"Птицы вернулись из теплых стран"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

"Птицы вернулись из теплых стран"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy_vernulis_iz_teplyh_stran.docx31.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 1 «Теремок» с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского района

Конспект открытого педагогического мероприятия

по образовательной области

«Познавательное развитие»

в средней группе по Ознакомлению с природой

Тема: «Птицы вернулись из теплых стран»

 Воспитатель:

Ширин-оол Алина Валерьевна

 

                                                                              с. Сарыг-Сеп 2019

Конспект занятие Ознакомление с природой ФЦКМ

Тема НОД: Птицы вернулись из теплых стран

Возраст детей: 4-5 лет

Область: Познавательное развитие (ФЦКМ)

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, речевая, двигательная, коммуникативная.

Вид занятия: интегрированное

Формы образовательной деятельности: познавательная, игровая, двигательная.

Цель: закреплять и расширять знания детей о перелетных птицах (ласточка, грач, соловей, кукушка, скворец, журавль, аист); рассказать детям о приспособлении перелетных птиц в среде обитания, выяснить почему их так называют.

Задачи

Образовательные: Формировать представление о весенних изменениях в неживой природе и взаимосвязи живых организмов и среды обитания; Учить понимать образный смысл загадок; Дать понятия «насекомоядные» и «водоплавающие» птицы; Совершенствовать диалогическую форму речи, умение высказывать собственные суждения.

Развивающие: Развивать интерес к изменениям времени года и представителям живой природы к перелетным птицам; Развивать память, внимание, речь.

Воспитательные: Воспитывать интерес к окружающему миру природы и доброе отношение к птицам и умения разговаривать о его объектах со взрослыми и сверстниками, внимательно выслушивать и дополнять ответы друг друга.

Оборудование и материалы: картины птиц, иллюстрации с изображением весенней природы, пение птиц, мяч

Методические приемы: беседа, рассказ, хороводная игра, дидактическая игра, физминутка.

Словарная работа: перелетные птицы: грач, скворец, ласточка, кукушка, журавль, аист, жаворонок, ранняя, поздняя

Предварительная работа: Рассматривание картин перелетных птиц,

Планируемый результат: активно взаимодействовать со сверстниками и взрослым; проявлять интерес и устойчивое внимание к исследовательской деятельности, различным видам детской деятельности.

Содержание НОД:

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

                                                                          Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1.

2

3.

Организационный момент 

Мотивационно-побудительный

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Проблемная ситуация

Практический этап

Динамическая пауза

Сегодня замечательный день.

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю -
Всех я вас приветствую!

Дети садитесь на стульчики.

Дети, посмотрите, кто-то стучит мне в окошко. Кто это отправил? Письмо?

Давайте откроем письмо и узнаем…

«Дорогие ребята мы приготовили для вас интересные задания и игры если вы их выполните, то вас ожидает от нас сюрприз»

1.И так первое задание: 

Загадка:

Я раскрываю почки
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движения полна.
Зовут меня…

Какое сейчас время года? С наступлением весны природа просыпается. Многое вокруг меняется.

Весной солнце какое? (Яркое, лучистое, теплое, ласковое)

Весной небо какое? (Высокое, чистое, голубое, далекое)

Какие признаки весны вы заметили? (стало теплее, солнышко ярко светит, снег растаял, появились лужи, прилетели птицы, насекомые) 

Сколько месяцев длится весна? Назовите весенние месяцы? (Март, апрель, май)

А сейчас какая весна ранняя или поздняя? (Ранняя весна)

2. А теперь следующее задание: «Отгадайте загадки».

1. Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовется птица …

Сначала к нам прилетают какие птицы? (грачи)  Какого цвета грачи? Они первые вестники весны. Грачи крупные черные птицы. У них большой изогнутый клюв. Чем они питаются? (насекомыми, семенами). Как грачи добывают корм? Только у одних грачей клювы черные, а у других белые. Как вы думаете, почему? У каких грачей клювы черные? А белые каких? А какую пользу птицы приносят людям? Какую птицу называют в народе «вестником весны»? Чем занимаются птицы вернувшись домой? Из чего строят? Где они могут свить свое гнездо? Для чего птицам гнезда?

