Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Герт Оксана Владимировна

Тема: «Как выращивают хлеб»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_1.docx19.44 КБ
Office presentation icon predm_mir_kak_vyrashchivayut_hleb.ppt2.46 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия по ознакомлению с окружающим миром

Тема: «Как выращивают хлеб»

(Старшая группа)

Цель:

На основе расширения знаний об окружающем мире воспитывать у детей уважение к людям труда (хлеборобам, хлебопекам), бережное отношение к хлебу. Обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания хлеба, разнообразии хлебобулочных изделий о том, что хлеб- это один из самых главных продуктов питания в России, что если очень трудно вырастить. Закрепить знание детей о различиях города и села.

Наглядно - тематический материал:

Картины с изображением города и деревни, картины из серии «Выращивание хлеба», колоски пшеницы и ржи, мяч, платок для завязывания глаз, хлеб (белый, черный), хлебобулочные изделия.

Ход занятия

Воспитатель: вспомнить, чем отличается город от деревни?

Дети: разные дома, транспорт, труд людей.

Воспитатель: Чем занимаются люди в деревне?

Дети: разводят домашних животных, выращивают овощи, фрукты, зерно (перед детьми выставляются несколько картин с изображением города и деревни; воспитатель предлагает детям внимательно их рассмотреть)

 Воспитатель: вы видите много разных картин, внимательно их рассмотрите и попробуйте разделить картины на две группы по какому- то единому общему признаку. (Дети делят картинки на те, что относятся к деревне)

 Воспитатель: А теперь отгадайте загадку:

 Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый

 Он и черный, он и белый

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед

 Вкусней его на свете нет!

Воспитатель: А какие слова в загадке вам помогли догадаться, что это хлеб?

Дети: мягкий, пышный, душистый, черный, белый, подгорелый. Чтение ребенком стихотворения: «Голубь и пшеничное зернышко» Н. Юсупова

Рано утром голубок прилетел на бугорок,

Видит - стебель не простой

Длинный, длинный золотой

Наверху усатый колос

 Слышит голубь звонкий голос:

  • Поскорей меня в гнездо свое возьми!
  • Поскорей голодных деток накорми!
  • Детки зернышки клюют, клюют, клюют
  • Детки песенку веселую поют
  • Слава туче, что вспоила росток!- гули, гули
  • Слава солнцу, что спасло стебелек!- гули, гули

Слава полю, где созрел колосок! - гули, гули!

Воспитатель: Мы с вами сегодня поговорим о хлебе. Каждый день мы едим белый и черный хлеб, многие любят сушки, печенье, различные пирожные. А вы знаете, из чего все это сделано?

Дети: Из муки.

Воспитатель: А из чего получают муку? Чтобы получить из зерен муку. Нужно затратить много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы (повтор хором и индивидуально) Послушайте, какое интересное слово: в нем соединились два слова «хлеб» и « работа». Что же это за работа? Как выращивают хлебные растения? (Проводится работа по картинке. Дети все вместе составляют рассказ по серии картинок)

Перед детьми картина: трактор на поле распахивает землю. Воспитатель: Куда мы пришли?

Дети: На поле

Воспитатель: Что мы видим там?

 Дети: Трактор пашет землю

Воспитатель: Для чего он пашет землю?

 Дети: Чтобы земля была мягкая

Воспитатель: А если зерно посеять на невспаханную землю - вырастет урожай? Почему?

Воспитатель: Кто работает на тракторе?

Дети: Тракторист

Воспитатель: А можно сказать землепашец?

Это слово тоже из двух слов. Из каких? (земля, пахать)

 Воспитатель: Землю вспахали, а потом что делают в поле? (показ картины, где люди сеют зерно)

Воспитатель: А что нужно для того, чтобы зерно проросло?

Дети: Солнце, тепло, вода, вспаханная земля

Воспитатель: Посмотрите на эту картину. Что на ней изображено?

Дети: Самолет распыляет удобрение на поле

Физкультминутка:

(выполняют действия в соответствие с текстом)

Только снег сошел в апреле,

Как поля зазеленели

 Мы говорим: «Хлеб»

Золотой простор бескрайний,

Там работают комбайны

Мы говорим: « Хлеб»

 Вот зерно течет рекой,

Чтобы сделаться мукой

Мы говорим: «Хлеб»

Тесто тужиться в квашне,

Запекается в огне

Мы говорим: « Хлеб»

Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явило

Свежий хлеб!

