Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ
консультация по окружающему миру
Организация познавательно-исследовательско деятельности дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelno-issledovatelskaya_deyatelnost_v_dou.docx | 28.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами ставить вопросы
и получать на них фактические ответы,
оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне
в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.
К.А. Тимирязев
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, одной из главных задач педагога является «формирование общей культуры личности детей, в т. ч. ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности» и создание для этого благоприятных условий.
Культурная среда, в которой живет и развивается современный дошкольник, этому мало способствует. Детям важно давать возможность экспериментировать, фантазировать, высказывать свои суждения, учиться выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми, находить свое место в коллективе, сопереживать, заботиться о других.
Традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения, при котором дети воспринимают знания в готовом виде, сегодня уже недостаточен. Наряду с ним следует использовать технологии системно-деятельностного подхода. Они ориентированы на формирование личности ребенка и его развитие в самостоятельной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Решению поставленных задач способствует организация в ДОУ познавательно-исследовательской деятельности.
Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ призвана:
- развивать творческую самостоятельность личности;
- расширять кругозор детей;
- формировать познавательные способности к синтезу, сравнению, обобщению, классификации;
- развивать мышление и речь;
- создавать комфортные условия для развития познавательной активности в ходе экспериментирования;
- формировать у детей потребность самостоятельно удовлетворять собственную любознательность;
- совершенствовать командную работу детей.
Направления в познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ
Образовательная система в России стремится воспитать творческих личностей, а потому доминирующей становится концепция личностно-ориентированного образования, которое призвано не научить, а помочь в становлении самобытной и самостоятельной личности. Такие дети смогут реализовывать собственные цели в жизни. В условиях дошкольного образовательного учреждения реализовать это можно посредством познавательно-исследовательской деятельности, которая основывается на инициативности кадров и передовом педагогическом опыте.
Наряду с другими видами детской деятельности, обозначенными в ФГОС ДО, познавательно-исследовательская деятельность является одной из приоритетных в детском саду. Детская исследовательская деятельность реализуется в нескольких видах работ в зависимости от возраста дошколят.
Возрастная категория | Виды работ |
Младшие и средние группы | • исследовательско-творческие - воспитанники детского сада экспериментируют, отражая результаты экспериментов в виде рассказов, стихов, драматизации; • ролево-игровые - воспитанники решают поставленные проблемы, вживаясь в образы персонажей игр или сказок; • информационно-практические - в соответствии с социальными интересами дети собирают и обрабатывают информацию; • творческие - музыкально-танцевальные праздники, детское изобразительное и прикладное творчество |
Старшие и подготовительная группа | • поиск решений проблемных вопросов и ситуаций; • проектная деятельность; • коллекционирование с классификацией и сортировкой предметов, что позволяет усвоить родовидовые отношения; • изучение карт для освоения представлений о пространстве и площади, окружающем мире; • мини-лаборатория с экспериментами и опытами, где дошкольники изучают свойства и предметы, живую и неживую природу; • примитивная трудовая деятельность - уборка листьев, уход за цветниками; • экскурсии, походы и прогулки - знакомство с окружающим миром, природой. |
Несмотря на то, что в детском саду используются различные направления познавательно-исследовательской деятельности, ключевым остается эксперимент.
В ходе экспериментирования дети учатся:
- ставить цели и искать пути их достижения,
- анализировать явления и объекты,
- выделять важные связи и признаки,
- подбирать материалы для самостоятельной деятельности,
- выдвигать предположения,
- экспериментировать,
- подводить итоги.
Организация познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ
Познавательно-исследовательская деятельность базируется на познании мироустройства, взаимосвязи между явлениями окружающего мира, их анализе и систематизации. В дошкольный период подобная деятельность чаще встречается точечно, вплетаясь в продуктивную деятельность или игры. Чем старше становятся дети, тем больше психических функций включается в познавательный процесс.
Детские исследования выполняют несколько важных функций:
- развивают любознательность детворы;
- позволяют освоить временные, пространственные, родовидовые и причинно-следственные связи;
- учат детей систематизировать связи между явлениями и предметами окружающего мира;
- развивают восприятие, мыслительные процессы;
- тренируют навыки словесного анализа и рассуждения.
Важно, чтобы педагоги уяснили, что эффективная познавательно-исследовательская деятельность возможна в случае соблюдения некоторых правил:
- результат - не самоцель, важно познакомить дошкольников с миром, в котором они живут;
- деятельность детей свободна от обязательств, потому что малыши должны сохранять чувство внутренней свободы;
- длительность познавательно-исследовательской деятельности не регламентируется;
- в ходе осуществления задачи важно учитывать индивидуальные черты дошкольников и давать им право на ошибку.
Возрастные особенности детей дошкольного возраста обеспечивают им наглядно-образное и наглядно-действенное мышление - лучшую базу для успешного экспериментирования.
