тЕХНОЛОГИЯ детской экспериментальной деятельности
материал по окружающему миру
Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskoy_eksperimentalnoy_deyatelnosti.doc | 183 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35 «ЁЛОЧКА»
________________________________________________________________________
142530, Ухтомского, 3, г.о Электрогорск, Московской области
8(49643)3-29-55
Email: mdou35-elektrogorsk@rambler.ru
Сайт: https://mdou35elg.edumsko.ru/
ТЕХНОЛОГИЯ
детской экспериментальной деятельности
Воспитатель:
Кортуненкова Екатерина Сергеевна
г.о. Электрогорск
Технология детской экспериментальной деятельности в ДОУ
Актуальность. На современном этапе государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька общего образования, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать (прописано в проекте ФГОС к основной образовательной программе).
Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой вид деятельности соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.
Таким образом, мы считаем, что детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Углубленная работа с детьми по формированию их познавательной сферы способствовала разработке и внедрению в образовательный процесс нашего ДОУ педагогической технологии по детскому экспериментированию. Итогом проведенной работы стали разработка и апробация методического и дидактического материала, создание условий для организации детской экспериментальной деятельности.
Теоретико-методологической основой технологии являются труды:
- в области психологии В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, А.И. Савенкова; В.С Юркевича.
- в области педагогики Г.И. Щукиной, А.И. Ивановой, Н.А. Коротковой Иванова, С.Н. Николаевой, Н.Р. Морозовой, Н.Н. Поддъякова.
Цель педагогической технологии:
Создание условий для формирования основ целостного мировидения детей, а также развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования
Задачи:
1. Развивать у детей умение наблюдать, сравнивать, анализировать, описывать, строить предположения и предполагать способы их проверки, устанавливать причинно-следственные связи, эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру
2. Создавать предпосылки формирования у детей практических и умственных действий.
3. Воспитывать в детях самостоятельность в поведении и приобретении знаний.
4. Знакомить с различными физическими свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость).
5. Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение); о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух — его давление и сила; почва — состав, влажность, сухость.
6. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные- для удовлетворения своих потребностей, о значимости воды и воздуха в жизни человека.
7. Формировать опыт применения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
Формирование основ целостного мировидения детей, а также развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования будет успешно реализовано если:
- будет осуществляться последовательный системный подход в процессе формирования у детей основ целостного мировидения;
- более эффективно будет осуществляться сотрудничество педагога и ребенка; педагог во взаимоотношениях с детьми будет проявлять больше оптимизма, веры в его силы и поддерживает воспитанника;
- создана соответствующая возрасту и требованиям предметно-развивающая среда.
Предполагаемый результат:
1. Сформированность эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, основ диалектического мышления, коммуникативных навыков
2. Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития.
3. Углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы».
5. Усвоение основ целостного видения окружающего мира.
При планировании работы по организации детского экспериментирования, учитывается то, что в процессе экспериментальной деятельности ребенок должен приобретать опыт:
1. Физический: учиться управлять своим телом и определенными органами.
2. Природоведческий: знакомиться с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире.
3. Социальный: запоминать индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого).
4. Познавательный: тренировать мыслительные процессы, осваивать разнообразные мыслительные операции.
5. Лингвистический: заниматься словотворчеством, обсуждать итоги эксперимента, играть в словесные игры, то есть экспериментировать со словом.
6. Волевой: запоминать, как он сам может влиять на других людей.
7. Личностный: узнавать свои личностные возможности.
8. Поведенческий: моделировать свое поведение в различных ситуациях.
Занятия организуются на принципах:
- личностно-ориентированного взаимодействия и творческого сотрудничества детей и педагога;
- доступности предлагаемого материала;
- последовательности и постепенности предлагаемого детям материала;
- вариативности и проблемности;
- взаимодействия с семьей.
Занятия с детьми старшего дошкольного возраста строятся по трем уровням реализации “исследовательского обучения” (по А.И. Савенкову):
- педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти ребенку.
- педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно, (на этом уровне допускается коллективный поиск).
- постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработки решения осуществляется детьми самостоятельно.
