НОД "Воздух вокруг нас"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Занятие по окружающему миру с использованием экспериментальной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh.docx17.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с использованием исследовательской деятельности в подготовительной группе

                                                                                                   "Воздух вокруг нас»

 

 Цель: формирование познавательных действий дошкольников, путём использования поисково-исследовательской технологии

 Задачи:

образовательные:

- формировать умения находить воздух в окружающей среде, уточнить и расширить знания детей о воздухе (невидимый, бесцветный, без запаха и вкуса, в воде виден в виде пузырьков); закрепить знания детей о том, что воздух – условие жизни всех живых существ на земле;

-поощрять выдвижение гипотез детьми; стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми;

-формировать умение чётко решать поставленные задачи самостоятельно и при взаимодействии со сверстниками;

развивающие:

-развивать у детей мыслительные операции – анализ.

-развивать исследовательскую активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, формировать на их основе устойчивые познавательные интересы;

воспитательные:

- воспитывать культуру речевого общения;

-формировать понимание важности чистого воздуха для человека; - воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде.

Планируемые результаты: дети могут найти воздух в окружающем пространстве и предметах.

Развивающая среда: Целлофановые мешочки на каждого ребёнка, стаканчики с водой и соломинками на каждого ребенка, ёмкость с водой, целлофановый мешок с кубиками, стаканчики, трубочки, пластилин, сухая салфетка, губки, камни, презентация «Загрязнение воздуха», картинка «Свойства воздуха».

Ход занятия:

Загадка:

Через нос проходит внутрь,

И обратный держит путь.

Он невидимый и все же

Без него мы жить не можем. (воздух)

Сообщение о теме занятия.

-Ребята, мы все с вами КТО? (люди)

- Скажите, что необходимо человеку для жизни? (пища, одежда, вода, воздух) 

- Воздух нам нужен?

-Для чего нам нужен воздух? (для того, чтоб дышать, чтобы жить)

-Скажите, а воздух нужен только людям? А кому ещё? (зверям, птицам, рыбам, растениям)

Значение воздуха

- А как вы думаете, что произойдёт если воздуха не будет?

(начнём задыхаться, можем умереть. Без воздуха нет жизни на земле. Воздух нужен нам для дыхания.)

Свойства воздуха

- Воздух можно увидеть? (воздух нельзя увидеть)

-Почему? (он прозрачный, невидимый)

-Попробуйте вдохнуть воздух ртом.  Какой он на вкус? (без вкуса)

- Есть ли у воздуха запах? (чистый воздух без запаха)

Вывод: воздух бесцветный, прозрачный. У него нет запаха.

(общая картинка, как подтверждение детских ответов)

Постановка проблемы

- А воздух есть везде или нет? (ответы детей)

- Хотите узнать, кто из вас прав?

Пути решения проблемы.

-Как мы можем это узнать? (провести эксперимент, опыт)

Прошу пройти вас в нашу экспериментальную лабораторию.

-Ребята, так что же нам нужно выяснить? (везде ли есть воздух)

Опыт № 1 «Есть ли воздух в пакете?»

Воспитатель показывает детям пакет, наполненный кубиками.

- Что в пакете? (в пакете кубики)

- Как вы догадались? (увидели)

Воспитатель освобождает   пакет от кубиков.

-Что теперь в пакете? (ничего, он пустой)

-А вы в этом уверены?

Воспитатель   аккуратно сверху скручивает пакет. В нижней части он обретает выпуклость и упругость и дает потрогать его детям.

-Что вы чувствуете? (в пакете есть воздух)

-Как вы это поняли? (он тугой или упругий)

Вывод: в пакете с кубиками был ещё и воздух

Игра «Поймай воздух»

 Опыт № 2 «Воздух в человеке»

-Ребята, а есть ли воздух в Маше, во мне? А где он в ней, во мне? (затруднение, в легких)

-Давайте его искать (проверим)?