Воспитатель: Солнышко согрело зерно, дождик полил, люди удобрили поля и наши зерна превратились в ростки, а затем в колосья. ( Демонстрация колосков пшеницы, ржи, зерен) Как выглядят эти растения. Это колоски пшеницы и ржи. Давайте их рассмотри. Что можно сказать вот об этом колоске? ( Дети составляют рассказ - исследование по описанию колоска)

Дети: он длинный, тонкий, у него очень длинный усик. Это колосок ржи. Зерно у ржи тоже длинное.

Воспитатель: А что вы можете рассказать о колоске пшеницы. Какой он? Дети: Колосок пшеницы короче, а зернышки круглые.

Воспитатель: Ну вот, зерна созрели. Отгадайте загадку:

 Прилетает в поле птица

Спелую убрать пшеницу?

Дети: Комбайн

Воспитатель: Да приходят комбайны на поле (показ картины) Воспитатель: Кто работает на комбайне?

Дети: Комбайнер (повторяют хором и индивидуально) Воспитатель: Что делает комбайн с колосками?

Дети: Он срезает колоски, вымолачивает из них зерна, и эти зерна по специальному рукаву (бункеру) высыпается в грузовую машину, потом зерно везут на мельницу. Там их мелют. Получается мука.

Воспитатель: Что можно сделать из муки? Как сказать двумя словами? Дети: хлебобулочные изделия?

Словарно- дидактическая игра с мячом

Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку. Ребенок отвечает и возвращает мяч воспитателю, образуя слово, родственное слову « хлеб»

  • Назови ласково (хлебушек)
  • Крошки хлебные какие? (хлебные)
  • Квас из хлеба как называется (хлебный)
  • Прибор для резки хлеба (хлеборезка)
  • Посуда для хлеба (хлебница)
  • Кто выращивает хлеб? (хлебороб)
  • Кто печет хлеб (хлебопек)
  • Назови завод, где выпекают хлеб (хлебозавод)
  • Как называют изделия из теста (хлебобулочные изделия)
  • Воспитатель: В каком магазине можно купить хлебобулочные изделия?
  •  Дети: В булочной

Дидактическая игра «Узнай на вкус»

Воспитатель: Сейчас мы отправимся в булочную (дети идут к столу, на котором лежат хлебобулочные изделия)

Воспитатель: Какие изделия есть в нашей булочной? Вы знаете много хлебобулочных изделий? Вы любите их есть? Сейчас мы проверим, сумеете ли вы узнать по вкусу? (дети угадывают хлебобулочные изделия по вкусу) Воспитатель: Вот видите ребята как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда бережно относился к хлебу. Много существует пословиц о хлебе., Какие пословицы вы знаете ? (ответы детей)

  • Каша- матушка наша, а хлеб ржаной - отец родной.
  • Хочешь, есть калачи - не сиди на печи
  • Хлеб всему голова
  • Счастлив край, весел край, где обилен урожай
  • Лето со снопами, осень с пирогами
  • Ржаной хлебушко, пшеничному калачу - дедушка
  • Зернышко - к зернышку - будет мешок

Воспитатель: «Хлеб всему голова». Почему так говорят? Теперь вы знаете откуда приходит хлеб на наш стол, как трудно выращивать его и поэтому вы ребята должны с уважением относится к хлебу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Как выращивают хлеб"

Слайд 2

Специальные машины для разбрасывания удобрений.

Слайд 3

Трактор пашет землю.

Слайд 4

Борона.

Слайд 5

Земля мягкая и рыхлая.

Слайд 6

Трактор с сеялками.

Слайд 7

Пшеница взошла.

Слайд 8

Хлебное поле.

Слайд 9

Комбайн.

Слайд 10

Комбайн срезает колосья.

Слайд 12

Ток

Слайд 13

Амбар.

Слайд 14

Элеватор.

Слайд 15

Мукомольный завод.

Слайд 16

Мельница.

Слайд 17

Хлебзавод.

Слайд 18

Хлеб всему голова!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Зима не лето, в шубу одета".

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром на тему:"Зима не лето, в шубу одета"....