Занятие по ознакомлению с окружающим "Насекомые"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Рожнова Марина Анатольевна

Занятие по ознакомлению с окружающим "Насекомые".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ

ПО ТЕМЕ: «НАСЕКОМЫЕ»

Подготовила и провела воспитатель школы 1360.

Дошкольных групп «Лукоморье».

Группа «Пчелки».

Воспитатель Рожнова Марина Анатольевна.

Тема «Насекомые»

Программные задачи:

  1. Расширить представление детей о жизни насекомых;
  2. Формировать умения называть характерные особенности внешнего вида;
  3. Активизировать употребление в речи названий частей тела насекомых (голова, брюшко, ноги, усики);
  4. Развивать познавательный интерес к окружающей живой среде;
  5. Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

Материалы: ткань зеленого цвета, цветы, макеты насекомых, письмо с загадками, схема развития бабочки, модуль строения насекомых, подарки.

Ход занятия

Приветствие.

Воспитатель:

 Утром встали малыши,

Снова в садик свой пришли,

Гости здесь у нас с утра,

Вам мы рады как всегда

Поздоровайтесь друзья!

Дети:

 Здравствуйте!

Воспитатель: Рядом друг с другом становитесь, и друг другу улыбнитесь. Ребята, давайте встанем в круг и поделимся хорошим настроением друг с другом. Я улыбнусь и передам свою улыбку… (называю имя ребёнка, стоящего справа), он передаст свою улыбку следующему. Улыбка должна вернуться ко мне. (Дети по очереди передают улыбки друг другу). Хорошо, спасибо. Присаживайтесь на свои стульчики.

Воспитатель: Ребята, какая прекрасная стоит погода на улице. Солнышко пригревает, на всех деревьях распустились листочки. Весело поют на улице птички. Расцветают цветы. А как называется время года, когда все это происходит в природе. (ответы детей)

А назовите первый месяц весны? (март)

А второй месяц? (апрель)

А какой третий месяц весны? (май)

 1. Воспитатель: Молодцы ребята, А теперь я предлагаю вам перенестись на весеннюю полянку. Для этого мы закроем глазки и скажем раз, два, три на полянке очутись. (Дети, закрыв глаза).

 - Мы на лесной полянке. (воспитатель с детьми подходит к столу, накрытом зеленой тканью и украшенном цветами) или сделать макет на доске.

- Посмотрите, сколько на ней много цветов, какие они красивые, но почему-то на полянке больше никого нет.

- Ой, а что это такое лежит на полянке?

- Это конверт с письмом.

- Кто-то нам оставил письмо, давайте его прочитаем.

Письмо.

Помогите! Помогите!

Нас заколдовала злая фея и мы теперь в опасности.

Чтобы нас спасти, надо отгадать загадки.

(подпись) Насекомые.

- Ну что, ребята, мы будем спасать насекомых из беды? (да)

1.

 Красненькие крылышки,

черные горошки.

Кто это гуляет по моей ладошке?

Дети: Божья коровка

2.

 Прыгает пружинка -
Зелёная спинка -
С травы на былинку,
С ветки на тропинку.

Кузнечик.

3.

Громко я жужжу, летая,
Мёд целебный собирая.
Всем полезна и мила
Хлопотливая   
(пчела).

4.

•Не птица, а с крыльями,
Не пчела, а летает.
Яркая, нарядная
Над цветами порхает,

Нектар собирает.
(Бабочка)

 Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.

Дети: Бабочка

 

- Вот, сколько маленьких жителей полянки вы расколдовали.

- Какие вы молодцы!

- А как можно их всех назвать одним словом? (насекомые)

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим насекомых на картинках.

(Картинки выставляются перед детьми.)

Воспитатель: ребята, посмотрите, у большинства насекомых есть крылья. Скажите, пожалуйста, а для чего насекомым крылья?

Дети: чтобы летать с одного места на другое.

Воспитатель: да, они больше передвигаются с помощью крыльев, но у них также есть и лапки.

- Ребята, а скажите пожалуйста, что нужно насекомых для жизни?

Дети: им нужен воздух, вода, солнце, трава, цветы….

Воспитатель: ребята, а на воде можно увидеть насекомых?

Дети: можно. Стрекоза летает около водоемов. Комары, мошки..

Воспитатель: какие удивительные и разнообразные бывают насекомые.