Основные принципы организации детского экспериментирования:
- связь теории с практикой;
- развивающий характер воспитания и обучения;
- индивидуализация и гуманизация образования;
- природосообразность - акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников;
- целостность и системность обучающего процесса;
- взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество.
Успешность технологии:
Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям, и взрослым.
Ребенок-исследователь с рождения, но осознанно что-то делает с 5лет, а готовить ребенка к этой деятельности можно с раннего возраста. Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут могут помочь и родители и педагоги.
Виды работы:
- диагностика уровня развития познавательной активности;
- разработка перспективного плана и картотеки по экспериментальной деятельности;
- разработка игровых модулей по детскому экспериментированию;
- разработка серии экспериментов на материале родного края;
- создание организационно-педагогических условий для детского экспериментирования в групповом помещении и дома;
- организация совместных с детьми опытов и исследований;
- проведение эвристических бесед;
- экскурсии;
- сбор информации об изучаемом объекте с помощью различных методов;
- систематизация познавательных задач и проблемных ситуаций;
-взаимодействие с родителями: консультации по экспериментальной деятельности детей; параллельного взаимодействия в сферах: воспитатель — родитель; воспитатель — ребенок — родитель;
Форма работы: занятия со всеми детьми, с подгруппой, индивидуально. Проводится в виде игры, как организованная образовательная деятельность и во время прогулки под наблюдением воспитателя.
Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Не нужно стремиться к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.
Результаты технологии: обобщая материал по экспериментированию с дошкольниками, можно сделать вывод, что экспериментирование – это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса, к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении. Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.
Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности.
Детское экспериментирование очень тесно связано с развитием речи, наблюдением и трудом. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль. Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа. Связь экспериментирования с ИЗО тоже двустороння и важна. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента. Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т.д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности – чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.
Организация и условия экспериментальной деятельности дошкольников.
В нашем детском саду в каждой группе оборудованы зоны для проведения экспериментов. Экспериментальная зона создается для развития у детей познавательного интереса, повышение интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. Мини лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка. Начинаем работу с детьми со знакомства с оборудованием и их назначением, правилами поведения. Работа в экспериментальной зоне предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике. «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Этого китайского изречения мы придерживаемся в работе с детьми. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Эксперименты предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Овладение дошкольниками разными способами познания способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
Особенности руководства экспериментальной деятельностью дошкольника. Роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия. Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Воспитатель знакомится с ним заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома.
В процессе экспериментирования нет строгой регламентации времени и возможно варьирование заранее намеченного плана, так как непредсказуемы предложения и предложения детей. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.
Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей.
Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены. Воспитатель постоянно должен стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь в ответ на вопрос ребенка получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Желательно проверить все предложения детей, позволить им на практике убедиться в верности или неверности своих предположений (безусловно, если при этом никому не будет нанесен вред – ни объекту наблюдений, ни ребенку).
В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время он не выпускает из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным. После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место – почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.
При правильной организации работы у старших дошкольников формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей. Они должны постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так…», «Давайте посмотрим, что будет, если…». Роль воспитателя как умного друга и советчика возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Да и то не сразу даст ответ в готовом виде, а постарается разбудить самостоятельную мысль детей, с помощью наводящих вопросов направить рассуждения в нужное русло. Однако такой стиль поведения будет эффективным лишь в том случае, если у детей уже выработан вкус к экспериментированию и сформирована культура работы.
В подготовительной группе проведение экспериментов должна стать нормой жизни. Их надо рассматривать не как самоцель и не как развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателем и детьми.
Всегда необходимо помнить о соблюдении правил безопасности. Например, все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности:
- действие показывает педагог;
- действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причем тот, который заведомо совершит его неверно, что даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;
- иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность совершения которой велика;
- действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;
- действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;
- действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе. При работе с живым объектом ведущим принципом работы является принцип: «Не навреди». При выборе объекта надо учитывать его максимальное соответствие целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента, отдавая предпочтение тому, у кого данный признак выражен ярче.
