ООД по окружающему миру "Знакомство со свойствами льда и снега" в средней группе
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Страшнова Наталья Алексеевна

План-конспект занятия по окружающему миру

(старшая группа) по теме:

"Знакомство детей со свойствами льда и снега"

 

Программное  содержание:

Закрепить знания о свойствах снега. Познакомить детей со свойствами льда (твердый, холодный, скользкий, тает в тепле, превращается в воду) и снега. Определить их сходства и различия.  

Помочь детям понять, почему при изменении температуры лёд изменяет свои свойства; закрепить знания о свойствах снега; учить детей анализировать, делать выводы;  развивать мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы вызвать радость от открытий, полученных из опытов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan.docx16.95 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект занятия по окружающему миру

(старшая группа) по теме:

"Знакомство детей со свойствами льда и снега"

Программное  содержание:

Закрепить знания о свойствах снега. Познакомить детей со свойствами льда (твердый, холодный, скользкий, тает в тепле, превращается в воду) и снега. Определить их сходства и различия.  

Помочь детям понять, почему при изменении температуры лёд изменяет свои свойства; закрепить знания о свойствах снега; учить детей анализировать, делать выводы;  развивать мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы вызвать радость от открытий, полученных из опытов.

Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура»

Предварительная работа: Беседа о зимних явлениях природы. Рассматривание иллюстраций в книгах, репродукций, календарей для обогащения впечатлений о зиме.

Словарная работа:

Активизация словаря (ледяной, льдинка).

Методические приемы:

Сюрпризный момент, игра, вопросы, использование художественного слова, обследование предметов (кубики льда), простейшие опыты, рассказ воспитателя.

Оборудование.

Снежинки, магнитная доска, ведёрко со снегом, стеклянная миска с тёплой водой, кубики льда, подносы, салфетки (по количеству детей), песочный формочки, гуашь, коробочка.

Ход совместной деятельности.

Раздается «хруст снега»

- Ребята, как вы думаете, что это за звук? (ответы детей)

- Наверное, кто-то к нам спешит. Кто бы это мог быть? (ответы детей)

- Я сейчас посмотрю (иду к двери)

- Ребята, никого нет, но посмотрите, что я нашла возле двери. (Воспитатель показывает блестящую коробочку). Попробуйте отгадать, кто отправил нам посылку.

Появился во дворе,

Он в холодном декабре

Неуклюжий и смешной

У катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык

Наш приятель …. (ответы детей)

Правильно, это Снеговик.

- А хотите, я ещё одну загадку прочитаю? (Воспитатель читает загадку):

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке         (снежинка)

-Правильно, это посмотрите, какая она красивая     (дети рассматривают)

(Воспитатель достаёт ведёрко со снегом)

- Ребята, а откуда появляется снег? Почему он идет?    (ответы детей)

Из всех водоемов - морей, океанов, рек испаряется вода. В виде пара крошечные невидимые частички воды поднимаются высоко в небо. Чем выше поднимаются частички, тем холоднее становится воздух. Пар охлаждается и превращается в маленькие печные кристаллы, которые соединяются друг с другом, образуя снежинки, Я предлагаю вам тоже собрать снежинки.

 (Дети собирают на ковре каждый свою снежинку)

- Посмотрите, все снежинки разные.

- Что потом происходит со снежинками? (ответы детей)

- Правильно, снежинки собираются в тучки, и когда их становится очень много, им тесно - они тихо падают на землю. (Подходят к магнитной доске и выкладывают на нее снежинки)

-Ребята послушайте ещё загадку, про то, что же ещё в посылочке лежит.

За окошком снег идёт,

Очень близок новый год.

А речушка не течёт,

Ведь сковал речушку …

Дети: Это лед.

(Воспитатель открывает коробку, дети подходят к ней)

-Посмотрите, да тут и правда, что - то лежит? (Лед, льдинки).

 Воспитатель дает возможность детям рассмотреть содержимое коробки.

(Воспитатель предлагает детям пройти к столам, на которых лежат салфетки, подносы и раздает детям из коробки по ледяному кубику).

