Занятие по экологии "Весенние гости"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Конспект по экологии в средней группе
Тема. Весенние гости
Возраст детей : средняя группа
Цель: уточнить и расширить представления о перелетных птицах и их жизни в весенний период
Задачи:
Образовательные
- Расширять и закреплять представление детей о перелётных птицах.
- Расширять и активизировать словарный запас детей.
- Работать над грамматическим строем речи.
Развивающие
- Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание, мышление (устанавливать причинно-следственные связи).
Воспитательные
- Воспитывать любовь к родной природе, доброе и бережное отношение к пернатым друзьям.
- Формировать навыки сотрудничества, развивать инициативу.
Оборудование: мнемотаблица «Признаки весны», игрушка Карлуша, стакан с водой, камешки, изображения ласточки, скворца, грача и места их прилёта (скворечник, гнездо ласточки, гнездо грача), мяч, фонограмма голосов птиц.
Предварительная работа:
- наблюдение за птицами на участке во время прогулки;
- отгадывание загадок о птицах и весне;
- чтение художественной литературы о весне и птицах;
- разучивание стихов данной тематики;
- прослушивание аудиозаписи голосов птиц;
- рассматривание иллюстраций «Весна», «Птицы»;
- проведение подвижных игр, дидактических игр, пальчиковых гимнастик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya._makarycheva.docx | 31.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по экологии в средней группе
Тема. Весенние гости
Возраст детей : средняя группа
Цель: уточнить и расширить представления о перелетных птицах и их жизни в весенний период
Задачи:
Образовательные
- Расширять и закреплять представление детей о перелётных птицах.
- Расширять и активизировать словарный запас детей.
- Работать над грамматическим строем речи.
Развивающие
- Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание, мышление (устанавливать причинно-следственные связи).
Воспитательные
- Воспитывать любовь к родной природе, доброе и бережное отношение к пернатым друзьям.
- Формировать навыки сотрудничества, развивать инициативу.
Оборудование: мнемотаблица «Признаки весны», игрушка Карлуша, стакан с водой, камешки, изображения ласточки, скворца, грача и места их прилёта (скворечник, гнездо ласточки, гнездо грача), мяч, фонограмма голосов птиц.
Предварительная работа:
- наблюдение за птицами на участке во время прогулки;
- отгадывание загадок о птицах и весне;
- чтение художественной литературы о весне и птицах;
- разучивание стихов данной тематики;
- прослушивание аудиозаписи голосов птиц;
- рассматривание иллюстраций «Весна», «Птицы»;
- проведение подвижных игр, дидактических игр, пальчиковых гимнастик.
Ход занятия:
воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. А теперь приготовьте свои ладошки. Повторяйте вместе со мной.
Пальчиковая гимнастика.
Здравствуй красно солнышко – руки вверх,
Здравствуй, ветерок – покачивание рук,
Солнечные зайчики,- взмахи рук перед собой
Быстрый ручеек - руки внизу покачивание рук
Здравствуйте, мышата - хлопок за спиной
Здравствуйте, зайчата – прыжки на месте
Всех приветствуем сейчас – пальцы соединены в замок
Очень рады видеть вас - руки к груди и вперед – в стороны.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение, и скажите о каком времени года идет речь.
Старый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса -
Вот и к нам пришла ...
(Весной).
Воспитатель: Правильно! Как вы догадались, что это весна?
Дети: По весенним признакам!
Воспитатель: Молодцы!
А какие признаки весны вы еще знаете? В помощь вам наша табличка. (С опорой на мнемотаблицы дети рассказывают.)
- Солнце весной светит ярче, дольше и теплее греет.
- Тает снег.
- Появляются первые проталины.
- Бегут ручьи.
- Начинается весёлая, звонкая капель.
- Прилетают птицы из тёплых краёв.
Воспитатель: Да, ребята, к нам торопится красавица Весна. После какого времени года к нам приходит весна? А сколько месяцев длится весна? (Три).
Назовите их (Март, Апрель, Май)
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Ребята, у меня для вас есть еще одна загадка.
У них есть крылья, голова,
Две лапки, клюв и перья.
Все появились из яйца,
Слышны их песенки с деревьев. (Птицы.)
Воспитатель: С приходом весны к нам возвращаются наши пернатые друзья. Как вы думаете, почему их так называют.
(Показываю птицу. Дети рассматривают её и объясняют название «Пернатые друзья».)
Дети: Тело птицы покрыто перьями, поэтому они пернатые. А друзья – потому что они помогают человеку питаются насекомыми, которые вредят растениям. И птицы очень хорошо поют песни и радуют нас.
