Методичеакая разработка экологической игры "Сестрорецкое болото"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Горяинова Ксения Алексеевна

Методическая разработка экологической игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sestroretskoe_boloto.docx39.14 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 87 Красносельского района Санкт-Петербурга

 Настольная игра, посвященная ООПТ Санкт-Петербурга

«Заповедными тропами»

 Автор: Горяинова К.С.

Санкт-Петербург

2019

Настольная игра, посвященная ООПТ Санкт-Петербурга «Сестрорецкое болото»

Описание игры.

Название игры: «Сестрорецкое болото»

Цель: обобщить и систематизировать сведения о режиме особой охраны заказника.

Задачи:

  1. Повышать познавательную активность детей;
  2. Активизировать и обогатить словарь детей за счет названий информационных знаков Сестрорецкого болота.
  3. Закрепить знания правил поведения в заповедных природных объектах.
  4. Помогать осознавать взаимозависимость деятельности человека и жизни природных объектов.
  5. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе, любовь к родному краю.
  6. Формировать у воспитанников ценностное отношение к природе и активную жизненную позицию в деле её охраны;
  7. Развивать личностные качества честности и справедливости.
  8. Развивать познавательную сферу: память, словесно-логическое и образное мышление, внимание, воображение;
  9. Развивать самостоятельность, умение организовывать свою деятельность.

Характеристика целевой группы:

Игра разработана для подготовительной группы дошкольного учреждения и детей младшего школьного возраста. В ней могут принимать участие от 2 до 4 игроков. Участникам игры требуются специальные знания по режиму особой охраны заказника «Сестрорецкое болото».   Игра может быть использована на завершающем этапе по ознакомлению детей с Государственным природным заказником регионального значения «Сестрорецкое болото» для закрепления и систематизации имеющихся знаний.

Традиционные игры с фишками, которые необходимо передвигать по разграфлённому полю, знают все. Только вот многие считают, что они могут лишь разнообразить детский досуг, а вот дидактической пользы от них нет. Однако на самом деле это не так. Помимо закрепления и систематизации имеющихся знаний, в играх с фишками и кубиком ребёнок приобретает множество полезных умений и знаний.

1.        Развитие речи: во время игры у ребенка увеличивается лексический запас.

2.        Социальные навыки: ребёнок учится соблюдать правила – ждать свою очередь, делать правильное количество ходов, выполнять определённые условия игры и достойно встречать победу или поражение.

3.        Мелкая моторика и координация движения: правильно бросить кубики, аккуратно передвинуть на нужное количество клеток фишку.

4.        Произвольное внимание и концентрация внимания: во время игры ребёнку нужно держать в памяти количество и очередность ходов, правила и общий сюжет игры и т.д.

5.        Элементарные математические понятия: во время игры ребёнок знакомится с таким понятием, как количество, осваивает счёт, учится соотносить количество со знаком-цифрой.

В комплект игры «Сестрорецкое болото» входит:

Мешочек с карточками (описания знаков) – 1шт.

Игровое поле – 1 шт.

Кубик – 1 шт.

Фишки – 4 шт.

Правила игры:

Игра состоит из игрового поля с изображением Сестрорецкого болота, фишек разных цветов по числу игроков, кубика и карточек для проверки знаний детей. Участники игры передвигаются по болоту только по камням разного цвета.

На их пути встречаются различные препятствия: переход хода к другому игроку, перемещение по стрелкам на несколько камней назад или вперед, что делает игру более интересной и захватывающей. Необходимо внимательно соблюдать условия знаков:

Пропустить один ход

Переход по направлению стрелки.

Сделать один дополнительный ход, при условии выполненного задания.

Бросить повторно кубик и сделать ход в обратном направлении

Определить знак, при правильном ответе (сверить с карточкой) можно двигаться дальше.

Игровая задача: Пройти труднопроходимое болото.

Цель игры: Добраться до финиша первым.