Что дает экспериментальная деятельность? Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Опыт собственных открытий - одна из лучших школ характера. Главное, создать воображение ребенка целостные живые образы разных уголков Земли и окружающего мира. В ходе работы в специально подготовленной среде, дети проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации; задают вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?»; стремятся объяснить факты, связи, используя в речи обороты «потому что…»; проявляют интерес к познавательной литературе; умеют выражать свои мысли, формулировать представления об окружающем мире, событиях; пробуют самостоятельно составлять схемы и зарисовывать опыты; применяют свои знания в жизни.
Оснащение детской лаборатории: приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, песочные часы, компасы и магниты; прозрачные и не прозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки; природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть; бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока, деревянные, пластмасса, металлические предметы и деревянные катушки; разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька, наждачная; красители: ягодный сироп, акварельные краски; медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, мензурки, вата, воронки, мерные ложечки; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, стейки, нитки.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
- внешние (новизна, необычность объекта);
- тайна, сюрприз;
- мотив помощи;
- познавательный мотив (почему так);
- ситуация выбора.
Нами были определены показатели и подобраны диагностические методики по технологии (Таблица №1).
Важным становится не столько результат, сколько процесс работы ребенка в ходе экспериментирования; соответственно, и оценивается не то, какого результата добился ребенок, а то, как он думает, рассуждает. В этом случае мы выделяем такие показатели как целеполагание, планирование деятельности и процесс ее реализации. Безусловно, одним из показателей являются также рефлексивные навыки, т.е. умение детей формулировать выводы, аргументировать свои суждения. Любая деятельность зависит от отношения к ней субъекта. Таким образом, важно уметь оценить отношение детей к деятельности экспериментирования. Мы оцениваем: предпочтение к виду деятельности и по степени проявления интереса, активности участия в обсуждении и процессе деятельности. Следовательно, показатели сформированности деятельности экспериментирования необходимо исследовать как на внешнем, так и на внутреннем уровнях, то есть, качественные изменения в структуре личности и их проявления.
Таблица 1
Показатели | Диагностические методики |
Отношение детей к экспериментальной деятельности | Методика «Маленький исследователь»; индивидуальная карта показателей отношения к экспериментальной деятельности. |
Уровни сформированности экспериментальной деятельностью | Наблюдения воспитателя, индивидуальная карта показателей овладения детьми экспериментальной деятельностью. |
Уровень развития любознательности, познавательной активности | Анкета для воспитателя «Изучение познавательной инициативы». |
Разработанная методика «Маленький исследователь» предполагает выбор картинок, со схематичным изображением различных видов деятельности (экспериментальной, чтение книг, изодеятельность, игровой). Воспитатель предлагает детям осуществить из четырех один выбор: «К тебе пришел маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься?» Ответы фиксируются в протоколе цифрами 1, 2, 3, 4. За первый выбор засчитывается 4 балла, за второй – 3 балла, за третий- 2 балла, за четвертый-1 балл. (Таблица №2)
Данные по методике «Маленький исследователь» на констатирующем этапе
Таблица 2
Фамилия, имя ребенка | Количественная обработка (баллы) | Качественная обработка | |
1. | Аня С. | 3 | Чтение книг |
2. | Паша А. | 1 | Игровая |
3. | Дима А. | 4 | Экспериментирование |
4. | Ян К. | 3 | Чтение книг |
5. | Саша П. | 3 | Чтение книг |
6. | Зарина Т. | 1 | Игровая |
7. | Ярик О. | 1 | Игровая |
8. | Катя Ш. | 2 | Изодеятельность |
9. | Маша Г. | 2 | Изодеятельность |
10. | Адьяна Е. | 4 | Экспериментирование |
11. | Алина Д. | 1 | Игровая |
12. | Айя С. | 1 | Игровой уголок |
13. | Максим Д. | 2 | Изодеятельность |
14. | Алина К. | 1 | Игровая |
15. | Лиза А. | 2 | Изодеятельность |
16. | Марат С. | 1 | Игровая |
17. | Кристина З. | 4 | Экспериментирование |
18. | Дима М. | 2 | Изодеятельность |
19. | Давлат Б. | 1 | Игровой уголок |
20. | Руслан В. | 3 | Чтение книг |
С целью выявления у детей старшего дошкольного возраста сформированности деятельности экспериментирования и отношения к экспериментальной деятельности мы разработали показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью. За основу взяли сводные данные о возрастной динамике формирования навыков всех этапов экспериментирования. (Таблица № 3)