Как родители заботятся о них?

2. Мы в скворечнике живем, песни звонкие поем! (скворцы)

Весна – время птичьих песен. Но поют птицы вовсе не для того, чтобы усладить наш слух. А для чего же? Чтобы найти себе пару. Песня у скворца звонкая, по-весеннему веселая. К тому же они отличные пересмешники: в их песне можно услышать голоса других птиц, кваканье лягушек и даже лай собак. Скворцы охотно селятся в скворечниках, но чаще их гнезда занимают воробьи, скворцы общими усилиями заставляют их покинуть скворечник. Вначале скворцы гуляют по проталинам , разыскивая насекомых на прогретых солнцем местах. Недаром говорят: «Увидел скворца – знай: весна у крыльца».

3.  Эта птица никогда для птенцов не вьет гнезда. Что это за птица? (кукушка)

Есть ли у кукушки гнездо? Почему?

Кукушка подкладывает свои яйца в чужие гнезда. Найдя подходящее гнездо, подкладывает яйцо. На яйцо птицы реагируют по- разному: некоторые птицы сразу выбрасывают чужое яйцо, а другие даже не замечают заботятся.

4.  Прилетает к нам с теплом, путь проделав длинный,

Лепит домик над окном из травы и глины. (Ласточка)

Ласточки очень хорошие летуны, большую часть своей жизни они проводят в воздухе. Питаются на лету, ловят летающих и других насекомых. Отличные строители, гнездо сооружает из глины или земли, склеивая ее своей слюной. Внутри выслано мягкой ветошью и перьями.

5. Он весной поет красиво:

Звонко, весело, игриво!

Угадай-ка поскорей:

Что за птичка?  (соловей)

А соловей прилетает в первой половине мая, и вскоре можно будет услышать соловьиную трель.

Угадайте из загадки про кого мы говорили? 

Снится ночью червяку

Чудо – юдо  на суку:

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела!

Угадали? Это….(птицы).

О каких птицах было загадки? Почему их так называют?

Кто прочитает стихотворение про птиц? (2-3 ребенка читают стихотворение).

Два скворца летели,

На березку сели,

Сели и запели, -

Как они летели, как они спешили

С берегов заморских

В край родимый, милый

К беленькой березке! И.Муравейко    Аясмаа

Мы сегодня рано встали.

Нам сегодня не до сна!

Говорят, скворцы вернулись!

Говорят, пришла весна! Г.Лагздынь   Айызан

Травка зеленеет

Солнышко блестит

Ласточка с весною

В сени к нам летит!  Кристина

О чем это стихотворение? (о весне, о прилете, возвращении птиц в родные места…)

Откуда возвращаются птицы? (из теплых краев) Про каких птиц в стихотворении?

Какие пословицы вы знаете?

Весенний день-год кормит.

3.  Задание Дидактическая игра «Распутай птиц»

Ребята у нас все птицы перепутались, нужно их распутать и разделить зимующих на этот круг снежинкой, а в перелетных на этот круг солнцем. Справитесь ребята?

4. Задание Дидактическая игра «Назови ласково»

Соловей - соловушка

Крыло – крылышко

Скворец - скворушка

Голова – головка, головушка

Утка - уточка

Шея - шейка

Журавль - журавушка

Клюв – клювик

Птица- птичка.

Гнездо – гнездышко

5. Дидактическая игра «Четвертый лишний?»

Кукушка, ласточка, скворец, курица

Утка, индюк, грач, лебедь

Жаворонок, иволга, петух, цапля

Кукушка, грач, дятел, скворец

Крыло, соловей, перо, клюв

Воробей, грач, журавль, лебедь

Отлично вы этим с заданием справились.

Физкультминутка «Я дрозд»

Вы устали? Давайте немного отдохнем. Предлагаю сделать птичью зарядку.