Организация познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ подразумевает несколько этапов работы.
- Педагогам важно заинтересовать детей, пробудить в них любопытство. Важно, чтобы дошкольники активизировали свои поведение, мысли, активно включились в обсуждение материала. Дошкольники самостоятельно определяют длительность и интенсивность деятельности, планируют свое время, выбирая предмет и тематику для исследований.
- Дети воспринимают окружающий мир, осмысленно делают работу. Они определяют значимые и интересные для них темы и объекты. У них появляются новые идеи, развивается творческий потенциал, поскольку любознательность и интерес стимулируют развитие мышления.
- Дошкольники развивают воображение и приобретают наглядно-образное мышление, что позволяет им усваивать и обобщать знания о явлениях и предметах. Образное мышление позволяет обобщить собственный опыт, изучив заинтересовавший их предмет. Дети используют полученные понятия для решения исследовательских задач, закладывая базу для логического мышления.
- Педагогам остается проверить результаты работы, похвалить детей, позволить им поделиться результатами своего труда с другими малышами.
Структура детского экспериментирования предполагает пять этапов:
- определение проблемы, постановка темы исследования;
- выдвижение предположений и гипотез;
- поиск и подбор оптимальных вариантов решения проблемы;
- сбор необходимого для решения материала;
- обобщение, выводы.
Поскольку личностно-ориентированный подход строится на развитии инициативности детей, их сосредоточенности, самостоятельности и активности, важно стимулировать познавательно-исследовательскую деятельность в детском саду. Ключом к успеху является детская активность, которая выражается в самостоятельном выборе формы и вида деятельности.
Педагогика различает три вида активности:
- познавательная проявляется через действия на основе алгоритма, схемы или образца;
- исполнительская строится на принятии поставленной задачи и выбора способа ее решения на основе предложенных взрослыми вариантов;
- творческая – подразумевает самостоятельный выбор способа действия.
Успех познавательно-исследовательской работы строится на повышении детской активности. Чтобы стимулировать ее, педагоги используют ряд приемов:
- повышают интерес через мотивацию, эмоциональность и образность;
- стимулируют исследовательское начало у детей через поиск способа решения;
- применяют приемы развития творческого воображения.
Важно, что опыт инициативности, который ребенок получает в познавательной деятельности, он после переносит в социализацию, коммуникацию или труд.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ
Практика современной жизни показывает: чтобы добиться успеха, нужно проявлять поисковую и исследовательскую активность, отказаться от наработанных стереотипов. Детям необходимые различные виды деятельности (продуктивная, игровая, творческая), реализуемые вместе со взрослыми, чтобы в достаточной мере развить инициативность и активность.
Познавательно-исследовательская деятельность обеспечивает развитие свободного детского творчества, выполняя ряд задач:
- позволяет приобрести полезные коммуникативные навыки;
- сформировать базу для интеллектуальной инициативы и поисковой работы;
- научить искать пути решения проблем с помощью взрослых, а в перспективе и самостоятельно;
- приучить ребенка использовать освоенные методы, применять их для решения других задач;
- стимулирует желание вести конструктивные беседы, заниматься исследовательской работой.
Эффективное развитие познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ в контексте изучения физических явлений, рукотворного мира, живой и неживой природы, невозможно без соответствующей базы: в группах должны быть оборудованы уголки экспериментирования, мини-лаборатории, работать кружки юных исследователей.
Стимулировать заинтересованность в познавательно-исследовательской деятельности можно, если:
- создать ситуацию выбора, таинственности, мотивировать деятельность сюрпризом, пробудить в них любопытство;
- использовать рабочий материал согласно возрасту детей;
- умеренно участвовать в деятельности, чтобы воспитанники могли проявить инициативу (в средних группах воспитатель участвует в процессе, в старших - советует и координирует);
- работать в условиях взаимного уважения и доброжелательности.
Этим же целям служит активное привлечение родителей, вовлечение их в процесс формирования познавательно-развивающей среды. Они могут оборудовать уголок экспериментирования, готовить необходимые материалы, консультироваться с воспитателем, наполнять мини-библиотеку. Ключевое значение имеет совместное творчество детей и родителей, которое обеспечивает успешную социальную практику для воспитанников ДОУ.
Общими усилиями педагогов и родителей дети адаптируются к условиям современной жизни, развивают те личные качества, которые станут залогом их будущего успеха. Воспитанники детского сада должны быть толерантными, инициативными, самостоятельными и ответственными, настойчивыми и целеустремленными, а развить в них эти черты позволяет систематическая познавательно-исследовательская деятельность.
Источник: https://www.resobr.ru/article/63117-qqq-17-m5-poznavatelno-issledovatelskaya-deyatelnost-v-dou
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»
Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...
КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"
КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...
Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"
Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"...
Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»
Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...
Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».
Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....
- Мне нравится (1)