Таблица 3
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью
Уровни | Отношение к экспериментальной деятельности | Целеполагание | Планирование | Реализация | Рефлексия |
Высокий | Познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. | Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. | Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями. | Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца. | Формулирует в речи достигнут результат или нет, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные причинные связи. Делает выводы. |
Средний | В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес | Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого) | Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым. | Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы. | Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого. |
Низкий | Познавательный интерес неустойчив, слабо выражен. | Не всегда понимает проблему. Малоактивен в выдвижении идей по решению проблемы. С трудом понимает выдвинутые другими детьми гипотезы. | Стремление к самостоятельности не выражено. Допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности из-за недостаточного осознания их качеств и свойств. | Забывает о цели, увлекаясь процессом. Тяготеет к однообразным, примитивным действиям, манипулируя предметами. Ошибается в установлении связей и последовательностей (что сначала, что потом). | Затрудняется сделать вывод даже с помощью других. Рассуждения формальные, псевдо логические, ребенок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которым он действует не вникая в его подлинное содержание. |
На основании индивидуальных карт обследования и наблюдения воспитателя за степенью овладения экспериментальной деятельностью мы увидели, что дети имеют низкий уровень овладения экспериментальной деятельностью. Познавательный интерес детей неустойчив, они не всегда понимают проблему. При выборе материалов для самостоятельной деятельности допускают ошибки из-за недостаточного осознания их качеств и свойств. Часто дети забывают о цели, увлекаясь процессом, тяготеют к примитивным действиям. Затрудняются сделать вывод. Рассуждения формальные, ребенок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которыми он действует, не вникая в его подлинное содержание.
Для оценки изучения уровня развития любознательности и познавательной активности, проведено анкетирование на основе наблюдений за поведением детей в естественной обстановке и бесед с родителями. Основой послужила анкета «Изучение познавательных интересов» (В.С.Юркевича).
Анкета «Изучение познавательных интересов»
Таблица 4
№ п/п | Вопросы | Возможные ответы | Балл | |
1 | Как часто ребенок подолгу занимается в уголке познавательного развития, экспериментирования? | а) часто б) иногда в) очень редко | 5 3 1 | |
2 | Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность? | а) рассуждает самостоятельно б) когда как в) получить готовый ответ от других | 5 3 1 | |
3 | Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой? | а) очень эмоционально б) когда как в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями) | 5 3 1 | |
4 | Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как? | а) часто б) иногда в) очень редко | 5 3 1 | |
5 | Проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать); | а) часто б) иногда в) очень редко | 5 3 1 | |
6 | Проявляет интерес к познавательной литературе | а) часто б) иногда в) очень редко | 5 3 1 |
30-22 баллов – потребность выражена сильно;
21 –18 баллов – потребность выражена умеренно;
17 и меньше баллов – потребность выражена слабо.
Полученные данные отражены в таблице «Изучение познавательных интересов»
Данные анкеты «Изучение познавательных интересов»
Таблица 5
Количественная обработка (баллы) | Качественная обработка | |
1. | 18 | Потребность выражена умеренно |
2. | 15 | Потребность выражена слабо |
3. | 22 | Потребность выражена сильно |
4. | 19 | Потребность выражена умеренно |
5. | 16 | Потребность выражена умеренно |
6. | 21 | Потребность выражена слабо |
7. | 18 | Потребность выражена умеренно |
8. | 25 | Потребность выражена сильно |
9. | 21 | Потребность выражена умеренно |
10. | 19 | Потребность выражена умеренно |
11. | 21 | Потребность выражена умеренно |
12. | 20 | Потребность выражена умеренно |
13. | 20 | Потребность выражена умеренно |
14 | 19 | Потребность выражена умеренно |
15. | 21 | Потребность выражена умеренно |
16. | 18 | Потребность выражена умеренно |
17. | 20 | Потребность выражена умеренно |
18 | 19 | Потребность выражена умеренно |
19. | 15 | Потребность выражена слабо |
20. | 21 | Потребность выражена умеренно |
Из вышеприведенных результатов мы видим, что:
10% детей – познавательная потребность выражена сильно.
