Опытно-экспериментальная деятельность : "Узнаем все о жидкостях!"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Продолжение проекта экспериментальной деятельности детей с жидкими веществами
Тема: «Узнаем всё о жидкостях!».
Возрастная группа: подготовительная.
Цель: создать условия для расширения представлений у детей о свойствах жидкостей посредством экспериментирования.
Задачи:
- Образовательная область «Познавательное развитие»
- Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом.
- Уточнить и закрепить представления о свойствах жидких (вода, растительное масло, молоко, пищевые красители, поваренная соль, сахар).
- Закрепить способы распознающего наблюдения: умение выявить свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов.
- Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов.
- Расширение кругозора детей в части элементарных представлений об окружающем мире.
- Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- Создать условия для самостоятельного поиска сведений об окружающем мире.
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
- Вызвать радость от открытий, полученных во время проведения опытов.
- Воспитывать желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности.
- Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку и аккуратность.
- Создать у детей радостное настроение.
- Вызвать желание помочь, активизировать детей на разрешение проблемной ситуации.
- Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.
- Пополнить словарный запас детей за счет слов: эмульсия, раствор, молекула, частица, кристаллы, рафинад.
- Подбирать прилагательные к существительному, использовать сравнительные обороты речи.
- Образовательная область «Речевое развитие»:
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие;
- Социально-коммуникативное развитие;
- Речевое развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uznaem_vsyo_o_zhidkostyah.docx | 773.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Продолжение проекта экспериментальной деятельности детей с жидкими веществами
Тема: «Узнаем всё о жидкостях!».
Возрастная группа: подготовительная.
Цель: создать условия для расширения представлений у детей о свойствах жидкостей посредством экспериментирования.
Задачи:
- Образовательная область «Познавательное развитие»
- Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом.
- Уточнить и закрепить представления о свойствах жидких (вода, растительное масло, молоко, пищевые красители, поваренная соль, сахар).
- Закрепить способы распознающего наблюдения: умение выявить свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов.
- Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов.
- Расширение кругозора детей в части элементарных представлений об окружающем мире.
- Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- Создать условия для самостоятельного поиска сведений об окружающем мире.
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
- Вызвать радость от открытий, полученных во время проведения опытов.
- Воспитывать желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности.
- Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку и аккуратность.
- Создать у детей радостное настроение.
- Вызвать желание помочь, активизировать детей на разрешение проблемной ситуации.
- Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.
- Образовательная область «Речевое развитие»:
- Пополнить словарный запас детей за счет слов: эмульсия, раствор, молекула, частица, кристаллы, рафинад.
- Подбирать прилагательные к существительному, использовать сравнительные обороты речи.
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие;
- Социально-коммуникативное развитие;
- Речевое развитие.
МОТИВАЦИОННО-ПОБУДИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
Звучит аудиозапись «Капли воды».
Воспитатель: Ребята, что это за звук?
Дети отвечают.
Воспитатель: Точно! А что бывает текучем?
Дети отвечают.
Воспитатель: Какие свойства воды нам с вами уже известны?
Дети вспоминают, размышляют и отвечают, дополняя ответы друг друга.
Воспитатель: Но это еще далеко не все тайны, которые приготовила для нас вода. Вы хотите узнать о ней что-то еще?
Дети отвечают.
ОСНОВНОЙ ЭТАП:
Воспитатель: Тогда предлагаю всем нам пройти в Лабораторию «Жидкости, сдавайтесь!». Как вы думаете, почему у нее такое название и что вообще такое «жидкости»?
Дети размышляют.
Воспитатель: Давайте вспомним правила безопасного поведения в лаборатории при проведении опытов?!
Дети вспоминают, отвечают.
Воспитатель: Отлично! Приступим. Вы сказали, что жидкость – это что-то текучее, то, в чем можно растворить какое-то другое вещество. Сейчас я буду называть вещества, ваша задача ответить - жидкость это или нет. Вы готовы?
Дети отвечают.
Воспитатель: Бензин, бетон, дождь, манка, растительное масло, кисель, проточная вода, молоко.
Дети отвечают.
Воспитатель: Хорошо, все верно определили. Как вы считаете, все ли жидкости хорошо смешиваются с другими веществами?
Дети размышляют и отвечают.
Воспитатель: Давайте это проверим. Вы сказали, что растительное масло – это жидкость и это абсолютно верно. Ребята, многие материалы производятся путем смешивания разных компонентов. Давайте проверим, как ведет себя растительное масло при попадании в него другого вещества.
Опыт № 1. «Какие жидкости смешиваются хорошо, а какие не смешиваются совсем».
Средства: вода, растительное масло, емкость, ложка
Ход: Налейте немного воды и масла в емкость и размешайте их ложкой, понаблюдайте, что произойдет, смешалась ли вода и масло?
