«Проект сюжетно-ролевой игры «Библиотека» с детьми подготовительной группы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
«Проект сюжетно-ролевой игры «Библиотека»
с детьми подготовительной группы»
I. Задачи руководства:
- расширять представления детей о профессиях работников библиотеки, побуждать познавательный интерес, подвести к пониманию важности труда библиотекаря;
- развивать у детей творческое воображение, способность развёртывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; продолжать учить детей выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты;
- формировать взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи; воспитывать доброжелательность, умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре.
II. Подготовка к игре:
- план подготовки к игре «Библиотека»
Дата | Изготовление атрибутов
| Обогащение впечатлениями | Обучение игровым приемам |
Сентябрь
| Изготовление книжек-малышек, формуляров, читательских билетов, ящиков для их хранения из картона. Изготовление игрушечного компьютера из бросового материала. Изготовление закладок для книг из цветной бумаги. Изготовление номерков для гардероба из картона.
|
Встреча с библиотекарем в группе детского сада (рассказ о работе библиотекаря, правилах поведения в библиотеке). Экскурсия в библиотеку. Беседы с детьми о работе библиотекарей, составление рассказов. Встреча со школьниками – читателями библиотеки. Чтение произведений художественной литературы: С. Маршак «Как печатали книгу?», В. Маяковский «Эта книжечка моя про моря и про маяк», «Что такое хорошо и что такое плохо». Разгадывание загадок. Просмотр видеоролика о работе библиотеки. Совместный проект с родителями «Дом, где живут книги» (создание фотоальбома с изображением библиотек города, залами библиотек). Экскурсии в книжный магазин (с родителями). Беседы о любимых книгах, жанрах. Беседа «Для чего нужны библиотеки». | Игровое упражнение «Раскладываем книги на стеллажах» (по жанрам или по первой букве фамилии автора), «Заполнение формуляра». Показ образца действий «Работаем с книгой в читальном зале», «Ремонт книг», «Краткий рассказ о книге».
|
2)
Сюжеты | Роли | Атрибуты | Игровые действия | Речевые обороты |
«Библиотека»
| Заведующий библиотекой
| Стол, стулья, ручка, карандаши, бланки заявок).
| Организует и контролирует работу персонала; устраняет конфликты; делает заявки на приобретение новых книг, журналов; готовит выставки и встречи с читателями.
| «Здравствуйте!», «Нравится ли вам у нас?», «Расскажите, что произошло?», «Я хотела бы сделать заказ на новые книги, журналы».
|
Библиотекарь абонементного отдела
| Формуляры, читательские билеты, компьютер, книги, журналы, столы, стулья, стеллажи, ручки, карандаши.
| Приветливо здоровается, помогает определиться с выбором книги, подбирает необходимую литературу.
| О чем бы Вы хотели узнать, прочитать?», «Понравилась ли вам эта книга, которую вы брали в прошлый раз?», «Вы выбираете книгу для себя или членов своей семьи?», «До свидания, приходите к нам еще». | |
| Библиотекарь читального зала
| Формуляры, читательские билеты, компьютер, книги, журналы, столы, стулья, стеллажи, ручки, карандаши.
| Подбирает интересующую литературу, напоминает, что обращаться с книгами нужно аккуратно и не выносить из читального зала, предлагает посмотреть новинки, журналы. | «Здравствуйте!», «Рады видеть вас в нашем читальном зале», «Просьба соблюдать тишину и не мешать другим читателям», «У нас появилась новинка, не хотели бы вы ее прочитать?»
|
| Читатель
| Читательский билет.
| Объясняет, что его интересует, чтобы он хотел прочитать, какие журналы посмотреть, расписывается в формуляре.
| «Здравствуйте!», «Меня интересует …книга», «А есть ли у вас произведения … автора?», «Большое спасибо», «До свидания».
|
| Гардеробщик
| Номерки для одежды и сумок
| Принимает от читателя вещи, выдает ему номерок, принимает номерок, выдает вещи и сумки. | «Здравствуйте», «Возьмите, пожалуйста, номерок», «Всего доброго». |
Сопутствующие сюжеты | ||||
«Презентация книги»
| Писатель
Иллюстратор
| Книга, ручка
Цветные карандаши, разноцветные листы бумаги.
| Рассказывает о книге, ставит автографы.