75% детей – познавательная потребность выражена умеренно.
15% детей – познавательная потребность выражена слабо.
Для определения уровня знаний о неживой природе мы составили следующие вопросы:
Опишите качество, свойство и назначение предметов: из дерева; из стекла; из бумаги; из резины; из металла; из пластмасса.
Что ты знаешь о воздухе? О воде? О песке? Глине?
На основании индивидуальных карт обследования мы вывели общий уровень знаний каждого ребенка. В итоге мы получили:
Высокий уровень – 10%
Средний уровень – 45%
Низкий уровень – 45%
По результатам выявленного уровня экологических знаний о неживой природе установлено, что отсутствуют знания о свойствах воздуха, глины, стекла и др., частично знают об их назначении. Дети плохо вычленяют существенные особенности предметов, делают ошибки при группировке предметов.
Таким образом, на констатирующем этапе мы выявили, что дети не проявляют интерес к экспериментированию, предпочитая другие виды деятельности; дети мало проявляли интерес к поисковой деятельности, отсутствует ряд навыков и необходимых компонентов для экспериментирования (умения ставить цель, выбирать необходимый материал, планировать свои действия с материалом с направленностью на результат); познавательный интерес выражен недостаточно; дети мало знают о свойствах и качествах материалов неживой природы.
Данные диагностики свидетельствуют о необходимости целенаправленной систематической работы по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Поэтому мы разработали занятия с использованием экспериментов с неживой природой для детей старшего дошкольного возраста.
В процессе работы по технологии с детьми старшего дошкольного возраста, проводимой с октября 2011 года по 31 января 2012 года, мы увидели, что первоначальные результаты диагностики изменились.
При повторном проведении диагностики детям были предложены аналогичные задания.
Данные по методике «Маленький исследователь» в %
Таблица 6
Виды деятельности | Количество баллов (в% соотношении) | |
На начало эксперимента | На конец эксперимента | |
Экспериментирование | 15% | 39% |
Чтение книги | 20% | 23% |
Изодеятельность | 25% | 22% |
Игровая | 40% | 16% |
Таким образом, по результатам представленным в сводной таблице мы видим, что предпочтения в выборе деятельности дети изменили в сторону экспериментирования (в 2,5 раза). Экспериментирование, как вид деятельности, стал для детей одним из любимых. (Приложение 1).
Познавательная деятельность в процессе экспериментирования каждого ребенка оценивались по следующим показателям (по десятибалльной системе): положительное отношение к экспериментированию; проявление инициативы, самостоятельности; исследовательские умения; проявление любознательности; умения задавать вопросы.
Полученные данные отражены в таблице №7
«Индивидуальная карта показателей познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста»
Таблица 7
Положительное отношение к экспериментированию | Проявление инициативы самостоятельности | Исследовательские Умения | Проявление любознательности | Умения задавать вопрос | Количество баллов | Уровень | |
1 | 10 | 10 | 7 | 9 | 8 | 44 | В |
2 | 8 | 7 | 6 | 8 | 7 | 36 | В |
3 | 10 | 7 | 7 | 8 | 7 | 39 | В |
4 | 6 | 7 | 6 | 5 | 5 | 29 | С |
5 | 6 | 6 | 6 | 7 | 8 | 33 | В |
6 | 10 | 9 | 8 | 8 | 9 | 44 | В |
7 | 9 | 6 | 7 | 7 | 6 | 35 | В |
8 | 7 | 6 | 6 | 5 | 6 | 30 | С |
9 | 10 | 8 | 8 | 7 | 8 | 44 | В |
10 | 10 | 7 | 8 | 9 | 9 | 43 | В |
11 | 6 | 6 | 5 | 7 | 5 | 29 | С |
12 | 6 | 7 | 5 | 7 | 5 | 30 | С |
13 | 6 | 8 | 7 | 8 | 9 | 38 | В |
14 | 9 | 7 | 8 | 8 | 6 | 38 | В |
15 | 10 | 7 | 9 | 8 | 9 | 43 | В |
16 | 8 | 8 | 8 | 7 | 7 | 38 | В |
17 | 10 | 9 | 7 | 7 | 8 | 41 | В |
18 | 7 | 8 | 7 | 7 | 6 | 35 | В |
19 | 6 | 8 | 7 | 8 | 7 | 36 | В |
20 | 10 | 7 | 8 | 8 | 9 | 42 | В |
Данные таблицы показывают, что В (высокий уровень) - 80%; С (средний уровень) – 20% - после проведения формирующего эксперимента уровень познавательной активности повысился.
