« Муравьи. Какие они?»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Зыкова Наталья Валерьевна

Цель: Расширять знания и представления об особенностях внешнего вида,  жизненных проявлениях насекомых.

 

Ребята, сегодня я Вам расскажу про один необычный терем. Вы будете, не только меня слушать внимательно , но и делать зарисовки во время рассказа.

Загадка:

В лесу, живет трудяга – славный,

Его узнаешь без труда.

Он строит дом в лесу, с друзьями,

Из листьев, веток, горстки мха.

Кто это?

Итак, в одном лесу стоит муравьиный терем. Как вы догадались, живут в нем лесные муравьи. Это просторный и удобный дом, похожий на горку. (Давайте нарисуем эту « горку»)

 

 Рис 1 image

 

Этот терем, называется муравейник, он имеет множество дырочек-вентиляций. В нем находятся кухни, мусоросборники, детские и даже туалетные комнаты.  ( Давайте нарисуем дырочки-вентиляции)

 

  Рис 2  image

 

Муравьи содержат свой дом в чистоте. У некоторых муравьев есть специальные подротовые сумки. Они складывают в них мусор во время уборки, а потом выносят его в специальные камеры.

Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. Правит в муравейнике муравьиная принцесса, потом она становится царицей. Когда она была молоденькая, у нее были крылышки,  она любила порезвиться и полетать. Но, когда она выросла и стала мамой большого семейства, она отгрызла себе крылья и с тех пор живет в муравейнике ( давайте нарисуем муравьиную  принцессу)

 

imageimageimageimageimageimageimageimageimageimageimage Рис 3 image

 

У муравья утолщенное брюшко , грудь, голова  (рисуем два овала и круг), три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти, нет носа, но,  очень подвижные усики, которыми он  определяет не только запахи, но и может определить форму объекта. Особенно это будет важно в темноте подземного муравейника.

Физминутка

 Муравьишка потянулся,

Раз нагнулся,

Два нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ветку, видно, не нашел.

Чтобы ветку нам достать,

Надо на носочки встать.

 

В муравьиной семье у каждого есть свои обязанности: есть рабочие муравьи, они кормят личинок, ухаживают за куколками - переносят их или поближе к поверхности или прячут вглубь муравейника в зависимости от погоды, помогают новорожденным выбраться из оболочки кокона.

 Охраняют муравейный терем муравьи- солдаты, это бесстрашные защитники крепости, готовые не на жизнь, а на смерть сражаться с врагами.

 Для общения друг с другом они пользуются разнообразными сигналами: прикасаясь к другому муравью ногами, усиками или головой. Также они используют химические сигналы. Если их потревожить, то насекомые встают в оборонительную позу: они поднимаются на задних лапках и немного наклоняют брюшко вперед. Муравей выпускает особую жидкость, которая состоит из вещества тревоги и муравьиной кислоты.

Муравьи, которые обитают в одном гнезде, имеют одинаковый запах. Таким образом, они узнают друг друга и не пускают в свое жилище других насекомых.

 

 

Дидактическая игра

Существует несколько видов муравьев, а по цвету так же есть и красные, желтые, черные и рыжие муравьи. Сейчас, мы с вами поиграем в игру «Собери муравья» , делимся на 4 группы, одни ребята будут собирать черных муравьев, другие красных, третьи желтых и рыжих.

Муравьи являются единственными опылителями какао. И не будь их, мы никогда не смогли бы попробовать шоколад Но, в лесу у муравьев много врагов. Их истребляют  птицы, ими лакомится медведь. Часто на муравейники нападают дятлы. Некоторые птицы прилетают к муравейнику для того, чтобы очиститься от многочисленных паразитов, смазывая перья муравьиной кислотой. Например, ворона, ложиться на муравьиную кучу, раздвинув в стороны крылья и поджав хвост. Клювом она давит муравьев и смазывает перья муравьиной кислотой, которая содержится в брюшке муравья.

Сегодня, вы узнали о жизни муравьев. Что вам понравилось? Что нового вы узнали? (ответы детей).

