные палочки, мыльные пузыри, монета, ложка, ракушка, бусина, машинка, магнит, шарики пластмассовые, тазики с водой, воздушные шарики, самодельные весы, пустые бутылочки, колпачки от фломастеров, курай, веера, фен, баночки с запахами, краска, листы бумаги, трубочки для коктеля, таблички с названием опытов, ноутбук, проектор, запись шума ветра, песня «Барбарики», презентация с рисунками кляксографии, воздушные шары.

Предварительная работа:

- наблюдение за ветром;

- проведение экспериментов, доказывающих легкость воздуха;

- изготовление корабликов с парусами, вееров.

Словарная работа: юные исследователи, лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.

Ход занятия.

Дети заходят в группу, где их встречает воспитатель в халате и шапочке на голове.

В: Здравствуйте ребята!

Д: Здравствуйте!

В: Сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования, опыты – так же, как это делают взрослые учёные! Хотите?!

Д: Да!!!

В: Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать

Качество – внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

В: Я предлагаю вам стать юными исследователями – лаборантами! А для этого нужно одеть специальную одежду: халаты и шапочки.

Дети одевают халаты и шапочки.

В: Вот молодцы! Теперь мы настоящие юные исследователи!!! 

Кто мы теперь?

Д: Исследователи, лаборанты.

В: Давайте сядем в кружок. А чтобы узнать что мы будем исследовать, нужно отгадать загадку:

Через нос проходит в грудь, 
И обратный держит путь. 
Он невидимый, но все же, 
Без него мы жить не сможем. 
Он нам нужен, чтоб дышать, 
Чтобы шарик надувать. 
С нами рядом каждый час, 
Но невидим он для нас! 

Д: Воздух!        

В: Правильно, ребята. Действительно, воздух очень важен для людей, так как без пищи человек может прожить две недели, без воды – три дня. А вот без воздуха человеку будет невозможно прожить и минуту. Проверим?

Предлагаю вам ладошками зажать рот и нос, сколько времени мы сможем не дышать. Правда, невозможно?!

Все мы поняли, что нам для жизни просто необходим воздух. Но все говорят, что его нельзя, ни увидеть, ни потрогать руками. Так, может, и нет никакого воздуха, а все лишь разговоры? Не будем доверять слухам, а проверим с помощью опытов и экспериментов: существует ли воздух и какими свойствами он обладает. Готовы к экспериментам?

Д: Да!!

В: Тогда в путь! В лабораторию! Повторите – лаборатория. (прошу повторить каждого ребенка)

Только нужно запомнить некоторые правила, которые нужно соблюдать в лаборатории:

-Громко не разговаривать

-Без разрешения предметы не трогать

-Ничего на пробовать

-Не хулиганить

Вам понятны эти правила?

Д: Да!

В: Тогда добро пожаловать в нашу лабораторию!

Дети подходят к первому столу. На столе табличка «Руки».

В: Скажите, вы видите воздух вокруг нас?

Д: нет, не видим.

В: Значит, воздух, какой?

Д: невидимый.

В: Давайте поймаем воздух. Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами?

Д: они надулись, приобрели форму.

В: Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается?

Д: внутри находится воздух.

В: Где можно использовать это свойство воздуха? (надувной матрац, спасательный круг).

В: Давайте сделаем вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета в который он попадает.

В: А теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку?

Д: видим

В: Значит, воздух, какой? (он прозрачный, бесцветный, невидимый). Давайте проверим, действительно внутри находится воздух? Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Д: шипение.

В: Так выходит воздух. Мы его не видим, но чувствуем. Какой сейчас можно сделать вывод?

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный, не имеет формы.

В: Хорошо! Молодцы! А сейчас давайте попробуем увидеть воздух! (Подходим к стойке с табличкой «Глаз»). Скажите, вы видите воздух вокруг нас?

Д: нет, не видим.

В: Значит, воздух, какой? (невидимый). Подуйте через трубочку на свою ладошку. Что почувствовала ладошка? (движение воздуха – ветерок). Воздухом мы дышим через рот или через нос, а потом его выдыхаем. Можно ли увидеть воздух, которым мы дышим?

