Конспект занятия по экспериментальной деятельности Тема: «Как происходит вулкан?» Подготовительная группа
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель:
Расширение и уточнение представления детей об окружающем мире.
Развитие интереса к познавательной деятельности.
Задачи:
- Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения;
- Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов;
- Поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
-Воспитывать аккуратность, взаимопомощь, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность), умение доводить начатую работу до конца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 18.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по экспериментальной деятельности
Тема: «Как происходит вулкан?»
Подготовительная группа
Цель:
Расширение и уточнение представления детей об окружающем мире.
Развитие интереса к познавательной деятельности.
Задачи:
- Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения;
- Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов;
- Поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
-Воспитывать аккуратность, взаимопомощь, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность), умение доводить начатую работу до конца.
Активизация словаря: вулкан, магма, жерло, кратер, лава, извержение, пепел.
Материал:
Макет вулкана, поддон, сода, лимонная кислота, красная краска, моющая жидкость, лист бумаги (для фиксаций наблюдений), цветные карандаши, чайная ложка, пипетка.
Предварительная работа:
- чтение детской энциклопедии «Все обо всем»;
- рассматривание иллюстраций с изображением вулканов;
- беседы о видах вулканов; чтение книг о вулкане, рассматривание схем вулканов, его строение;
- просмотр видеоролика для детей «Извержение вулкана»;
- сбор материала о вулканах, подбор иллюстраций, изготовление родителями презентаций «Вулкан».
Индивидуальная работа:
- активизировать в речи детей слова: магма, жерло, кратер, лава, вулкан;
- развивать память, через припоминание и воспроизведение пошаговых действий выполнения эксперимента.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Использование следующих технологий:
1. Личностно-ориентированная технология – наблюдения, экспериментальная деятельность.
2. Социоигровая технология – работа в малых группах.
3. Здоровье - сберегающая технология – динамическая пауза (физминутка).
Ход занятия:
1. Приветствие.
Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько много гостей сегодня в нашей группе (дети здороваются) с гостями
2. Вводная часть:
Воспитатель: Садитесь поудобнее (на подушки) сегодня мы с вами пойдем в лабораторию «Интересных открытий». Скажите ребята, для чего мы с вами ходим в лабораторию?
Дети: Чтобы узнать что-то новое и интересное.
Воспитатель: А хотите узнать тему нашего исследования? (ответы детей).
Давайте отгадаем загадки:
1. Огненная жидкость, выходящая из вулкана? (лава).
2. Ученый, который занимается исследованием вулканов? (вулканолог).
3. Канал, по которому магма поднимается к кратеру? (жерло)
4. Углубление в виде чаши, образовавшиеся на вершине или склоне вулкана? (кратер)
5. Как называется огненно-жидкая масса, которая возникает в земной коре? (магма).
6. На что по форме похож вулкан? (конус)
Ребята, вы догадались, о чем пойдет речь на нашем занятии?
Дети: О вулканах.
Воспитатель: Сейчас мы познакомимся с ними.
(просмотр слайдов о вулканах сопровождается пояснениями педагога):
- извержение вулкана начинается с появления дыма;
- затем происходит взрыв;
- на самой вершине вулкана находится кратер. Кратер-огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато-оранжевая пасть, это жерло вулкана, дыра, уходящая глубоко в землю в магму. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Лава – растопленные камни. Она течет вниз по склону и вытекает очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает все живое на пути, превращая в пепел. Когда лава утечет далеко от вулкана, она застывает и превращается в камни.
Вопросы детям:
- с чего начинается извержение вулкана? ( с появления дыма)
- что происходит дальше? (происходит взрыв)
- что остается после извержения вулкана? (застывшие камни, сгоревшие деревья)
Мы наблюдали с вами за действующим вулканом. А еще бывают спящие и потухшие вулканы. Как вы думаете, какой вулкан называют спящим?
Дети: Спящий вулкан – это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может взорваться в любой момент.