- А скажите каких вредных насекомых вы знаете?

Дети: например муха, комар.

Воспитатель: а чем вредны мухи?

Дети: мухи переносят инфекции. Комары кусают людей.

Воспитатель: в то же время мухами питаются птицы. А кто питается комарами?

Дети: лягушки.

Воспитатель: Почему бабочку можно спутать с цветком?

Дети: она такая же красивая и разноцветная.

Воспитатель: ребята, а скажите, можно ли трогать насекомых, приносить домой?

Дети: нет

Воспитатель: почему?

Дети: могут укусить, ужалить. Они не могут жить дома.

Воспитатель: насекомых нужно беречь. Мы можем их поранить, мы с вами вон какие большие, а они маленькие.

Воспитатель: а сейчас приглашаю всех встать и сделать физкульминутку

4. Физминутка. «Стрекоза»

Вот летит стрекоза (дети имитируют полет стрекозы)

Как горошины глаза, (изображают большие глаза стрекозы)

А сама как вертолет, (вращение)

Влево, вправо, назад, вперед (наклоны).

Давайте сядем на стульчики и послушаем.

- Ребята, а для чего нужны насекомые?

  (Служат кормом для птиц, опыляют растения, уничтожают тлю, делают мед)

Пчела – Пчелка труженица. Это насекомое без конца в работе. Пчелки постоянно делают мед.

Кузнечик – Охотятся за другими насекомыми. Служат пищей для более крупных животных. Обгрызают листочки растений.

Кузнечика мы заметим в траве? Почему?

(дети — В траве его не видно, он зеленый, под цвет травы)

Воспитатель — А как мы можем узнать, есть кузнечик на полянке или нет?

(дети — Мы услышим, как он поет)

Воспитатель — Чем он делает такие звуки?

(дети — Крыльями)

Воспитатель — Верно, он трет одно крылышко  о другое  и получается такая песня кузнечика. Мы говорим, что он не поет, а что делает?

(дети — Стрекочет)

Воспитатель — Питаются кузнечики листьями растений, мягкими семенами, мелкими насекомыми.

Божья коровка – А интересно, почему этого божью коровку назвали божьей коровкой?

Божья коровка питается тлей, личинками колорадского жука.

И правда, какой необычно красивый жучок.

Божья коровка очень яркая. У нее красная спинка.

Воспитатель — Значит и мы и птицы могут ее заметить. Как же она защищается от врагов? Оказывается, она выделяет горькую, желтую жидкость, эта жидкость очень горькая и едкая на вкус с неприятным запахом. А что означает красный цвет божьи коровки?  Я не съедобная!  Не прикасайтесь ко мне!

  Воспитатель — Божья коровка — это полезное насекомое или нет?

(дети — Полезное)

Воспитатель — Какую пользу приносит?

(дети — Она уничтожает тлю)

Воспитатель — Верно, она поедает маленьких букашек- тлю. Тля высасывает сок из листьев деревьев, растений и растения погибают. Божью коровку называют санитаром садов и огородов.

Бабочка – Воспитатель — Чем питается бабочка?

(дети — Соком растений, нектаром)

Воспитатель — Как она пьет нектар?

(дети — Хоботком)

Воспитатель — Можно ли ловить бабочек? Почему?

(дети — Нет, мы можем поранить бабочку)

Воспитатель — Крылья у бабочки покрыты маленькими цветными чешуйками. Если мы схватим бабочку за крылья, то чешуйки облетят, и бабочка не сможет летать. Что с ней случится?

(дети — Погибнет)

Воспитатель — Как вы  думаете, пользу или вред приносят бабочки?

(дети — Пользу, опыляют растения)

Стрекоза – Уничтожает комаров и мух.

Муравей – Ребята, а вы знаете, кто на земле самый сильный?
Нет, не слон, не бегемот. Самый сильный на земле – муравей! Ведь он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса.

Если представить, что Коля (вызывается ребенок) – муравей, то он сможет унести на себе 10 ребят. (Вызываются 10 человек). Сможет наш Ваня поднять и нести всех этих ребят? Нет. А муравей может нести на себе груз, в 10 раз тяжелее его самого. Муравей, хоть и маленький, а настоящий силач.

Муравьи живут большими семьями. Как называется их дом? Из чего строят?

(дети — Муравейник строят из веточек, хвоинок, соломинок, травинок).