Для выявления уровня знаний предметов и объектов неживой природы по окончании формирующего эксперимента, нами были составлены вопросы. Результаты оценивались на основании показателей уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью, предложенной авторским коллективом Климовой Н.Р., Кривовой Л.И., Прохоровой Л.Н.
1. Расскажи о воздухе, о его значении, свойствах, каким способом проверить (его наличие, легкость, силу и т. д. – покажи.
2. Расскажи о значении и свойствах воды, каким способом проверить (выталкивает легкие предметы, текучесть, испарение и т. д.), покажи.
3. Сравни свойства песка, глины, почвы.
4. Расскажи о свойствах магнита.
5. Сравни свойства стекла и пластмассы, их назначение.
6. Сравни свойство дерево и железо, их назначение.
7. Сравни свойство резины и бумаги, их назначение.
8. Сравни свойства стекла и пластмасса, их назначение.
Высокий уровень: Ребёнок составляет развёрнутый рассказ на вопрос воспитателя. Ответ полный со всеми пояснениями, хорошо проводит сравнительный анализ между свойствами предметов. Знает назначение предметов и объектов окружающего. Видят 2-3 звена причинно- следственных связей. Могут подтвердить свои ответы опытом или рассказом как его провести.
Средний уровень: дети составляют рассказ с помощью наводящих вопросов. Знают несколько свойств и назначений предметов, и объектов действительности. При сравнении объектов находят в большинстве только различия. Видят 1-2 звена причинно-следственных связей. Затрудняются подтвердить свои ответы практическим способом.
Низкий уровень: ребенок составляет короткий рассказ с помощью воспитателя. Знают небольшое количество свойств и назначений предметов, и объектов действительности. Затрудняются провести сравнительный анализ между свойствами предметов. Понимают простейшие одночленные причинно-следственные связи. Не могут практически подтвердить свои высказывания.
На основании индивидуальных карт обследования мы вывели общий уровень знаний каждого ребенка и общий уровень знаний детей о неживой природе.
Высокий уровень – 40%
Средний уровень – 60 %
Низкий уровень - 0
Мы увидели, что у детей имеются широкие представления о свойствах и качествах различных материалов, и их назначении.
Результаты работы по технологии: таким образом, результаты проведенной работы показали, что применение технологии детского экспериментирования в ДОУ оказало влияние на:
- повышение уровня развития любознательности, исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
- личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать ее с другими и т. д.);
- знания детей о неживой природе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М., 2004.
2. Иванова А.И. Живая экология. М.,2006.
3. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. 2003.№3.
4. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкльного возраста. - ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
5. Морозова Н.Г. Учителю о Познавательном интересе. М.: Значение, серия Педагогика и психология»,1979.
6. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. М., 2002.
7. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М.,2002.
8. Программа воспитания и обучения детей в детском саду «От рождения до школы» / Отв.ред. Н.Е. Веракса. М., 2007.
9. Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. - М., 1996.
10. Рубинштейн С. Л. Вопросы общей психологии. - М., 1985.
11. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007. №6.
12. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М..1971.
13. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. М.,1975.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет не тему «Организация детской экспериментальной деятельности в условиях современного детского сада»
Цель: расшерение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности....
Технология: "Опытно-экспериментальная деятельность детей в формировании познавательных процессов" Е.А. Мартынова, И.М.Сучкова; Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления ...
Технология опытно-экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека, овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой которые обеспеч...
Опыт работы в организации детской экспериментальной деятельности в 1 младшей группе как средство познавательной деятельности.
Организация эксперементальной деятельности в 1 младшей группе...
Технология детской экспериментальной деятельности в ДОУ
Актуальность. На современном этапе государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. ...
Технология детской экспериментальной деятельности в ДОУ
Актуальность. На современном этапе государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. ...