НОД "Заколдованная рыбка"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Кокорина Екатерина Владимировна

Итоговое НОД по теме "Рыбы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_ryby.docx29.56 КБ

Предварительный просмотр:

  муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«ДЕТСКИЙ САД №7 «СОЛНЫШКО»

Корсаковского городского округа Сахалинской области

МБДОУ «Детский сад №7 «Солнышко»

Конспект НОД для средней группы

Тема: «Заколдованная рыбка».

  1. г.

Конспект НОД Тема: «Заколдованная рыбка»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: Закрепление знаний детей о рыбах. 

Задачи:

Обучающие:

  • формировать у детей представления о рыбах, как о живых

существах, живущих в воде, о характерном строении рыб – форма

тела, плавники, жабры и т.д., питании, среде обитания;

  • формировать умения детей обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные рыбы, речные рыбы);
  • закреплять умения работать со схемами, конструировать при помощи счётных палочек, счётного материала;
  • закреплять знание основных цветов.

Развивающие:

  • развивать любознательность, память, мышление, воображение, мелкую моторику пальцев рук;
  • развивать умение логически мыслить; учить сравнивать, 
    анализировать, устанавливать простейшие причинно - следственные 
    связи, делать обобщения;
  • развивать речь детей, словарный запас. 

Воспитательная:

  • воспитывать интерес к окружающей природе;
  • воспитывать и чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе.

        Оборудование: нарисованный аквариум с рыбкой, рыбки, 4 замка и ключа, письмо, набор картинок разных животных и рыб, картинки для выкладывания схем, пазлы «Рыба. Строение», картинки среды обитания: аквариум, море, речка; мяч, счётные палочки, счётный материал.

Дети вместе с воспитателем входят в группу. Воспитатель обращает внимание детей на гостей, даёт им возможность разглядеть присутствующих, встают на ковёр в круг.

Организационный момент.

 Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычная гостья, подойдите к доске, посмотрите. Что это?

Воспитатель обращает внимание детей на плакат с изображением аквариума с замками, висящего на доске.

Дети: Это аквариум.

Воспитатель: Посмотрите, закрыли его и замки повесили. Что же случилось с аквариумом! Как вы думаете?

Ответы детей.

Воспитатель: А кто в нём может жить?

Дети: В аквариуме живут аквариумные рыбы.

Воспитатель: Интересно, что же случилось на самом деле? Смотрите, а вот письмо, да не простое – с золотой печатью! Интересно от кого оно! Посмотрим?

Воспитатель берёт письмо.

Ответы детей.

Воспитатель: Здесь написана загадка. Слушайте внимательно.

Воспитатель читает загадку.

Воспитатель: Молчалива я на диво,
                                В платье с блестками красивом
                                Я желанья исполняю,
                                В сказках многих я встречаюсь
                                Быть могу и золотой,
                                И обычной, простой.

Дети: Золотая рыбка.

Воспитатель: Конечно. Ребята, это письмо от самой золотой рыбки. Давайте откроем его и прочтём.

Воспитатель открывает и зачитывает письмо.

 «Здравствуйте ребята! Помогите! Злая колдунья заколдовала мой аквариум, закрыла его на четыре замка и забрала всех моих друзей.  Чтобы открыть замки, нужно найти ключи. Выполните все задания колдуньи и расскажите, что вы знаете о рыбах, тогда получите ключи и найдёте моих друзей.

 Золотая рыбка».

 Воспитатель: Ну что ребята, поможем Золотой рыбке, найдём её друзей и расколдуем дом?

Дети: Да.

Воспитатель: Я знала, что вы – смелые ребята! Итак, первое задание.

«Расскажите о рыбах». Кто такие рыбы?

Дети: Рыбы – это живые существа, которые живут в воде.

Воспитатель: Всё верно. Рыб в мире огромное количество. Подойдите к столу и отберите картинки с изображением рыб.

Дети вместе с воспитателем подходят к столу и отбирают картинки с изображением рыб.

Воспитатель: Хорошо! Посмотрите на все эти картинки и скажите пожалуйста, чем рыбы отличаются животных?

Дети: Рыбы живут в воде. У них вместо ног – плавники и хвост. Тело покрыто чешуёй, дышат рыбы жабрами.

Воспитатель: А теперь давайте соберём картинку из пазлов и узнаем части тела рыбы.

Дети берут по одному пазлу, называют часть тела, для чего она нужна рыбе и составляют картинку с изображением рыбы. 

Воспитатель: Молодцы! А теперь …. прочитает для вас стихотворение..

Чтение стихотворения.

Вы слыхали или нет,

Что у рыбы есть скелет?

Есть для гребли плавники,

Есть костюм из чешуи.

И предмет мечтания

Жабры для дыхания.

Воспитатель: Молодцы! За ваши ответы вы получаете первый ключ.

Воспитатель отдаёт детям первый ключ. Подходим к доске с закрытым аквариумом.

Воспитатель: Давайте подойдём к замку и откроем первый замок.