Создание иллюстраций к книгам.
| «Разрешите представить вам мою новую книгу», «Книга, о которой я хотел бы вам сегодня рассказать о …» «Постарался передать замысел писателя в рисунках», |
«Кафе»
| Продавец
| Кукольная посуда, муляжи пирожных, выпечки, коробочки от соков.
| Продает сок, воду, предлагает чай, выпечку.
| «У нас сегодня очень вкусный чай», «Попробуете, пожалуйста…»
|
«Транспорт» | Водитель
Пассажир | Стульчики, руль, макет светофора, табличка «БИБЛИОТЕКА». Сумка. | Доставляет читателей в библиотеку и домой.
Объясняет водителю, куда бы он хотел добраться. | «Присаживайтесь», «Пристегните, пожалуйста, ремни», «Куда вас отвести?»
«Отвезите меня, пожалуйста, по… адресу», «Спасибо». |
- Схема игрового пространства.
III. Ход игры:
1) приемы создания интереса к игре (полное описание действий и речи педагога, определение роли педагога); Мотивация. Педагог обращается за помощью к инициативному ребёнку: «… я сегодня хотела бы приготовить пирог с яблоками, а рецепт не знаю, не подскажешь, где можно прочитать рецепт?»
2) сговор на игру: Подвести к тому, что много различной информации можно почерпнуть из книг, а много книг хранится в библиотеках. Спросить, есть ли у детей желание поиграть в игру «Библиотека». Уточнить у детей, какие атрибуты нужны для игры, где лучше всего расположить читальный зал, стеллажи с книгами. Попросить детей обосновать свой ответ. Воспитатель предлагает детям самостоятельно распределить роли, либо выбрать атрибут. Каждому атрибуту соответствует определенная роль.
3) приемы обучения игровым действиям: Воспитатель вместе с детьми вспоминает правила поведения в библиотеке; напоминает, что библиотекарь знает много художественных произведений, может рассказать о них, посоветовать, что можно почитать, поэтому ребёнок, на эту роль должен отвечать этим требованиям. Первым читателем выступает воспитатель, выбирает книгу, следит за правильностью заполнения формуляра, устраивается в читальном зале.
4) приемы поддержания и развития игры (описание приемов) для поддержания интереса воспитатель предлагает новые роли – репортер, который на выходе из библиотеки берет интервью у посетителей; писатель, иллюстратор, продавец, водитель, пассажир. Вводит новый сопутствующий сюжет – презентация книги, кафе, транспорт. Вводит новые атрибуты –
«Презентация книги» - книга, ручка, цветные карандаши, разноцветные листы бумаги.
«Кафе» - кукольная посуда, муляжи пирожных, выпечки, коробочки от соков.
«Транспорт» - стульчики, руль, макет светофора, табличка «БИБЛИОТЕКА».
5) приемы формирования взаимоотношений в игре (описание приемов)
Педагог наблюдает за игрой и лишь, в крайнем случае, включается в игру при помощи наводящих вопросов или советов. Напоминает, что друг с другом нужно быть вежливыми и приветливыми, обязательно нужно здороваться и прощаться, за указанные услуги говорить спасибо.
IV. Окончание игры:
Раздаётся звонок, воспитатель объявляет, что через пять минут библиотека закрывается. Просьба читателям сдать книги библиотекарю. Мы рады будем встречи с вами завтра. Просьба работникам библиотеки навести порядок на своих рабочих местах.
V. Оценка игры.
На выходе из библиотеки читателей и работников библиотеки встречает репортёр (педагог):
- вопросы к читателям: зачем вы посетили библиотеку, что нового узнали, понравилось ли вам обслуживание, хотели бы вы ещё раз прийти сюда?
- вопросы к работникам библиотеки: как прошёл рабочий день, были ли вежливы читатели, не грубили ли, какими книгами больше всего интересовались?
Уточнения педагога: Ребята, мне сегодня очень понравилось, как вы исполняли свои роли. А вам понравилось? Давайте похвалим себя и скажем «Молодцы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra.docx | 22.55 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проект сюжетно-ролевой игры «Библиотека»
с детьми подготовительной группы»
I. Задачи руководства:
- расширять представления детей о профессиях работников библиотеки, побуждать познавательный интерес, подвести к пониманию важности труда библиотекаря;
- развивать у детей творческое воображение, способность развёртывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; продолжать учить детей выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты;
- формировать взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи; воспитывать доброжелательность, умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре.