Воспитатель: Правильно, ребята, птицы – наши пернатые друзья, а ещё их называют Айболитами леса, потому что они спасают деревья от вредителей. Птицы охраняют наши леса, сады. А как вы думаете, как люди должны относиться к птицам, своим друзьям?
Дети: Их надо беречь, заботиться о них, кормить, особенно зимой.
Воспитатель: Да, ребята, друзей надо беречь. Если мы спасём одну птицу, мы спасём несколько деревьев.
Воспитатель: А как вы думаете? Что произойдет, если птицы вдруг не вернутся к нам весной.
Дети: Произойдет беда. Некому будет защитить парки, сады, леса от вредителей. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат все урожаи.
Воспитатель: Ребята, вы слышите? Нам кто то прислал письмо по интернету. Давайте послушаем! Выводится картинка на проектор.
Каркуша: (Кар – кар в весеннем лесу случилась беда. В лес стали возвращаться перелётные птицы, но злая колдунья заколдовала их, все птицы в лесу замолчали, а без птичьего пения лес не оживёт, и весна не наступит. Ребята что же делать?
Дети: Отправиться в лес и помочь.
Воспитатель: Карлуша как же нам помочь? Что нужно делать?
Каркуша: Чтобы расколдовать птиц, вам нужно выполнить задания!
А задания вы найдете у моих лесных друзей! Отправляйтесь в лес и будьте внимательны!!!
Воспитатель: Спасибо, Каркуша. Мы с ребятами обязательно поможем!!!
Воспитатель: Ну что же, ребята, нам пора отправляться в путь. Вы готовы?
Дети: Да.
Воспитатель: Но прежде чем отправиться в лес, я хочу узнать, знаете ли вы правила поведения в лесу? Я буду вам говорить, как нужно себя вести в лесу, а вы, если правильно, будете отвечать: «Да», но если неправильно, то вы отвечаете: «Нет»!
Экологическая игра «Правила поведения в лесу»
1. На полянке посидели,
Все попили и поели,
А потом пошли домой —
Мусор унесли с собой! Правильно?
2. Можно по лесу гулять
Ветки с дерева ломать?
3. Девочки цветочки рвали
И в веночки заплетали.
А полянка вся пуста —
Не осталось ни цветка! Правильно?
4. Можно уходя домой,
Уносить ежа с собой?
5. Дети по лесу гуляли,
Не шумели, не кричали,
Ягоды собрали,
Кустик не сломали! Правильно?
6.Муравьиный дом в глуши –
Ты его не тормоши,
Муравьишкам помоги,
Домик их огороди! Правильно?
7.В лесу всем птицам помогай
И птичьих гнезд не разоряй
Растут на радость всем птенцы,
Природы звонкие певцы! Правильно?
Воспитатель: Молодцы, тогда в путь!
Физкультминутка
Воспитатель: Дети поворачивайтесь друг за другом и идите по кругу, выполняя движения.
Собирайся, детвора, Хлопают в ладоши
Весна зовёт: « гулять пора!»
Будем по лесу гулять Шагают
Чистым воздухом дышать Вдох-выдох
На носочках по тропинке,
Друг за другом мы пойдём Ходьба на носочках
В маленькие лужицы Ходьба с высоким
Не наступим, обойдём поднятием колен
Встали ели на пути,
Нам их нужно обойти Ходьба змейкой
Идите, дети, осторожно
О ели уколоться можно.
Вот сороки пролетели
Им сорокам не до сна ! Взмахи руками,
Трещат сороки - белобоки: имитация полёта птицы
- Идёт весна! Идёт весна!
За весною мы пошли,
На поляну мы пришли! Ходьба
Воспитатель: Ребята, вот мы и в лесу. Как здесь тихо, птицы не поют. А где конверт с заданием? Ребята вы видите его?
Дети: Нет
Воспитатель: Давайте с вами поищем конверт с заданием, его спрятали муравьишки.
(Дети находят под елкой)
Воспитатель: Молодцы! давайте скорее прочитаем:
1 задание: Найдите и назовите птиц которые прилетают к нам весной?
Воспитатель: Птицы с юга прилетают не все вместе, а по очереди.
Дети: Сначала прилетают грачи!
Воспитатель: Правильно, а какие еще птицы прилетают весной? (дети показывают на весеннем дереве по очереди названную птицу)
За грачами скворцы, за скворцами ласточки.
Воспитатель: Назовите какие птицы еще есть на дереве?
Дети: голубь, воробей, чайка, снегирь.
Воспитатель: А какие это птицы?
Дети: Голубь и воробей круглый год живут рядом с нами, Чайка прилетает к нам весной, а снегирь зимняя птица, прилетает к нам зимой.
Воспитатель: Молодцы! Ищем следующее задание. Его спрятали белочки. А где белочки живут?