-Сначала посмотрите на свои ладошки, какие они, сухие? Возьмите лед в руки и скажите, какой он. (Холодный, прозрачный, тяжелый, по цвету – бесцветный).

-Как вы думаете, если мы нажмем на лед, что можно о нем сказать, какой он? (твердый)

-Посмотрите, он выскальзывает у меня из рук, мне тяжело его удержать, почему? (он скользкий)

-Положите свои льдинки на поднос, спрячьте руки за спину. Посмотрите, на подносах у вас появилась вода, откуда она? (Ответы детей - Лед растаял.)

-Почему, как вы думаете, льдинки начали таять? (Теплые ладошки, в помещении тепло, а в тепле лед тает)

-Что такое лед? (Это замерзшая вода).

-Как вы думаете, что с ним нужно сделать, чтобы он превратился в воду? (Ответы детей)

-И так вы утверждаете, что лед -  это замерзшая вода? Тогда проведем эксперимент.

-Давайте с вами опустим наши льдинки в миску с очень тёплой водой, потом посмотрим, что же с ним произойдет. (Воспитатель приносит стеклянную миску с водой, дети опускают туда кусочки льда, ставит миску на стол).

-Покажите свои ладошки, они, наверное, замёрзли, давайте их погреем. (Пальчиковая гимнастика «Снеговик»).
Под чтение стихов дети делают массаж.

Раз и два, раз и два — 
Лепим мы снеговика. 
Мы покатим снежный ком

Кувырком, кувырком. 

Мы его слепили ловко.
Вместо носа есть морковка,
Вместо глазок — угольки,
Ручки — веточки нашли. 
А на голову — ведро.

Посмотрите, вот оно!

Имитируют лепку снежков. 

Поочередно проводят ладонями по шее справа и слева. 

Проводят пальцем по щекам сверху вниз.

Растирают указательным пальцем крылья носа. 

Прикладывают ладони ко лбу козырьком и энергично

растирают лоб.
Энергично растирают ладонь о ладонь.

Раздвигают указательный и средний пальцы и растирают

точки перед и за ушами. 

Кладут обе ладони на макушку и качают головой.

-Давайте посмотрим, что же произошло с нашими льдинками? (Воспитатель приносит миску и показывает детям)

-Ой, куда же делись наши льдинки? (растаяли) Во что они превратились? (в воду). Почему они растаяли? (потому что тепло). В какую воду мы с вами положили льдинки? (В теплую:  чем теплее, тем быстрее тает лед).

-А какие льдинки нам отправил снеговик? (холодные, твердые, скользкие)

-Что можно сказать про лёд? (Лёд - это замёрзшая вода).

-Вам понравилось занятие? Что вы делали сегодня? Молодцы!

Но вы не расстраивайтесь, Снеговик приготовил для вас еще один сюрприз (Воспитатель достает формочки и гуашь).

Как вы думаете для чего нам формочки? Мы с вами, сейчас сделаем ледяные фигурки.

( Разводим с помощью гуаши цветную водичку и заливаем формочки и помещаем формочки на холод)

Вот какие фигурки получились у нас!

Украсим нашими ледяными фигурками участок детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа о свойствах льда и снега.

Беседа о свойствах льда и снега.Цель: Расширить знания детей о свойствах снега и льда экспериментальным методом: лед- холодный, гладкий, скользкий твердый, в тепле тает, хрупкий, прозрачный; снег и ле...

НОД "Свойства льда и снега"

Итегрированное игра-занятие для первой младшей группы....

Беседа о свойствах льда и снега

Беседа о свойствах льда и снегаВ средней группе...

Проект «Свойства льда и снега» Старшая группа

Проект «Свойства льда и снега»  Старшая группа...

Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы в технологии ситуации деятельностного подхода Л.Г. Петерсон.Тема "Свойства льда и снега"

Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы в технологии ситуации деятельностного подхода Л.Г. Петерсон. Тема: «Свойства льда и снега»Цель: сформировать п...