А в заключении, я предлагаю вам поиграть в подвижную игру « Муравьиные бега» .

Цель:  учить выполнять препятствия коллективно (как муравьи), действовать сообща по сигналу, проходя ряд препятствий.

Группа делится на две команды: « Красные» и « Черные» муравьи.

  1. Дети разбегаются по группе, по сигналу,  должны собраться в свои команды – обручи, выигрывает та команда, которая выполнила задание первая.
  2. Дети выстраиваются в команды, друг за другом. По сигналу, каждый участник берет свой предмет (кубик, шар, скакалку, кеглю и т.п.) и несет в свой « муравейник», выигрывает та команда, которая выполнила задание первая.
  3. Дети выстраиваются в команды, друг за другом. По сигналу, пролезают под препятствием , выигрывает та команда, которая выполнила задание первая.

      4. Дети выстраиваются парами в каждой команде. По сигналу, берут    каждый по кубику,

           бегут до ориентира и ставят эти кубики, так же выполняют последующие пары, в итоге

            должен получится « муравейник» из кубиков.

  1. Дети выстраиваются в команды, друг за другом. По сигналу, каждый ребенок, кидает свой
  2. мяч или мешочек в мишень, выигрывает та команда, которая выполнила задание первая. И набрала наибольшее количество очков при попадании.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3.ekologicheskiy_konspekt.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

                Конспект интегрированной НОД

                   по познавательному развитию

                        « Муравьи. Какие они?»

                                                  (старший дошкольный возраст)

                                                                                         

                                                                       Составитель: Зыкова Н.В

Цель: Расширять знания и представления об особенностях внешнего вида,  жизненных проявлениях насекомых.

Ребята, сегодня я Вам расскажу про один необычный терем. Вы будете, не только меня слушать внимательно , но и делать зарисовки во время рассказа.

Загадка:

В лесу, живет трудяга – славный,

Его узнаешь без труда.

Он строит дом в лесу, с друзьями,

Из листьев, веток, горстки мха.

Кто это?

Итак, в одном лесу стоит муравьиный терем. Как вы догадались, живут в нем лесные муравьи. Это просторный и удобный дом, похожий на горку. (Давайте нарисуем эту « горку»)

 Рис 1

Этот терем, называется муравейник, он имеет множество дырочек-вентиляций. В нем находятся кухни, мусоросборники, детские и даже туалетные комнаты.  ( Давайте нарисуем дырочки-вентиляции)

  Рис 2  

Муравьи содержат свой дом в чистоте. У некоторых муравьев есть специальные подротовые сумки. Они складывают в них мусор во время уборки, а потом выносят его в специальные камеры.

Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. Правит в муравейнике муравьиная принцесса, потом она становится царицей. Когда она была молоденькая, у нее были крылышки,  она любила порезвиться и полетать. Но, когда она выросла и стала мамой большого семейства, она отгрызла себе крылья и с тех пор живет в муравейнике ( давайте нарисуем муравьиную  принцессу)

 Рис 3

У муравья утолщенное брюшко , грудь, голова  (рисуем два овала и круг), три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти, нет носа, но,  очень подвижные усики, которыми он  определяет не только запахи, но и может определить форму объекта. Особенно это будет важно в темноте подземного муравейника.

Физминутка

 Муравьишка потянулся,

Раз нагнулся,

Два нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ветку, видно, не нашел.

Чтобы ветку нам достать,

Надо на носочки встать.

В муравьиной семье у каждого есть свои обязанности: есть рабочие муравьи, они кормят личинок, ухаживают за куколками - переносят их или поближе к поверхности или прячут вглубь муравейника в зависимости от погоды, помогают новорожденным выбраться из оболочки кокона.

 Охраняют муравейный терем муравьи- солдаты, это бесстрашные защитники крепости, готовые не на жизнь, а на смерть сражаться с врагами.

 Для общения друг с другом они пользуются разнообразными сигналами: прикасаясь к другому муравью ногами, усиками или головой. Также они используют химические сигналы. Если их потревожить, то насекомые встают в оборонительную позу: они поднимаются на задних лапках и немного наклоняют брюшко вперед. Муравей выпускает особую жидкость, которая состоит из вещества тревоги и муравьиной кислоты.