Дети: на дереве
2 задание! Найди каждой птичке, которая прилетела с юга свой домик!
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что каждая птичка весной возвращается на своё место, свой дом! После длительного перелёта, птицы находят себе пару, начинают строить домики, откладывают яйца и выводят птенцов. Они их кормят, заботятся о них, учат летать.
Воспитатель: Ребята я сейчас буду читать стихотворения, а вы мне после скажите, какой дом у каждой птички.
1. Пусть проталины темнеют,
Солнца спрятались лучи,
А, вы, видели сегодня
Прилетели к нам ……
(грач - гнездо)
2. Кто прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(ласточка – гнездо под крышей дома)
3. Есть на дереве дворец.
Во дворце живёт певец.
Он не лает, не кусает,
Сад фруктовый охраняет.
(скворец - скворечник)
Воспитатель: Молодцы, ребята и со вторым заданием вы справились!!! Теперь будем искать третье задание. Его спрятал медведь.
Дети: нашли
Воспитатель: Молодцы!
3 задание: Помогите птице напиться!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас на пути стоит банка, а в ней немного воды, птица хочет пить, но она не достаёт клювом до дна. А у нас кроме банки и камешков больше ничего нет. Что же делать?
Опыт «Послушная водичка»
Давайте попробуем положить камешки в воду. Что произошло с водой? Вода поднялась вверх. И птица теперь может напиться?
Дети: Да
Воспитатель: Молодцы, ребята!( Звуки птиц)
Воспитатель: Ребята, вы слышите? Это весёлый птичий перезвон. Что это значит?
Дети: У нас получилось. Мы помогли нашим пернатым друзьям, лес ожил и значит, весна всё-таки наступила.
Воспитатель: Давайте возьмем друг друга за руки и закроем глаза, послушаем прекрасное пение лесных птиц! И вздохнем чистый весенний воздух !
Воспитатель: Ну что же, нам пора возвращаться в детский сад. Друг за другом мы идем в детский сад сейчас придем ! Ребята, а вам понравилось наше приключение в весеннем лесу? Что вы расскажите своим друзьям, что мы делали в лесу?
Сложные были задания? Что вам понравилось больше всего делать?
Воспитатель: Молодцы, ребята! А вечером я вам предлагаю нарисовать рисунки про наше путешествие.
Литература:
1. А.Н. Горьканова «Перелётные и зимующие птицы России»
2. И. Гурина «Как появляется птица»
3. А.А. Вахрушев «Здравствуй, мир»
4. Т.П. Трясорукова «Игры и упражнения для развития речи и памяти»
5. Т.А. Ткаченко «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников»
6. А.К, Бондаренко «Словесные игры в детском саду»
7. В. Хесин «Загадки для малышей»
«Он не слон, не лев, не птица»,
«Хвост крючком, нос пятачком»
8. Г.П. Гугушева «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе. Тема занятия: «Посуда. В гостях у Самовара Самоваровича»
Итоговое занятие по лексической теме "Посуда". Развитие связной речи, составление рассказа по серии сюжетных картинок...
Интегрированное занятие. Тема: В гостях у зимы. Форма проведения: занятие - путешествие. Область интеграции: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Физическая культура».
Интегрированное занятие. 2 специалиста: логопед, инструктор по физической культуре....
Конспект интегрированного занятия для дошкольников с ОВЗ, II этап обучения (индивидуальное занятие) Тема: В гости к солнышку.
Тема: В гости к солнышку.Вид занятия: индивидуальное.Цель: Развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики пальцев рук. Дифференцировать звуки «П-Б» в слогах .Задачи:·...
Конспект открытого занятия в старшей группе по проекту «Еда без вреда» Тема занятия: « Карлсон в гостях у ребят»
Представленный конспект занятия носит характер опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Данное мероприятие направлено на создание условий для формирования у старш...
Занятие-развлечение "В гости к хозяюшке Арине" из серии комплексных занятий по проекту "Использование фольклора с применением двигательной активности детей младшего дошкольного возраста"
Занятие-развлечение"В гости к хозяюшке Арине" из серии комплексных занятий по проекту, направлено на развитие навыков доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Д...
Конспект открытого занятия в старшей группе по проекту «Еда без вреда» Тема занятия: « Карлсон в гостях у ребят»
Представленный конспект занятия носит характер опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Данное мероприятие направлено на создание условий для формирования у старш...
Конспект занятия в старшей группе по проекту «Еда без вреда» Тема занятия: « Карлсон в гостях у ребят»
создание условий для формирования у старших дошкольников представлений о пользе и вреде продуктов питания....
- Мне нравится (1)