Воспитатель: Наблюдать за извержением вулкана интересно. Безопасно это делать в кинотеатре или на картинках. А еще можно сделать макет вулкана и понаблюдать за извержением лавы, оживив вулкан. Интересно? Хотите самостоятельно в лаборатории проделать опыт: извержение вулкана?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте пройдем в лабораторию научных открытий.
Физминутка под музыку:
По дорожке мы шагали,
И ворон мы не считали,
Смело мы идем вперед,
Где вулкан уже нас ждет.
Когда в гости мы пришли,
Можно крикнуть «1,2,3».
Воспитатель: Но, прежде чем проводить опыт в лаборатории, давайте вспомним, что необходимо сделать сначала.
Дети: Необходимо вспомнить правила безопасности в лаборатории:
(рассматриваем таблицу, дети сами ее озвучивают):
1. Только со взрослыми мы проводим опыты.
2. Надеть специальную одежду.
3. Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно. Среди них могут встретиться и ядовитые.
4. Не стоит все пробовать на вкус, особенно если не знаешь, что это за вещество.
3. Основная часть:
Воспитатель: В лаборатории у нас все готово для проведения опыта.
Одеваем фартуки, шапочки.
Ставим поднос.
- Давайте посмотрим, из чего сделано основание вулкана? (из теста и соли).
- Из чего сделано жерло вулкана? (баночка от мыльных пузырей).
- Разукрашиваем.
Проведение опыта:
- насыпаем ложку соды;
- добавляем красной краски (гуашь);
- насыпаем лимонной кислоты;
- добавляем 4 ложки воды;
- 1 ложку «Ферри».
Что мы наблюдаем? Посмотрите, как извергается наш вулкан? (Он извергается спокойно).
Чем наш вулкан, отличается от настоящего? (Предполагаю, что дети ответят: «Наш вулкан маленький, из него не идет дым, пепел, камни, магма не такая горячая, как на самом деле и др.»).
А сейчас вы зарисуйте свой опыт.
Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно, и у вас все получилось, замечательно! Вам понравилось?
Давайте еще раз вспомним, чем мы пользовались, чтобы получить знания о вулканах (спросить у взрослого, подумать самостоятельно, посмотреть по телевизору, узнать через компьютер).
Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается?
Игра «Хорошо- плохо»
1. Вулкан хорошо, почему?
- Поднимают на поверхность много полезных веществ, почва вокруг них плодородная.
- Из вулканической пыли делают лекарства и удобрения.
- Из затвердевшей лавы строят дома.
2. Вулкан плохо, почему?
- Лава является причиной лесного пожара.
- Потому что вулкан загрязняет воздух, люди начинают задыхаться и болеть.
- Вулкан уничтожает животных, птиц.
Кому можно рассказать и показать наш опыт?
Когда вы вырастите большими, наверное, обязательно станете учеными! Вы будете изучать и беречь нашу Землю.
Занятие окончилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы на тему «Волшебница вода»
В этой работе говорится о проведении детьми опытов с водой для закрепления знаний о её состоянии и свойствах....
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы на тему «Волшебница вода»
Цель данного занятия: Развивать творческую исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования....
Конспект занятия по экспериментальной деятельности для детей второй младшей группы на тему: « Секреты воды»
Интересно и занимательно...
Конспект занятия опытно- экспериментальной деятельности для детей второй младшей группы "Ох, водичка хороша!"
Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы....
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности "Воздух" в старшей группе
Конспект НОД "Воздух" в старшей группе...
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности во второй младшей группе "Подарок для Зайчонка"
В представленном конспекте содержутся материалы для проведение занятия-игры "Подарок для Зайчонка" во второй младшей группе, направленной на развитие экспериментальной деятельности, активиза...
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности. «Извержение вулкана» (подготовительная группа)
Познакомить детей с природным явлением – извержением вулкана; 2. Развивать познавательную активность детей в поисково – познавательной...