Муравьи, которые обитают в одном гнезде, имеют одинаковый запах. Таким образом, они узнают друг друга и не пускают в свое жилище других насекомых.

Дидактическая игра

Существует несколько видов муравьев, а по цвету так же есть и красные, желтые, черные и рыжие муравьи. Сейчас, мы с вами поиграем в игру «Собери муравья» , делимся на 4 группы, одни ребята будут собирать черных муравьев, другие красных, третьи желтых и рыжих.

Муравьи являются единственными опылителями какао. И не будь их, мы никогда не смогли бы попробовать шоколад Но, в лесу у муравьев много врагов. Их истребляют  птицы, ими лакомится медведь. Часто на муравейники нападают дятлы. Некоторые птицы прилетают к муравейнику для того, чтобы очиститься от многочисленных паразитов, смазывая перья муравьиной кислотой. Например, ворона, ложиться на муравьиную кучу, раздвинув в стороны крылья и поджав хвост. Клювом она давит муравьев и смазывает перья муравьиной кислотой, которая содержится в брюшке муравья.

Сегодня, вы узнали о жизни муравьев. Что вам понравилось? Что нового вы узнали? (ответы детей).

А в заключении, я предлагаю вам поиграть в подвижную игру « Муравьиные бега» .

Цель:  учить выполнять препятствия коллективно (как муравьи), действовать сообща по сигналу, проходя ряд препятствий.

Группа делится на две команды: « Красные» и « Черные» муравьи.

  1. Дети разбегаются по группе, по сигналу,  должны собраться в свои команды – обручи, выигрывает та команда, которая выполнила задание первая.
  2. Дети выстраиваются в команды, друг за другом. По сигналу, каждый участник берет свой предмет (кубик, шар, скакалку, кеглю и т.п.) и несет в свой « муравейник», выигрывает та команда, которая выполнила задание первая.
  3. Дети выстраиваются в команды, друг за другом. По сигналу, пролезают под препятствием , выигрывает та команда, которая выполнила задание первая.

      4. Дети выстраиваются парами в каждой команде. По сигналу, берут    каждый по кубику,

           бегут до ориентира и ставят эти кубики, так же выполняют последующие пары, в итоге

            должен получится « муравейник» из кубиков.

  1. Дети выстраиваются в команды, друг за другом. По сигналу, каждый ребенок, кидает свой
  2. мяч или мешочек в мишень, выигрывает та команда, которая выполнила задание первая. И набрала наибольшее количество очков при попадании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект ООД "Какой, какая,какое, какие?"

Совершенствование умения согласовывать слова в предложении. Образование однокоренных слов, словообразование....

Картотека "Какая, какое, какой, какие"

Картотекакоторая поможет расширить словарь прилагательных у детей....

Познавательное занятие "Самое интересное о муравьях. Приложение к занятию "Самое интересное о муравьях"

Цель: развитие представлений о приспособлении живых существ, к среде обитания, бережное обращение к природе.Задачи:1. Обобщить представление детей о многообразии насекомых, уточнить знания о поль...

Исследовательский проект "Какую пользу приносят муравьи"

Исследовательский проект "Какую пользу приносят муравьи"...

Воспитываем мужчину: с какого возраста и каким образом начать развивать в сыне «мужские качества»? Статьи / Психологическое просвещение Воспитываем мужчину с какого возраста и каким образом начать развивать в сыне мужские качества Когда в семье появляетс

Когда в семье появляется мальчик, то папа ждёт, что из него вырастет друг и соратник, а мама надеется видеть в сыне помощника и защитника.Но как воспитать из маленького человека настоящего мужчину?...

Какой? Какая? Какое? Какие?

предмет). Предложите подобрать подходящие к предмету свойства: «Мяч бывает большим или маленьким, красным или синим, пластмассовым или резиновым...»Белка – …(пушистая, рыжая, ...