Конспект занятия по познавательному развитию в группе компенсирующей направленности «Лучик" на тему:"Путешествие в мир народных промыслов"
план-конспект занятия по окружающему миру
Конспект занятия по познанию на тему "Путешествие в мир народных промыслов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_poznaniyu_narodnye_promysly.docx | 26.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию в группе компенсирующей направленности «Лучик" на тему:
"Путешествие в мир народных промыслов"
Цель: воспитывать у детей уважение к труду народных мастеров и продолжить знакомить с историей народного творчества и народными промыслами России.
Задачи:
Образовательные:
-продолжать знакомить детей с народным декоративно - прикладным
искусством (Хохломская роспись, Дымковская роспись, Гжель, Городецкая роспись. Филимоновская роспись); характерными особенностями.
- активизировать словарный запас в речи
Развивающие:
- развивать внимание, мышление, память через самостоятельную деятельность.
- развивать связную речь.
Воспитательные:
-воспитывать у детей уважение к труду народных мастеров.
- воспитывать интерес и понимание эстетики народной речи в загадках
- воспитывать любовь к прекрасному, к народному декоративно -прикладному искусству
-вызвать интерес у детей к изучению истории России, русского народного творчества.
Интеграция областей: «Художественно — эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально — коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Предварительная работа: Беседы о родном крае. Рассматривание альбома «Народное творчество», предметов народно-прикладного искусства. Разучивание русских хороводов, игр и песен.
Оборудование: клубочек вязальных ниток, предметы народно-прикладного искусства: с хохломской, филимоновской, городецкой, гжель, дымковской росписями, магнитофон.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Ребята, скажите мне, а что такое народные промыслы? (это то, что мастерили русские люди)
Воспитатель: Да, русские люди – удивительный народ. Они всегда стремились к красоте, замечали ее вокруг себя: восход солнца,снег. Своими руками русские люди творили чудеса: делали посуду, игрушки и
много других предметов, не для музеев и выставок, а для своей семьи, своих детей. Так появились народные промыслы.
Воспитатель: Ну, что ребята, вы хотите отправиться по волшебным местам народных промыслов? Тогда попробуйте отгадать загадку и догадаться кто же нас покажет нам дорогу:
Маленький, кругленький,
А за хвост не поймаешь. (Клубок)
Молодцы! Конечно же это клубок!
Воспитатель показывает клубок, кружится и катит клубок со словами:
Чтобы дети знать могли,
Как им правильно идти.
Ты клубочек нас веди,
И народные промыслы нам покажи!
Воспитатель:
Дымковская роспись
- Наше путешествие начинается у реки Вятки. Когда-то давно, на поросшем лесом берегу реки Вятки, появилось поселение – слобода. По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное, потому и назвали слободу Дымковской или село Дымково.
- А чем же славится село Дымково? (Игрушками, а называют эти игрушки дымковскими.)
Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного, что серости серей.
В ней что-то есть от радуги, от капельки росы.
В ней что-то есть от радости, гремящей, как басы!
Удивительному чуду мы поклонимся не раз
И о дымковской игрушке поведём сейчас рассказ.
- Здесь лепили игрушки из местной красной глины. В основном это барыни, медведи с балалайками, скоморохи, нарядные индюки и петухи. Слепят и в печь поставят, чтобы стали они крепкими и долго всех радовали. В старину, на празднике проводов зимы, вятичи встречали бога солнца – Ярилу – весёлым свистом игрушек-свистулек.
Люди верили, что свистом смогут прогнать злые силы.
- Для росписи дымковских игрушек используют яркие, праздничные цвета, а узорами служат простые геометрические фигуры. Красные, оранжевые, зелёные круги являются неотъемлемой частью украшения костюма.
Хохломская роспись
Хохлома, Хохлома! Блещут золотом дома!
Миски, ложки, чаши, блюда – золотая вся посуда!
-Не просто так называют эту посуду золотой хохломой. Будто это не обыкновенные деревянные миски да ложки, ковши да чаши, а золотые! Как же появилось это диво дивное – золотая хохлома?
-Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах человек. Кто он и откуда пришёл, неведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так раскрашивал, что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера? Ко мне его!». Послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Но сколько, ни искали солдаты, не смогли найти чудо-мастера. Ушёл он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки. А было это село под названием Хохлома.
- Как же создаются изделия с хохломской росписью?
- Сначала делают бруски-заготовки из дерева. Затем мастер встаёт за токарный станок и придаёт заготовке нужную форму. Так получается основа – «бельё» - резные ковши и ложки. После сушки основу грунтуют очищенной глиной и сушат 7-8 часов и вручную покрывают несколькими слоями олифы 3-4 раза. Следующий этап – «лужение», втирание алюминиевого порошка в поверхность изделия. Теперь предмет приобретает бело-зеркальный блеск и готов для росписи. Затем изделия расписывают масляными красками вручную, причем рисунок нигде не повторяется. Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком и закаливают 3-4 часа в печи до образования золотистого цвета. Так и получается знаменитая хохлома.
-Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи, - красный и чёрный. Традиционные элементы хохломы – красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери. Ах, как вкусно есть из такой сказочной посуды!
Городецкая роспись
-Городецкая роспись зародилась в районе города Городец. Яркая, лаконичная.
Городецкая роспись – как её нам не знать:
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать,
Здесь такие букеты, что нельзя описать,
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Посмотрите на роспись – сочность красок манит.
Городецкая роспись душу нам веселит!
-Городецкая роспись, выполненная в основном чёрной краской, украшала прялки, мебель, ставни, двери и другие изделия домашнего обихода.