Воспитатель — Муравьи очень трудолюбивые насекомые. Каждый занят своим делом. Есть строители, что они делают?

(дети — Строят муравейники, ремонтируют ходы и переходы)

Воспитатель — Есть уборщики, добытчики, солдаты, чем они занимаются?

(дети — Чистят муравейники, добывают корм, защищают муравейник)

Воспитатель — Муравьи полезные или вредные насекомые?

(дети — Полезные, они поедают гусениц, тлю)

Воспитатель — Они уничтожают вредных насекомых, которые объедают листья и хвою деревьев. Их называют санитарами леса.

Муха – разносят грязь, болезни

Комар -разносят грязь, болезни.

Жук -

Молодцы ребята, а теперь я расскажу вам как же появляются насекомые.

- А вот знаете, что с некоторыми насекомыми происходят чудеса. А чудеса проявляются в том, что мухи, бабочки, жуки никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми.

Вот, например, бабочка.

http://cdn01.ru/files/users/images/33/ac/33ac5cbb95b0323f959e6bd86fd78e9c.jpg

(показываю схему развития бабочки)

- Она отложила яйца, часть яиц склюют птицы или унесут муравьи, но некоторая часть останется. Из оставшихся яиц вылупляются гусеницы. Пройдет время и превратятся гусеницы в куколок.

А из куколки появится бабочка. Зашевелится куколка, лопнет у нее на спинке шкурка, появятся крылышки, а потом и вся бабочка. Сначала крылышки у бабочки мокрые и она не может лететь. Она обсушит крылышки и полетит.

А когда бабочка захочет есть она сядет на цветок, раскрутит свой хоботок, который при полете у неё свернут в спираль. Раскручивает и опускают в цветок. Бабочка пьют нектар и переносит с цветка на цветок пыльцу.

Вот такая удивительная бабочка ребята.

Вот так, ребята, появляется бабочка!

Посмотрите какая красивая бабочка залетела к нам в гости.

Давайте рассмотрим ее повнимательней.

Найдем общие признаки насекомых.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/137e/0006f14d-d87b983a/img2.jpg

У всех насекомых есть голова, грудь, брюшко, усики, 6 лапок.

(один из детей берет макет насекомого и рассказывает, показывая части тела насекомого)

- Молодцы!

- А теперь чуть-чуть отдохнем.

Физминутка.

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела,

И нектара чуть поела.

На четыре – полетела.

У реки остановилась,

Над водою покружилась.

Пять - на место свое села.

(первый раз показывает воспитатель, а остальные два раза выполняет вместе с детьми)

-Молодцы!

Теперь мы поиграем в игру.

1. Игра с мячом «Закончи предложение». 

Воспитатель: Слушайте следующее задание. Я бросаю мяч и начинаю предложение. Вы ловите мяч и заканчиваете предложение. Ваша часть предложения начинается со слов «потому что». Закончив предложение, вы повторяете его целиком.

Воспитатель : Бабочка красивая,.

Ребенок:… потому что у неё разноцветные крылышки.

Аналогично дети заканчивают предложения «Пчела мне нравится… », «Комар мне не нравится… », «Мне нравится стрекоза, … »

2.Игра «Кого не стало?»

Вот наши насекомые, вы закрываете глаза, а я убираю одного из них. А вы должны мне сказать кого же я убрала, кого не стало?

А теперь ребята я приготовила для вас сюрприз.

Проходите за столы.

Для каждого из вас есть конверт, а в нем лежат паззлы с насекомыми. Вам надо их собрать и сказать у кого какое насекомое получилось.

Ребята, прежде чем приступить к работе, давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

1. Божья коровка
По цветку ползет букашка,
(выставить из левого кулака указательный палец и мизинец — это «усы» божьей коровки)
На ней красная рубашка.
(накрыть спинку божьей коровки правой ладонью)
Маленькая крошка,
(правой рукой погладить божью коровку)
На спине горошки.
(указательным пальцем правой руки «ставить» точки на «спинке» божьей коровки)

Молодцы, ребята, как много нового мы сегодня узнали.

Нас в любое время года

Учит мудрая природа

Птицы учат пению,

Паучок – терпению.

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Учит снег нас чистоте,

Учит солнце доброте

И при всей огромности

Обучает скромности

У природы круглый год

Обучаться нужно.

Весь большой лесной народ

Учит крепкой дружбе.

Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...