Ответы детей.

В: Давайте попробуем. Погрузите трубочку в стакан с водой и подуйте. На воде появились пузырьки. Откуда взялись пузырьки? (Это воздух, который мы выдыхали). Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно?

Д: Воздушные пузырьки поднимаются вверх.

В: Потому что воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не будет.

Вывод: Воздух легче воды, он прозрачен и невидим.

В: Ребята скажите, а можно ли воздух услышать?

Ответы детей.

В: А я знаю несколько опытов, которые доказывают, что воздух можно услышать! Хотите попробуем?

Д: Да!

В: Тогда идемте к следующему столу. (идем к столу с табличкой «Ухо»). Перед вами бутылочки. Возьмите каждый по бутылочке и откройте крышку, она нам больше не нужна. Поднесите бутылочку ко рту и попробуйте подуть на горлышко бутылки и послушайте звук. Слышите?

Д: Да!

В: А вот еще один способ, возьмите колпачки от фломастеров, поднесите ко рту и тоже подуйте, слышите, как звучит воздух?

Д: да!

В: Это мы сами с вами сделали звук воздуху, а еще воздух говорит через музыкальные инструменты – это например дудочка, свистулька, труба. Вот у меня есть музыкальный инструмент татарский – курай, послушайте как он звучит! (играю на курае). Мы дуем в трубочку, воздух попадает в нее, проходит через нее, и выходит через отверстия и получается звук!!! Здорово да!!!

Д: Да!

В: А сейчас я вам предлагаю послушать как звучит голос воздуха на улице. (Включаю фонограмму ветра). Что вы слышали ребята?

Д: Это же ветер!

В: правильно ребята! Движения воздуха – это ветер!

Вывод: Воздух можно услышать через предметы.

В: Ребята! А пахнет ли воздух?

Ответы детей.

В: А я вам сейчас докажу, что воздух не имеет запах! (подходим к столу с карточкой «Нос»). Ребята присаживайтесь. Посмотрите, вот у меня есть четыре баночки. Что есть в них?

Д: Ничего, они пустые.

В: Да они пустые, в них нет никаких предметов, но в них есть что?

Д: воздух!

В: ребята! А можно ли воздух узнать по запаху или какой запах имеет воздух?

Ответы детей.

В: Давайте понюхаем содержимое баночек. (по-очереди даю нюхать баночки с запахом чеснока, кофе и без запаха и спрашиваю чем пахнет)

Чем пахнет последняя баночка?

Д: ничем.

В: Правильно! Последняя баночка не пахнет ни чем. Но в ней есть воздух и он без запаха!

Вывод: Значит воздух не имеет своего запаха. А когда он соприкасается с предметом от приобретает его запах.

А сейчас давайте немного отдохнем! (подходим к столу с мыльными пузырями, я дую и образуются мыльные пузыри, дети их лопают, радуются).

Проводится физкультминутка под музыку «Барбарики» с мыльными пузырями.

В: Вот мы с вами ребята узнали, что воздух находит везде, вокруг нас, что он прозрачен, невидим, не имеет запаха, а вот он тяжелый или легкий, что легче воздух или вода? вы думаете?

Ответы детей.

В: Пойдемте я вам покажу и расскажу что воздух легче воды. (проходим к подоконникам) Перед вами миски с водой. А рядом две предмета: машинка и мячик. Давайте сначала опустим в воду машинку. Что с ней произошло?

Д: она утонула.

В: а сейчас опустим в воду шарик. Что с ним происходит?

Д: он не тонет, он плавает.

В: а что в этом мячике внутри?

Д: воздух.

В: правильно! Воздух закрыли в мячике и он не тонет. Какой можно сделать из этого опыты вывод?

Д: Воздух легче воды.

В: правильно, молодцы! А скажите имеет ли вес воздух?

Ответы детей.

В: Давайте попробуем взвесить воздух. Перед вами самодельные весы, а на концах расположены по два шара, в которых воздух. Сейчас весы в равновесии. Я вам предлагаю подумать, что произойдёт, если мы проткнёте один из шаров острым предметом.