Открываем первый замок.

Воспитатель: Второе задание. Ребята, а где живут рыбы? В каких водоёмах?

Дети: Рыбы живут в воде. В морях, речках, озерах, океанах, в аквариумах.

Воспитатель: А во всех этих водоёмах вода одинаковая или разная?

Дети: Разная. В море, океане вода солёная, а в речке, озере, аквариуме – пресная.

Воспитатель: Всё верно. Рыбы, живущие в море, как называются…

Дети: Морскими.

Воспитатель: А рыбы, живущие в реке …

Дети: Речными.

Воспитатель: Рыбы, живущие в аквариуме, называются …

Дети: Аквариумные.

Воспитатель: Молодцы! Давайте этих всех рыб поселим в ту среду обитания, где они живут. Возьмите себе по две рыбы и прикрепите их к нужному водоёму.  

Дети подходят к столу, выбирают рыб и прикрепляют к нужному водоёму.

Воспитатель: А теперь давайте проверим. Алиса, каких рыб ты взяла? Где они обитают?

Воспитатель проверяет всех детей.

Воспитатель: Отлично! А каких вы знаете ещё рыб?

Ответы детей.

Дети: В аквариуме – аквариумные рыбки …(гуппи, неоны, золотые рыбки, сомики), в реке, озере (щука, ёрш, окунь), в море – морские …(акулы, камбала,), в океане – океанические… (кит, рыба-меч, касатка).    Загадки

Воспитатель: Ребята, посмотрите на всех этих рыб, чем же они отличаются друг от друга?

Дети: Рыбы отличаются окраской, формами и размерами тела.

Воспитатель: Чем помогает рыбам их окраска?

Дети: Они прячутся от других рыб.

Воспитатель: Какую форму имеют рыбы?

Дети: Овальную, плоскую, круглую.

Воспитатель: А по размерам какие рыбы бывают?

Дети: Маленькие, большие и огромные.
Воспитатель: Молодцы! А теперь …. прочитает для вас стихотворение..

Чтение стихотворения.

Форма рыб бывает разной:

Круглой, плоской, Т- образной,

Змеевидной и овальной-

Абсолютно идеальной.

Воспитатель: Молодцы! Вы получаете второй ключ.

Воспитатель отдаёт детям второй ключ. Подходим к доске с закрытым аквариумом.

Воспитатель: Подойдём к замку и откроем второй замок.

Открываем второй замок.

Воспитатель: Ребята, а бывают ли на море волны?  А как вы думаете, какие волны бывают?  

Дети: Иногда бывают волны маленькие и спокойные, а иногда высокие.

Воспитатель: Давайте немного поиграем.

Физкультминутка: «Море волнуется».

Воспитатель говорит слова игры, дети изображают.
Воспитатель: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три: звездою морскою замри; коньком морским замри; рыбаком замри; морской волной замри.

Воспитатель: Здорово поиграли. А у нас с вами ещё есть задание. А для чего мы их выполняем?

Дети: Чтобы расколдовать Золотую рыбку.

Воспитатель: Верно. А вот и третье задание.

«Работа со схемами»

Воспитатель: Что нужно рыбам для жизни? Подойдите к столу и посмотрите, здесь лежат карточки, давайте отыщем среди них, что же нужно рыбам для жизни. По очереди берите карточки, называйте и крепите их на доску.

Дети находят нужные карточки, называют и крепят их на доску.

(Вода, форма тела, покров тела, жабры, плавники).

Воспитатель: Молодцы! А что рыбы делают в воде, сейчас узнаем, поиграв в игру с мячом. Становитесь полукругом.

Дети становятся полукругом.

Воспитатель: Я буду кидать вам мяч, а вы мне будите называть, что делают рыбы в воде. Раз, два, три - действие рыбок назови! 
Воспитатель кидаем детям мяч, они называют действия рыб в воде. (плавают, ныряют, плещутся, играют, прячутся, дышат, питаются, резвятся, отплывают, подплывают.) 

Воспитатель: Отлично поиграли. А у нас ещё задания, нужно их выполнить, открыть последний замок и расколдовать Золотую рыбку. Продолжаем разбирать эти карточки. Давайте найдём, чем питается рыба? По очереди продолжаем брать карточки, называем и крепим их на доску.

Дети находят нужные карточки, называют и крепят на доску.

(Личинки насекомых, насекомых, червей, водоросли, других рыб, икру рыб, мальков, головастиков, планктон, мелких водных организмов, аквариумные рыбки питаются специальным кормом).

Воспитатель: Молодцы! И это вы знаете.

Ребята, послушайте забавное стихотворение про то, как рыбы любят улыбаться. И не просто слушайте, а подсказывайте мне словечки. 
Дидактическая игра «Подскажи словечко» 
Если это рыбка – у нее улыбка. 
Если это рыбочка – у нее … (улыбочка). 
Если это рыба – у нее … (улыба). 
Если это рыбина – у нее … (улыбина). 
Если это рыбища – у нее … (улыбища). 

