Конспект занятия "Извержение вулкана"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №1 «Солнышко»
Организованная образовательная деятельность
Образовательная область «Познавательное развитие»
(ознакомление с окружающим миром)
подготовительная к школе группа
Тема: «Извержение вулкана»
Воспитатель: Ондар Азиймаа Кара-ооловна
2018г.
г.Шагонар
Образовательная область: познавательное развитие.
Направление: ознакомление с окружающим миром.
Тема: «Извержение вулкана»
Цель: развитие познавательной активности у детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
Обучающие: познакомить детей с природным явлением - вулканом. Формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе.
Развивающие: развивать у детей активность, самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности.
Воспитательные: воспитывать любознательность, интерес и стремление к познанию окружающего мира.
Форма проведения: эксперимент, опыты, наблюдение, рассматривание
Вид деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная, продуктовая.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое.
Средства реализации: кусочки пемзы, обычные камни, миски с водой, смесь (пищевая сода, красная гуашь, жидкость для мытья посуды, уксус ), посылочный ящик, макеты вулканов, разрезные картинки, материалы для рисования, не раскрашенные рисунки. Средства ТСО: экран, проектор, ноутбук.
Словарная работа: вулкан, извержение, пемза, лава.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, картинок о вулканах, заучивание физкультминутки, изготовление макета вулкана.
Освоение содержания образовательных областей
1.Мотивационно-побудительный.
Разминка.
Собрались все дети в круг
Ты – мой друг и я твой друг!
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Восп: Я вам приготовила на занятия интересные картинки, пройдёмте к столу (перед детьми расположены два стола, на которых лежат картинки с изображением грозы, дождя, облака, солнечного затмения и восхода солнца).
Игра «Сложи картинки».
Восп: Что случилось? Картинки разрезаны на маленькие части, кто это мог сделать. Кто – то очень не хочет, чтобы их увидели. Давайте их сложим и рассмотрим, что на них нарисовано.
(дети работают в парах).
Восп: - Что изображено на ваших картинках?
- Как можно назвать их по-другому, одним словом? (явления природы)
Восп: Ребята, сегодня почтальон принес посылку. Давайте откроем ее и посмотрим, что в ней лежит. (в посылке лежат письмо, пемза и рисунки). Вы знаете, что это такое?
Дети: письмо, пемза, рисунки.
Восп: Да, правильно. Это письмо нам отправили школьники. Послушайте, что пишут школьники:
«Дорогие дети из детского сада «Солнышко», чтобы отгадать, для чего лежат эти предметы в посылке, нужно познакомиться с удивительным явлением природы. А с каким явлением, послушайте и отгадайте загадку.
Он огромный , он могучий,
Он бывает выше тучи.
Громко может он смеяться,
Кашей огненной плеваться.
Старый добрый великан –
Это дедушка … (вулкан)
Дети: вулкан.
2. Организационно-поисковый.
Восп: Сегодня наша встреча посвящена такому таинственному, загадочному, удивительному и грозному явлению природы, как «извержение вулкана». Вы хотите узнать, что такое вулкан и почему происходит извержение вулкана?
(показ презентации о вулканах).
Восп: В некоторых местах на земле есть необычные горы. (Слайд №1,2) Когда они «спят» они мало отличаются от других гор. А вы знаете, что такое вулкан? Какой формы вулкан? На что он похож?
Дети: вулкан – это огнедышащая гора. Вулкан конусообразной формы. .
Восп: Ребята, вулканы бывают действующие, спящие и потухшие. (Слайд №3)
Восп: Как вы думаете, какой вулкан называют действующим?
(ответы детей)
Восп: Да, действующий вулкан – когда идет извержение вулкана (слайд №4). Извержение вулкана начинается с появления дыма (слайд №5). Затем происходит взрыв (слайд№6). А на самой вершине вулкана находится кратер (слайд№7). Кратер – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато-оранжевая пасть, это жерло вулкана, дыра уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Лава – это растопленные камни (слайд №8). Она течёт вниз по склону и вытекает очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает всё живое на пути, превращая в пепел. Когда лава утечёт далеко от вулкана, она застывает и превращается в камни (слайд№9).
Как вы думаете, какой вулкан называют спящим?
(ответы детей)
Восп: Спящий – это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться огненной лавой (слайд №10). Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться. А какие вулканы называют потухшими?
(ответы детей).
Восп: Это те вулканы, которые работали в далеком-далеком прошлом (слайд №11).