Ответы детей.

В: Проткните шпажкой один из надутых шаров. Из шарика выйдет воздух, а конец, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? (Шарик без воздуха стал легче). Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик? Проткните зубочисткой второй шарик. У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.

Вывод: Воздух имеет вес.

Воспитатель: Как вы думаете, может ли воздух двигаться?

Ответы детей.
Давайте проверим. Возьмите веер и помашите на себя. Что вы чувствуете? (Ветер)

Вывод: Значит, воздух может двигаться.

В: А вот еще один опыт, очень веселый!!! Он доказывает, что воздух движется. Я надуваю шарик воздухом и отпускаю его. Он улетает, это доказывает, что воздух двигается!

В: Ребята а по ощущениям воздух какой?

Ответы детей.

В: Воздух может быть и холодным – помашите веером на себя, какой воздух чувствуйте?

Д: Холодный.
В: А теперь поднесите ладони ко рту и слегка подуйте на них. Что почувствовали? Какой воздух?

Д:Теплый.

В: А сейчас я включу фен а вы подставьте руки и что вы чувствуете, какой воздух?

Д:Горячий!

В: какой мы делаем вывод: воздух может быть и холодным, и теплым, и горячим.

В: Ребята а воздухом можно еще и рисовать!!! Попробуем?!

Д: да!

В: Воздух очень много может!
Он нам рисовать поможет!
В трубочки подуем-
Капельки раздуем!
На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, посмотрите как рисует воздух. (показываю презентацию «Кляксография») И ваши кляксы похожи на что-то, только надо пофантазировать. Когда листочки высохнут, вы дорисуете недостающие детали, и мы устроим выставку ваших рисунков!

Проходим на ковер. Встаем в круг.
В
: Ребята, Вы отличные исследователи! В результате наших опытов мы обнаружили (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии):
- что воздух прозрачный, бесцветный;
- что воздух постоянно нас окружает;
- что воздух невидим, но его можно найти разными способами;
- что воздух легче воды;
- что мы с вами дышим воздухом;
- что воздух есть внутри людей.
В: А сейчас мы с вами будем передавать вот этот воздушный шар и говорить что кому понравилось из сегодняшнего занятия.

Ответы детей.

В: Вы большие молодцы и я вам в подарок хочу подарить вот такие красивые воздушные шары. Наше занятие окончено.

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

детского сада комбинированного вида № 4 «Ляйсан»

Бугульминского муниципального района Республики Татарстан

Конспект

интегрированного занятия

в средней группе

на тему

«Этот чудесный воздух»

Воспитатель: Бадретдинова Л.А.

Бугульма, 2019г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в средней группе на тему "Ложки"

Закрепить знания детей о столовых приборах (ложка) разных временных эпох. Формировать умение различать предметы по внешнему виду и назначению. Совершенствовать грамматический строй речи. Учить детей о...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ОВОЩИ»

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ОВОЩИ»Интеграция образовательных областей: коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы, познание.Виды детской...

Конспект интегрированного занятия в средней группе по теме: Посуда. «Федорино горе» (позновательное + художественное творчество)

Конспект интегрированного занятия позновательное + художественное творчество в средней группе по теме: Посуда. «Федорино горе» Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество...

Конспект интегрированного занятия в средней группе по теме "Чудеса в весеннем лесу"

Интегрированное занятие в средней группе по ознакомлению детей с окружающим миром, с временем года - весной, признаками весны....

Конспект интегрированного занятия в средней группе на тему: "Цветик - семицветик"

Цель: закрепить умения детей различать и правильно называть домашних и диких животных; способствовать запоминанию отрывков самых известных произведений К.И.Чуковского; закреплять умения различать геом...

Конспект интегрированного занятия в средней группе на тему «Здравствуй зимушка-зима!»

Задачи:Уточнить знания детей о зимних природных явлениях, взаимосвязи их с жизнью человека.Учить детей строить предложения на заданную тему, отвечать на вопросы развернутым предложением.Обогащать акти...