Полет птиц под музыку……

Почему птицы вообще перелетают? Улетают птицы вовсе не потому, что мёрзнут. У них отличное утепление из перьев, но нужно чем-то поддерживать обмен веществ внутри организма: питаться. Именно наличие пищи определяет время отлёта пернатых.

Скворцы, дрозды и другие мелкие птицы летят скученной стаей. Кулики летят шеренгой. Гуси и журавли клином. Утки косяком. Одни птицы летят днем – это аисты, журавли, хищные птицы, ласточки, стрижи. А другие ночью – мухоловки. Трясогузки и некоторые летят и идут пешком. Это коростель, дергач.

Дидактическая игра «Скажи какая стая?»

Лебеди летят…Журавли… Грачи… Утки летят… Соловьи…

Птичья дорога далека и полна опасностей. Очень много птиц во время перелетов погибают. Только сильные, самые выносливые, смелые добираются до теплых краев.

Рефлексия

Ребята, кто приносит на крыльях Весну из теплых стран? Про каких птиц мы с вами говорили?  Назовите перелетных птиц. (Грач, журавль, утка, лебедь, соловей, скворец, трясогузка, кукушка, дрозды…) 

Что вы узнали нового? Кому помогли? Птицы приносят большую пользу природе. Они поедают вредных насекомых. Поэтому птиц нужно беречь. Нельзя пугать, обижать птиц, разорять их гнезда.

Молодцы, ребята! Сегодня вы узнали много интересного о перелетных птицах, все были активными.

Познавательно-исследовательская: называют признаки весны

Коммуникативные: отвечают на вопросы

внимательно слушают стихи про весну.

Речевая:

объясняют значение,

проталина, ранняя, поздняя

Познавательно-исследовательская: отгадывают загадки

Коммуникативные: отвечают на вопросы

Речевая: описываю внешний вид птицы

Познавательно-исследовательская: называть виды птиц

Коммуникативные: отвечают на вопросы 

Речевая: подбирают ласковые слова

Познавательно-исследовательская: называть лишнюю птицу

Коммуникативные: называть птиц зимующие и перелетные

Речевая: стая

3 мин

12 мин

3 мин

2 мин

Литература:

1. Планирование организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми: технологические карты на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т. С. Комарова, М.А.Васильева. Средняя группа (от 4  до 5  лет). Март-май/авт.сост.Н.В.Лободина ( и др). Волгоград: Учитель, 2016. – 284с.

2. Твоя первая энциклопедия ПРИРОДА. –М:. ЭКСМО,2014. – 96с.: ил.

3. Комплексные занятия по программе «от рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комарова, М.А.Васильева.Среднняя группа. (от 4 до 5 лет). авт.сост. З.А Ефанова . изд. 3-е, испр. - Волгоград: Учитель, 2018. – 303 с.

4. https://kladraz.ru/blogs/blog19574/konspekt-zanjatija-po-rasmatrivayu-kartiny-pticy-vesnoi-detei-podgotovitelnoi-k-shkole-grupy.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как птицы возвращаются из теплых стран

Открытое занятие для родителей по изобразительной деятельности в старшей группе "Как птицы возвращаются из теплых стран" (Рассматривание картины Саврасова А. К. "Грачи прилетели")...

Из далеких теплых стран прилетают птицы к нам

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12020331","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"208","width":"286"}}]]...

Конспект образовательной деятельности «Прилет птиц из теплых стран»

Программное содержание:- воспитывать в детях любовь к птицам.- развивать координацию движения, выносливость.- упражнять в ходьбе на повышенной поверхности, в прыжках.- закреплять умение в ползании под...

Конспект занятия "Птицы улетают в теплые края"

Конспект занятия "Птицы улетают в теплые края"...

Как перелетные птицы летят в теплые страны?

зимовать птицы летят на юг, выстраиваясь в определенные фигуры. Птицы могут выстраиваться: прямым фронтом,скученной стаей,косяком,клином....

#СИДИМДОМА "Птицы вернулись домой"

#СИДИМДОМА Уважаемые родители! С 20.04-24.04.2020 Тема нашей недели: Перелетные птицы" Все знают, что весной птицы возвращаются в родные края,...