Ребята, я предлагаю с помощью опыта узнать, почему вообще происходит извержение вулкана.
(дети подходят к столикам для опытов).
Восп: (Опыт№1). Надуйте и слегка сожмите в кулаке шарик, продолжайте надувать. Шарик будет раздуваться между пальцев.
(делают опыт)
Восп: То же самое происходит и с лавой, когда горы придавливают сверху, а лава с газами поднимается вверх. В итоге происходит некий взрыв.
Такой же эффект происходит, если открыть газированный теплый напиток (лимонад, квас). Раздается хлопок, из бутылки вырывается мощная струя напитка. А если бутылка неплотно закрыта, то эта струя может сама вышибить пробку из бутылки. Вот вам домашний вулкан!
(Опыт №2). Ребята, а вы помните про посылку. Что там было?
Дети: Пемза!
Восп: Да, в посылке еще была пемза. Когда лава вырывается из вулкана, на воздухе она остывает и затвердевает. Кусочки застывшей лавы – это и есть пемза, которая была у нас в посылке.
Давайте исследуем камни вулканического происхождения – пемзу и обычные камни. Рассмотрите внимательно камни и пемзу. Чем отличается?
Дети: Пемза легкая, в ней много дырочек, а камень – тяжелее, чем пемза, он гладкий.
Восп: В дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень. Как это можно проверить? Предлагаю опустить пемзу и обычные камни в воду
(делают опыт).
Какое открытие мы сделали?
Дети: пемза не тонет, плавает, а камень – тонет.
Восп: Правильно, пемза - не тонет, а камень – тонет. Ребята, а как вы думаете, почему пемза плавает, не тонет?
Дети: Пемза плавает, потому, что в ней очень много дырочек, она легкая.
Восп: Пемза – это камень, в котором много дырочек, в которых скапливается воздух. Пемза не тонет. Действительно внутри пемзы пузырьки воздуха. Это потому, что лава кипела и бурлила, а потом так и застыла. А теперь все тихо встали, физкультминутку сделаем.
Физкультминутка.
По дорожке мы шагаем,
И ворон мы не считаем,
Смело мы идем вперед,
Где вулкан уже нас ждет.
Когда в гости мы пришли,
Можно крикнуть «1,2,3»
(Опыт №3). Ребята, а сейчас я вам превратиться в волшебников и попробовать разбудить вулкан. Как вы думаете, у нас получится?
Дети: да, у нас получится!
Восп: 1,2,3 повернись,
И в волшебника превратись.
Дети подходят к макету вулкана.
Восп: Пока наш вулкан спящий, но мы его разбудим. Внутрь вулкана мы наливаем смесь (восп-ль выполняет опыт сам, дети следят за действиями воспитателя): пищевая сода, перемешанная с красной гуашью и жидкостью для мытья посуды. А дальше слегка разведенный водой уксус осторожно (это могут делать только взрослые!) вливаем в «вулкан». Вот и наш вулкан проснулся!
Восп: Ребята, вы помните, что еще было в посылке?
Дети: не раскрашенные рисунки!
Восп: Школьники нам отправили несколько не раскрашенных вулканов и предлагают раскрасить их.
(Ответы детей).
Теперь приступаем к работе.
(Дети рисуют)
Восп: Молодцы, ребята! Покажите мне, какие вулканы получились у вас. А ваши рисунки потом вывешиваем в группе.
3. Рефлексивно-коррегирующий.
- Что нового узнали? Что такое вулкан? (огнедышащие горы)
- Какие бывают вулканы? (спящие, действующие, потухшие)
- С чего начинается извержение вулкана? (с появления дыма)
- Что происходит дальше? (потом происходит взрыв). Как и почему происходит взрыв? (горы придавливают сверху, а лава с газами поднимается вверх и происходит взрыв)
- Что остаётся после извержения вулкана? (застывшие камни, сгоревшие деревья)
- Что такое кратер? (огромная чаша с крутыми склонами).
- Что такое лава? (огненная жидкость, растопленные камни)
- Что такое пемза? (затвердевший кусочек застывшей лавы)
- Молодцы, дети! Вы были внимательными, хорошо работали.
- У меня есть вулкан, который не извергает камни, лаву, пепел, а извергает сладкие подарки. (из кратера макета достаются конфеты в фантиках красного, блестящего цвета).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Вулканы" подготовительная группа
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности рекомендуется для детей подготовительной группы. Позволяет в увлекательной форме, в процессе детского экспериментирования, ...

Конспект ООД "Вулканы"
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования на тему "Вулканы"...

Конспект НОД "Вулканы Камчатки"
Непосредственно образовательная деятельность с воспитанниками подготовительной к школе группы. В ходе которой ребята, используя схему, последовательности проведения опыта, под чутким присмотром ...

Конспект занятия "Вулканы"
Занятие направлено на расширение знаний детей об окружающем мире, знакомство с явлением неживой природы – извержением вулканаhttps://www.youtube.com/watch?reload=9&v=EJDgaaYkHiU ...