II. Подготовка к игре:
- план подготовки к игре «Библиотека»
Дата | Изготовление атрибутов | Обогащение впечатлениями | Обучение игровым приемам |
Сентябрь | Изготовление книжек-малышек, формуляров, читательских билетов, ящиков для их хранения из картона. Изготовление игрушечного компьютера из бросового материала. Изготовление закладок для книг из цветной бумаги. Изготовление номерков для гардероба из картона. | Встреча с библиотекарем в группе детского сада (рассказ о работе библиотекаря, правилах поведения в библиотеке). Экскурсия в библиотеку. Беседы с детьми о работе библиотекарей, составление рассказов. Встреча со школьниками – читателями библиотеки. Чтение произведений художественной литературы: С. Маршак «Как печатали книгу?», В. Маяковский «Эта книжечка моя про моря и про маяк», «Что такое хорошо и что такое плохо». Разгадывание загадок. Просмотр видеоролика о работе библиотеки. Совместный проект с родителями «Дом, где живут книги» (создание фотоальбома с изображением библиотек города, залами библиотек). Экскурсии в книжный магазин (с родителями). Беседы о любимых книгах, жанрах. Беседа «Для чего нужны библиотеки». | Игровое упражнение «Раскладываем книги на стеллажах» (по жанрам или по первой букве фамилии автора), «Заполнение формуляра». Показ образца действий «Работаем с книгой в читальном зале», «Ремонт книг», «Краткий рассказ о книге». |
2)
Сюжеты | Роли | Атрибуты | Игровые действия | Речевые обороты |
«Библиотека» | Заведующий библиотекой | Стол, стулья, ручка, карандаши, бланки заявок). | Организует и контролирует работу персонала; устраняет конфликты; делает заявки на приобретение новых книг, журналов; готовит выставки и встречи с читателями. | «Здравствуйте!», «Нравится ли вам у нас?», «Расскажите, что произошло?», «Я хотела бы сделать заказ на новые книги, журналы». |
Библиотекарь абонементного отдела | Формуляры, читательские билеты, компьютер, книги, журналы, столы, стулья, стеллажи, ручки, карандаши. | Приветливо здоровается, помогает определиться с выбором книги, подбирает необходимую литературу. | О чем бы Вы хотели узнать, прочитать?», «Понравилась ли вам эта книга, которую вы брали в прошлый раз?», «Вы выбираете книгу для себя или членов своей семьи?», «До свидания, приходите к нам еще». | |
Библиотекарь читального зала
| Формуляры, читательские билеты, компьютер, книги, журналы, столы, стулья, стеллажи, ручки, карандаши. | Подбирает интересующую литературу, напоминает, что обращаться с книгами нужно аккуратно и не выносить из читального зала, предлагает посмотреть новинки, журналы. | «Здравствуйте!», «Рады видеть вас в нашем читальном зале», «Просьба соблюдать тишину и не мешать другим читателям», «У нас появилась новинка, не хотели бы вы ее прочитать?» | |
Читатель | Читательский билет. | Объясняет, что его интересует, чтобы он хотел прочитать, какие журналы посмотреть, расписывается в формуляре. | «Здравствуйте!», «Меня интересует …книга», «А есть ли у вас произведения … автора?», «Большое спасибо», «До свидания». | |
Гардеробщик | Номерки для одежды и сумок | Принимает от читателя вещи, выдает ему номерок, принимает номерок, выдает вещи и сумки. | «Здравствуйте», «Возьмите, пожалуйста, номерок», «Всего доброго». | |
Сопутствующие сюжеты | ||||
«Презентация книги» | Писатель Иллюстратор | Книга, ручка Цветные карандаши, разноцветные листы бумаги. | Рассказывает о книге, ставит автографы. Создание иллюстраций к книгам. | «Разрешите представить вам мою новую книгу», «Книга, о которой я хотел бы вам сегодня рассказать о …» «Постарался передать замысел писателя в рисунках», |
«Кафе» | Продавец | Кукольная посуда, муляжи пирожных, выпечки, коробочки от соков. | Продает сок, воду, предлагает чай, выпечку. | «У нас сегодня очень вкусный чай», «Попробуете, пожалуйста…» |
«Транспорт» | Водитель Пассажир | Стульчики, руль, макет светофора, табличка «БИБЛИОТЕКА». Сумка. | Доставляет читателей в библиотеку и домой. Объясняет водителю, куда бы он хотел добраться. | «Присаживайтесь», «Пристегните, пожалуйста, ремни», «Куда вас отвести?» «Отвезите меня, пожалуйста, по… адресу», «Спасибо». |
- Схема игрового пространства.