Воспитатель: Ребята, а мне всегда было интересно, откуда и как появляются рыбки. А вы знаете?

Дети: Да.

Воспитатель: Ну тогда давайте найдём соответствующие картинки и выложим их на доску.

Дети находят нужные карточки, называют и крепят на доску.

(Рыба откладывает икринки, из них появляются мальки, мальки вырастают в больших рыб.)

Воспитатель: А все ли рыбы появляются из икры?

Дети: Нет.

Воспитатель: А как?

Дети: Они рождаются у рыбы.

Воспитатель: Конечно, они живородящие.

Воспитатель: Воспитатель: Молодцы! Вы получаете третий ключ.

Воспитатель отдаёт детям третий ключ. Подходим к доске с закрытым аквариумом.

Воспитатель: Подойдём к замку и откроем третий замок.

Открываем третий замок.

Воспитатель: Остался всего один замок, и мы сможем расколдовать дом Золотой рыбки. А что ещё рыбка нас просила?

Дети: Найти её друзей.

Воспитатель: Верно. Следующее задание «Выложи рыбку».

Пройдите к столу, сядьте на места. Колдунья предлагает вам выложить друзей Золотой рыбки из геометрических фигур и счётных палочек, тогда и получите настоящих её друзей и последний ключ. Возьмите себе любую схему и приступайте к работе.

Дети выкладывают рыб из геометрических фигур и счётных палочек по схемам.

Воспитатель: Какие красивые рыбки у нас получились! А вот и настоящие друзья Золотой рыбки.

Воспитатель достаёт из-под подноса картинки рыбок и четвёртый ключ, отдаёт детям. Подходим к доске с закрытым аквариумом.

Воспитатель: Откроем четвёртый замок.

Открываем четвёртый замок.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Посмотрите. Кто это?

Дети: Золотая рыбка.

Воспитатель: Её мы освободили, а где же её рыбки друзья. Отпускайте их в аквариум.

Дети крепят рыбок в аквариум.

Воспитатель: Золотая рыбка говорит вам большое спасибо за помощь! Благодаря вашим знаниям, вы расколдовали дом Золотой рыбки и вернули ей её друзей.

Рефлексия

Воспитатель: Кому мы сегодня помогали?

Ответы детей.

Воспитатель: Какие задания мы выполнили?

Ответы детей.

Воспитатель: А что вам понравилось больше всего?

Ответы детей.

Воспитатель: А мне очень понравились сегодня вы, как здорово вы работали, сколько заданий выполнили. Вы были большие молодцы, умнички!

На этом наша встреча закончена, давайте скажем нашим гостям «До свидания».

Дети говорят гостям «До свидания».

Загадки

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно (сом)

Колюч, да не еж

Кто это? (ерш)

 

Ярко – красный или черный,

Очень резвый и проворный,

Длинный острый хвостик носит

И зовется ... (меченосец)

У неё во рту пила,
Под водой она жила.
Всех глотала, всех пугала,
А теперь в уху попала.
(Щука).

Колючий, да не ёж,
Кто же это? … (Ёрш).


В пруду или озере, больше нигде.
В тихой, спокойной стоячей воде,
Где буйная зелень на дне разрослась, 
Вот именно там обитает …
(Карась).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию ориентировки в пространстве на тему: "Рыбка, рыбка, где ты спишь?" в старшей группе (с нарушением зрения) учителя-дефектолога МБДОУ (детский сад комбинированного вида) №69

Занятие проводится с подгруппой детей на участке детского сада.Цель занятия: обучение детей  ориентировки в пространтве и на микроплоскости с помощью сохранных анализаторов....

конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию ориентировки в пространстве на тему "Рыбка, рыбка, где ты спишь?" в старшей группе (для детей с нарушением зрения)

Коррекционно-развивающее занятие проводится с детьми, имеющими нарушения зрения, в целях развития у них ориентировки в пространстве и на микроплоскости. Занятие проводится на участке в зимний период в...

Презентация «Аквариумные рыбки» к непосредственно образовательной деятельности «Наблюдение за аквариумной рыбкой» по познавательно-речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники, экспериментирования

Данная презентация была составлена к непосредственно образовательной деятельности "Наблюдение за аквариумной рыбкой" по познавательно-речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники, э...

«Наблюдение за золотой рыбкой. Коллективный рассказ о рыбке».

Конспект занятия для детей раннего возраста«Окружающий мир» «Наблюдение за золотой рыбкой. Коллективный рассказ о рыбке»....

Конспект НОД с детьми первой младшей групп "Рыбки, рыбки озорницы"

Конспект НОД с детьми первой младшей группы "Рыбки, рыбки озорницы" с использованием игровых, информационно-коммуникативных, здоровьесберегающих технологий....

Конспект НОД. Аппликация. "Рыбки играют, рыбки сверкают"

Конспект продуктивной деятельности  (аппликация) в средней группе....