-Значительное место в росписи занимают цветочные мотивы – пышные розаны. Они всюду разбросаны на поле весёлыми гирляндами и букетами. Любимый фон – ярко-зелёный или красный, глубокий синий. В Городецкой росписи часто используют образ горячего, сильного коня, который является символом богатства, или образ птицы – символа счастья. Изображения «петух» и «курочка» символизирует семейное благополучие, пожелание семье множества детей. А, теперь давайте немножко поиграем с клубочком:
Физкультминутка: хороводная игра «Клубок»
Я по горенке шла,
Клубок ниток нашла.
Клубок маленький,
Нитки аленькие.
Клубок катится,
Нитка тянется,
Клубок доле, доле, доле,
Нитка боле, боле, боле
Нитка дольше всех,
Перевертов шесть!
Гжель
- Гжель – старинный народный промысел, название которого, вероятно, произошло от слова «жгель», зародился в XVII веке. Первые гжельские мастера обжигали керамическую посуду в печах и называли её «жгель» или «гжель». Местность, в которой производили гжель, тоже стали называть Гжелью.
Если в Гжели вы бывали, то посуду там видали.
Что за синие просторы! И картины, и узоры!
-Посуду покрывали белой эмалью и расписывали в синих тонах. Позже стали расписывать фарфоровые изделия, используя для этого синий кобальт. Посуда была украшена замысловатым орнаментом или сюжетной росписью. Традиционный сюжет гжельской росписи – фантастическая птица, окружённая деревцами или архитектурными сооружениями.
-Известно, что гжельские мастера выполняли заказы даже для царского двора. В XIX веке гжельская посуда по праву считалась лучшей в России. Охотно покупали её и за границей – в Средней Азии и на Ближнем Востоке. Сейчас эти изделия можно увидеть в Эрмитаже, в Русском и Историческом музеях. Сегодня искусство гжельской керамики переживает новый расцвет. Гжельские глиняные игрушки и декоративная посуда с одноцветной синей росписью по белому фону, известны всем не только в России, но и за рубежом.
Филимоновская роспись
-По преданию, основателем деревни (еще во времена Ивана Грозного) был гончар Филимон, отсюда и деревня стала называться Филимоново.
-Филимоновская роспись – старейший народный художественный промысел России. На протяжении многих лет мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарных кругах посуду, печные трубы, различную домашнюю утварь.
-Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Филимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Палитры – малиновый, зеленый, желтый и голубой цвета – игрушки получаются яркими и веселыми. Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища ишеи. Одноцветной, обычно зелёной или малиновой краской, раскрашиваются
голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент.
Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки
украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесён всё тот же орнамент. Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой — крестьянских домотканых сарафанов, вышитых рубах и поясов. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесённый без определённой схемы, создает
пёстрый декор.
А с такими народными промыслами: как жостовская роспись, палех, вологодское кружево, полхов-майдан мы познакомимся с вами позже.
Посмотрите на все эти изделия: дымковская игрушка, гжель, деревянная посуда расписанная узором хохломы и другие изделия; как они красивы, какой тонкий и неповторимый узор на каждом предмете. Они все применяются в быту, все эти изделия изготавливались для использования в повседневной жизни.
Практическая часть:
Лото «Народные промыслы»
Ребята, перед вами представлены образцы различных видов росписи: хохлома, жостово, городец, гжель, филимоново. Давайте, поиграем с вами в лото – каждый должен собрать на большой карте все маленькие картинки, изображающие изделия этого промысла. Победит тот, кто первым соберет все свои картинки. Будьте внимательны, не спешите и постарайтесь не ошибаться. Начинаем игру. Молодцы!
Вот наше путешествие в мир народных промыслов с вами подошло к концу и нам пора с вами возвращаться в группу.
Воспитатель показывает клубок, кружится и катит клубок со словами:
Чтобы дети знать могли,
Как им правильно идти.
Ты клубочек нас веди,
И нам группу покажи!
Подведение итогов:
Воспитатель:
-Ну, вот мы с вами и в группе. Вам понравилось наше путешествие? Что вам понравилось больше всего?
Сегодня много интересного вы узнали о традиционных русских ремёслах. Перед нами раскрылся многовековой опыт и мудрость русского народа, его душа, юмор, смекалка. Изучая историю народных промыслов, мы возвращаемся к истокам национальной культуры. На этом наше занятие подошло к концу. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в группе компенсирующей направленности по теме «Хакасия – край, в котором я живу. Книга памяти»
Изучение ценностей хакасской земли и их особенностей. Развитие любви к родным местам, достопримечательностям, представление о традициях и обычаях коренного народа....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в группе компенсирующей направленности по теме «Земная доброта»
В основе данного занятия лежит экологическая сказка о планете, которая разрушается, но здесь дети пытаются ее спасти, а родители в ходе всего мероприятия способствуют этому. Данное занятие способствуе...
НОД по познавательному развитию в группе компенсирующей направленности на тему «О чем расскажет карта?»
Воспитатель знакомит детей с картами мира, России, города Белгорода, учит детей ориентироваться на карте. Знакомит с достопримечательностями города, ...
Конспект занятия по познавательному развитию в группе комбинированной направленности детей 6-7 лет «Весёлое путешествие»
создать условия для закрепления порядкового счета...
Конспект НОД по познавательному развитию в группе компенсирующей направленности для детей 6-7лет по теме: «Весна красна»
Пополнение и обобщение знаний детей о весне...
Конспект занятия по познавательному развитию в группе компенсирующей направленности для детей 3-4 года с нарушениями зрения по ФГОС
Тема: «Путешествие по волшебной стране»...
Конспект занятия по познавательному развитию в группе раннего возраста. На тему: «Знакомство с русской народной игрушкой- Матрешкой».
Конспект занятия по познавательному развитию в группе раннего возраста.На тему: «Знакомство с русской народной игрушкой- Матрешкой»....