III. Ход игры:
1) приемы создания интереса к игре (полное описание действий и речи педагога, определение роли педагога); Мотивация. Педагог обращается за помощью к инициативному ребёнку: «… я сегодня хотела бы приготовить пирог с яблоками, а рецепт не знаю, не подскажешь, где можно прочитать рецепт?»
2) сговор на игру: Подвести к тому, что много различной информации можно почерпнуть из книг, а много книг хранится в библиотеках. Спросить, есть ли у детей желание поиграть в игру «Библиотека». Уточнить у детей, какие атрибуты нужны для игры, где лучше всего расположить читальный зал, стеллажи с книгами. Попросить детей обосновать свой ответ. Воспитатель предлагает детям самостоятельно распределить роли, либо выбрать атрибут. Каждому атрибуту соответствует определенная роль.
3) приемы обучения игровым действиям: Воспитатель вместе с детьми вспоминает правила поведения в библиотеке; напоминает, что библиотекарь знает много художественных произведений, может рассказать о них, посоветовать, что можно почитать, поэтому ребёнок, на эту роль должен отвечать этим требованиям. Первым читателем выступает воспитатель, выбирает книгу, следит за правильностью заполнения формуляра, устраивается в читальном зале.
4) приемы поддержания и развития игры (описание приемов) для поддержания интереса воспитатель предлагает новые роли – репортер, который на выходе из библиотеки берет интервью у посетителей; писатель, иллюстратор, продавец, водитель, пассажир. Вводит новый сопутствующий сюжет – презентация книги, кафе, транспорт. Вводит новые атрибуты –
«Презентация книги» - книга, ручка, цветные карандаши, разноцветные листы бумаги.
«Кафе» - кукольная посуда, муляжи пирожных, выпечки, коробочки от соков.
«Транспорт» - стульчики, руль, макет светофора, табличка «БИБЛИОТЕКА».
5) приемы формирования взаимоотношений в игре (описание приемов)
Педагог наблюдает за игрой и лишь, в крайнем случае, включается в игру при помощи наводящих вопросов или советов. Напоминает, что друг с другом нужно быть вежливыми и приветливыми, обязательно нужно здороваться и прощаться, за указанные услуги говорить спасибо.
IV. Окончание игры:
Раздаётся звонок, воспитатель объявляет, что через пять минут библиотека закрывается. Просьба читателям сдать книги библиотекарю. Мы рады будем встречи с вами завтра. Просьба работникам библиотеки навести порядок на своих рабочих местах.
V. Оценка игры.
На выходе из библиотеки читателей и работников библиотеки встречает репортёр (педагог):
- вопросы к читателям: зачем вы посетили библиотеку, что нового узнали, понравилось ли вам обслуживание, хотели бы вы ещё раз прийти сюда?
- вопросы к работникам библиотеки: как прошёл рабочий день, были ли вежливы читатели, не грубили ли, какими книгами больше всего интересовались?
Уточнения педагога: Ребята, мне сегодня очень понравилось, как вы исполняли свои роли. А вам понравилось? Давайте похвалим себя и скажем «Молодцы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект математической экскурсии в библиотеку с детьми подготовительной группы.
Экскурсия в библиотеку....
«Проект сюжетно-ролевой игры «Библиотека» с детьми подготовительной к школе группы»
Сюжетно-ролевая игра "Библиотека"...
Проектирование сюжетно-ролевой игры «Ателье» с детьми подготовительной группы
Сюжетно-ролевая игра "Ателье"...
Проект сюжетно-ролевой музыкальной игры "Музыкальный магазин "
Развивать творческие способности детей, средствами музыкальной деятельности, делая жизнь воспитанников наиболее интересной, содержательной, наполненной радостью музыкального творчества....
Конспект сюжетно-ролевой игры "Магазин" с детьми подготовительной группы
Конспект занятия с детьми подготовительной группы с нарушениями слуха.Цель: развивать у детей в процессе игры диалогическую и инициативную речь....
Проектирование сюжетно-ролевой игры «Библиотека» с детьми подготовительной к школе группы
разработка сюжетно-ролевой игры содержит цель, задачи, предварительную работу, перспективный план подготовки и ход игры....
Экскурсия в библиотеку с детьми подготовительной группы.Знакомство с писателями Южного Урала.
Знакомство с писателями Южного Урала. Экскурсия в библиотеку....