-Придвиньте к себе стаканы с водой, вдохните через нос и выдохните через соломинку в стакан с водой. Что вы видите? (появляются пузырьки воздуха)

Вывод: пузырьки - это воздух, который вы вдохнули. В человеке есть воздух. Не весь воздух, который мы вдохнули при выдохе вышел. Часть осталась. Где? (в легких)

Опыт № 3 «Есть ли воздух в предметах (губки и камни)? »

- Ребята у нас на столе лежат предметы, как вы думаете, в них есть воздух?

-Давайте проверим, кто из вас прав.

-Возьмите в руки губки, рассмотрите их сожмите.  Какие губки? (мягкие, легкие)

- Медленно опуская губку в воду, понаблюдайте, что происходит? (пузырьки воздуха поднимаются вверх)

Вывод: В губке был воздух и его можно увидеть, когда он вытесняется водой.

То же самое проделываем с камнем.

Опыт №4 «В пустых емкостях тоже есть воздух»

 - Ребята передо мной ёмкость с водой. Посмотрите на стакан, что вы в нём видите? (ничего, воздух)

Прикрепить на дно стакана салфетку.

- Что находится в стакане (салфетка)

-А ещё что – то есть? (воздух)

-Значит, в стакане кроме салфетки есть воздух. А я не уверенна (посеять сомнение). А если я опущу стакан с салфеткой в воду, что произойдет?

Проводится опыт. Воспитатель переворачивает   стакан вверх дном и аккуратно опускает стакан в воду. Потом вынимает стакан.

- Что произошло с салфеткой? (ответ – она осталась сухой)

- Почему? (потому что воздух не дал салфетке намокнуть)

- Значит, воды в стакане не было.

Вывод делает воспитатель: воздух не пропускает воду.

- Ребята, давайте вспомним с какой проблемой мы сегодня пришли в лабораторию, что нам нужно было выяснить? (везде ли есть воздух)

Вывод общий делают дети: воздух есть везде.

Воспитатель и дети возвращаются из лаборатории в детский сад.

Физкультминутка:

Мы вдохнули глубоко, дышим мы легко-легко. Плавно руки вверх подняли и кистями помахали. Руки мы к плечам прижали и локтями повращали. Сделали по пять прыжков. И к работе будь готов!

Загрязнение воздуха

-Воздух всегда бывает чистым? (нет)

- Почему?  Что или кто загрязняет воздух? (заводы, свалки мусора, машины)

- Проверим себя, посмотрите на экран (Презентация «Загрязнение воздуха»)

- Что может произойти, если человек будет продолжать губить природу? К чему может привести, если человек будет дышать загрязнённым воздухом? (загрязнения и болезни) (слайды)

-Что или кто может очистить загрязнённый воздух? (растения)

-Какие? (деревья, комнатные цветы)

-Как мы можем помочь природе?

-А что можем сделать мы, чтобы воздух стал чище?

 не вырубать деревья без надобности, разводить в помещениях комнатные растения, больше сажать деревьев, меньше пользоваться автомобилями, не жечь опавшую листву и мусор).

Итог:

-Где мы сегодня с вами побывали?

-Что интересного делали?

-Как мы можем помочь природе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного занятия "Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет"

Обогатить личный опыт детей конкретными представлениями через приобщение их к самоисследованию....

Проект гражданско-патриотической направленности "Мир вокруг нас. Разноцветные дети"

Данный проект осуществляется в нашем детском саду в течение трёх лет. Заключительным его этапом мы планируем сделать большой подпроект "Моя Россия"....

Сценарий проведения фестиваля "Мир вокруг нас" для старшей группы

Наша группа представляла страну Армению на фестивале "Мир вокруг нас" . Этому выступлению предшествовала большая работа детей, родителей и воспитателей. Вот что получилось....

Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)

Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» для детей 6 - 7 лет на 1год обучения

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» эколого-биологической направленности и предназначена для детей 6-7 лет.Данная программа актуальна в связи с необходимостью создания от...