Ход игры:

Участники игры выбирают для себя фишки и устанавливают их на старте (большом камне) и разыгрывают с помощью игрального кубика очередность ходов. После чего по очереди бросают кубик и передвигаются по дорожке из разноцветных камней на выпавшее количество ходов. Если игрок останавливается на синем камне – он должен пропустить ход, на оранжевом камне -  бросить повторно кубик и сделать ход в обратном направлении, на зеленом – сделать один дополнительный ход, если выполнит задание (определить информационный знак), красный камень означает переход по направлению стрелки.  При остановке на камнях, имеющих информационные знаки, нужно определить знак, только в случае правильного ответа (сверить с карточкой) можно двигаться дальше. Если ответ дан не верно - нужно пропустить ход. Выигрывает тот участник, который первым доберется до финиша. Желаем интересного путешествия!

Пояснительная записка.

В игре с неполной информацией преимущество получает тот, кто знает или может получить дополнительную информацию.

Жан Франсуа Лиотар

Настольная игра «Сестрорецкое болото» разработана Тимофеевой Еленой Леонидовной и Филимоновой Светланой Станиславовной, воспитателями ГБДОУ детский сад №87 Красносельского района Санкт-Петербурга. Игра рассчитана на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В ней может принимать участие от 2 до 4 игроков. Участникам игры требуется специальные знания по режиму особой охраны заказника «Сестрорецкое болото». Игра может быть использована на завершающем этапе по ознакомлению детей с Государственным природным заказником регионального значения «Сестрорецкое болото» для закрепления и систематизации имеющихся знаний. При разработке игры была поставлена задача обобщить и систематизировать знания детей режима особой охраны заказника.

Оценка результатов апробации.

При создании игр возникал вопрос «А захотят ли дети играть в эти настольные игры?». Но практика показала, что детей привлекают яркие, красочные, красиво оформленные коробочки с наличием разнообразных карточек, фишек, мешочков.

        Первый день знакомства с настольной игрой «Сестрорецкое болото», правилами игры получил дальнейшую цепочку… На следующий день дети принесли свои варианты игр по заповедным территориям Санкт-Петербурга. Это говорит о том, что эмоции от первой встречи с игрой проживали с ними весь день… вечер… и утро.

Заключение и рекомендации.

        Игра «Сестрорецке болото» носит практический характер, может быть использована педагогами ДОУ и учителями начальных классов для закрепления и систематизации знаний детей по основам экологической культуры, приобщению к историческому наследию и сохранению природоохранных объектов. Настольная экологическая игра будет актуальна не только по данной территории, но и по другим ООПТ, потому что режим особой охраны существует на всех особо охраняемых природных территориях.

Практическая значимость: Важная задача – научить ребенка переживать поражение, но в игре это сделать проще, чем тогда, когда он столкнется с этим в реальной жизни. Действовать по правилам – также необходимое умение, ведь жизнь в социуме невозможна без них.

Другое дело, что, даже действуя по правилам, можно добиться победы или поражения. А вот каким образом получить наилучший результат, тоже научит игра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Экологическое воспитание в процессе ознакомления дошкольников с природой родного края"

Красота   родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой храм ещё прекраснее. Поэтому в дошкольном возрасте экологическое воспитание проходит через озн...

методическая разработка экологического праздника "Берегите природу"

Этот сценарий развлечения разрабатывался мной для старшей группы с участием родителей....

Методическая разработка: "Экологическая сказка как метод экологического воспитания дошкольников"

В современном мире проблема взаимодействия человека с природой очень актуальна. Загрязнение окружающей среды, исчезновение растений и животных, занесенных в Красную книгу, заражение водных ресурсов – ...

Методическая разработка экологической игры-квест по теме: «Экологический транспорт »

В предложенной нами игре- квесте  «Экологический транспорт»  решается проблема загазованности города. Детям предлагается самостоятельный поиск  решения  проблемы через выполнение з...

Экологический макет «Болото"

Макет  «Болото» представляет собой уменьшенную и упрощенную модель участка земли, где наблюдается высокая влажность, повышенная кислотность, низкая плодородность грунта, определённая ...

Методическая разработка: Экологическая тропа. Экологический паспорт (приложение)

Методическая разработка: «Экологическая тропа» направлен на экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Представлен материал из опыта работы МБДОУ детский сад "Рябинушка"...

Методическая разработка "Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников"

Методическая разработка "Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников"...