Дети самостоятельно приходят к выводу о том, что как бы не смешивали масло с водой, даже после перемешивания они снова разделяются.
Воспитатель дополняет вывод детей: «Слой масла находится на поверхности воды, либо капли воды приобретают сферическую форму в масле. Это происходит потому, что частицы масла и частицы воды отталкиваются друг от друга. Смесь жидкостей, которые не смешиваются, называется – эмульсия
Воспитатель: Мы познакомились с вами с тем, что такое эмульсия. Наряду с ней существуют растворы. Вы знаете, что это такое? Встречались в жизни с какими-нибудь растворами?
Дети размышляют и отвечают.
Воспитатель: Интересно, а чай – это раствор?
Дети размышляют и отвечают.
Воспитатель: Для того, чтобы узнать что такое раствор, предлагаю приступить к следующему опыту! Вы готовы?
Дети отвечают.
Опыт №2 «Что такое раствор?».
Средства: тарелка, сахар-рафинад, банка с водой.
Ход: По одному кусочку положите в банку с водой сахар-рафинад. Посмотрите, что с ним происходит. Положите весь сахар и размешайте ложкой. Понаблюдайте, смешивается ли сахар с водой.
Дети делают самостоятельный вывод о том, что сахар исчезает, растворяется в воде.
Воспитатель дополняет: сахар разделяется на маленькие частички, которые смешиваются с водой. Такая смесь называется раствором.
Воспитатель: Теперь, когда нам точно известно о том, что такое раствор, давайте еще раз ответим на вопрос так все-таки чай это раствор?
Дети отвечают.
Воспитатель: Предлагаю немного размяться!
Физминутка. (с движениями)
- Что такое химия? Химия – наука,
Мы ее изучим без труда и скуки.
Если будет сложно – унывать не станем,
Лучше к воспитателю с вопросами пристанем.
Мы изучим свойства всех веществ вокруг,
Опыты поставим – это сложный путь.
Мы пройдем сквозь трудности и ответ дадим:
- Все вопросы сложные в жизни мы решим!
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли рисовать на жидких материалах: например на воде, на молоке?
Дети отвечают.
Воспитатель: Давайте проверим ваши предположения.
Опыт № 5. «Рисование на молоке».
Средства: молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытья посуды.
Ход опыта: В молоко поместите немного пищевого красителя. Понаблюдайте, что будет происходить - молоко начинает двигаться, получаются узоры, полоски, закрученные линии. Попробуйте добавить другой цвет и подуть на молоко. Затем попробуйте ватную палочку обмакнуть в средство для мытья посуды и опустить в центр тарелки. Понаблюдайте, что произойдет. Красители начинают быстро двигаться, перемешиваться, образуют круги. В тарелке образуются различные узоры, спирали, круги, пятна.
Воспитатель:
Как вы думаете, почему так получается?
Дети размышляют и отвечают.
Воспитатель дополняет ответы детей: «Молоко состоит из молекул жира. При появлении моющего средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители».
Воспитатель: Ребята, а хотите мы еще с вами проведем опыт, и попробуем смешать жидкое вещество (уксус) с сухим и сыпучим веществом (содой)? А где используют соду?
Дети размышляют: используют для чистки посуды в домашнем хозяйстве и добавляют в выпечку, когда что – то пекут.
Ход опыта: в стаканчик поместим 2 ложки соды, добавим немного красителя и жидкого мыла, тщательно перемешаем. В последнюю очередь наливаем уксус. Что происходит?
Дети наблюдают и отвечают.
Воспитатель: между веществами (сода и уксус) произошло волшебство (химическая реакция) и в результате образовался газ, он выделяется в виде пузырьков и бурлит.
Физминутка. (с движениями)
- Что такое химия? Химия – наука,
Мы ее изучим без труда и скуки.
Если будет сложно – унывать не станем,
Лучше к воспитателю с вопросами пристанем.
Мы изучим свойства всех веществ вокруг,
Опыты поставим – это сложный путь.
Мы пройдем сквозь трудности и ответ дадим:
- Все вопросы сложные в жизни мы решим!
РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП:
Воспитатель: Ребята, что нового мы сегодня узнали на занятии? Что было для вас самым интересным, а о чем вы уже знали?
Дети проводят рефлексию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательной опытно-экспериментальной исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Из чего изготавливают дрожжевое тесто. Выпекаем хлеб». Презентиция "Путь хлеба"
Материал содержит конспект познавательной опытно-экспериментальной деятельности и презентацию....
Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"
Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...
опытно-экспериментальная образовательная деятельность в подготовительной группе "Воздух-невидимка"
формировать представления детей о воздухе и его свойствах...
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».
Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...
Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»
Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...
Технология опытно экспериментальной детской деятельности
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе....
Конспект опытно-экспериментальной организованной деятельности «В стране волшебной манки»
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравниват...